Устами Истории
11 ноября 2017 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [423 просмотра]
Третий, заключительный том дополненного и переработанного издания "Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах" стал очередным, более чем весомым вкладом в науку его составителя, автора предисловия, примечаний и комментариев Людвига Чибирова.
Ученый за много лет работы в архивах страны собрал уникальный материал, который теперь полностью систематизирован, снабжен всем необходимым справочным аппаратом и является незаменимым пособием для исследователей-гуманитариев.
В то же время это – научно-популярный сборник, и много интересного в нем найдет широкий круг читателей. Здесь, в новой книге, представлены разделы "Школа и народное образование", "Письменность. Издательское дело", "Художественная литература", "Наука и культура", "Распространение христианства", "Медицина. Целебные источники", "Легенды. Предания. Сказания. Сказки. Песни" и "Хозяйственная жизнь". Подобное собрание свидетельств с периода появления печатных органов на Кавказе не может не обратить на себя внимание. В частности, это касается вывода составителя, сделанного после изучения образцов народного творчества: "Некоторые фольклорные произведения, включенные в книгу, вызывают этногенетический интерес, позволяют провести скифо-осетинские этнокультурные параллели". Или – "подсказка" для историка, занимающегося изучением осетинского зарубежья: "В ряде материалов, как в зеркале, отражаются исторические судьбы осетинского народа, его жизнь и быт на прежней родине, причины эмиграции".
Большинство материалов можно назвать жемчужинами, ведь подшивки "Кавказа", "Терских ведомостей", "Тифлисского вестника", "Терека", "Нового обозрения", издававшихся в середине ХIХ века, проблематично полистать даже в библиотеках.
Фолиант дает реальную возможность узнать из первоисточников об основных вехах в жизни предков. Целый мир образов истинных сынов своей родины предстает перед глазами, когда читаешь о том, как, учитывая широкий приток осетинской детворы в школы, начальник Владикавказского округа полковник Эгляу в 1872 году направил прошение в Петербург о необходимости введения всеобщего обязательного обучения в Северной Осетии. Многие прогрессивные представители осетинского народа, вслед за Аксо Колиевым, личным примером прокладывали мосты к грамоте и просвещению. Кто-то совершенно безвозмездно отдавал под школу свой дом, другие жертвовали крупные суммы на строительство храмов знаний.
А чего стоят сообщения из Христиановского, Алагира, Эльхотова, Даргавса, Хумалага, Уруха, Шанаева, Ногкау, Дарг-Коха, других сел на самые различные темы, складывающиеся порой в причудливый калейдоскоп жизни сельчан. Многими их проблемами, радостями и чаяниями мы живем и сейчас, что только говорит об актуальности тем, поднимавшихся в газетах более века назад.
Что представляло собой "Владикавказское женское бесплатное училище для вольноприходящих детей всех сословий без различия вероисповедания", открытое 21 июня 1861 года? Почему Дигорону и другим, теперь безвестным авторам, понадобилось выступить в защиту учителей осетинских народных школ? Как создавался первый и единственный на тот момент в Осетии журнал "Христианская жизнь"? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы, диктуемые Историей. Даже далекого от экономики человека увлечет уникальный очерк
А. Скачкова "Опыт статистического исследования горного уголка" или свод народного права "Обычаи, соприкасающиеся с землевладением в Нагорной Осетии (Терск. обл.), вошедшие в употребление с незапамятных времен и имеющие силу положительных законов".
Здесь же помещен указатель имен, географических и гидронимических терминов ко всем трем томам издания.
Труд нескольких десятилетий начинался в те времена, когда не было элементарных технических средств, и громадный объем материала приходилось переписывать от руки. Теперь он доведен до логического завершения, за что и можно благодарить составителя-подвижника…
Ученый за много лет работы в архивах страны собрал уникальный материал, который теперь полностью систематизирован, снабжен всем необходимым справочным аппаратом и является незаменимым пособием для исследователей-гуманитариев.
В то же время это – научно-популярный сборник, и много интересного в нем найдет широкий круг читателей. Здесь, в новой книге, представлены разделы "Школа и народное образование", "Письменность. Издательское дело", "Художественная литература", "Наука и культура", "Распространение христианства", "Медицина. Целебные источники", "Легенды. Предания. Сказания. Сказки. Песни" и "Хозяйственная жизнь". Подобное собрание свидетельств с периода появления печатных органов на Кавказе не может не обратить на себя внимание. В частности, это касается вывода составителя, сделанного после изучения образцов народного творчества: "Некоторые фольклорные произведения, включенные в книгу, вызывают этногенетический интерес, позволяют провести скифо-осетинские этнокультурные параллели". Или – "подсказка" для историка, занимающегося изучением осетинского зарубежья: "В ряде материалов, как в зеркале, отражаются исторические судьбы осетинского народа, его жизнь и быт на прежней родине, причины эмиграции".
Большинство материалов можно назвать жемчужинами, ведь подшивки "Кавказа", "Терских ведомостей", "Тифлисского вестника", "Терека", "Нового обозрения", издававшихся в середине ХIХ века, проблематично полистать даже в библиотеках.
Фолиант дает реальную возможность узнать из первоисточников об основных вехах в жизни предков. Целый мир образов истинных сынов своей родины предстает перед глазами, когда читаешь о том, как, учитывая широкий приток осетинской детворы в школы, начальник Владикавказского округа полковник Эгляу в 1872 году направил прошение в Петербург о необходимости введения всеобщего обязательного обучения в Северной Осетии. Многие прогрессивные представители осетинского народа, вслед за Аксо Колиевым, личным примером прокладывали мосты к грамоте и просвещению. Кто-то совершенно безвозмездно отдавал под школу свой дом, другие жертвовали крупные суммы на строительство храмов знаний.
А чего стоят сообщения из Христиановского, Алагира, Эльхотова, Даргавса, Хумалага, Уруха, Шанаева, Ногкау, Дарг-Коха, других сел на самые различные темы, складывающиеся порой в причудливый калейдоскоп жизни сельчан. Многими их проблемами, радостями и чаяниями мы живем и сейчас, что только говорит об актуальности тем, поднимавшихся в газетах более века назад.
Что представляло собой "Владикавказское женское бесплатное училище для вольноприходящих детей всех сословий без различия вероисповедания", открытое 21 июня 1861 года? Почему Дигорону и другим, теперь безвестным авторам, понадобилось выступить в защиту учителей осетинских народных школ? Как создавался первый и единственный на тот момент в Осетии журнал "Христианская жизнь"? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы, диктуемые Историей. Даже далекого от экономики человека увлечет уникальный очерк
А. Скачкова "Опыт статистического исследования горного уголка" или свод народного права "Обычаи, соприкасающиеся с землевладением в Нагорной Осетии (Терск. обл.), вошедшие в употребление с незапамятных времен и имеющие силу положительных законов".
Здесь же помещен указатель имен, географических и гидронимических терминов ко всем трем томам издания.
Труд нескольких десятилетий начинался в те времена, когда не было элементарных технических средств, и громадный объем материала приходилось переписывать от руки. Теперь он доведен до логического завершения, за что и можно благодарить составителя-подвижника…
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.