ВАЖНО! Александр Сергеев. Южная Осетия сегодня: основные социообразующие факторы
20 ноября 2013 --- [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4707 просмотров]
Тематика южноосетинских социообразующих факторов имеет на сегодняшний день высочайшую актуальность. Современное состояние социума Южной Осетии является крайне тяжелым. Процессы, набирающие темп в молодом государстве, в долгосрочной перспективе несовместимы с его жизнью. В то же время, в силу особенностей геополитического положения описываемой территории и менталитета проживающего на ней населения, южноосетинская проблематика оказывает серьезнейшее влияние на Россию. Любой удар, нанесенный по Южной Осетии извне, будет неизбежно и с утроенной силой резонировать в российские регионы1. Российская и южноосетинская власть должны быть в высшей степени заинтересованы, чтобы кардинальным образом и максимально быстро разрешить имеющиеся на сегодняшние день системообразующие проблемы республики. Реальное осуществление указанной задачи возможно лишь при хорошем знании социокультурной карты южноосетинской территории и понимании условий, повлиявших на формирование национального характера южных осетин и на их сегодняшнюю повседневную жизнь.
Знать матрицу своего общества необходимо и самим южным осетинам. Без их прямого участия решение важнейших для государства и общества задач не представляется возможным. Даже самые правильные действия властей всех уровней не способны ответить на сегодняшний исторический вызов, если они не найдут отклика в сердцах народных масс и прежде всего, молодежи и творческой интеллигенции, призванной отвечать на вопрос о выборе стратегии национального развития.
На осетинской повестке дня стоит важнейший вопрос о поиске идейно-смысловой базы национального бытия, ее верном отражении, создании подлинного пантеона исторических символов, в соответствии с которыми народ должен соотносить свое настоящее и будущее. Решение этой гигантской задачи, естественно, не разрешит одномоментно все остальные имеющие на сегодня проблемы. Полученный результат, однако, станет одновременно картой правильного пути и компасом, указывающим верное направление. Эта работа потребует титанического труда, однако без ее выполнения невозможно дать настоящий ответ на сегодняшние вызовы. Целью нашей статьи является самое первое приближение к заявленной проблеме - попытка определения и раскрытия основных параметров, определивших формирование сегодняшней южноосетинской ментальности.
1. Природная составляющая. Суровые условия жизни южных осетин требовали от людей из века в век исключительной выносливости, внутреннего мужества и бытовой неприхотливости. Горы и труднопроходимый ландшафт создавали препятствия к общению жителей соседних ущелий, а снег и угроза схождения лавин требовала ежесекундной аккуратности и осмотрительности. Высокогорная жизнь не давала возможности масштабно развить собственное земледелие. Скотоводство и извлекаемые из него мясомолочные продукты создавали для осетин основу материальной жизнедеятельности и, в том числе, национальной кухни. Несмотря на это, однако, она имеет большую степень разнообразия.
2. Географическая и историко-политическая составляющая. Южная Осетия является неотъемлемой частью единой большой Осетии, но, в то же время, особенной ее частью. От своих собратьев по крови южные осетины оказались в значительной степени отделены Большим Кавказским хребтом. Данное обстоятельство, однако, затрудняло проникновение в эти земли не только северных осетин, но и представителей российской государственной власти2. Этим в течение нескольких веков пользовались грузинские князья, приходившие с юга, насильственно захватывавшие осетинские земли и переселявшие южных осетин. Грузинская элита часто играла на слабой осведомленности российских чиновников, реализуя собственные корыстные цели в указанном регионе. 20-е годы 20 века - время первого геноцида южных осетин, осуществленного правящим режимом меньшевистской Грузии во главе с Ноем Жорданией. Карательные операции того времени привели к гибели каждого третьего южного осетина. Жертв было бы еще больше, если бы не приход Красной Армии, свергнувшей грузинских меньшевиков. Советская власть в то время спасла южных осетин от полного истребления. В последствии, однако, Южная Осетия была включена в состав Грузинской ССР в качестве автономной области, что имело для нее немалые негативные последствия3 и, кроме того, породило проблему разделенного народа. Распад СССР в начале 90-х годов привел Южную Осетию к тяжелейшей двадцатилетней войне, в результате которой над населением вновь нависла угроза уничтожения. Ущерб духовно-культурному богатству Южной Осетии в результате грузинских оккупационных действий, осуществляемых в течение нескольких веков, оказывается воистину гигантским и ничем не компенсируемым.
