Что может произойти на грядущих выборах в Южной Осетии?
2 декабря 2016 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3665 просмотров]
Весной 2017 года в Южной Осетии состоятся президентские выборы. Народ республики, государственный суверенитет которой Россия признала после августовской войны 2008 года, будет выбирать себе лидера на ближайшие 5 лет.
События в Южной Осетии в последнее время не привлекали к себе пристального внимания российской публики по вполне понятным причинам: в актуальной для России политической повестке достаточно событий, имеющих для страны большее значение.
Однако результат выборов в Южной Осетии важен для оценки адекватности и эффективности российской политики в регионе, являющемся неотъемлемой частью Большого Ближнего Востока. Пересмотр текущего ordo mundi, свидетелями которого мы сегодня являемся, начался именно в августе 2008 года в Южной Осетии, когда Россия впервые в постсоветской истории осуществила военную операцию по защите своего союзника и, что намного более важно, политически закрепила результаты операции по принуждению Грузии к миру.
Наконец, предыдущие выборы Президента республики обернулись серьезным политическим кризисом, любой рецидив которого в текущих условиях больно ударит по престижу России.
Кризис 2011 года
Во второй тур предыдущих южно-осетинских президентских выборов в 2011 году вышли имевший статус преемника Президента Эдуарда Кокойты Анатолий Бибилов (нынешний спикер южно-осетинского Парламента) и Алла Джиоева. Бибилова, пользовавшегося поддержкой Москвы, многие заранее посчитали победителем голосования: авторитет России в республике, более 90% граждан которой имеют и российские паспорта, неоспорим, поэтому логично было предположить, что и условный «российский кандидат» будет поддержан народом.
Однако граждане Южной Осетии, уставшие за три послевоенных года от бесконечной коррупции и отсутствия видимых успехов в восстановлении республики, пришли на избирательные участки с ярко выраженным протестным настроем.
Большинство их голосов получила Алла Джиоева.
Анатолий Бибилов не признал поражения, результаты выборов были оспорены в суде — в Южной Осетии разгорелся полноценный политический кризис, выход из которого был найден при российском посредничестве.
В конечном итоге были назначены повторные выборы, в которых, согласно достигнутым договоренностям, не приняли участия ни Бибилов, ни Джиоева. Победу на них одержал Леонид Тибилов — фигура, компромиссная для местных элит и полностью устроившая Москву.
Пятилетка Тибилова
Перед Леонидом Тибиловым с первых дней его работы в качестве Президента республики встала необходимость решения двух основных задач.
Во-первых, жизненно важно было вывести республику из политического кризиса, добившись консолидации общества и гражданского примирения.
Во-вторых, необходимо было в короткие сроки уйти от коррупционных схем восстановления республики и сдвинуть сам процесс восстановления с мертвой точки.
В 2012 году в столице республике Цхинвале не было ни одной заасфальтированной благоустроенной улицы, что крайне негативно сказывалось на социально-политическом климате в республике. Перерытые вдоль и поперек улицы Цхинвала выглядели так, словно грузинскую армию отсюда выбили вчера, а не 4 года назад.
Решение обеих задач было связано и с укреплением в регионе политического реноме России, для которой южно-осетинская президентская кампания 2011 года стала явным негативным опытом.
К решению первой задачи Леонид Тибилов приступил через создание коалиционного правительства, в которое вошли представители всех основных политических сил республики. Анатолий Бибилов, в частности, сохранил в нем свой министерский пост, Алла Джиоева получила должность вице-премьера, соперник Тибилова во втором туре президентских выборов Давид Санакоев занял должность министра иностранных дел.
Подобный подход был одобрительно встречен южно-осетинским обществом в том числе и потому, что представлял собой контраст с достаточно авторитарным правлением Эдуарда Кокойты.
Леонид Тибилов продемонстрировал не самые характерные для Кавказа демократичный стиль управления и открытость, поддерживая, таким образом, необходимый для развития политической системы Южной Осетии баланс общественных и политических сил.
