Парковая скульптура Цхинвала или застывшая в камне и бронзе история
5 февраля 2015 --- [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4793 просмотра]
Столица Южной Осетии город Цхинвал, как и всякий древний город, имеет свое очарование. Оно заключается не только в осознании его многовековой истории, но и в архитектурном облике. Однако, после событий новейшей истории облик этот перетерпел серьезные изменения. Притом не в лучшую сторону. Поэтому облик города, в том числе и его историческую ауру приходится воссоздавать заново.
Одним из главных направлений в этом деле должно стать восстановление Старого города, о чем наша газета пишет с настойчивой периодичностью. Это, если хотите, обязанность нынешнего поколения. При этом должен произойти не просто ремонт или восстановление старых зданий, но и придание им функциональности: кафе, художественные мастерские, музеи. Понятно, что дело это не сегодняшнего дня. И тем не менее.
Менее затратными, но не менее значимыми были бы усилия в сфере возрождения в Цхинвале некогда процветающей системы садово-парковой скульптуры. Попросту говоря, установка скульптур и скульптурных композиций в парках и на улицах города, чем в последние годы по доброму «заболели» города бывшего СССР и старой Европы. Ведь это тоже придает колорит, «узнаваемость» и «непохожесть» городу. Первые попытки в Цхинвале уже предпринимаются и, как пример, Пионерский парк с его обновленной оградой. Здесь уже стоят мультяшные персонажи Маша и Медведь, фонтанчик. Конечно, это далеко от национального стиля и несравнимо с былым размахом городского Парка культуры и отдыха, где «резвились» табуны диковинных животных, созданные из дерева мастером Р.Хетагуровым. Да и в самом Пионерском парке в свое время в тени деревьев стояли каменные девушки с мячами и веслами, фонтаны с жанровыми скульптурами… Несмотря на провинциальный статус, в советском Цхинвале (Сталинире) было много скульптурных достопримечательностей. Самый заметный образец был на месте нынешнего Дома Правительства. Здесь был арочный скульптурный комплекс с фонтанчиками, окруженный самшитовыми насаждениями.
На Театральной площади поочередно стояли памятники В.Ленину, после И.Сталину, которых сменил, скромно прижавшись в уголке сквера Коста Хетагуров. Перед ним вскоре в камне замерла девушка-горянка Фатима из одноименной драмы Коста. Однако творение известного осетинского художника Т.Гаглоева через некоторое время убрали. Как и памятник осетинскому писателю М.Шавлохову, располагавшийся не так далеко. Теперь об этих скульптурах помнят только старожилы и… фотографии. Как и о монументальных скульптурах Ста-лину и Ленину у парадной лестницы Дома Советов (Парламента).
К образцам садово-парковой скульптуры в Цхинвале (Сталинире) можно отнести не только многочисленные фонтанчики, бюсты литературных знаменитостей, пионеров с горнами. Как наиболее красочный образец – скульптурная группа мальчиков перед гостиницей «Ирыстон». Как гласит легенда, сперва они были обнаженными, однако позже, «по требованию партии», их «одели» в короткие трусики. Классические образцы расположились и в поселке Кваиса. Здесь в парковой зоне на каменных постаментах гордо вздымают к небесам свои рога олени и косули. К сожалению, многое из доброго, а во многом классического прошлого ушло в небытие.
Сегодня в мире в моде устанавливать разножанровые скульптуры на улицах города. Мы не говорим о монументальных скульптурных работах. Это скорее скульптуры садово-парковой стилистики, которые вышли за пределы садовой ограды. Есть памятники милиционерам, плавленому сыру, писателям, поэтам, животным. Выполнены они в новой, во многом непривычной стилистике. Во Владикавказе это памятник Коста Хетугурову, присевшему на скамейку, памятник Булгакову, прохаживающемуся по улице или «вечно» играющим нардистам. Владикавказ также украшен и не менее интересными композициями с национальным колоритом – «Сказитель» и «Танец». В первой воплощен народный сказитель эпоса в окружении слушателей, на втором – танцующий джигит и горянка.
В Южной Осетии, к образцу «выхода» скульптуры в народ нового времени можно отнести «многострадальную» скульптуру осетинского лингвиста Васо Абаева в сквере перед Домом Правительства. То, что памятник находится в шаговой доступности от простых людей, становится современной тенденцией в развитии садово-парковой скульптуры. Возможность, в самом прямом смысле этого слова, прикоснуться к известной личности, запечатленной в бронзе, сфотографироваться рядом на память становится модным веянием. Примеров этому немало в той же России: бронзовый Юрий Никулин у здания Московского цирка на Цветном бульваре, памятник Евгению Евстигнееву в Нижнем Новгороде…
Садово-парковая скульптура при этом имеет как декоративный, пропагандистский, обучающий, так и мемориальный характер. Как иллюстрация этого утверждения – скульптура нарта Батрадза у Дома Правительства. Здесь образ героя эпического сказания (правда выполненного несколько со спорными пропорциями), его внешние атрибуты сами по себе могут стать побуждением изучать Нартский эпос. Отметим, что у авторов Батрадза в мастерских есть макеты скульптур еще одного героя эпоса лукавого нарта Сырдона и народного сказителя Кубады. Вообще, скульптуры на улицах города это не только память, но и побудительный мотив получить информацию о герое. Опять-таки, это и привлекательность для туристов, и часть внешнего восприятия образа столицы Республики. В эту же «копилку» в первую очередь идет еще одна давняя инициатива нашей газеты о необходимости создания Пантеона. Это место станет своего рода окном в прошлое, где будущие поколения смогут пусть виртуально, но прикоснуться к истории своего народа. Стоит ли говорить, что место подобного Пантеона, несомненно, в Старом городе.