3. Наследие скифов, сарматов и алан. Нартский эпос. Предки современных осетин - носители древнейшей монотеистической религии. В их традиционных верованиях заложена интереснейшая система знаний, отраженная в широком разнообразии ремесленных умений, духовной деятельности, фортификации, военном деле4. Нартский эпос - сердцевина аланской культуры, насчитывающей тысячетелетия. Его многовековое господство в качестве духовной основы жизнедеятельности сильнейшим образом отразилось на национальном характере сегодняшних осетин. Это выражается в воспроизведении множества древних обычаев (поминальные обряды, традиции ведения стола, особая регламентация свадеб, кувдов и др.), а также в ряде качеств, являющихся типичными для сегодняшнего осетина - мужественности, ощущении единства с природой, воинской доблести, гостеприимства, общинности, понятия о святости дружбы, почитания старших, гармоничных взаимоотношениях поколений, метафизической связи с ушедшими предками. На сегодняшний день на территории Южной Осетии находится огромное количество архитектурных памятников, возраст которых часто превышает тысячу лет (оборонительных сооружений, древних святилищ, замков, фамильных крепостей, природных объектов). С прискорбием приходится констатировать, что в настоящий момент ни один из них не приведен в надлежащий порядок. Реставрационная работа по приданию южноосетинскому архитектурному наследию надлежащего вида -необходимая и важнейшая задача, способствующая осетинскому национальному возрождению. Более того, восстановление вышеуказанного культурного пласта истории позволит привлечь в республику массы туристов, что сможет весьма позитивно отразиться в целом на состоянии южноосетинской экономики.
На сегодняшний день перед Южной Осетией стоит нетривиальная задача: с одной стороны - сохранение многих национальных обычаев, с другой стороны, введение их в гармоничную взаимосвязь с требованиями современной жизни. Достижение этой цели потребует аккуратнейшего и весьма непростого диалога между различными представителями осетинской творческой интеллигенции и иных социальных групп. Возрожденный обычай должен стать не мертвой формальной буквой, вытащенной из исторического сундука и создающей препятствия для личностного и общенационального роста, а живым, осознанным началом, транслирующим высшие смыслы в повседневное бытие.
4. Христианство как социообразующий фактор. Принятие осетинами христианства открыло для их развития новое социокультурное измерение. Оно привело к гуманизации отношений внутри осетинского социума, развитию у людей тонкой психологической чувствительности, способности понимать иные культуры. Христианство подняло на пьедестал отдельно взятую личность, обратило внимание на ее проблемы, желания и стремления. Указанная религия стала своеобразным "культурным мостом" между Россией и Осетией. Осетины, придавая христианскую образность героям нартского эпоса, облегчали для русских понимание своего духовно-культурного мира, и вместе с тем, вводили в свой оборот новое восприятие высших смыслов. Великая тайна южноосетинской общности и одновременно ее духовно-культурная основа состоит в синтезе христианства и древних дохристианских обычаев. На повестке сегодняшнего дня с неизбежностью встает крупнейшая задача изучения точек соприкосновения и взаимопроникновения этих духовных измерений и разработка глубинной смысловой базы, обеспечивающей их гармоничный синтез.
5. Советская основа жизнедеятельности. Советский период истории открыл перед осетинским народом новые горизонты. Многие осетины стали прославленными административными и военными руководителями.. Южноосетинское население в советские годы прошло социализацию в общегосударственных масштабах, несомненными результатами которой стал светский характер каждодневного быта, многочисленные научные и творческие достижения, интенсивное общение и духовно-культурный взаимообмен между осетинами и представителями других народов СССР, принципиально новый уровень производственной и экономической культуры, простор для широкой личностной самореализации.