Подобная «мягкость», очевидно, объяснялась не только особенностями стиля работы Леонида Тибилова, но и прагматическим расчетом: Президент принципиально не стал заниматься сведением счетов и преследованием оппонентов, не предпринимал резких и неоднозначных шагов, взамен предложив южно-осетинскому обществу направить усилия на решение позитивных задач.
Важнейшей из них стало восстановление разрушенного войной жилья и инфраструктуры республики.
Доставшиеся ему в наследство «схемы» восстановления были Тибиловым постепенно разрушены: глава Южной Осптии не раз публично заявлял, что видит одной из главных своих задач эффективное использование каждого рубля российской финансовой помощи Южной Осетии.
Началась плотная работа со Счетной Палатой России, в республике появилось казначейство. В итоге проверочные мероприятия, которые Счетная Палата проводила в Южной Осетии в течение минувших 5 лет, не выявили нецелевого расходования средств.
Сама республика за время правления Тибилова внешне буквально преобразилась: Цхинвал постепенно превращается в уютный благоустроенный город, построено большое количество важных социальных объектов, включая дороги, школы, детские сады и больницы.
Явная позитивная динамика в процессах восстановления указывает на то, что за время президентского правления Тибилова уровень коррупции в использовании средств российской финансовой помощи серьезно снизился.
Высший уровень
Наиболее популярным политиком в Южной Осетии несомненно является Владимир Путин, поэтому дополнительным преимуществом Тибилова в преддверие выборов является высокий уровень отношений с Президентом России. За неполные 5 лет состоялось 7 российско-южноосетинских встреч на высшем уровне.
Президенты России и Южной Осетии — ровесники, оба имеют опыт работы в спецслужбах (Тибилов возглавлял КГБ Южной Осетии). Структура межгосударственных отношений России и Южной Осетии также получила качественное развитие с подписанием 18 марта 2015 года в Кремле Договора о союзничестве и интеграции.
Личная поддержка со стороны Владимира Путина стала одним из важнейших факторов достаточно плодотворной работы Президента Южной Осетии и позволила ему выстроить адекватную систему взаимоотношений с российскими ведомствами.
Тибилов показал себя достаточно эффективным лоббистом, что в ходе своей последней встречи с ним подтвердил Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов: «Хочу Вас проинформировать, что параметры, заложенные на программу поддержки Южной Осетии в проекте бюджета на следующие три года не хуже, а по ряду показателей лучше, чем в предыдущие годы, даже на фоне Северного Кавказа, где у нас произошло сокращение лимита.
Учитывая персональное отношение Президента России к республике и к Вам лично, а также Ваши отношения с Владимиром Владимировичем с точки зрения доверия, конечно же, мы понимаем, что нам необходимо показать, что мы достигли планки и ее не опускаем».
В случае своего повторного переизбрания соответствующие возможности Тибилова только вырастут, что для республики, которой теперь необходимо решать задачи развития, имеет очень большое значение.
Выбор из тандема?
В июле 2016 года Центр политической конъюнктуры, близкий к Владиславу Суркову, опубликовал аналитический доклад по ситуации в Южной Осетии. В докладе отмечается, что Леонид Тибилов будет главным фаворитом грядущей президентской кампании: «Кандидатура Тибилова удовлетворяет одновременно двум параметрам. Помимо консенсуса вокруг траектории сотрудничества с Россией его избрание обещает пролонгацию действующих внутриэлитных соглашений.
Кроме того, в Москве будут поддерживать Тибилова, потому что на фоне предыдущей власти ему удалось продемонстрировать результативность работы инвестиционной программы».
Таким образом, переизбрание Леонида Тибилова отвечает как интересам Южной Осетии, получившей в последние 5 лет импульс к развитию, так и интересам России: Тибилов является единственным политиком в Южной Осетии, способным обеспечить стабильность политических процессов в республике, что в нынешней сложной международной ситуации для Москвы крайне важно.
В качестве «резервного» кандидата в докладе рассматривается спикер южно-осетинского парламента Анатолий Бибилов.
Бибилов — непосредственный участник событий, результатом которых стал политический кризис 2011 года. Здесь и кроется его серьезный недостаток, отмеченный аналитиками Центра политической конъюнктуры: «Он не воспринимается юго-осетинской элитой как политик, способный гарантировать соблюдение равновесия интересов всех кланов. Поэтому победа спикера парламента на выборах главы государства содержит некоторые риски сползания республики в очередной кризис».
