Ирон хæдзар как связующее звено между прошлым осетинского народа и настоящим
7 декабря 2014 Аналитика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3219 просмотров]
Ирон хæдзар как связующее звено между прошлым осетинского народа и настоящимВ нашем небольшом Цхинвале Эльбруса Джигкаева знают многие. Незаурядная творческая личность – фокусник, актер народного театра Дома культуры Цхинвальского района, он уже много лет погружен в творческую работу, приносящую ему, по его собственному признанию, большое удовлетворение. Но есть у этого человека еще и большая давняя мечта – своими руками построить осетинский дом-музей со своим двором и утварью, по подобию тех «ирон хæдзар», в которых в прошлые века жили наши предки. Как нам удалось убедиться в разговоре с Эльбрусом Джигкаевым, его идея очень интересна, к тому же проект не столь труднореализуем, как может показаться на первый взгляд.
– Идея создания «ирон хæдзар» возникла у меня давно. Родился и рос я в высокогорном селении Дзомагского ущелья, в необычайно живописном уголке Южной Осетии, где испокон веков свято чтились национальные обычаи и традиции. Быт, ярко отражающий нашу национальную самобытность, с детства был у меня перед глазами. Все это – условия жизни, атмосфера, человеческие взаимоотношения и даже предметы домашней утвари, которыми пользовались наши предки, являются для меня настолько родными и близкими по духу, что даже много лет живя в городе, пользуясь всеми благами цивилизации, я не стал урбанистом, и при малейшей возможности не перестаю тянуться в горы. Так и хочется урвать частичку того самого Фарна высокогорья, атмосферу величия и духовности наших предков, которыми насквозь пропитана горная сельская местность. Уже много лет я вынашиваю идею о том, чтобы здесь, в городе или близ него построить самый настоящий «ирон хæдзар», до мельчайших деталей похожий на те, в которых еще в начале прошлого века жили горцы-осетины. Чтобы сделать из него музей, в который можно будет приводить и гостей Республики, и подрастающее поколение, для которых, по сути, быт наших недалеких предков уже стал непонятным и в какой-то мере чужим.
– А каким должен быть этот дом и насколько реалистично возможно воссоздать посредством его эпоху старины?
– Никакой сложности в этом нет. Дом можно возвести из самых простейших материалов, которые фактически у нас под ногами и вокруг. Как, впрочем, и было в древности. Главные «стройматериалы» это горный камень и дерево. Стены дома непременно должны возводиться из горного камня, обычно таким и строили наши предки свои дома и башни. Что касается кровли, то тут «технология» более сложная. В основном, наши предки для кровельного покрытия своих жилищ использовали древесину. Использовался особый древесный материал, называемый «хъуаритæ» (тес, дранка). Изготавливались «хъуари» просто, важно было только правильно выбрать древесину (сосна) – распилить ее на небольшие доски, шириной около 15 сантиметров. Но, как правило, в высокогорье крыши с древесным покрытием встречались реже, чем в равнинной местности. И все потому, что горцы не надеялись на их прочность в зимний период, когда в результате поднимавшихся метелей крыши попросту сносило. Поэтому горцы предпочитали другую, более сложную, но зато надежную технологию. Основой такой крыши были «аххæрæг» – главные поперечные балки в потолке, которые опирались на вертикальные столбы (цæджындзтæ). На «аххæрæг» выкладывались «æндзæлмттæ» (жерди) в два слоя, затем следовала укладка соломы (хъæмп) и прутов (уистæ) для большего утепления. Ну, и напоследок все это покрывалось плотным слоем глины или грунта (сыджыт) примерно около 20 сантиметров. Готовое покрытие тщательно утрамбовывалось деревянными приспособлением, называемым «къулæг». Кровельное покрытие получалось плоское, снег с него самостоятельно не сползал. Его вычищали специальной деревянной лопатой (фиййаг), но зато такая крыша считалась более надежной в непогоду, устойчивой к метелям и не протекающей в дождливые дни. Все это хочется перенести и в сегодняшний день, чтобы нынешние поколения могли знать об особенностях быта предков посредством наглядного знакомства.