В южноосетинской прессе иногда приходится встречать описание советского периода в исключительно негативных тонах. Авторы подобных публикаций напрямую связывают это время с гнетом грузинских властей в отношении южных осетин, который приобрел иные формы, но, по сути, не изменил вековой традиции. На наш взгляд, здесь кроется принципиальная ошибка, способная в последствии привести к опаснейшим социокультурным последствиям. В публикациях подобного типа два разнонаправленных и разновекторных процесса - советская социализация и вековая грузинская экспансия на южноосетинскую территорию - искусственно сводятся в одну общую тенденцию. Данная позиция не только обесценивает достижения осетин в указанный период, но и в перспективе работает на разделение осетин и русских, которые являлись государствообразующим народом и несли повышенную историческую ответственность за социальные процессы того времени. Несмотря на значительные экономические и социокультурные негативные воздействия, осуществляемые грузинской элитой в отношении Южной Осетии в указанный период, успехи ее населения в различных сферах деятельности были заметными и весьма высокими.
6. Историко-культурное воздействие перестройки и постсоветского периода. Народ Южной Осетии - один из немногих народов на постсоветском пространстве, последовательно отвергнувших принципы рыночного индивидуализма и этнического агрессивного национализма. Трагедия двадцатилетней отечественной войны с Грузией и ее последствия для южных осетин многократно описаны. Скажем здесь лишь об одном. Сама война имела на осетин двоякое воздействие. С одной стороны, она еще больше сплотила людей, явила миру героические образцы нравственности, мужественности, самопожертвования. С другой стороны, крайняя слабость и весьма двусмысленное поведение правящей в 90-е годы элитной группы, невозможность народных масс на нее повлиять, равно как и невиданная жестокость постсоветской Грузии, не гнушавшейся самых отвратительных методов ведения военных действий, породила в сознании людей неверие в достижение победы. Негативную роль в те годы сыграла и ложная "идеологема страдания", внедряемая некоторыми южноосетинскими элитариями в сознание людей. Совокупность вышеуказанных факторов стала приводить к массовой апатии и подавленности. Безрадостное послевоенное время подобные настроения укрепило еще больше. Моральное состояние южноосетинских масс стало чрезвычайно опасным фактором, угрожающим жизни молодого государства.
В то же время Южная Осетия, как уже говорилось выше - важнейший элемент российской национальной безопасности. Исходя из этого, перед российским и южноосетинским государственно-властными уровнями стоит необходимость выработки системы мер, позволяющих обеспечить на данной территории режим подлинной защищенности людей от внешних воздействий, решение острейших социальных проблем и, что особенно важно, преодоление безверия и массовой апатии. Разрешение указанного комплекса вопросов не терпит промедления. Чем быстрее адекватные меры будут приняты, тем больше окажется шансов на мирное будущее как для маленькой Южной Осетии так и для большой многонациональной России.
7. Южноосетинское правовое пространство. Право - важнейший регулятор общественной и государственной жизни. От степени его развитости и адекватности сегодняшнему дню в сильнейшей степени зависит бытие каждого отдельно взятого человека и народа в целом. Даже быстрый анализ сегодняшней южноосетинской системы законодательства позволяет констатировать ее тяжелое и бедственное положение. До сих пор в Южной Осетии не приняты многие важнейшие законы, без которых невозможно представить полноценную жизнедеятельность государства (к их числу можно отнести уголовный, уголовно-процессуальные кодекс и многие другие правовые источники). Вместо них правовое регулирование осуществляется на основе российских правовых аналогов. Качество же действующих южноосетинских законов, как правило, крайне невысокое. Их отличает рамочность регулирования и отсутствие предметных детальных ответов на множество правовых вопросов. Как правило, они представляют из себя российскую канву, слегка подретушированную под местные политико-правовые условия.
Особого внимания заслуживает основной закон государства - южноосетинская Конституция, по самому факту своего принятия претендующая на роль матрицы государственной и общественной жизни. Конституция Южной Осетии, принятая в 2001 году, имеет ряд ярко выраженных системных недостатков и недоработок. Укажем лишь на некоторые из них:
а) в Конституции не закреплен целый ряд важнейших прав граждан, в том числе право на жизнь;
б) в тексте Конституции нет четкого и корректного определения понятия "конституционный закон", в то время как отсылка к нему встречается неоднократно. Какова сила конституционного закона? Он выше обычного закона по юридической силе или нет?
