Аланская гимназия в поликультурном пространстве
6 февраля 2018 Аналитика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1988 просмотров]
В последнее время повысился интерес к национальному самосознанию нашего народа, к его этническим корням, скифо-аланскому прошлому, кодексу чести и достоинства, заложенному в понятии "Æгъдау"…
Одним словом, ко всему тому, что делает нас единым народом. Практическим воплощением этой идеологии стали открытие Аланской гимназии, создание телерадиокомпании "Осетия-Ирыстон", новая концепция Всеосетинского народного общественного движения "Стыр ныхас", принятая на IХ съезде осетинского народа, и другие. Если к этому еще прибавить преподавание в школах предмета "Традиционная культура осетин", то станет понятной направленность развития общества, ведомого нынешним руководством республики.
Из этого ряда нас в данном случае интересует школа-интернат "Аланская гимназия", которая находится под личным патронатом главы республики. Эта образовательная организация не что иное, как осетинская национальная школа, и в ней мы видим новый виток в актуализации региональной образовательной системы, которая должна обеспечить полноту и непрерывность процесса образования, воспитание и развитие личности учащегося в лоне родного языка, литературы и культуры. При этом цели, задачи, содержание, технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современного поликультурного образовательного пространства.
Выбор родного языка в качестве языка обучения не противоречит действующему Закону "Об образовании в Российской Федерации", в статье 14 которого сказано: "Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке…"
Л.Н. Толстому принадлежит выражение: "Школа хороша только тогда, когда она осознала те основные законы, которыми живет народ"; крылатыми стали слова К.Д. Ушинского "язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее поколения народа в одно великое, историческое целое; пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ".
Эффективным механизмом обеспечения мирного и конструктивного сосуществования всех народов, проживающих в стране, является развитие сети национальных образовательных систем, обеспечивающих право каждого человека на обучение на родном языке или на изучение родного языка и родной культуры в рамках единого образовательного пространства России. Собственно, об этом сказано и в правительственном документе "Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года", а также в федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурного развития народов России (2014–2020 гг.)".
Сохранение этнической самобытности, многообразия национальных форм бытия всех народов России в условиях постоянной глобализации общества относится к числу важнейших педагогических задач, решение которой позволит не исчезнуть даже самой малой из народностей и не нарушит сложнейшую гармоничную систему межэтнических взаимодействий. Именно национальная школа и образовательное пространство вокруг нее вырабатывают у молодого поколения иммунитет против духовного обнищания и этнического обесцвечивания и не допускают формирования из наших детей "иванов, не помнящих родства", ибо общечеловеческая культура, по выражению В.О. Ключевского, плохо работает на понимание родной действительности, а непонимание своей культуры сменяется равнодушием к ней, переходит в пренебрежение ею и чаще всего оборачивается презрением или ненавистью.
Национальная школа должна передавать поколениям, вступающим в жизнь, нравственные законы, традиции, духовные ценности, культуру народа. Ее официальное назначение – оберегать этнос от исчезновения или деградации, сохранять все ценное, что накоплено народом за тысячелетия своей истории. Ребенок, пройдя начальную школу в лоне национальных культуры и языка, в дальнейшем должен быть открыт для других культур и нравственных ценностей. Такой подход предполагает создание образовательной системы, начальная ступень которой погружена в стихию родной культуры и родного языка, а средняя и старшая постепенно выводят содержание образования в российское и мировое культурное пространство. Так личность самоидентифицируется в этнокультурном (национальном), общероссийском (гражданском) и мировом измерениях.
Осетинский народный этикет, аккумулированный в понятии "ирон ¸гъдау", наряду с родным языком надо изучать, поддерживать, актуализировать не от случая к случаю, не в связи с чем-то, а постоянно, системно. Только в процессе востребованности он станет частью сознания, мировоззрения, поведения и коммуникации людей. Именно в этом огромная роль принадлежит осетинской национальной школе. Здесь дело не только в том, что конкретные учащиеся этой школы будут хорошо знать и этикет, и родной язык, хотя даже ради этого можно было открыть образовательную организацию. Если вспомнить исторические прецеденты, например, открытие первой школы на территории Осетии в крепости Моздок в 1764 г. или школу для девочек в 1862 г. во Владикавказе незабвенного подвижника, великого сына осетинского народа Аксо Колиева, в которых на первых порах учились по 7–8 детей, однако, несмотря на это, стали вехами, поворотными моментами в просвещении нашего народа, то мы поймем то духовно-нравственное, культурологическое, психологическое значение, которое имеет открытие Аланской гимназии.
