Связи осетин с народами Кавказа
30 июня 2017 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2868 просмотров]
В эпоху преобладания алан на Северном Кавказе (I - XIII вв. н. э.).
Они оказали значительное культурное влияние на соседние кавказские народы. Свидетельством этого влияния служат культурные термины, усвоенные из аланского в кавказские языки.
Таковы названия стекла, арбы, косы, моста, пива, меда (напитка).
В.И. Абаев (1, с . 335).
Связи с Абхазами
Одним из значительных свидетельств роли алан в этнической истории народов Северо-Западного Кавказа являются данные языкознания, фольклора и этнографии. Они удачно подкрепляются материалами письменных источников и археологических раскопок. Все эти источники «вот уже более ста лет приводят ученых различных направлений к мысли о том, что народы Кавказа испытали на себе мощное воздействие ираноязычного мира, с которым, прежде всего, связывают сармато-алан». Материалы абхазской ономастики подчеркивают древность аланско-абазских взаимоотношений...
Рассмотренные в аспекте осетинско-абхазских этнокультурных взаимоотношений, нартовские тексты двух национальных версий убедительно показали, что подавляющее большинство имеющихся параллелей идет из осетинского, а не из абхазского...
Совокупность иранизмов в абхазском языке в своем большинстве сводится к аланизмам или старо осетинским заимствованиям. Они распространялись здесь с первых веков н. э. до начала XIII столетия, когда был положен конец политической гегемонии алан в этом регионе...
Этноязыковое проникновение ираноязычных народов в местную среду нашло свое отражение в личных и фамильных именах абазы. Знакомство с антропонимией древних и средневековых племен Северо-Западного Кавказа свидетельствует о наличии в ней имен иранского корня. Этот факт представляется показательным, ибо хорошо известно, что «имена не заимствуются у враждебной стороны, как и нельзя их навязать насильственно»... По замечанию Ш. Д. Инал-Ипа, среди абазы бытуют такие фамилии, как Шармат, Алания, Осия. Помимо названных фамилий обращают внимание такие фамильные имена, как Чочиев в Осетии и Чочуа в Абхазии, Малиевы и Малия, Плиевы и Пилия, Шанаевы и Шаная...
Тесные связи между аланами и абазой осуществлялись и позже. В 1033 г. вдова абхазского царя Георгия I аланка Альда передала Византии крепость Анакопию, бывшую в VII - VIII вв. столицей Абхазии. В средние века династические браки, как правило, были результатом политических расчетов и государственной ориентации. В этом отношении брачный союз царя Абхазии с аланкой представляется весьма показательным. Сближение алан и абазгов-абхазов было настолько значительным, что, по оценке византийского автора XII в. Иоанна Цеца, иверы, абазги и аланы составляли даже один народ... Все исследователи единодушно подчеркивали яр-кое сходство религиозных и мифологических представлений осетин и абхазов.
В. Уарзиати (183, с.15 -19)
Аланы и абхазы некогда, несомненно, соседили друг с другом в течение веков, что не могло не отразиться на их этническом развитии. Возможно, больших перемещений населения не было, но ограниченные этнические взаимопроникновения, частичные этнические инфильтрации в ту и другую сторону, с последующей их полной ассимиляцией, происходили постоянно. Например, роды Алания, Осия, Шармат и другие являются, по всей вероятности, потомками переселившихся некогда в Абхазию групп осетино-алано-сарматского происхождения, как об этом говорят сами фамильные имена...
Абхазов с аланами связывают и брачные союзы, особенно между представителями феодального сословия. Между прочим, и те и другие нередко занимали видные государственные посты при дворе византийских императоров. Например, византийский император XI в. Роман IV Диоген (1067-1071 гг.) пожаловал титул магистра феодалу Димитрию, несмотря на его иностранное происхождение: отец Димитрия был абхазец, а мать аланка... Абхазо-осетинские языковые и этнографические параллели свидетельствуют не только об ареальных связях, о непосредственном длительном общении этих народов друг с другом, а действительно заставляют думать о значительно более глубоких основах их исторического взаимоотношения.