в) в Южной Осетии предусмотрена пропорциональная система выборов в парламент, по которой избирается 34 депутата. Правильно ли это? На наш взгляд, 45-тысячную южноосетинскую общину гораздо лучше будут представлять депутаты, выбранные по избирательным округам мажоритарной системы. В таком случае на одного депутата придется менее 1500 избирателей, что даст возможность депутатам эффективно работать с населением и решать его проблемы. Учитывая малонаселенность современной Южной Осетии было бы полезным предусмотреть создание второй палаты парламента, в которой было бы представлено по два человека от каждого района. Данная реформа представительного органа заметно приблизила бы к народу существующую ныне государственно - властную вертикаль;
г) говоря о государственном языке республики, южноосетинская Конституция фактически приравнивает к осетинскому языку русский язык, а в местах компактного проживания грузин - грузинский язык. На сегодняшний день последнее нормативное положение едва ли представляется верным. Безусловно, грузины, как и представители любой другой национальности, проживающие на территории Южной Осетии, имеют право, согласно международно-правовым стандартам, на общение и реализацию творческого потенциала посредством своего языка. Однако использование грузинского языка в качестве основного в системе государственных органов Южной Осетии как языка делопроизводства едва ли является правильным. На сегодняшний день мы видим с трудом социализирующееся в новых реалиях грузинское население Ленингорского района республики. Перевод работы государственно-властной системы района на русский и осетинский языки стимулировало бы местное грузинское население к их скорейшему освоению и привыканию к жизни в новых условиях. Консервация же сегодняшнего положения вещей представляется исключительно опасной, создающей фундаментальную угрозу для будущего республики;
д) в Конституции отсутствует четкое разграничение основ правового статуса и полномочий между местным самоуправлением и местными органами государственной власти. Это положение вещей способно породить на местах правовой хаос и режим безвластия; д) основы конституционного строя и нормы, говорящие об изменении конституции (глав 1 и 9) могут меняться только путем референдума, в то время как для изменения иных конституционных положений (в том числе касающихся прав и свобод человека и гражданина), достаточно двух третей голосов депутатов парламента. Неоправданная мягкость Конституции и легкая возможность ее изменения может привести к тому, что она окажется игрушкой элитно-клановых образований и утратит свое первичное предназначение основного закона и матрицы жизнедеятельности страны.
Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день молодому государству жизненно необходима правовая реформа, основной целью которой будет доработка современной Конституции и всей системы права в целом до формата, соответствующего общепризнанным международным образцам и требованиям современной жизни. Без ее реализации восстановление даже элементарного порядка в южноосетинских государственно-властных звеньях окажется нереализуемой целью.
Перейдем к выводам. Для сегодняшней Южной Осетии необходимы новые идейно-смысловые основы жизнедеятельности. Их обретение возможно лишь при проведении глубинного и творческого синтеза духовного наследия скифо-сарматской, православной, советской и постсоветской национально- освободительной эпох. Взаимопроникновение различных пластов культуры способно создать подлинную южноосетинскую духовную матрицу и истинную систему ее национальных исторических символов. В то же время судьбы России и Южной Осетии друг от друга неотделимы. Взаимопроникновение социально-политических и духовно-культурных процессов в этих государствах в высшей степени высоко. Сберегая Южную Осетию, Россия сберегает себя. На сегодня перед Южной Осетией стоит важнейшая проблема выработки исторических и духовно-культурных координат развития, масштабной правовой реформы, обеспечения подлинной безопасности, решения острых социальных проблем, преодоления массовой апатии, порожденной двадцатилетней войной и непростыми послевоенными годами. Решение этих задач потребует от российского и южноосетинского государственно-властного уровня, народа Южной Осетии, ее творческой интеллигенции, иных социальных групп большого труда и самоотдачи. Сегодня потребность в этом достигла критического уровня. Будем надеяться, однако, что в ближайшие годы она будет удовлетворена, и южноосетинский социум обретет путь к выздоровлению и дальнейшему стремительному подъему.
1 Сергеев А.Л. Южная Осетия - Россия в миниатюре и элемент российской национальной безопасности// http://regnum.ru/news/polit/1728623.html; Южная Осетия -реалии послевоенного времени // http://www.regnum.ru/news/1587586.html.