– Построить «ирон хæдзар» – это только одна, хотя и главная, часть Вашей идеи. Другая – наполнить дом «содержанием». Множество предметов домашней утвари должны найти здесь свое место…
– Наши предки практически все предметы домашнего обихода, начиная от посуды и заканчивая сельскохозяйственными орудиями изготавливали из древесины. Особых сложностей в их изготовлении нет. Я и сам могу собственноручно кое-что изготовить, была бы конечная цель. Тут важно не упустить, не забыть ничего, чтобы все предметы нашли свое место в доме. Забыто очень много наименований предметов. К примеру, мы сегодня используем в разговорной речи только несколько названий посуды – уидыг (ложка), къус (миска), аг (кастрюля) и т.д. Мы ошибочно называем «къус» тарелку, при этом забыто ее настоящее название «тæбæгъ», у которой были и разновидности «къуырф тæбæгъ» (глубокая тарелка), «уæлæнгай тæбæгъ» (мелкая тарелка) и т.д. Миски тоже были нескольких видов, некоторые из них сегодня уже не используются, как например «къози» – небольшая миска с ручкой и т.д. Мы забываем эти слова и в результате значительная часть слов нашего языка обречена на утрату. Поэтому место, где сегодняшние поколения могут знакомиться с этими предметами, просто необходимо. И здесь важно ничего не забыть, представить все, начиная от надочажной цепи (рæхыс), посуды, предметов для обработки шерсти (пирæн, æлхуый и т.д.), всякие корыта (арынг и т.д.), предметов, необходимых для изготовления сыра (гарз, сивыр и т.д.) до тех предметов, которые находились вне стен дома, но использовались по хозяйству. Эти предметы в наш обиход уже не вернутся, но необходимо их знать, поскольку они являются составной частью наших традиций и обычаев.
Вообще, от нас, старшего поколения, требуется большей активности в деле приобщения молодежи к обычаям и традициям наших предков. И здесь главное, на мой взгляд, практическая составляющая. Нужно чаще организовывать экскурсии в высокогорную местность, чтобы у молодежи была возможность общения с теми редкими старожилами, которые еще остались в наших селах. Раньше фактически у всех детей, проживающих в городе, в селах были бабушки, дедушки, где они и проводили свои летние каникулы. Это времяпровождение, как ничто другое, способствовало их развитию в духе национального. Однако, в последние десятилетия старшее поколение тоже попало под влияние всеобщей урбанизации, а наши дети, соответственно, оказались лишены возможности приобщения к своим истокам. Поэтому для этих целей нужна специальная целенаправленная работа. Хочется надеяться, что идея построить «ирон хæдзар», наполнить его содержанием, которая стала для меня в какой-то степени целью жизни, найдет свою реализацию в нашей сегодняшней жизни. Мы должны знать свою историю, знакомить с ней и наших гостей, и наших потомков.
Рада Дзагоева
– Идея создания «ирон хæдзар» возникла у меня давно. Родился и рос я в высокогорном селении Дзомагского ущелья, в необычайно живописном уголке Южной Осетии, где испокон веков свято чтились национальные обычаи и традиции. Быт, ярко отражающий нашу национальную самобытность, с детства был у меня перед глазами. Все это – условия жизни, атмосфера, человеческие взаимоотношения и даже предметы домашней утвари, которыми пользовались наши предки, являются для меня настолько родными и близкими по духу, что даже много лет живя в городе, пользуясь всеми благами цивилизации, я не стал урбанистом, и при малейшей возможности не перестаю тянуться в горы. Так и хочется урвать частичку того самого Фарна высокогорья, атмосферу величия и духовности наших предков, которыми насквозь пропитана горная сельская местность. Уже много лет я вынашиваю идею о том, чтобы здесь, в городе или близ него построить самый настоящий «ирон хæдзар», до мельчайших деталей похожий на те, в которых еще в начале прошлого века жили горцы-осетины. Чтобы сделать из него музей, в который можно будет приводить и гостей Республики, и подрастающее поколение, для которых, по сути, быт наших недалеких предков уже стал непонятным и в какой-то мере чужим.
– А каким должен быть этот дом и насколько реалистично возможно воссоздать посредством его эпоху старины?
