Церковный вопрос в Южной Осетии: нерешенные проблемы и современные вызовы
5 декабря 2017 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [842 просмотра]
После признания государственного суверенитета Южной Осетии южнооосетинское общество естественным образом стало обращать все более пристальное внимание на другой крайне важный вопрос – церковно-политический, заключающийся в канонической принадлежности территории Южной Осетии и путях развития Аланской епархии. Учитывая роль Грузинской церкви в событиях 1989-2008 годов, вопрос этот вполне можно назвать для нашего общества болезненным. Его нерешенность порождает множество различных спекуляций, но до сих пор у Южной Осетии нет внятной прагматичной стратегии выхода из создавшейся ситуации. Как показывает практика последних 25 лет, можно сколь угодно долго и эмоционально сетовать на сложившиеся отношения Русской и Грузинской церквей и на устойчивую антиосетинскую позицию Грузинской церкви: укреплению Аланской епархии и развитию православия в Южной Осетии это нисколько не способствует. Необходимо предпринимать конкретные действия, и поскольку вопрос является церковно-политическим, то и действия южноосетинской стороны должны носить осмысленный политический характер.
В настоящее время Аланская епархия входит в состав Синода Хризостома – греческой неканонической церкви, не имеющей общения ни с одной из канонических православных церквей. Если проводить аналогию с государственной практикой, то Аланская епархия, будучи сама официально никем не признанной, входит в состав другого никем не признанного объединения. В том, что сложилась именно такая ситуация, большую роль сыграли исторические обстоятельства: в 90-х годах, когда конфликт между Грузией и Южной Осетией еще не был решен и наше государство не имело политического признания, Аланская епархия не могла перейти под омофор РПЦ и установила общение с РПЦЗ – Русской православной церковью за границей. 17 мая 2007 года РПЦЗ стала самоуправляемой частью Русской церкви, и Аланская епархия была вынуждена перейти в греческую неканоническую церковь, которая не имеет государственной регистрации даже в самой Греции. Управляет Аланской епархией епископ Амвросий Байрд, в сентябре текущего года объявивший о том, что Аланская епархия получает статус поместной Церкви в рамках все того же неканонического старостильного православия, отсчитывающего свою историю с 1924 года.
Естественным путем развития всякой церкви является обретение ею канонического статуса и установление общения с другими каноническими церквями, точно как и всякое государство стремится к международному признанию и установлению дипломатических отношений с иными государствами. Поэтому основной проблемой Аланской епархии и Южной Осетии следует признать не отношение со стороны Грузинской церкви или отсутствие должного внимания со стороны РПЦ. Дело, скорее, в неспособности найти решение церковно-политического вопроса и предложить механизм выхода из канонической территории Грузии в рамках международного церковного права. Конечно, церковная политика отличается намного большим консерватизмом, нежели светская, но, тем не менее, рассматривать нынешнюю каноническую территорию Грузинской церкви как нечто неизменное было бы ошибкой. Христианство в Алании имеет богатую тысячелетнюю историю, идеи православного христианства признаны основой национальных духовных ценностей осетин в важнейших документах – Конституции и Концепции национальной безопасности Южной Осетии, а позиции Грузинской Церкви в вопросе канонической принадлежности территории Южной Осетии далеко не безупречны. К тому же сама Грузинская церковь (тогда имевшая статус экзархата в составе РПЦ) в 1917 году незаконным путем отделилась от РПЦ и до 1943 года не была ею признана. Иными словами, имеется большое поле как для специального исследования вопроса, так и для дальнейших действий, направленных на возвращение Южной Осетии в рамки канонического церковного права вне Грузинской церкви.
Получение статуса церкви в рамках непризнанных юрисдикций, в свою очередь, не только не способствует решению проблемы выхода из канонической территории Грузинской церкви, но еще и облегчает усилия Грузии по дискредитации Аланской епархии как «раскольнической»: Южная Осетия может стать первым государством в мире, которое легализует греческую неканоническую церковь. Изменение статуса на бумаге вряд ли приведет и к активизации в деятельности нашей Епархии. Для всех поместных церквей Аланская епархия сегодня является канонической территорией Грузии, и такое положение дел, наверно, никого в Южной Осетии не устраивает. Думается, что Аланской епархии совместно с соответствующими государственными и общественными институтами необходимо выработать механизм решения данной проблемы и действовать при помощи государства в рамках международного церковного права, используя соответствующие политические инструменты. Помимо прочего, это еще и область, в которой церковь и государство Южной Осетии могут и должны выработать эффективные механизмы взаимодействия.