2 Только в 70-е годы 20 века был построен Рокский тоннель связавший Северную и Южную Осетии и спасший впоследствии жизни тысяч осетин.
3 В 30-е годы имели место масштабные политические репрессии против южноосетинской интеллигенции, были попытки перевода южноосетинской письменности на грузинский алфавит и введение грузинского языка в качестве языка обучения и делопроизводства.
4 В частности, предки алан доходили до западноевропейских рубежей. Их знания и умения были впоследствии заимствованы континентальными средневековыми королевствами, что прежде всего отразилось в строительстве военных крепостей и культе рыцарства.
Знать матрицу своего общества необходимо и самим южным осетинам. Без их прямого участия решение важнейших для государства и общества задач не представляется возможным. Даже самые правильные действия властей всех уровней не способны ответить на сегодняшний исторический вызов, если они не найдут отклика в сердцах народных масс и прежде всего, молодежи и творческой интеллигенции, призванной отвечать на вопрос о выборе стратегии национального развития.
На осетинской повестке дня стоит важнейший вопрос о поиске идейно-смысловой базы национального бытия, ее верном отражении, создании подлинного пантеона исторических символов, в соответствии с которыми народ должен соотносить свое настоящее и будущее. Решение этой гигантской задачи, естественно, не разрешит одномоментно все остальные имеющие на сегодня проблемы. Полученный результат, однако, станет одновременно картой правильного пути и компасом, указывающим верное направление. Эта работа потребует титанического труда, однако без ее выполнения невозможно дать настоящий ответ на сегодняшние вызовы. Целью нашей статьи является самое первое приближение к заявленной проблеме - попытка определения и раскрытия основных параметров, определивших формирование сегодняшней южноосетинской ментальности.
1. Природная составляющая. Суровые условия жизни южных осетин требовали от людей из века в век исключительной выносливости, внутреннего мужества и бытовой неприхотливости. Горы и труднопроходимый ландшафт создавали препятствия к общению жителей соседних ущелий, а снег и угроза схождения лавин требовала ежесекундной аккуратности и осмотрительности. Высокогорная жизнь не давала возможности масштабно развить собственное земледелие. Скотоводство и извлекаемые из него мясомолочные продукты создавали для осетин основу материальной жизнедеятельности и, в том числе, национальной кухни. Несмотря на это, однако, она имеет большую степень разнообразия.
2. Географическая и историко-политическая составляющая. Южная Осетия является неотъемлемой частью единой большой Осетии, но, в то же время, особенной ее частью. От своих собратьев по крови южные осетины оказались в значительной степени отделены Большим Кавказским хребтом. Данное обстоятельство, однако, затрудняло проникновение в эти земли не только северных осетин, но и представителей российской государственной власти2. Этим в течение нескольких веков пользовались грузинские князья, приходившие с юга, насильственно захватывавшие осетинские земли и переселявшие южных осетин. Грузинская элита часто играла на слабой осведомленности российских чиновников, реализуя собственные корыстные цели в указанном регионе. 20-е годы 20 века - время первого геноцида южных осетин, осуществленного правящим режимом меньшевистской Грузии во главе с Ноем Жорданией. Карательные операции того времени привели к гибели каждого третьего южного осетина. Жертв было бы еще больше, если бы не приход Красной Армии, свергнувшей грузинских меньшевиков. Советская власть в то время спасла южных осетин от полного истребления. В последствии, однако, Южная Осетия была включена в состав Грузинской ССР в качестве автономной области, что имело для нее немалые негативные последствия3 и, кроме того, породило проблему разделенного народа. Распад СССР в начале 90-х годов привел Южную Осетию к тяжелейшей двадцатилетней войне, в результате которой над населением вновь нависла угроза уничтожения. Ущерб духовно-культурному богатству Южной Осетии в результате грузинских оккупационных действий, осуществляемых в течение нескольких веков, оказывается воистину гигантским и ничем не компенсируемым.
