Когда аланы праздновали приход Нового года?
30 декабря 2017 Аналитика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2262 просмотра]
Новый год – праздник, который отмечают все народы. Правда, исчисление ведут разные нации по-разному, но это уже религиозно-этнические особенности. Иными словам, пока жители многих стран в ночь пьют шампанское, запускают фейерверки и поедают «оливье», где-то за тысячи километров обычный индус или иранец спокойно похрапывает – ведь утром ему предстоит обычный рабочий день. К примеру, пару лет назад в Саудовской Аравии официально запретили праздновать Новый год 1 января. Здесь даже существует специальная Религиозная полиция Саудовской Аравии, чьи сотрудники бдительно следят, чтобы в магазинах не продавались товары, которые могут быть приобретены по случаю этого праздника. При этом нередко фиксировались случаи превышения полномочий со стороны этого ведомства, что, в частности, приводило к человеческим жертвам. Дело в том, что Новый год по календарю ОАЭ отмечается в день весеннего равноденствия 21 марта.
В Израиле 1 января также является обычным рабочим днем, если, конечно, он не приходится на субботу. Празднуют же свой Новый год израильтяне осенью – в новолуние месяца по еврейскому календарю (сентябрьили октябрь). И отмечают его 2 дня. Другой пример – Иран. Страна живет по собственному календарю, поэтому в Иране сейчас идет 1393 год. Новый год же здесь празднуется в первый день весны, что соответствует 22 марта григорианского календаря.
Интересная ситуация с Новым годом и в Китае. Здесь вплоть до ХХ века отсчет шел по лунному календарю и Новый год отмечался в первый день первого лунного месяца. Но 27 сентября 1949 года правительство Китайской Народной Республики постановило праздновать приход Нового года 1 января. Тем не менее, китайцы и сегодня по-прежнему не отмечают этот день, не воспринимают его как праздничный, отдавая предпочтение своим истокам, а потому 1 января в Китае проходит достаточно незаметно. Ну а в многокультурной Индии и вовсе завал дат, когда приходит Новый год. Этакие этнические «новогодние праздники по выбору». Это и март месяц, и апрель, и октябрь...
Как ни странно, но не все просто и у осетин. Да, мы долгое время не придерживались в понимании встречи Нового года излишних национальных особенноcтей и с одинаковой радостью принимали Новый год и по новому, и по старому стилю. Но существует еще две даты, расплывшиеся в веках. В последние годы молодежь как на юге, так и на севере, 22 декабря ранним утром разжигают большие костры, произносят здравицы и этот день по одним исчислениям считается началом нового цикла хозяйственного календаря. Понятно, что у данного мнения и подобного исчисления есть свои безусловные доводы. Но, если учитывать, что наши предки в древности жили по лунному календарю, то приход Нового года переносится на весну (19-21 марта) на период равноденствия (как и у многих древних этносов), когда по всей Осетии широко отмечается национальный праздникБæлдæрæн. Обратимся к описанию содержания данного праздника, изложенному в «Осетинской этнографической энциклопедии» (Владикавказ, 2012 г.). Народная память сохранила выражение «бæлдæрæны куывдтæ», свидетельствующее о масштабах пиршеств, длившихся в древности целую неделю. В день Бæлдæрæн старались быть веселыми, поскольку существовало поверье: как проведешь этот день, такими будут и оставшиеся дни года.
Этот весенний праздник наступает, когда земля просыпается от зимней спячки и под теплом Солнца все приходит в движение. Иными словами зарождение новой жизни. Начала нового. В старину Бæлдæрæн, по сути, и являлся приходом Нового года. Согласно поверьям осетин, вся природа – лес, деревья, камни, скот все живое сотворены изначально парами и в этот день совокупляются, порождая новую жизнь. Опуская интимное содержание словосочетания, что в старину не табуировалось, отметим, что праздник нес в первую очередь понимание начала новой жизни, пробуждения природы после зимнего застоя и спячки. Это главная основа праздника, который приходился на период равноденствия, когда день и ночь уравнивались в своей продолжительности. Отметим, что этот праздник единственный, у которого нет своего святилища, что говорит о его широком, внетерриториальном восприятии у народа. Только в последнее время, не зная историю и семантику праздника, в честь Бæлдæрæн зачем-то стали строить отдельные святилища, что в корне не верно.
