К вопросу происхождения поминального обряда «сабатбонта»

7 июня 2017 --- [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1333 просмотра]
К вопросу происхождения поминального обряда «сабатбонта»ть, можно судить о духовной культуре народа». Но мы, вопреки обычаям зачем-то выдумываем какие-то новые обряды. Это, прежде всего, касается такого обычая как «сабатбонтæ».
Начнем с того, что обычай этот пришёл к нам из Северной Осетии. В древности он не был общим для всей Осетии, хотя отмечается у исследователей осетинского быта, и правильно назывался «сабатизæр» (букв. вечер субботы), поскольку справлялся в пятницу вечером, справлялся на кладбище и исключительно женщинами.
Как свидетельствуют информаторы сабатизæр раньше справля­ли еженедельно в течение года. Замужние женщины – родственницы и близкие соседки приходили на кладбище с продуктами и напитками, оплакивали покойника и здесь же угощались. Позже сабатизæр выполняли в течение семи недель после погребения, а ещё позже сократили их до трёхразового посещения. Но в одно время подобные посещения кладбищ были даже ежедневными, покойникам готовили их любимые кушанья, которые относили на могилу. Позже, в виду чрезмерной обременительности, как писал Г.Ф. Чурсин, «ежедневное кормление сменяется еженедельным, хотя, обедая раз в неделю, казалось бы, трудно себя чувствовать сытым… и периодичность кормления делается всё реже и реже. Так возникает обычай поминальных обедов и приношений». Писал об этом обряде и Вс.Миллер: «Каждую пятницу вечером, в течение целого года, женщины семьи, в которой произошла смерть, забрав с собой продукты и напитки, идут на могилу, куда собираются замужние женщины аула и вдовы, и там после обычных приготовлений угощают всех пришедших. Вследствие этих угощений семья покойника отказывает себе во всём в течение года и живёт впроголодь». Далее Миллером отмечалось, что мужчины сильно восстают против этого обычая, однако женщины всячески отстаивают его. Ведь, образно говоря, посещение кладбища являлось для них своего рода «женским клубом». Но получается, что в настоящее время, мужчины все-таки одержали верх, и «сабатизæр», которые ранее справляли исключительно женщины, теперь стали приоритетом для мужчин.
У осетин к покойнику было двоякое отношение. Прежде всего, они выполняли обычаи предков, чтобы их не высмеяли сородичи и односельчане. Нельзя более оскорбить осетина, как сказать, что его мёртвые голодают. Во-вторых, они боялись умершего и старались его задобрить, выполняя все нужные обряды поминовения, ибо у покойника могли быть претензии к оставшимся членам семейства.
Встречается косвенное упоминание о сабатизæр и в нартском эпосе. «…Тотрадза похоронили. Целый год мать делала по нему, по обычаю нартов, поминки. Осталось по нему сделать только последний годовой сабатизæр». Далее читаем: «…Я так несчастна и бедна, что не могу тебе свободно, так как желает моё сердце, принести к твоей могиле сабатизæр!». И ещё: «Я у матери был единственный сын, трое спесивых всадников только из спеси меня убили. И сказал я матери: «Оружие моё со мной положи и трижды в ночь под субботу поминки мне устраивай».
В предложенных отрывках видно, что в сабатизæр участие принимали именно женщины, и не было там мужчин. Следовательно, если и следовать данному обряду, то категорически неприемлемо участие в нем мужчин. Более того, данный обряд не справляется в стенах дома.
Интерпретацию сабатизæр старшее поколение в Южной Осетии не помнит. Иными словами, у нас их, как подобие поминок, не справляли вообще. Конечно, женщины могли посещать могилу умершего под субботу, но никогда не накрывали столы дома. Это не было обычаем на юге Осетии, и появилась подобная трактовка в последние десятилетия. Неслучайно же многие, еще при жизни оставляют завещание, не делать им «сабатизæртæ». Поскольку этот обычай не был принят у нас. Но вольность в трактовках, когда каждый мнит себя знатоком поминальных обрядов, приводит к вот таким метаморфозам, не имеющих ничего общего с обычаями предков. Элементарно сейчас стали хоронить покойников в любой день недели, хотя раньше умерших не хоронили по понедельникам, средам и пятницам. Старшее поколение это прекрасно знает.
Считается, что осетины-южане переняли обычай сабатизæр в период грузино-осетинского конфликта, когда народ особенно переживал всплеск национального самосознания и интеграция и общность учитывалась во всем. В результате мы зачем-то заимствовали поминальные обряды не свойственные югу Осетии, с которыми, что интересно, сами северяне уже не первый год борются через прессу и телевидение. В частности, не раз было обращение всеосетинского движения «Стыр ныхас», где говорилось: «Пусть будет стыдно мужчинам, которые посещают сабатизæртæ», так как было известно, что этот обряд выполняли только женщины.
В заключении хочется сделать обращение к осетинской общественности, интеллигенции, к старшему поколению. Нужно вернуть истинные поминальные обычаи предков, не заниматься самовольством, интерпретировать по своему разумению тот или иной обряд и выдавать его за истину. Прежде всего, необходимо, отменить обильные æхсæвæртæ, делать их в соответствии с древними обычаями, а именно накрывать небольшой стол только для тех, кто бодрствует всю ночь возле умершего или на тот момент прибыл издалека. Прекратить подавать на æхсæвæртæ пироги, мясо, торты. Стыдно тем, кто их накрывает, и тем, кто их кушает. Наши предки подавали только постную пищу.
Что касается сабатизæр, то его надо полностью отменить. На юге Осетии подобное не было принято. У нас есть другие поминальные дни, пришедшие к нам сквозь века, для должного воздания внимания покойнику. И их тоже немало. Как говорится «Алкæмæн йæ мæрдтæ рухсаг». Мы не против поминок (их справляют в той или иной форме все народы мира). Мы против их разорительного масштаба и их грубого искажения. Сегодня мы говорим о разумном переосмыслении обрядов, очищении их от всякого рода наслоений и излишеств. Тем более, несвойственных югу Осетии.
Аза Кокоева,
кандидат исторических наук, научный сотрудник ЮОНИИ им. З.Н. Ванеева, этнолог
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
8 июня 2017 15:36
На фыдалта раст уыдысты! фала майрам боны изар, кад асси сабаты изар?
8 июня 2017 17:30
Цитата: Aршак
На фыдалта раст уыдысты! фала майрам боны изар, кад асси сабаты изар?