3. Наследие скифов, сарматов и алан. Нартский эпос. Предки современных осетин - носители древнейшей монотеистической религии. В их традиционных верованиях заложена интереснейшая система знаний, отраженная в широком разнообразии ремесленных умений, духовной деятельности, фортификации, военном деле4. Нартский эпос - сердцевина аланской культуры, насчитывающей тысячетелетия. Его многовековое господство в качестве духовной основы жизнедеятельности сильнейшим образом отразилось на национальном характере сегодняшних осетин. Это выражается в воспроизведении множества древних обычаев (поминальные обряды, традиции ведения стола, особая регламентация свадеб, кувдов и др.), а также в ряде качеств, являющихся типичными для сегодняшнего осетина - мужественности, ощущении единства с природой, воинской доблести, гостеприимства, общинности, понятия о святости дружбы, почитания старших, гармоничных взаимоотношениях поколений, метафизической связи с ушедшими предками. На сегодняшний день на территории Южной Осетии находится огромное количество архитектурных памятников, возраст которых часто превышает тысячу лет (оборонительных сооружений, древних святилищ, замков, фамильных крепостей, природных объектов). С прискорбием приходится констатировать, что в настоящий момент ни один из них не приведен в надлежащий порядок. Реставрационная работа по приданию южноосетинскому архитектурному наследию надлежащего вида -необходимая и важнейшая задача, способствующая осетинскому национальному возрождению. Более того, восстановление вышеуказанного культурного пласта истории позволит привлечь в республику массы туристов, что сможет весьма позитивно отразиться в целом на состоянии южноосетинской экономики.
На сегодняшний день перед Южной Осетией стоит нетривиальная задача: с одной стороны - сохранение многих национальных обычаев, с другой стороны, введение их в гармоничную взаимосвязь с требованиями современной жизни. Достижение этой цели потребует аккуратнейшего и весьма непростого диалога между различными представителями осетинской творческой интеллигенции и иных социальных групп. Возрожденный обычай должен стать не мертвой формальной буквой, вытащенной из исторического сундука и создающей препятствия для личностного и общенационального роста, а живым, осознанным началом, транслирующим высшие смыслы в повседневное бытие.
4. Христианство как социообразующий фактор. Принятие осетинами христианства открыло для их развития новое социокультурное измерение. Оно привело к гуманизации отношений внутри осетинского социума, развитию у людей тонкой психологической чувствительности, способности понимать иные культуры. Христианство подняло на пьедестал отдельно взятую личность, обратило внимание на ее проблемы, желания и стремления. Указанная религия стала своеобразным "культурным мостом" между Россией и Осетией. Осетины, придавая христианскую образность героям нартского эпоса, облегчали для русских понимание своего духовно-культурного мира, и вместе с тем, вводили в свой оборот новое восприятие высших смыслов. Великая тайна южноосетинской общности и одновременно ее духовно-культурная основа состоит в синтезе христианства и древних дохристианских обычаев. На повестке сегодняшнего дня с неизбежностью встает крупнейшая задача изучения точек соприкосновения и взаимопроникновения этих духовных измерений и разработка глубинной смысловой базы, обеспечивающей их гармоничный синтез.
5. Советская основа жизнедеятельности. Советский период истории открыл перед осетинским народом новые горизонты. Многие осетины стали прославленными административными и военными руководителями.. Южноосетинское население в советские годы прошло социализацию в общегосударственных масштабах, несомненными результатами которой стал светский характер каждодневного быта, многочисленные научные и творческие достижения, интенсивное общение и духовно-культурный взаимообмен между осетинами и представителями других народов СССР, принципиально новый уровень производственной и экономической культуры, простор для широкой личностной самореализации.
В южноосетинской прессе иногда приходится встречать описание советского периода в исключительно негативных тонах. Авторы подобных публикаций напрямую связывают это время с гнетом грузинских властей в отношении южных осетин, который приобрел иные формы, но, по сути, не изменил вековой традиции. На наш взгляд, здесь кроется принципиальная ошибка, способная в последствии привести к опаснейшим социокультурным последствиям. В публикациях подобного типа два разнонаправленных и разновекторных процесса - советская социализация и вековая грузинская экспансия на южноосетинскую территорию - искусственно сводятся в одну общую тенденцию. Данная позиция не только обесценивает достижения осетин в указанный период, но и в перспективе работает на разделение осетин и русских, которые являлись государствообразующим народом и несли повышенную историческую ответственность за социальные процессы того времени. Несмотря на значительные экономические и социокультурные негативные воздействия, осуществляемые грузинской элитой в отношении Южной Осетии в указанный период, успехи ее населения в различных сферах деятельности были заметными и весьма высокими.