Ш.Д. Иная - Ипа . 1967г. (7, с . 223 - 224)
Как мы видим, оба эти термина - «апсуа» (ацсуа) - самоназвание абхазов и «ауапс» (ауацс) - абхазское наименование осетин - имеют совершенно одинаковый звуковой состав, и тождественность их нарушается только перестановкой слогов (ауа-пс - апс-уа). Думается, что такое совпадение является не случайным, а служит выражением каких-то древних этнических связей между предками абхазов и осетин.
Ш.Д. Иная - Ипа . 1967г. (7, с . 218)
Яркие черты сходства (между осетинами и абхазами.- К- Ч.) бросаются в глаза каждому, кто хотя бы бегло ознакомится с этими материала-ми. Близость здесь идет нередко дальше, чем у осетин с их ближайшими соседями. Хотя, как хорошо известно, у всех горцев Кавказа можно было найти много общего в тех полуязыческих верованиях и воззрениях, которые скрыты за оболочкой христианства или мусульманства, абхазо-осетинская близость в этой области является настолько яркой, глубокой и интимной, что можно было бы, в рамках общекавказской этнографии, говорить о едином абхазо-осетинском этнографическом типе, отмеченном общими чертами религиозных верований, мифов и обрядов, представляющих смешение довольно древнего у этих народов христианства с несравненно более древними языческими воззрениями...
В.И. Абаев (1, с . 318)
Мелодии абхазских песен весьма близки к осетинским, а в некоторых случаях совершенно с ними тождественны. Помню, как удивлялись абхазы, когда я, во время их пения, с первой же музыкальной фразы присоединялся к поющим и вел втору безошибочно, как заправский абхаз. Объяснялось это, разумеется, не моими музыкальными способностями, а только тем, что в абхазских песнях я сразу улавливал знакомые мне с детства осетинские мелодии...
В.И. Абаев (1, с . 322)
В старой и современной научной литературе признано, что такие абхазские фамилии, как Осия, Алания, Шармат, связаны с переселением и ассимиляцией групп алано-осетин в Абхазию в далеком прошлом. Думается, что тогда же началось встречное движение с юга на север Кавказа, когда значительный контингент древнеабхазского населения из Абхазии мигрировал на территорию Алании и осел здесь, заложив тем самым этническую основу современных абазин.
В.А. Кузнецов. 1984г. (2, с . 63)
Они оказали значительное культурное влияние на соседние кавказские народы. Свидетельством этого влияния служат культурные термины, усвоенные из аланского в кавказские языки.
Таковы названия стекла, арбы, косы, моста, пива, меда (напитка).
В.И. Абаев (1, с . 335).
Связи с Абхазами
Одним из значительных свидетельств роли алан в этнической истории народов Северо-Западного Кавказа являются данные языкознания, фольклора и этнографии. Они удачно подкрепляются материалами письменных источников и археологических раскопок. Все эти источники «вот уже более ста лет приводят ученых различных направлений к мысли о том, что народы Кавказа испытали на себе мощное воздействие ираноязычного мира, с которым, прежде всего, связывают сармато-алан». Материалы абхазской ономастики подчеркивают древность аланско-абазских взаимоотношений...
Рассмотренные в аспекте осетинско-абхазских этнокультурных взаимоотношений, нартовские тексты двух национальных версий убедительно показали, что подавляющее большинство имеющихся параллелей идет из осетинского, а не из абхазского...
Совокупность иранизмов в абхазском языке в своем большинстве сводится к аланизмам или старо осетинским заимствованиям. Они распространялись здесь с первых веков н. э. до начала XIII столетия, когда был положен конец политической гегемонии алан в этом регионе...
Этноязыковое проникновение ираноязычных народов в местную среду нашло свое отражение в личных и фамильных именах абазы. Знакомство с антропонимией древних и средневековых племен Северо-Западного Кавказа свидетельствует о наличии в ней имен иранского корня. Этот факт представляется показательным, ибо хорошо известно, что «имена не заимствуются у враждебной стороны, как и нельзя их навязать насильственно»... По замечанию Ш. Д. Инал-Ипа, среди абазы бытуют такие фамилии, как Шармат, Алания, Осия. Помимо названных фамилий обращают внимание такие фамильные имена, как Чочиев в Осетии и Чочуа в Абхазии, Малиевы и Малия, Плиевы и Пилия, Шанаевы и Шаная...
