Всеволод Фёдорович Миллер
31 августа 2013 Новости / История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [8116 просмотров]
Всеволод Фёдорович Миллер
Осетинские этюды. Послесловие к изданию 1992 года
Всеволод Федорович Миллер (1848—1913) — выдающийся русский ученый, фольклорист и языковед, этнограф и археолог. Он известен как глава «исторической школы» в фольклористике, видный организатор науки и востоковедного образования в России.
В. Ф. Миллер родился в Москве, в семье известного поэта-переводчика. В 1870 году он окончил Московский университет, где в 1884 году стал профессором. С 1911 года он — академик Петербургской Академии наук.
Интерес к индоиранской (арийской) ветви индоевропейской языковой семьи привел В. Ф. Миллера к изучению языка и культуры осетин, прямых потомков европейских скифо-сарматских (аланских) племён. В ходе пяти поездок в Осетию (в 1879, 1880, 1881, 1883 и 1886 гг.) он основательно изучает язык, быт и верования народа, записывает фольклор. Тогда же В. Ф. Миллер поставил перед собой обширную программу: «...мы предполагаем, — писал он, — издать ряд материалов и исследований, имеющих целью изучения языка осетин, их эпических сказаний, религиозных воззрений и их прошлого... Какая судьба загнала осетин в нынешние места их поселения, какие сведения сохранились о них в исторических документах, каков склад их жизни, каковы их религиозные воззрения, какое место занимает их язык в группе иранских языков, каков современный его строй, на какие наречия он распадается, каковы произведения осетинской поэзии — вот вопросы, которые занимали нас в наших занятиях и на которые мы по возможности старались дать ответ».
Эти вопросы были блестяще решены В. Ф. Миллером в его знаменитых «Осетинских этюдах», занимающих особое место в науке об осетинах. Первая часть этого труда (М., 1881) содержит фольклорные тексты с русским переводом и комментариями. Вторая часть (М., 1882) включает фонетику и грамматику осетинского языка, а также исследования религиозных воззрений осетин. В третьей части (М., 1887) изложены результаты историко-этнографических изысканий автора. Наиболее важные вопросы, рассмотренные в третьем выпуске, — происхождение, древняя и средневековая история осетин. В ходе работ над вопросами истории Всеволод Федорович стремился по возможности заполнить возникавшие проблемы («белые пятна») данными лингвистики, нумизматики, топонимии и т. д., пытаясь извлечь из них хотя бы «долю подлинной исторической истины».
Исследования В. Ф. Миллера получили широкий общественный резонанс в Осетии, стали мощным импульсом развития культуры и образования. Немалую роль сыграло в этом личное обаяние ученого. Его труды по осетиноведению стали достоянием мировой науки и вызвали всеобщий интерес.
Осетия питала к ученому великую любовь. «Осетинский народ еще при жизни готов ставить ему памятник, так как он всего более содействовал пробуждению его самосознания», — писал М. М. Ковалевский, и эти слова не являются преувеличением.
Переиздание трудов более чем столетней давности — не просто дань уважения к памяти великого ученого. Работы академика В. Ф. Миллера остаются настольными книгами широкого круга работников культуры. Ими будут пользоваться все те, кого интересуют проблемы народоведения в самом широком смысле этого слова.
Северо-Осетинский институт гуманитарных исследований
Осетинские этюды. Послесловие к изданию 1992 года
Всеволод Федорович Миллер (1848—1913) — выдающийся русский ученый, фольклорист и языковед, этнограф и археолог. Он известен как глава «исторической школы» в фольклористике, видный организатор науки и востоковедного образования в России.
В. Ф. Миллер родился в Москве, в семье известного поэта-переводчика. В 1870 году он окончил Московский университет, где в 1884 году стал профессором. С 1911 года он — академик Петербургской Академии наук.
Интерес к индоиранской (арийской) ветви индоевропейской языковой семьи привел В. Ф. Миллера к изучению языка и культуры осетин, прямых потомков европейских скифо-сарматских (аланских) племён. В ходе пяти поездок в Осетию (в 1879, 1880, 1881, 1883 и 1886 гг.) он основательно изучает язык, быт и верования народа, записывает фольклор. Тогда же В. Ф. Миллер поставил перед собой обширную программу: «...мы предполагаем, — писал он, — издать ряд материалов и исследований, имеющих целью изучения языка осетин, их эпических сказаний, религиозных воззрений и их прошлого... Какая судьба загнала осетин в нынешние места их поселения, какие сведения сохранились о них в исторических документах, каков склад их жизни, каковы их религиозные воззрения, какое место занимает их язык в группе иранских языков, каков современный его строй, на какие наречия он распадается, каковы произведения осетинской поэзии — вот вопросы, которые занимали нас в наших занятиях и на которые мы по возможности старались дать ответ».
Эти вопросы были блестяще решены В. Ф. Миллером в его знаменитых «Осетинских этюдах», занимающих особое место в науке об осетинах. Первая часть этого труда (М., 1881) содержит фольклорные тексты с русским переводом и комментариями. Вторая часть (М., 1882) включает фонетику и грамматику осетинского языка, а также исследования религиозных воззрений осетин. В третьей части (М., 1887) изложены результаты историко-этнографических изысканий автора. Наиболее важные вопросы, рассмотренные в третьем выпуске, — происхождение, древняя и средневековая история осетин. В ходе работ над вопросами истории Всеволод Федорович стремился по возможности заполнить возникавшие проблемы («белые пятна») данными лингвистики, нумизматики, топонимии и т. д., пытаясь извлечь из них хотя бы «долю подлинной исторической истины».
Исследования В. Ф. Миллера получили широкий общественный резонанс в Осетии, стали мощным импульсом развития культуры и образования. Немалую роль сыграло в этом личное обаяние ученого. Его труды по осетиноведению стали достоянием мировой науки и вызвали всеобщий интерес.
Осетия питала к ученому великую любовь. «Осетинский народ еще при жизни готов ставить ему памятник, так как он всего более содействовал пробуждению его самосознания», — писал М. М. Ковалевский, и эти слова не являются преувеличением.
Переиздание трудов более чем столетней давности — не просто дань уважения к памяти великого ученого. Работы академика В. Ф. Миллера остаются настольными книгами широкого круга работников культуры. Ими будут пользоваться все те, кого интересуют проблемы народоведения в самом широком смысле этого слова.
Северо-Осетинский институт гуманитарных исследований
Источник - ИА Осинформ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.