6. Историко-культурное воздействие перестройки и постсоветского периода. Народ Южной Осетии - один из немногих народов на постсоветском пространстве, последовательно отвергнувших принципы рыночного индивидуализма и этнического агрессивного национализма. Трагедия двадцатилетней отечественной войны с Грузией и ее последствия для южных осетин многократно описаны. Скажем здесь лишь об одном. Сама война имела на осетин двоякое воздействие. С одной стороны, она еще больше сплотила людей, явила миру героические образцы нравственности, мужественности, самопожертвования. С другой стороны, крайняя слабость и весьма двусмысленное поведение правящей в 90-е годы элитной группы, невозможность народных масс на нее повлиять, равно как и невиданная жестокость постсоветской Грузии, не гнушавшейся самых отвратительных методов ведения военных действий, породила в сознании людей неверие в достижение победы. Негативную роль в те годы сыграла и ложная "идеологема страдания", внедряемая некоторыми южноосетинскими элитариями в сознание людей. Совокупность вышеуказанных факторов стала приводить к массовой апатии и подавленности. Безрадостное послевоенное время подобные настроения укрепило еще больше. Моральное состояние южноосетинских масс стало чрезвычайно опасным фактором, угрожающим жизни молодого государства.
В то же время Южная Осетия, как уже говорилось выше - важнейший элемент российской национальной безопасности. Исходя из этого, перед российским и южноосетинским государственно-властными уровнями стоит необходимость выработки системы мер, позволяющих обеспечить на данной территории режим подлинной защищенности людей от внешних воздействий, решение острейших социальных проблем и, что особенно важно, преодоление безверия и массовой апатии. Разрешение указанного комплекса вопросов не терпит промедления. Чем быстрее адекватные меры будут приняты, тем больше окажется шансов на мирное будущее как для маленькой Южной Осетии так и для большой многонациональной России.
7. Южноосетинское правовое пространство. Право - важнейший регулятор общественной и государственной жизни. От степени его развитости и адекватности сегодняшнему дню в сильнейшей степени зависит бытие каждого отдельно взятого человека и народа в целом. Даже быстрый анализ сегодняшней южноосетинской системы законодательства позволяет констатировать ее тяжелое и бедственное положение. До сих пор в Южной Осетии не приняты многие важнейшие законы, без которых невозможно представить полноценную жизнедеятельность государства (к их числу можно отнести уголовный, уголовно-процессуальные кодекс и многие другие правовые источники). Вместо них правовое регулирование осуществляется на основе российских правовых аналогов. Качество же действующих южноосетинских законов, как правило, крайне невысокое. Их отличает рамочность регулирования и отсутствие предметных детальных ответов на множество правовых вопросов. Как правило, они представляют из себя российскую канву, слегка подретушированную под местные политико-правовые условия.
Особого внимания заслуживает основной закон государства - южноосетинская Конституция, по самому факту своего принятия претендующая на роль матрицы государственной и общественной жизни. Конституция Южной Осетии, принятая в 2001 году, имеет ряд ярко выраженных системных недостатков и недоработок. Укажем лишь на некоторые из них:
а) в Конституции не закреплен целый ряд важнейших прав граждан, в том числе право на жизнь;
б) в тексте Конституции нет четкого и корректного определения понятия "конституционный закон", в то время как отсылка к нему встречается неоднократно. Какова сила конституционного закона? Он выше обычного закона по юридической силе или нет?