– Никакой сложности в этом нет. Дом можно возвести из самых простейших материалов, которые фактически у нас под ногами и вокруг. Как, впрочем, и было в древности. Главные «стройматериалы» это горный камень и дерево. Стены дома непременно должны возводиться из горного камня, обычно таким и строили наши предки свои дома и башни. Что касается кровли, то тут «технология» более сложная. В основном, наши предки для кровельного покрытия своих жилищ использовали древесину. Использовался особый древесный материал, называемый «хъуаритæ» (тес, дранка). Изготавливались «хъуари» просто, важно было только правильно выбрать древесину (сосна) – распилить ее на небольшие доски, шириной около 15 сантиметров. Но, как правило, в высокогорье крыши с древесным покрытием встречались реже, чем в равнинной местности. И все потому, что горцы не надеялись на их прочность в зимний период, когда в результате поднимавшихся метелей крыши попросту сносило. Поэтому горцы предпочитали другую, более сложную, но зато надежную технологию. Основой такой крыши были «аххæрæг» – главные поперечные балки в потолке, которые опирались на вертикальные столбы (цæджындзтæ). На «аххæрæг» выкладывались «æндзæлмттæ» (жерди) в два слоя, затем следовала укладка соломы (хъæмп) и прутов (уистæ) для большего утепления. Ну, и напоследок все это покрывалось плотным слоем глины или грунта (сыджыт) примерно около 20 сантиметров. Готовое покрытие тщательно утрамбовывалось деревянными приспособлением, называемым «къулæг». Кровельное покрытие получалось плоское, снег с него самостоятельно не сползал. Его вычищали специальной деревянной лопатой (фиййаг), но зато такая крыша считалась более надежной в непогоду, устойчивой к метелям и не протекающей в дождливые дни. Все это хочется перенести и в сегодняшний день, чтобы нынешние поколения могли знать об особенностях быта предков посредством наглядного знакомства.
– Построить «ирон хæдзар» – это только одна, хотя и главная, часть Вашей идеи. Другая – наполнить дом «содержанием». Множество предметов домашней утвари должны найти здесь свое место…
– Наши предки практически все предметы домашнего обихода, начиная от посуды и заканчивая сельскохозяйственными орудиями изготавливали из древесины. Особых сложностей в их изготовлении нет. Я и сам могу собственноручно кое-что изготовить, была бы конечная цель. Тут важно не упустить, не забыть ничего, чтобы все предметы нашли свое место в доме. Забыто очень много наименований предметов. К примеру, мы сегодня используем в разговорной речи только несколько названий посуды – уидыг (ложка), къус (миска), аг (кастрюля) и т.д. Мы ошибочно называем «къус» тарелку, при этом забыто ее настоящее название «тæбæгъ», у которой были и разновидности «къуырф тæбæгъ» (глубокая тарелка), «уæлæнгай тæбæгъ» (мелкая тарелка) и т.д. Миски тоже были нескольких видов, некоторые из них сегодня уже не используются, как например «къози» – небольшая миска с ручкой и т.д. Мы забываем эти слова и в результате значительная часть слов нашего языка обречена на утрату. Поэтому место, где сегодняшние поколения могут знакомиться с этими предметами, просто необходимо. И здесь важно ничего не забыть, представить все, начиная от надочажной цепи (рæхыс), посуды, предметов для обработки шерсти (пирæн, æлхуый и т.д.), всякие корыта (арынг и т.д.), предметов, необходимых для изготовления сыра (гарз, сивыр и т.д.) до тех предметов, которые находились вне стен дома, но использовались по хозяйству. Эти предметы в наш обиход уже не вернутся, но необходимо их знать, поскольку они являются составной частью наших традиций и обычаев.
Вообще, от нас, старшего поколения, требуется большей активности в деле приобщения молодежи к обычаям и традициям наших предков. И здесь главное, на мой взгляд, практическая составляющая. Нужно чаще организовывать экскурсии в высокогорную местность, чтобы у молодежи была возможность общения с теми редкими старожилами, которые еще остались в наших селах. Раньше фактически у всех детей, проживающих в городе, в селах были бабушки, дедушки, где они и проводили свои летние каникулы. Это времяпровождение, как ничто другое, способствовало их развитию в духе национального. Однако, в последние десятилетия старшее поколение тоже попало под влияние всеобщей урбанизации, а наши дети, соответственно, оказались лишены возможности приобщения к своим истокам. Поэтому для этих целей нужна специальная целенаправленная работа. Хочется надеяться, что идея построить «ирон хæдзар», наполнить его содержанием, которая стала для меня в какой-то степени целью жизни, найдет свою реализацию в нашей сегодняшней жизни. Мы должны знать свою историю, знакомить с ней и наших гостей, и наших потомков.
Рада Дзагоева
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.