Выбор осетинского языка в качестве языка обучения чрезвычайно важен, как уже сказано, не только для этих детей – гораздо важнее та работа, которая ведется и будет вестись с более широким и глубоким охватом по учебно-методическому и научно-педагогическому обеспечению образовательного процесса в школе. Если язык не востребован активно во всей своей полифоничности, то со временем его менее употребляемые ресурсы переходят в пассивный запас и, в конечном итоге, становятся как бы ненужными, рудиментами. Кроме того, язык как живой организм находится в постоянном развитии и, соответственно, должен пополняться новыми словами и словосочетаниями. В основном учащиеся усваивают и активно употребляют разговорно-бытовую речь, а научный и публицистический стили актуализируются гораздо реже. Конечно, на уроках родного языка и литературы программы предусматривают работу со всем многообразием языка, но этого мало, так как они не видят, как проявляются в научном тексте эти возможности языка.
Мы предполагаем, что учебники, учебные пособия, методическая литература будут написаны в основном на осетинском языке. Кроме того, будут созданы разные словари – одноязычные осетинские, двуязычные и трехязычные, в том числе и на дигорском диалекте. Одним словом, осетинский язык получит новый импульс к своему развитию, обогащению. Следовательно, "новорожденной" школе необходимо создавать режим наибольшего благоприятствования.
Приоритеты гимназии видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, в сохранении, распространении и развитии национальной культуры; в воспитании патриотов России, граждан правового, демократического, многонационального государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительно относящихся к языковым традициям и культурам других народов. На решение этих злободневных и собственно этнопедагогических задач должна быть ориентирована каждая национальная школа России.
Для решения указанных задач Аланская гимназия должна быть:
– неотъемлемой составной частью национального организма общества, направленной на развитие и углубление этнического самосознания, трансляцию национальных ценностей, языка и культуры от поколения к поколению;
– центром формирования российской гражданской идентичности, развития интеллектуального и творческого потенциала ответственных и достойных граждан России, инструментом укрепления национального согласия, сохранения самобытных этнокультурных традиций и утверждения общечеловеческих ценностей;
– открытой образовательной системой, построенной на диалоге и полилоге культур, уважении и интересе к другим народам, с высоким уровнем образовательно-воспитательного процесса, исключающего любые сомнения в ее конкурентоспособности, необходимости и естественности.
АВТОР: Б. ТАХОХОВ
Одним словом, ко всему тому, что делает нас единым народом. Практическим воплощением этой идеологии стали открытие Аланской гимназии, создание телерадиокомпании "Осетия-Ирыстон", новая концепция Всеосетинского народного общественного движения "Стыр ныхас", принятая на IХ съезде осетинского народа, и другие. Если к этому еще прибавить преподавание в школах предмета "Традиционная культура осетин", то станет понятной направленность развития общества, ведомого нынешним руководством республики.
Из этого ряда нас в данном случае интересует школа-интернат "Аланская гимназия", которая находится под личным патронатом главы республики. Эта образовательная организация не что иное, как осетинская национальная школа, и в ней мы видим новый виток в актуализации региональной образовательной системы, которая должна обеспечить полноту и непрерывность процесса образования, воспитание и развитие личности учащегося в лоне родного языка, литературы и культуры. При этом цели, задачи, содержание, технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современного поликультурного образовательного пространства.
Выбор родного языка в качестве языка обучения не противоречит действующему Закону "Об образовании в Российской Федерации", в статье 14 которого сказано: "Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке…"
Л.Н. Толстому принадлежит выражение: "Школа хороша только тогда, когда она осознала те основные законы, которыми живет народ"; крылатыми стали слова К.Д. Ушинского "язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее поколения народа в одно великое, историческое целое; пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ".
Эффективным механизмом обеспечения мирного и конструктивного сосуществования всех народов, проживающих в стране, является развитие сети национальных образовательных систем, обеспечивающих право каждого человека на обучение на родном языке или на изучение родного языка и родной культуры в рамках единого образовательного пространства России. Собственно, об этом сказано и в правительственном документе "Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года", а также в федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурного развития народов России (2014–2020 гг.)".
Сохранение этнической самобытности, многообразия национальных форм бытия всех народов России в условиях постоянной глобализации общества относится к числу важнейших педагогических задач, решение которой позволит не исчезнуть даже самой малой из народностей и не нарушит сложнейшую гармоничную систему межэтнических взаимодействий. Именно национальная школа и образовательное пространство вокруг нее вырабатывают у молодого поколения иммунитет против духовного обнищания и этнического обесцвечивания и не допускают формирования из наших детей "иванов, не помнящих родства", ибо общечеловеческая культура, по выражению В.О. Ключевского, плохо работает на понимание родной действительности, а непонимание своей культуры сменяется равнодушием к ней, переходит в пренебрежение ею и чаще всего оборачивается презрением или ненавистью.