Целесообразно не замыкаться в себе, культивируя «осадное мышление», а прагматично заниматься решением своих насущных проблем, при помощи государства ставить вопрос о канонической принадлежности территории Южной Осетии перед всеми поместными церквями и выходить на различные российские и международные церковные институты. На сегодняшний день никаких конкретных предложений и шагов в данном направлении не видно. Возможно, духовенство Аланской епархии не считает проблему канонической принадлежности территории Южной Осетии актуальной или же не видит будущего епархии в канонической, признанной юрисдикции. Но и такую позицию необходимо озвучить, чтобы совместно с государством и обществом окончательно определиться: в каком ключе будет развиваться православное христианство в Южной Осетии и насколько выбранный путь будет соответствовать интересам народа республики.
Аналитический отдел информагентства «Рес»
В настоящее время Аланская епархия входит в состав Синода Хризостома – греческой неканонической церкви, не имеющей общения ни с одной из канонических православных церквей. Если проводить аналогию с государственной практикой, то Аланская епархия, будучи сама официально никем не признанной, входит в состав другого никем не признанного объединения. В том, что сложилась именно такая ситуация, большую роль сыграли исторические обстоятельства: в 90-х годах, когда конфликт между Грузией и Южной Осетией еще не был решен и наше государство не имело политического признания, Аланская епархия не могла перейти под омофор РПЦ и установила общение с РПЦЗ – Русской православной церковью за границей. 17 мая 2007 года РПЦЗ стала самоуправляемой частью Русской церкви, и Аланская епархия была вынуждена перейти в греческую неканоническую церковь, которая не имеет государственной регистрации даже в самой Греции. Управляет Аланской епархией епископ Амвросий Байрд, в сентябре текущего года объявивший о том, что Аланская епархия получает статус поместной Церкви в рамках все того же неканонического старостильного православия, отсчитывающего свою историю с 1924 года.
Естественным путем развития всякой церкви является обретение ею канонического статуса и установление общения с другими каноническими церквями, точно как и всякое государство стремится к международному признанию и установлению дипломатических отношений с иными государствами. Поэтому основной проблемой Аланской епархии и Южной Осетии следует признать не отношение со стороны Грузинской церкви или отсутствие должного внимания со стороны РПЦ. Дело, скорее, в неспособности найти решение церковно-политического вопроса и предложить механизм выхода из канонической территории Грузии в рамках международного церковного права. Конечно, церковная политика отличается намного большим консерватизмом, нежели светская, но, тем не менее, рассматривать нынешнюю каноническую территорию Грузинской церкви как нечто неизменное было бы ошибкой. Христианство в Алании имеет богатую тысячелетнюю историю, идеи православного христианства признаны основой национальных духовных ценностей осетин в важнейших документах – Конституции и Концепции национальной безопасности Южной Осетии, а позиции Грузинской Церкви в вопросе канонической принадлежности территории Южной Осетии далеко не безупречны. К тому же сама Грузинская церковь (тогда имевшая статус экзархата в составе РПЦ) в 1917 году незаконным путем отделилась от РПЦ и до 1943 года не была ею признана. Иными словами, имеется большое поле как для специального исследования вопроса, так и для дальнейших действий, направленных на возвращение Южной Осетии в рамки канонического церковного права вне Грузинской церкви.
Получение статуса церкви в рамках непризнанных юрисдикций, в свою очередь, не только не способствует решению проблемы выхода из канонической территории Грузинской церкви, но еще и облегчает усилия Грузии по дискредитации Аланской епархии как «раскольнической»: Южная Осетия может стать первым государством в мире, которое легализует греческую неканоническую церковь. Изменение статуса на бумаге вряд ли приведет и к активизации в деятельности нашей Епархии. Для всех поместных церквей Аланская епархия сегодня является канонической территорией Грузии, и такое положение дел, наверно, никого в Южной Осетии не устраивает. Думается, что Аланской епархии совместно с соответствующими государственными и общественными институтами необходимо выработать механизм решения данной проблемы и действовать при помощи государства в рамках международного церковного права, используя соответствующие политические инструменты. Помимо прочего, это еще и область, в которой церковь и государство Южной Осетии могут и должны выработать эффективные механизмы взаимодействия.
Целесообразно не замыкаться в себе, культивируя «осадное мышление», а прагматично заниматься решением своих насущных проблем, при помощи государства ставить вопрос о канонической принадлежности территории Южной Осетии перед всеми поместными церквями и выходить на различные российские и международные церковные институты. На сегодняшний день никаких конкретных предложений и шагов в данном направлении не видно. Возможно, духовенство Аланской епархии не считает проблему канонической принадлежности территории Южной Осетии актуальной или же не видит будущего епархии в канонической, признанной юрисдикции. Но и такую позицию необходимо озвучить, чтобы совместно с государством и обществом окончательно определиться: в каком ключе будет развиваться православное христианство в Южной Осетии и насколько выбранный путь будет соответствовать интересам народа республики.
Аналитический отдел информагентства «Рес»
Источник - ИА Рес.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.