Для полноты картины еще одна ссылка. В «Словаре осетинской мифологии и уклада жизни» (Владикавказ, 2015) прямопишется «Бæлдæрæн наступает, когда земля просыпается от зимней спячки, когда уже не дремлет, а под теплом Солнца все приходит в движение, когда день и ночь обмениваются своими правами и начинает удлиняться день… Ритуалы празднования Бæлдæрæн весьма схожи с ритуалами празднования Нового года. В те времена, когда наши предки Солнце считали жизненным даром, когда поклонялись огню, они встречали приход Нового года, когда солнце одаривало все сущее животворным теплом, когда день становился длиннее ночи». И далее из указанного Словаря: «А те люди, которые указывают, что Бæлдæрæн бывают после Великой Пасхи, ошибаются. Пасха приходится на апрель или на май. А весеннее равноденствие ежегодно приходится на март». То есть на время, когда проходит православный пост. Такая вот сущность и сроки Бæлдæрæн, основанного как раз-таки на древнем Лунном календаре.
И еще одно дополнение в тему. Неслучайно, что такой персонаж осетинского пантеона как Ног Бон (Новый день), отождествляемый с Новым годом, в отличие от других народов, изображался не традиционно пожилым мужичком в виде российского Дед Мороза или западного Санта-Клауса, а воспринимался непосредственно молодым юношей. Поскольку это зарождение новой жизни, всего нового.
Вот такая вот история. При этом все национальные празднества и дзуары-бонтæ, по нашему мнению, надо отсчитывать именно от Бæлдæрæн, а не привязывать для удобства исчисления, как это происходило последние десятилетия, к Пасхе. Это просто неверно по сути. Иными словами, если понимать, что этот праздник, отмечается в марте, когда начинается астрономическая весна и его главный смысл, по сути, подготовка и переход к весенним полевым работам, является аспектом символики циклического возрождения, значит неизбежно и смещение (или возвращения) всего празднично-религиозного цикла нашего народа. Однозначно, у предков осетин Новый год приходит не по принятому стилю – 1 или 13 января. Но в любом случае нашим ученым давно пора определиться с правильным исчислением, и не бояться отойти от традиционного 1 января, если того требуют правила, как не боятся этого делать во многих, в том числе и приведенных выше странах. Поскольку календари менялись в истории человечества не раз, а традиции должны быть незыблемы, ибо прошли века. И если мы надеемся на покровительство высших сил, то стоит, возможно, вернуться к лунному календарю, по которому те или иные дни и несут благость и достаток.
А.Кочиев,
газета "Республика"
В Израиле 1 января также является обычным рабочим днем, если, конечно, он не приходится на субботу. Празднуют же свой Новый год израильтяне осенью – в новолуние месяца по еврейскому календарю (сентябрьили октябрь). И отмечают его 2 дня. Другой пример – Иран. Страна живет по собственному календарю, поэтому в Иране сейчас идет 1393 год. Новый год же здесь празднуется в первый день весны, что соответствует 22 марта григорианского календаря.
Интересная ситуация с Новым годом и в Китае. Здесь вплоть до ХХ века отсчет шел по лунному календарю и Новый год отмечался в первый день первого лунного месяца. Но 27 сентября 1949 года правительство Китайской Народной Республики постановило праздновать приход Нового года 1 января. Тем не менее, китайцы и сегодня по-прежнему не отмечают этот день, не воспринимают его как праздничный, отдавая предпочтение своим истокам, а потому 1 января в Китае проходит достаточно незаметно. Ну а в многокультурной Индии и вовсе завал дат, когда приходит Новый год. Этакие этнические «новогодние праздники по выбору». Это и март месяц, и апрель, и октябрь...