Необходимость исключить любую возможность возникновения в республике политического кризиса представляется совершенно очевидной, поэтому предварительный расклад сил в начинающейся политической гонке определяет Бибилова для Москвы именно как резервного кандидата: наиболее приемлемой фигурой безусловно является действующий глава Южной Осетии Леонид Тибилов.
Фактор Кокойты
Несмотря на громкие коррупционные скандалы, проваленный процесс восстановления и закончившееся громким скандалом правление экс-президент Южной Осетии Эдуард Кокойты по-прежнему пользуется в республике определенной популярностью. Часть электората сохраняет ему лояльность.
Есть в республике и категория людей, считающих достаточно гибкие методы управления Леонида Тибилова признаком определенной слабости и с ностальгией вспоминающих авторитарный стиль правления Кокойты. С именем экс-президента также связано признание государственного суверенитета Южной Осетии.
Однако возвращение Кокойты к власти будет для политической системы Южной Осетии объективным шагом назад: в течение трех поствоенных лет он и его команда не продемонстрировали ни понимания задач, стоящих перед республикой, ни способности к их решению.
Понимают это и в Москве, соответствующий сигнал был послан через Центр политических технологий: «Республике сейчас необходимо поступательное движение вперед, а не возврат на десятилетие назад. Москва не будет иметь дело с Кокойты. Если бы Кокойты теоретически вернулся, что невозможно ввиду того, что он не проходит по цензу оседлости, то с ним бы вернулись старые порядки по „распиливанию“ денег, а этого в Москве не допустит никто».
Дороги «назад в будущее» нет, что, однако, не отменяет наличия фактора Эдуарда Кокойты, с которым в преддверие выборов необходимо считаться. Сам экс-президент пока никаких комментариев касательно своих планов на 2017 год не давал.
Новые вызовы
Институт прямых выборов вкупе с богатыми традициями прямой демократии Южной Осетии и достаточно развитой политической культурой практически исключают возможность проведения в республике полностью «контролируемых» и «предсказуемых» выборов Президента.
Пытаться сегодня предугадать, кого предпочтет народ республики, — занятие малоперспективное. Одобрение той или иной кандидатуры в самых высоких московских кабинетах также не является гарантией успеха, что было наглядно продемонстрировано гражданами Южной Осетии в том же 2011 году.
Действующий Президент Тибилов, несмотря на достигнутые им результаты, сталкивается сегодня с новыми вызовами. Общество Южной Осетии давно ждет от него принятия ряда кадровых решений. Тибилов выстроил эффективную систему коммуникаций с Москвой, добился качественного перелома в процессах восстановлении республики и по-прежнему является для южно-осетинских групп влияния компромиссной фигурой.
Решение актуальных задач, однако, потребует от Президента и его команды новых подходов и компетенций, а также кардинального переосмысления принципов деятельности всего государственного аппарата республики.
Процесс восстановления подходит к завершению, на повестке дня стоит воссоздание экономики республики, которая на сегодняшний день развита крайне слабо. Разработка и реализация экономических программ, работа с бизнесом и создание системы экономических связей потребуют привлечения в управленческую команду «свежей крови», новых идей и перераспределения полномочий.
Успешная реализация даже нескольких экономических проектов способна качественно изменить структуру отношений в южно-осетинском обществе и создать новую систему социальных мотиваций. В ходе одной из своих встреч с Владимиром Путиным глава Южной Осетии заявил, что намерен сместить акценты в южно-осетинском дискурсе от восстановления к развитию. От того, насколько эффективно Тибилов и его команда смогут осуществить задуманное, в большой степени и будет зависеть исход выборов Президента в Южной Осетии.
Результаты первого президентского срока позволяют действующему Президенту рассчитывать как на доверие народа, так и поддержку России, заинтересованной в развитии современных южно-осетинских политических, экономических и общественных институтов, способных наполнить реальным смыслом понятие «витрины российской политики» в регионе и наглядно продемонстрировать правильность пророссийского выбора всем субъектам региональной политики.
