Осетия отмечает 156-летие Коста Хетагурова
15 октября 2015 --- [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [791 просмотр]
На юге и севере Осетии сегодня широко отмечают 156-й день рождения выдающегося осетинского поэта, прозаика, драматурга, художника, театрального и общественного деятеля, публициста основоположника осетинского литературного языка, истинного патриота Коста Левановича Хетагурова.
Коста родился 15 октября 1859 года в горном селе Нар в семье военнослужащего русской армии Левана Хетагурова.
Мать Коста, Мария Губаева, умерла вскоре после его рождения, после чего воспитанием маленького Коста занялась родственница Чендзе.
Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, стал учиться в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область.
С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.
В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств в мастерскую профессора Чистякова. В 1883 году лишён стипендии и этим почти всех средств к существованию. Вскоре он перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года Коста Хетагуров печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».
В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.
Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции. Несмотря на это, он продолжает писать стихи. 29 мая 1899 года прибыл на место ссылки в Херсон. В это время себя очень плохо чувствует. Херсон Коста не понравился: здесь душно, пыльно. Он писал, что на улицах не встретишь интеллигентных людей, а только купцов и торговок.
Коста просит перевести его в Одессу, но туда его отпустить побоялись, разрешили переехать в Очаков. Здесь он снял комнату в доме рыбака Осипа Данилова. Хетагурову очень понравились гостеприимные хозяева, но особенно его покорило море, «которое всей своей ширью расстилалось перед самыми окнами хаты».
Хетагурова очень тронула красота этих мест, и он очень сожалел, что не имел при себе красок. Здесь, в Очакове, в 1899 году Коста узнает что во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов — «Осетинская лира». Но царские чиновники и их осетинские прислужники ненавидели Коста. Многие его стихи были изменены царской цензурой, некоторые же не вошли в книгу вообще ввиду своего революционного содержания.
В 1901 году Хетагуров тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели.
Меньше всего Коста думал о себе. Только в конце жизни он начал строить дом, но не достроил, собрался завести семью — и тоже не успел. Он умер 1 апреля 1906 года, измученный преследованиями и тяжелой болезнью, в селе Георгиевско-Осетинском Кубанской области (ныне — село Коста Хетагурова Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики). По настоянию народа Осетии прах великого земляка был впоследствии перевезён во Владикавказ.
В своей литературной деятельности он придерживался принципов реалистического искусства. Он стал основоположником осетинского литературного языка. Он всегда был реалистом и в поэзии, и в драматургии, и в живописи.
Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках. Поэмы «Фатима», «Перед судом» , «Плачущая скала» , этнографический очерк «Особа» – все эти произведения посвящены анализу и оценке противоречий недавнего прошлого осетинского народа.
Поэзия для Хетагурова - высокое служение свободе, Родине, народу. Поэт - борец, его стихи - это «орошенная слезами» боль, кровь его сердца. Поэт должен быть органически спаян с родным народом. Свое творчество он так и мыслил - в неразрывном единстве с народными мечтаниями.
Тема народа – магистральная тема всего творчества Коста, широко развернутая в его поэмах, также эта тема - отражение достоверно-реалистическом изображении народной судьбы «Ирон фардыру» – самому зрелому творению Коста.
Коста до боли любил свою Родину и болел за судьбу совего горячолюбимогонарода.
Не потому ли он писал в своих бессмертных произведениях воспевая свободу народа:
Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык как счастьем дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу,
Я смог когда-нибудь к свободе проложить
Память о Коста жива в народе и будет жить пока живет осетинский народ!
Коста родился 15 октября 1859 года в горном селе Нар в семье военнослужащего русской армии Левана Хетагурова.
Мать Коста, Мария Губаева, умерла вскоре после его рождения, после чего воспитанием маленького Коста занялась родственница Чендзе.
Хетагуров учился сперва в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, стал учиться в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область.
С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.
В 1881 году, в августе, Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств в мастерскую профессора Чистякова. В 1883 году лишён стипендии и этим почти всех средств к существованию. Вскоре он перестал посещать Академию, а в 1885 году поехал обратно в Осетию. По 1891 год жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года Коста Хетагуров печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».
В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.
Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции. Несмотря на это, он продолжает писать стихи. 29 мая 1899 года прибыл на место ссылки в Херсон. В это время себя очень плохо чувствует. Херсон Коста не понравился: здесь душно, пыльно. Он писал, что на улицах не встретишь интеллигентных людей, а только купцов и торговок.
Коста просит перевести его в Одессу, но туда его отпустить побоялись, разрешили переехать в Очаков. Здесь он снял комнату в доме рыбака Осипа Данилова. Хетагурову очень понравились гостеприимные хозяева, но особенно его покорило море, «которое всей своей ширью расстилалось перед самыми окнами хаты».
Хетагурова очень тронула красота этих мест, и он очень сожалел, что не имел при себе красок. Здесь, в Очакове, в 1899 году Коста узнает что во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов — «Осетинская лира». Но царские чиновники и их осетинские прислужники ненавидели Коста. Многие его стихи были изменены царской цензурой, некоторые же не вошли в книгу вообще ввиду своего революционного содержания.
В 1901 году Хетагуров тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели.
Меньше всего Коста думал о себе. Только в конце жизни он начал строить дом, но не достроил, собрался завести семью — и тоже не успел. Он умер 1 апреля 1906 года, измученный преследованиями и тяжелой болезнью, в селе Георгиевско-Осетинском Кубанской области (ныне — село Коста Хетагурова Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики). По настоянию народа Осетии прах великого земляка был впоследствии перевезён во Владикавказ.
В своей литературной деятельности он придерживался принципов реалистического искусства. Он стал основоположником осетинского литературного языка. Он всегда был реалистом и в поэзии, и в драматургии, и в живописи.
Стихи Коста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и осетинском языках. Поэмы «Фатима», «Перед судом» , «Плачущая скала» , этнографический очерк «Особа» – все эти произведения посвящены анализу и оценке противоречий недавнего прошлого осетинского народа.
Поэзия для Хетагурова - высокое служение свободе, Родине, народу. Поэт - борец, его стихи - это «орошенная слезами» боль, кровь его сердца. Поэт должен быть органически спаян с родным народом. Свое творчество он так и мыслил - в неразрывном единстве с народными мечтаниями.
Тема народа – магистральная тема всего творчества Коста, широко развернутая в его поэмах, также эта тема - отражение достоверно-реалистическом изображении народной судьбы «Ирон фардыру» – самому зрелому творению Коста.
Коста до боли любил свою Родину и болел за судьбу совего горячолюбимогонарода.
Не потому ли он писал в своих бессмертных произведениях воспевая свободу народа:
Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык как счастьем дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу,
Я смог когда-нибудь к свободе проложить
Память о Коста жива в народе и будет жить пока живет осетинский народ!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.