в) в Южной Осетии предусмотрена пропорциональная система выборов в парламент, по которой избирается 34 депутата. Правильно ли это? На наш взгляд, 45-тысячную южноосетинскую общину гораздо лучше будут представлять депутаты, выбранные по избирательным округам мажоритарной системы. В таком случае на одного депутата придется менее 1500 избирателей, что даст возможность депутатам эффективно работать с населением и решать его проблемы. Учитывая малонаселенность современной Южной Осетии было бы полезным предусмотреть создание второй палаты парламента, в которой было бы представлено по два человека от каждого района. Данная реформа представительного органа заметно приблизила бы к народу существующую ныне государственно - властную вертикаль;
г) говоря о государственном языке республики, южноосетинская Конституция фактически приравнивает к осетинскому языку русский язык, а в местах компактного проживания грузин - грузинский язык. На сегодняшний день последнее нормативное положение едва ли представляется верным. Безусловно, грузины, как и представители любой другой национальности, проживающие на территории Южной Осетии, имеют право, согласно международно-правовым стандартам, на общение и реализацию творческого потенциала посредством своего языка. Однако использование грузинского языка в качестве основного в системе государственных органов Южной Осетии как языка делопроизводства едва ли является правильным. На сегодняшний день мы видим с трудом социализирующееся в новых реалиях грузинское население Ленингорского района республики. Перевод работы государственно-властной системы района на русский и осетинский языки стимулировало бы местное грузинское население к их скорейшему освоению и привыканию к жизни в новых условиях. Консервация же сегодняшнего положения вещей представляется исключительно опасной, создающей фундаментальную угрозу для будущего республики;
д) в Конституции отсутствует четкое разграничение основ правового статуса и полномочий между местным самоуправлением и местными органами государственной власти. Это положение вещей способно породить на местах правовой хаос и режим безвластия; д) основы конституционного строя и нормы, говорящие об изменении конституции (глав 1 и 9) могут меняться только путем референдума, в то время как для изменения иных конституционных положений (в том числе касающихся прав и свобод человека и гражданина), достаточно двух третей голосов депутатов парламента. Неоправданная мягкость Конституции и легкая возможность ее изменения может привести к тому, что она окажется игрушкой элитно-клановых образований и утратит свое первичное предназначение основного закона и матрицы жизнедеятельности страны.
Исходя из вышесказанного, на сегодняшний день молодому государству жизненно необходима правовая реформа, основной целью которой будет доработка современной Конституции и всей системы права в целом до формата, соответствующего общепризнанным международным образцам и требованиям современной жизни. Без ее реализации восстановление даже элементарного порядка в южноосетинских государственно-властных звеньях окажется нереализуемой целью.
Перейдем к выводам. Для сегодняшней Южной Осетии необходимы новые идейно-смысловые основы жизнедеятельности. Их обретение возможно лишь при проведении глубинного и творческого синтеза духовного наследия скифо-сарматской, православной, советской и постсоветской национально- освободительной эпох. Взаимопроникновение различных пластов культуры способно создать подлинную южноосетинскую духовную матрицу и истинную систему ее национальных исторических символов. В то же время судьбы России и Южной Осетии друг от друга неотделимы. Взаимопроникновение социально-политических и духовно-культурных процессов в этих государствах в высшей степени высоко. Сберегая Южную Осетию, Россия сберегает себя. На сегодня перед Южной Осетией стоит важнейшая проблема выработки исторических и духовно-культурных координат развития, масштабной правовой реформы, обеспечения подлинной безопасности, решения острых социальных проблем, преодоления массовой апатии, порожденной двадцатилетней войной и непростыми послевоенными годами. Решение этих задач потребует от российского и южноосетинского государственно-властного уровня, народа Южной Осетии, ее творческой интеллигенции, иных социальных групп большого труда и самоотдачи. Сегодня потребность в этом достигла критического уровня. Будем надеяться, однако, что в ближайшие годы она будет удовлетворена, и южноосетинский социум обретет путь к выздоровлению и дальнейшему стремительному подъему.
1 Сергеев А.Л. Южная Осетия - Россия в миниатюре и элемент российской национальной безопасности// http://regnum.ru/news/polit/1728623.html; Южная Осетия -реалии послевоенного времени // http://www.regnum.ru/news/1587586.html.
2 Только в 70-е годы 20 века был построен Рокский тоннель связавший Северную и Южную Осетии и спасший впоследствии жизни тысяч осетин.
3 В 30-е годы имели место масштабные политические репрессии против южноосетинской интеллигенции, были попытки перевода южноосетинской письменности на грузинский алфавит и введение грузинского языка в качестве языка обучения и делопроизводства.
4 В частности, предки алан доходили до западноевропейских рубежей. Их знания и умения были впоследствии заимствованы континентальными средневековыми королевствами, что прежде всего отразилось в строительстве военных крепостей и культе рыцарства.
Источник - Регнум.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.