Как ни странно, но не все просто и у осетин. Да, мы долгое время не придерживались в понимании встречи Нового года излишних национальных особенноcтей и с одинаковой радостью принимали Новый год и по новому, и по старому стилю. Но существует еще две даты, расплывшиеся в веках. В последние годы молодежь как на юге, так и на севере, 22 декабря ранним утром разжигают большие костры, произносят здравицы и этот день по одним исчислениям считается началом нового цикла хозяйственного календаря. Понятно, что у данного мнения и подобного исчисления есть свои безусловные доводы. Но, если учитывать, что наши предки в древности жили по лунному календарю, то приход Нового года переносится на весну (19-21 марта) на период равноденствия (как и у многих древних этносов), когда по всей Осетии широко отмечается национальный праздникБæлдæрæн. Обратимся к описанию содержания данного праздника, изложенному в «Осетинской этнографической энциклопедии» (Владикавказ, 2012 г.). Народная память сохранила выражение «бæлдæрæны куывдтæ», свидетельствующее о масштабах пиршеств, длившихся в древности целую неделю. В день Бæлдæрæн старались быть веселыми, поскольку существовало поверье: как проведешь этот день, такими будут и оставшиеся дни года.
Этот весенний праздник наступает, когда земля просыпается от зимней спячки и под теплом Солнца все приходит в движение. Иными словами зарождение новой жизни. Начала нового. В старину Бæлдæрæн, по сути, и являлся приходом Нового года. Согласно поверьям осетин, вся природа – лес, деревья, камни, скот все живое сотворены изначально парами и в этот день совокупляются, порождая новую жизнь. Опуская интимное содержание словосочетания, что в старину не табуировалось, отметим, что праздник нес в первую очередь понимание начала новой жизни, пробуждения природы после зимнего застоя и спячки. Это главная основа праздника, который приходился на период равноденствия, когда день и ночь уравнивались в своей продолжительности. Отметим, что этот праздник единственный, у которого нет своего святилища, что говорит о его широком, внетерриториальном восприятии у народа. Только в последнее время, не зная историю и семантику праздника, в честь Бæлдæрæн зачем-то стали строить отдельные святилища, что в корне не верно.
Для полноты картины еще одна ссылка. В «Словаре осетинской мифологии и уклада жизни» (Владикавказ, 2015) прямопишется «Бæлдæрæн наступает, когда земля просыпается от зимней спячки, когда уже не дремлет, а под теплом Солнца все приходит в движение, когда день и ночь обмениваются своими правами и начинает удлиняться день… Ритуалы празднования Бæлдæрæн весьма схожи с ритуалами празднования Нового года. В те времена, когда наши предки Солнце считали жизненным даром, когда поклонялись огню, они встречали приход Нового года, когда солнце одаривало все сущее животворным теплом, когда день становился длиннее ночи». И далее из указанного Словаря: «А те люди, которые указывают, что Бæлдæрæн бывают после Великой Пасхи, ошибаются. Пасха приходится на апрель или на май. А весеннее равноденствие ежегодно приходится на март». То есть на время, когда проходит православный пост. Такая вот сущность и сроки Бæлдæрæн, основанного как раз-таки на древнем Лунном календаре.
И еще одно дополнение в тему. Неслучайно, что такой персонаж осетинского пантеона как Ног Бон (Новый день), отождествляемый с Новым годом, в отличие от других народов, изображался не традиционно пожилым мужичком в виде российского Дед Мороза или западного Санта-Клауса, а воспринимался непосредственно молодым юношей. Поскольку это зарождение новой жизни, всего нового.
Вот такая вот история. При этом все национальные празднества и дзуары-бонтæ, по нашему мнению, надо отсчитывать именно от Бæлдæрæн, а не привязывать для удобства исчисления, как это происходило последние десятилетия, к Пасхе. Это просто неверно по сути. Иными словами, если понимать, что этот праздник, отмечается в марте, когда начинается астрономическая весна и его главный смысл, по сути, подготовка и переход к весенним полевым работам, является аспектом символики циклического возрождения, значит неизбежно и смещение (или возвращения) всего празднично-религиозного цикла нашего народа. Однозначно, у предков осетин Новый год приходит не по принятому стилю – 1 или 13 января. Но в любом случае нашим ученым давно пора определиться с правильным исчислением, и не бояться отойти от традиционного 1 января, если того требуют правила, как не боятся этого делать во многих, в том числе и приведенных выше странах. Поскольку календари менялись в истории человечества не раз, а традиции должны быть незыблемы, ибо прошли века. И если мы надеемся на покровительство высших сил, то стоит, возможно, вернуться к лунному календарю, по которому те или иные дни и несут благость и достаток.
А.Кочиев,
газета "Республика"
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.