Тесные связи между аланами и абазой осуществлялись и позже. В 1033 г. вдова абхазского царя Георгия I аланка Альда передала Византии крепость Анакопию, бывшую в VII - VIII вв. столицей Абхазии. В средние века династические браки, как правило, были результатом политических расчетов и государственной ориентации. В этом отношении брачный союз царя Абхазии с аланкой представляется весьма показательным. Сближение алан и абазгов-абхазов было настолько значительным, что, по оценке византийского автора XII в. Иоанна Цеца, иверы, абазги и аланы составляли даже один народ... Все исследователи единодушно подчеркивали яр-кое сходство религиозных и мифологических представлений осетин и абхазов.
В. Уарзиати (183, с.15 -19)
Аланы и абхазы некогда, несомненно, соседили друг с другом в течение веков, что не могло не отразиться на их этническом развитии. Возможно, больших перемещений населения не было, но ограниченные этнические взаимопроникновения, частичные этнические инфильтрации в ту и другую сторону, с последующей их полной ассимиляцией, происходили постоянно. Например, роды Алания, Осия, Шармат и другие являются, по всей вероятности, потомками переселившихся некогда в Абхазию групп осетино-алано-сарматского происхождения, как об этом говорят сами фамильные имена...
Абхазов с аланами связывают и брачные союзы, особенно между представителями феодального сословия. Между прочим, и те и другие нередко занимали видные государственные посты при дворе византийских императоров. Например, византийский император XI в. Роман IV Диоген (1067-1071 гг.) пожаловал титул магистра феодалу Димитрию, несмотря на его иностранное происхождение: отец Димитрия был абхазец, а мать аланка... Абхазо-осетинские языковые и этнографические параллели свидетельствуют не только об ареальных связях, о непосредственном длительном общении этих народов друг с другом, а действительно заставляют думать о значительно более глубоких основах их исторического взаимоотношения.
Ш.Д. Иная - Ипа . 1967г. (7, с . 223 - 224)
Как мы видим, оба эти термина - «апсуа» (ацсуа) - самоназвание абхазов и «ауапс» (ауацс) - абхазское наименование осетин - имеют совершенно одинаковый звуковой состав, и тождественность их нарушается только перестановкой слогов (ауа-пс - апс-уа). Думается, что такое совпадение является не случайным, а служит выражением каких-то древних этнических связей между предками абхазов и осетин.
Ш.Д. Иная - Ипа . 1967г. (7, с . 218)
Яркие черты сходства (между осетинами и абхазами.- К- Ч.) бросаются в глаза каждому, кто хотя бы бегло ознакомится с этими материала-ми. Близость здесь идет нередко дальше, чем у осетин с их ближайшими соседями. Хотя, как хорошо известно, у всех горцев Кавказа можно было найти много общего в тех полуязыческих верованиях и воззрениях, которые скрыты за оболочкой христианства или мусульманства, абхазо-осетинская близость в этой области является настолько яркой, глубокой и интимной, что можно было бы, в рамках общекавказской этнографии, говорить о едином абхазо-осетинском этнографическом типе, отмеченном общими чертами религиозных верований, мифов и обрядов, представляющих смешение довольно древнего у этих народов христианства с несравненно более древними языческими воззрениями...
В.И. Абаев (1, с . 318)
Мелодии абхазских песен весьма близки к осетинским, а в некоторых случаях совершенно с ними тождественны. Помню, как удивлялись абхазы, когда я, во время их пения, с первой же музыкальной фразы присоединялся к поющим и вел втору безошибочно, как заправский абхаз. Объяснялось это, разумеется, не моими музыкальными способностями, а только тем, что в абхазских песнях я сразу улавливал знакомые мне с детства осетинские мелодии...
В.И. Абаев (1, с . 322)
В старой и современной научной литературе признано, что такие абхазские фамилии, как Осия, Алания, Шармат, связаны с переселением и ассимиляцией групп алано-осетин в Абхазию в далеком прошлом. Думается, что тогда же началось встречное движение с юга на север Кавказа, когда значительный контингент древнеабхазского населения из Абхазии мигрировал на территорию Алании и осел здесь, заложив тем самым этническую основу современных абазин.
В.А. Кузнецов. 1984г. (2, с . 63)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.