Андрей Кокоев
http://rusvesna.su/news/1480670713
События в Южной Осетии в последнее время не привлекали к себе пристального внимания российской публики по вполне понятным причинам: в актуальной для России политической повестке достаточно событий, имеющих для страны большее значение.
Однако результат выборов в Южной Осетии важен для оценки адекватности и эффективности российской политики в регионе, являющемся неотъемлемой частью Большого Ближнего Востока. Пересмотр текущего ordo mundi, свидетелями которого мы сегодня являемся, начался именно в августе 2008 года в Южной Осетии, когда Россия впервые в постсоветской истории осуществила военную операцию по защите своего союзника и, что намного более важно, политически закрепила результаты операции по принуждению Грузии к миру.
Наконец, предыдущие выборы Президента республики обернулись серьезным политическим кризисом, любой рецидив которого в текущих условиях больно ударит по престижу России.
Кризис 2011 года
Во второй тур предыдущих южно-осетинских президентских выборов в 2011 году вышли имевший статус преемника Президента Эдуарда Кокойты Анатолий Бибилов (нынешний спикер южно-осетинского Парламента) и Алла Джиоева. Бибилова, пользовавшегося поддержкой Москвы, многие заранее посчитали победителем голосования: авторитет России в республике, более 90% граждан которой имеют и российские паспорта, неоспорим, поэтому логично было предположить, что и условный «российский кандидат» будет поддержан народом.
Однако граждане Южной Осетии, уставшие за три послевоенных года от бесконечной коррупции и отсутствия видимых успехов в восстановлении республики, пришли на избирательные участки с ярко выраженным протестным настроем.
Большинство их голосов получила Алла Джиоева.
Анатолий Бибилов не признал поражения, результаты выборов были оспорены в суде — в Южной Осетии разгорелся полноценный политический кризис, выход из которого был найден при российском посредничестве.
В конечном итоге были назначены повторные выборы, в которых, согласно достигнутым договоренностям, не приняли участия ни Бибилов, ни Джиоева. Победу на них одержал Леонид Тибилов — фигура, компромиссная для местных элит и полностью устроившая Москву.
Пятилетка Тибилова
Перед Леонидом Тибиловым с первых дней его работы в качестве Президента республики встала необходимость решения двух основных задач.
Во-первых, жизненно важно было вывести республику из политического кризиса, добившись консолидации общества и гражданского примирения.
Во-вторых, необходимо было в короткие сроки уйти от коррупционных схем восстановления республики и сдвинуть сам процесс восстановления с мертвой точки.
В 2012 году в столице республике Цхинвале не было ни одной заасфальтированной благоустроенной улицы, что крайне негативно сказывалось на социально-политическом климате в республике. Перерытые вдоль и поперек улицы Цхинвала выглядели так, словно грузинскую армию отсюда выбили вчера, а не 4 года назад.
Решение обеих задач было связано и с укреплением в регионе политического реноме России, для которой южно-осетинская президентская кампания 2011 года стала явным негативным опытом.
К решению первой задачи Леонид Тибилов приступил через создание коалиционного правительства, в которое вошли представители всех основных политических сил республики. Анатолий Бибилов, в частности, сохранил в нем свой министерский пост, Алла Джиоева получила должность вице-премьера, соперник Тибилова во втором туре президентских выборов Давид Санакоев занял должность министра иностранных дел.
Подобный подход был одобрительно встречен южно-осетинским обществом в том числе и потому, что представлял собой контраст с достаточно авторитарным правлением Эдуарда Кокойты.
Леонид Тибилов продемонстрировал не самые характерные для Кавказа демократичный стиль управления и открытость, поддерживая, таким образом, необходимый для развития политической системы Южной Осетии баланс общественных и политических сил.
Подобная «мягкость», очевидно, объяснялась не только особенностями стиля работы Леонида Тибилова, но и прагматическим расчетом: Президент принципиально не стал заниматься сведением счетов и преследованием оппонентов, не предпринимал резких и неоднозначных шагов, взамен предложив южно-осетинскому обществу направить усилия на решение позитивных задач.