Кадтариттар!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный Венченсо

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора
Рыцарь удачи

Погода

Книжный МИР ЮОГУ
Акция.

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Октябрь 2017    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31  

полезно знать...

Компания Директ-Электрик предлагает светодиодные светильники оптом по выгодной цене

Государство Алания г. Цхинвал

Государство Алания г. Цхинвал!
 Мегафон

Курс рубля на межбанковском рынке



ГУП Энергоресурс

ГУП Энергоресурс

Объявления

Сдаются комнаты посуточно для строителей . Условия средние, плата низкая. Отдельные комнаты. Имеется душевая с постоянным горячим водоснабжением. Дом в процессе ремонта. Стоимость проживания – 500 рублей в сутки. При проживании более 5 суток действует система скидок. Дом в центре города , тел для справок : 8(929)812 82 42. Спросить Виталия.
***
Магазин "Калейдоскоп" Повседневная одежда для детей и взрослых, известных марок "O'Stin", "Sela", "Incity", "Zolla", "Kiabi", "Domyos", "Oodji" и др. В ассортименте майки, топы, носки, колготки, футболки, блузки, сорочки, жакеты, джемперы, платки, шарфы, платья, сарафаны, брюки классические, брюки трикотажные спортивного типа, джинсы, нижнее белье, пижамы и др. Хорошее качество. Умеренные цены. Адрес: Проспект Алана Джиоева 91.
***
Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю
***
Продается комната 14 кв.м в трехкомнатной квартире в городе Москва район Чертаново Южное за 2.5 млн или меняю на квартиру в город Краснодар. Комната с ремонтом, квартира в удовлетворительном состоянии. Небольшой торг уместен. Обмен на Цхинвал не предлагать. Звонить 📞 8 929 805 75 39.
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия

Приветствие у Осетин Алан