Сегодня один из знаменательных национальных праздников – Мкалгабыртæ
29 сентября 2016 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2075 просмотров]
Сегодня в Осетии празднуют один из знаменательных национальных праздников – Мкалгабыртæ. В прошлом очень популярны были торжества в честь Мыкалгабыр. В Северной Осетии в основном празднества устраивались в Алагирском ущелье, а в Южной Осетии в п. Дзау, с. Къроз, с. Кобет, с. Кусджыта и в других населенных пунктов республики. Празднование в честь святого продолжался в течение двух недель.
Под христианским именем «Мкалгабыр» скрывается древнее божество плодородия и изобилия.
Одно из древнейших святилищ, согласно Нартским сказаниям появившееся от одной из трёх божьих слезинок – Мыкалгабырта. Существует небольшая легенда, связанная с этим святилищем. Высшими силами было доверено в нём быть жрецом (дзуары лæгом) одному человеку. Жил он вместе со своей семьёй высоко в горах, недалеко от дзуара, принимал паломников и молился за них. При дзуаре был медный котёл для варки пива, а пиво в нём никогда не кончалось. Этим пивом и возносились молитвы Мыкалгабыртан.
Но вот однажды послал дзуары лæг свою жену за пивом. Придя к святилищу, она попыталась зачерпнуть пива и с ужасом обнаружила, что оно иссякло, а черпак коснулся дна котла. В тревоге сообщила она об этом мужу. Дзуары лæг понял, что их семья в чём-то провинилась, и Бог отнял у них дарованную им чашу изобилия (уæлейæ исгæ, бынæй ахадгæ). Позвал он двоих своих сыновей и потребовал рассказать, какое неблаговидное деяние посмели они совершить. Сыновья признались, что украли быка в соседнем селе. Разгневался старик, прогнал своих сыновей, но и сам не посмел больше оставаться дзуары лæгом, не оправдавшим высокого доверия небес. Собрался он и уехал с семьёй, куда глаза глядят.
А в народе с тех пор Мыкалгабырта остаются символом неиссякаемого изобилия и счастья – «уæлейæ исгæ, бынæй ахадгæ».
По мнению профессора Людвига Чибирова, культ «мыкалгабыр» перекочевал в христианство из языческих верований.
«Относительно происхождения термина «мыкалгабыр» в литературе высказано несколько мнений. Б. Гатиев называет Мыкал-Габыром Николая Чудотворца. Его мнение разделяет и В. Миллер, который писал, что часовня Мыкалгабыр в с. Кобет есть «остаток христианской церкви, построенный некогда во имя святого Николая Чудотворца». По другому мнению (В. Пфаф, Г.Чурсин) в «мыкалгабыртæ» следует видеть сращение имен архангелов Михаила и Гавриила.В. Абаев путем лингвистических сравнений окончательно рассеял сомнения в правильности подобной трактовки термина «мыкалгабыр», — отмечено в книге Людвига Чибирова.
Под святилищем Мыкалгабыр осетины давали клятвы, устраивали примирение кровников и исполняли другие ритуалы, связанные с ценностями нашего народа.
На сегодняшний день святилище Мыкалгабыр остается одним из самых почитаемых дзуаров, как на Юге, так и на Севере Осетии.
Бæрæгбоны хорзæх уæ уæд, æмæ не ‘ппæтæн дæр æххуысгæнæг уæт!
Подготовила Мадина Бязрова
Источник: http://south-ossetia.info/segodnya-odin-iz-znamenatelnyx-nacionalnyx-prazdnikov-mkalgabyrtae/
Все права защищены © Официальный информационный портал Республики Южная Осетия
Под христианским именем «Мкалгабыр» скрывается древнее божество плодородия и изобилия.
Одно из древнейших святилищ, согласно Нартским сказаниям появившееся от одной из трёх божьих слезинок – Мыкалгабырта. Существует небольшая легенда, связанная с этим святилищем. Высшими силами было доверено в нём быть жрецом (дзуары лæгом) одному человеку. Жил он вместе со своей семьёй высоко в горах, недалеко от дзуара, принимал паломников и молился за них. При дзуаре был медный котёл для варки пива, а пиво в нём никогда не кончалось. Этим пивом и возносились молитвы Мыкалгабыртан.
Но вот однажды послал дзуары лæг свою жену за пивом. Придя к святилищу, она попыталась зачерпнуть пива и с ужасом обнаружила, что оно иссякло, а черпак коснулся дна котла. В тревоге сообщила она об этом мужу. Дзуары лæг понял, что их семья в чём-то провинилась, и Бог отнял у них дарованную им чашу изобилия (уæлейæ исгæ, бынæй ахадгæ). Позвал он двоих своих сыновей и потребовал рассказать, какое неблаговидное деяние посмели они совершить. Сыновья признались, что украли быка в соседнем селе. Разгневался старик, прогнал своих сыновей, но и сам не посмел больше оставаться дзуары лæгом, не оправдавшим высокого доверия небес. Собрался он и уехал с семьёй, куда глаза глядят.
А в народе с тех пор Мыкалгабырта остаются символом неиссякаемого изобилия и счастья – «уæлейæ исгæ, бынæй ахадгæ».
По мнению профессора Людвига Чибирова, культ «мыкалгабыр» перекочевал в христианство из языческих верований.
«Относительно происхождения термина «мыкалгабыр» в литературе высказано несколько мнений. Б. Гатиев называет Мыкал-Габыром Николая Чудотворца. Его мнение разделяет и В. Миллер, который писал, что часовня Мыкалгабыр в с. Кобет есть «остаток христианской церкви, построенный некогда во имя святого Николая Чудотворца». По другому мнению (В. Пфаф, Г.Чурсин) в «мыкалгабыртæ» следует видеть сращение имен архангелов Михаила и Гавриила.В. Абаев путем лингвистических сравнений окончательно рассеял сомнения в правильности подобной трактовки термина «мыкалгабыр», — отмечено в книге Людвига Чибирова.
Под святилищем Мыкалгабыр осетины давали клятвы, устраивали примирение кровников и исполняли другие ритуалы, связанные с ценностями нашего народа.
На сегодняшний день святилище Мыкалгабыр остается одним из самых почитаемых дзуаров, как на Юге, так и на Севере Осетии.
Бæрæгбоны хорзæх уæ уæд, æмæ не ‘ппæтæн дæр æххуысгæнæг уæт!
Подготовила Мадина Бязрова
Источник: http://south-ossetia.info/segodnya-odin-iz-znamenatelnyx-nacionalnyx-prazdnikov-mkalgabyrtae/
Все права защищены © Официальный информационный портал Республики Южная Осетия
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.