Важнейшей из них стало восстановление разрушенного войной жилья и инфраструктуры республики.
Доставшиеся ему в наследство «схемы» восстановления были Тибиловым постепенно разрушены: глава Южной Осптии не раз публично заявлял, что видит одной из главных своих задач эффективное использование каждого рубля российской финансовой помощи Южной Осетии.
Началась плотная работа со Счетной Палатой России, в республике появилось казначейство. В итоге проверочные мероприятия, которые Счетная Палата проводила в Южной Осетии в течение минувших 5 лет, не выявили нецелевого расходования средств.
Сама республика за время правления Тибилова внешне буквально преобразилась: Цхинвал постепенно превращается в уютный благоустроенный город, построено большое количество важных социальных объектов, включая дороги, школы, детские сады и больницы.
Явная позитивная динамика в процессах восстановления указывает на то, что за время президентского правления Тибилова уровень коррупции в использовании средств российской финансовой помощи серьезно снизился.
Высший уровень
Наиболее популярным политиком в Южной Осетии несомненно является Владимир Путин, поэтому дополнительным преимуществом Тибилова в преддверие выборов является высокий уровень отношений с Президентом России. За неполные 5 лет состоялось 7 российско-южноосетинских встреч на высшем уровне.
Президенты России и Южной Осетии — ровесники, оба имеют опыт работы в спецслужбах (Тибилов возглавлял КГБ Южной Осетии). Структура межгосударственных отношений России и Южной Осетии также получила качественное развитие с подписанием 18 марта 2015 года в Кремле Договора о союзничестве и интеграции.
Личная поддержка со стороны Владимира Путина стала одним из важнейших факторов достаточно плодотворной работы Президента Южной Осетии и позволила ему выстроить адекватную систему взаимоотношений с российскими ведомствами.
Тибилов показал себя достаточно эффективным лоббистом, что в ходе своей последней встречи с ним подтвердил Министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов: «Хочу Вас проинформировать, что параметры, заложенные на программу поддержки Южной Осетии в проекте бюджета на следующие три года не хуже, а по ряду показателей лучше, чем в предыдущие годы, даже на фоне Северного Кавказа, где у нас произошло сокращение лимита.
Учитывая персональное отношение Президента России к республике и к Вам лично, а также Ваши отношения с Владимиром Владимировичем с точки зрения доверия, конечно же, мы понимаем, что нам необходимо показать, что мы достигли планки и ее не опускаем».
В случае своего повторного переизбрания соответствующие возможности Тибилова только вырастут, что для республики, которой теперь необходимо решать задачи развития, имеет очень большое значение.
Выбор из тандема?
В июле 2016 года Центр политической конъюнктуры, близкий к Владиславу Суркову, опубликовал аналитический доклад по ситуации в Южной Осетии. В докладе отмечается, что Леонид Тибилов будет главным фаворитом грядущей президентской кампании: «Кандидатура Тибилова удовлетворяет одновременно двум параметрам. Помимо консенсуса вокруг траектории сотрудничества с Россией его избрание обещает пролонгацию действующих внутриэлитных соглашений.
Кроме того, в Москве будут поддерживать Тибилова, потому что на фоне предыдущей власти ему удалось продемонстрировать результативность работы инвестиционной программы».
Таким образом, переизбрание Леонида Тибилова отвечает как интересам Южной Осетии, получившей в последние 5 лет импульс к развитию, так и интересам России: Тибилов является единственным политиком в Южной Осетии, способным обеспечить стабильность политических процессов в республике, что в нынешней сложной международной ситуации для Москвы крайне важно.
В качестве «резервного» кандидата в докладе рассматривается спикер южно-осетинского парламента Анатолий Бибилов.
Бибилов — непосредственный участник событий, результатом которых стал политический кризис 2011 года. Здесь и кроется его серьезный недостаток, отмеченный аналитиками Центра политической конъюнктуры: «Он не воспринимается юго-осетинской элитой как политик, способный гарантировать соблюдение равновесия интересов всех кланов. Поэтому победа спикера парламента на выборах главы государства содержит некоторые риски сползания республики в очередной кризис».
