О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ ЦЕПЬ..
11 июля 2016 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2174 просмотра]
... Из атрибутов очажного огня по своей религиозности и значимости в быту осетин особое место занимала надочажная цепь. Одним прикосновением к ней «освящались» все явления семейной жизни осетин. Дотрагиваться до цепи считалось святотатством. За такую шалость детей наказывали. Прикосновение к ней разрешалось лишь старшему в доме при произнесении напутствия в дальний путь, при обхождении очажного огня свадебной свитой и т. д.Большое место в религиозных верованиях осетин занимает покровитель очага и надочажной цепи — небесный Сафа...
В «хаедзаре», где висела цепь, запрещалась всякая ругань, сквернословие... В доме, где висела цепь, не могли спать новобрачные. Самое сильное оскорбление — оскорбление надочажной цепи...
Как самым священным предметом, цепью клялись: «ацы раехысы арды-стаен» — «клянусь этой цепью». Чтобы оскорбить осетина, достаточно сказать ему: «Мае куыдзы дае раехысыл аерцауындз» — «Да повесь ты собаку мою на свою цепь». Человек, приблизившийся к очагу и прикоснувшийся к надочажной цепи, становился близким семье, если даже до этого был его врагом.
Эта цепь составляет святыню и выбросить ее из дому считается смертельной обидою для хозяина. очажная цепь объединяет собой верх – Небо, через зону, в которой сидит семья, с низом, Землей – очагом, и, по сути, выступает осью домашнего мироздания, Мирового древа (его ипостасью).
Очаг, котел и круг семьи составляли организованное пространство, древнюю модель мира, представлявшуюся сакральной геометрической фигурой – кругом в квадрате. Круг и квадрат рассматривались как два варианта единой модели организованного пространства. Очаг выступал символом нижней зоны мироздания – женщины-алтаря, дающего жизнь в результате оплодотворения огнём. Это зона, дающая энергию для всей сакральной конструкции. Надочажная цепь символизировала связующее звено между матерью-землёй и отцом-небом – Мировое древо. Именно к Древу (надочажной цепи) подводили в Осетии нового члена семьи (невесту, новорожденного), именно его касалась рука кровника, ища защиту. Отсюда становится понятным скрытый смысл древнего осетинского похоронного ритуала, связанного со смертью последнего в доме мужчины, когда его жена вешала себе на шею надочажную цепь. Дом лишился одного из своих энергетических центров. Без мужчины (Отца-неба) невозможно ритуально возжечь семейный очаг, питающий семейное Древо жизни...
В «хаедзаре», где висела цепь, запрещалась всякая ругань, сквернословие... В доме, где висела цепь, не могли спать новобрачные. Самое сильное оскорбление — оскорбление надочажной цепи...
Как самым священным предметом, цепью клялись: «ацы раехысы арды-стаен» — «клянусь этой цепью». Чтобы оскорбить осетина, достаточно сказать ему: «Мае куыдзы дае раехысыл аерцауындз» — «Да повесь ты собаку мою на свою цепь». Человек, приблизившийся к очагу и прикоснувшийся к надочажной цепи, становился близким семье, если даже до этого был его врагом.
Эта цепь составляет святыню и выбросить ее из дому считается смертельной обидою для хозяина. очажная цепь объединяет собой верх – Небо, через зону, в которой сидит семья, с низом, Землей – очагом, и, по сути, выступает осью домашнего мироздания, Мирового древа (его ипостасью).
Очаг, котел и круг семьи составляли организованное пространство, древнюю модель мира, представлявшуюся сакральной геометрической фигурой – кругом в квадрате. Круг и квадрат рассматривались как два варианта единой модели организованного пространства. Очаг выступал символом нижней зоны мироздания – женщины-алтаря, дающего жизнь в результате оплодотворения огнём. Это зона, дающая энергию для всей сакральной конструкции. Надочажная цепь символизировала связующее звено между матерью-землёй и отцом-небом – Мировое древо. Именно к Древу (надочажной цепи) подводили в Осетии нового члена семьи (невесту, новорожденного), именно его касалась рука кровника, ища защиту. Отсюда становится понятным скрытый смысл древнего осетинского похоронного ритуала, связанного со смертью последнего в доме мужчины, когда его жена вешала себе на шею надочажную цепь. Дом лишился одного из своих энергетических центров. Без мужчины (Отца-неба) невозможно ритуально возжечь семейный очаг, питающий семейное Древо жизни...
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.