Национальная школа должна передавать поколениям, вступающим в жизнь, нравственные законы, традиции, духовные ценности, культуру народа. Ее официальное назначение – оберегать этнос от исчезновения или деградации, сохранять все ценное, что накоплено народом за тысячелетия своей истории. Ребенок, пройдя начальную школу в лоне национальных культуры и языка, в дальнейшем должен быть открыт для других культур и нравственных ценностей. Такой подход предполагает создание образовательной системы, начальная ступень которой погружена в стихию родной культуры и родного языка, а средняя и старшая постепенно выводят содержание образования в российское и мировое культурное пространство. Так личность самоидентифицируется в этнокультурном (национальном), общероссийском (гражданском) и мировом измерениях.
Осетинский народный этикет, аккумулированный в понятии "ирон ¸гъдау", наряду с родным языком надо изучать, поддерживать, актуализировать не от случая к случаю, не в связи с чем-то, а постоянно, системно. Только в процессе востребованности он станет частью сознания, мировоззрения, поведения и коммуникации людей. Именно в этом огромная роль принадлежит осетинской национальной школе. Здесь дело не только в том, что конкретные учащиеся этой школы будут хорошо знать и этикет, и родной язык, хотя даже ради этого можно было открыть образовательную организацию. Если вспомнить исторические прецеденты, например, открытие первой школы на территории Осетии в крепости Моздок в 1764 г. или школу для девочек в 1862 г. во Владикавказе незабвенного подвижника, великого сына осетинского народа Аксо Колиева, в которых на первых порах учились по 7–8 детей, однако, несмотря на это, стали вехами, поворотными моментами в просвещении нашего народа, то мы поймем то духовно-нравственное, культурологическое, психологическое значение, которое имеет открытие Аланской гимназии.
Выбор осетинского языка в качестве языка обучения чрезвычайно важен, как уже сказано, не только для этих детей – гораздо важнее та работа, которая ведется и будет вестись с более широким и глубоким охватом по учебно-методическому и научно-педагогическому обеспечению образовательного процесса в школе. Если язык не востребован активно во всей своей полифоничности, то со временем его менее употребляемые ресурсы переходят в пассивный запас и, в конечном итоге, становятся как бы ненужными, рудиментами. Кроме того, язык как живой организм находится в постоянном развитии и, соответственно, должен пополняться новыми словами и словосочетаниями. В основном учащиеся усваивают и активно употребляют разговорно-бытовую речь, а научный и публицистический стили актуализируются гораздо реже. Конечно, на уроках родного языка и литературы программы предусматривают работу со всем многообразием языка, но этого мало, так как они не видят, как проявляются в научном тексте эти возможности языка.
Мы предполагаем, что учебники, учебные пособия, методическая литература будут написаны в основном на осетинском языке. Кроме того, будут созданы разные словари – одноязычные осетинские, двуязычные и трехязычные, в том числе и на дигорском диалекте. Одним словом, осетинский язык получит новый импульс к своему развитию, обогащению. Следовательно, "новорожденной" школе необходимо создавать режим наибольшего благоприятствования.
Приоритеты гимназии видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, в сохранении, распространении и развитии национальной культуры; в воспитании патриотов России, граждан правового, демократического, многонационального государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительно относящихся к языковым традициям и культурам других народов. На решение этих злободневных и собственно этнопедагогических задач должна быть ориентирована каждая национальная школа России.
Для решения указанных задач Аланская гимназия должна быть:
– неотъемлемой составной частью национального организма общества, направленной на развитие и углубление этнического самосознания, трансляцию национальных ценностей, языка и культуры от поколения к поколению;
– центром формирования российской гражданской идентичности, развития интеллектуального и творческого потенциала ответственных и достойных граждан России, инструментом укрепления национального согласия, сохранения самобытных этнокультурных традиций и утверждения общечеловеческих ценностей;
– открытой образовательной системой, построенной на диалоге и полилоге культур, уважении и интересе к другим народам, с высоким уровнем образовательно-воспитательного процесса, исключающего любые сомнения в ее конкурентоспособности, необходимости и естественности.
АВТОР: Б. ТАХОХОВ
Источник - Газета Северная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.