Необходимость исключить любую возможность возникновения в республике политического кризиса представляется совершенно очевидной, поэтому предварительный расклад сил в начинающейся политической гонке определяет Бибилова для Москвы именно как резервного кандидата: наиболее приемлемой фигурой безусловно является действующий глава Южной Осетии Леонид Тибилов.
Фактор Кокойты
Несмотря на громкие коррупционные скандалы, проваленный процесс восстановления и закончившееся громким скандалом правление экс-президент Южной Осетии Эдуард Кокойты по-прежнему пользуется в республике определенной популярностью. Часть электората сохраняет ему лояльность.
Есть в республике и категория людей, считающих достаточно гибкие методы управления Леонида Тибилова признаком определенной слабости и с ностальгией вспоминающих авторитарный стиль правления Кокойты. С именем экс-президента также связано признание государственного суверенитета Южной Осетии.
Однако возвращение Кокойты к власти будет для политической системы Южной Осетии объективным шагом назад: в течение трех поствоенных лет он и его команда не продемонстрировали ни понимания задач, стоящих перед республикой, ни способности к их решению.
Понимают это и в Москве, соответствующий сигнал был послан через Центр политических технологий: «Республике сейчас необходимо поступательное движение вперед, а не возврат на десятилетие назад. Москва не будет иметь дело с Кокойты. Если бы Кокойты теоретически вернулся, что невозможно ввиду того, что он не проходит по цензу оседлости, то с ним бы вернулись старые порядки по „распиливанию“ денег, а этого в Москве не допустит никто».
Дороги «назад в будущее» нет, что, однако, не отменяет наличия фактора Эдуарда Кокойты, с которым в преддверие выборов необходимо считаться. Сам экс-президент пока никаких комментариев касательно своих планов на 2017 год не давал.
Новые вызовы
Институт прямых выборов вкупе с богатыми традициями прямой демократии Южной Осетии и достаточно развитой политической культурой практически исключают возможность проведения в республике полностью «контролируемых» и «предсказуемых» выборов Президента.
Пытаться сегодня предугадать, кого предпочтет народ республики, — занятие малоперспективное. Одобрение той или иной кандидатуры в самых высоких московских кабинетах также не является гарантией успеха, что было наглядно продемонстрировано гражданами Южной Осетии в том же 2011 году.
Действующий Президент Тибилов, несмотря на достигнутые им результаты, сталкивается сегодня с новыми вызовами. Общество Южной Осетии давно ждет от него принятия ряда кадровых решений. Тибилов выстроил эффективную систему коммуникаций с Москвой, добился качественного перелома в процессах восстановлении республики и по-прежнему является для южно-осетинских групп влияния компромиссной фигурой.
Решение актуальных задач, однако, потребует от Президента и его команды новых подходов и компетенций, а также кардинального переосмысления принципов деятельности всего государственного аппарата республики.
Процесс восстановления подходит к завершению, на повестке дня стоит воссоздание экономики республики, которая на сегодняшний день развита крайне слабо. Разработка и реализация экономических программ, работа с бизнесом и создание системы экономических связей потребуют привлечения в управленческую команду «свежей крови», новых идей и перераспределения полномочий.
Успешная реализация даже нескольких экономических проектов способна качественно изменить структуру отношений в южно-осетинском обществе и создать новую систему социальных мотиваций. В ходе одной из своих встреч с Владимиром Путиным глава Южной Осетии заявил, что намерен сместить акценты в южно-осетинском дискурсе от восстановления к развитию. От того, насколько эффективно Тибилов и его команда смогут осуществить задуманное, в большой степени и будет зависеть исход выборов Президента в Южной Осетии.
Результаты первого президентского срока позволяют действующему Президенту рассчитывать как на доверие народа, так и поддержку России, заинтересованной в развитии современных южно-осетинских политических, экономических и общественных институтов, способных наполнить реальным смыслом понятие «витрины российской политики» в регионе и наглядно продемонстрировать правильность пророссийского выбора всем субъектам региональной политики.
Андрей Кокоев
http://rusvesna.su/news/1480670713
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.