Однако вернемся к теме парковой скульптуры. Несомненно, ее возрождать надо. Причем делать это надо оригинально, чтобы уже по скульптуре была «узнаваемость» города. Претендентов на то, кого увековечить в бронзе тоже немало. Это те же многочисленные герои сказаний о Нартах. Несомненно украсили бы скверы Цхинвала скульптуры харизматических актеров Госдрамтеатра Давида Габараева и Нины Чочиевой, к месту смотрелась бы скульптура Махарбека Туганова на улице носящей его имя, не исключены и разные, в том числе веселые фрагменты из осетинской литературы… А в поселке Дзау, скажем, мог бы «присесть» на скамейке народный герой смешных историй Резо Джиоев… Словом, примеров много, главное в обязательном порядке заложить под это необходимое дело финансы и заверяем – облик Цхинвала станет еще более родным и… теплым. А то так и придется копаться в старых фотографиях и завидовать жизни наших бабушек и дедушек…
А.Санакоева
Одним из главных направлений в этом деле должно стать восстановление Старого города, о чем наша газета пишет с настойчивой периодичностью. Это, если хотите, обязанность нынешнего поколения. При этом должен произойти не просто ремонт или восстановление старых зданий, но и придание им функциональности: кафе, художественные мастерские, музеи. Понятно, что дело это не сегодняшнего дня. И тем не менее.
Менее затратными, но не менее значимыми были бы усилия в сфере возрождения в Цхинвале некогда процветающей системы садово-парковой скульптуры. Попросту говоря, установка скульптур и скульптурных композиций в парках и на улицах города, чем в последние годы по доброму «заболели» города бывшего СССР и старой Европы. Ведь это тоже придает колорит, «узнаваемость» и «непохожесть» городу. Первые попытки в Цхинвале уже предпринимаются и, как пример, Пионерский парк с его обновленной оградой. Здесь уже стоят мультяшные персонажи Маша и Медведь, фонтанчик. Конечно, это далеко от национального стиля и несравнимо с былым размахом городского Парка культуры и отдыха, где «резвились» табуны диковинных животных, созданные из дерева мастером Р.Хетагуровым. Да и в самом Пионерском парке в свое время в тени деревьев стояли каменные девушки с мячами и веслами, фонтаны с жанровыми скульптурами… Несмотря на провинциальный статус, в советском Цхинвале (Сталинире) было много скульптурных достопримечательностей. Самый заметный образец был на месте нынешнего Дома Правительства. Здесь был арочный скульптурный комплекс с фонтанчиками, окруженный самшитовыми насаждениями.
На Театральной площади поочередно стояли памятники В.Ленину, после И.Сталину, которых сменил, скромно прижавшись в уголке сквера Коста Хетагуров. Перед ним вскоре в камне замерла девушка-горянка Фатима из одноименной драмы Коста. Однако творение известного осетинского художника Т.Гаглоева через некоторое время убрали. Как и памятник осетинскому писателю М.Шавлохову, располагавшийся не так далеко. Теперь об этих скульптурах помнят только старожилы и… фотографии. Как и о монументальных скульптурах Ста-лину и Ленину у парадной лестницы Дома Советов (Парламента).
К образцам садово-парковой скульптуры в Цхинвале (Сталинире) можно отнести не только многочисленные фонтанчики, бюсты литературных знаменитостей, пионеров с горнами. Как наиболее красочный образец – скульптурная группа мальчиков перед гостиницей «Ирыстон». Как гласит легенда, сперва они были обнаженными, однако позже, «по требованию партии», их «одели» в короткие трусики. Классические образцы расположились и в поселке Кваиса. Здесь в парковой зоне на каменных постаментах гордо вздымают к небесам свои рога олени и косули. К сожалению, многое из доброго, а во многом классического прошлого ушло в небытие.
Сегодня в мире в моде устанавливать разножанровые скульптуры на улицах города. Мы не говорим о монументальных скульптурных работах. Это скорее скульптуры садово-парковой стилистики, которые вышли за пределы садовой ограды. Есть памятники милиционерам, плавленому сыру, писателям, поэтам, животным. Выполнены они в новой, во многом непривычной стилистике. Во Владикавказе это памятник Коста Хетугурову, присевшему на скамейку, памятник Булгакову, прохаживающемуся по улице или «вечно» играющим нардистам. Владикавказ также украшен и не менее интересными композициями с национальным колоритом – «Сказитель» и «Танец». В первой воплощен народный сказитель эпоса в окружении слушателей, на втором – танцующий джигит и горянка.
В Южной Осетии, к образцу «выхода» скульптуры в народ нового времени можно отнести «многострадальную» скульптуру осетинского лингвиста Васо Абаева в сквере перед Домом Правительства. То, что памятник находится в шаговой доступности от простых людей, становится современной тенденцией в развитии садово-парковой скульптуры. Возможность, в самом прямом смысле этого слова, прикоснуться к известной личности, запечатленной в бронзе, сфотографироваться рядом на память становится модным веянием. Примеров этому немало в той же России: бронзовый Юрий Никулин у здания Московского цирка на Цветном бульваре, памятник Евгению Евстигнееву в Нижнем Новгороде…
Садово-парковая скульптура при этом имеет как декоративный, пропагандистский, обучающий, так и мемориальный характер. Как иллюстрация этого утверждения – скульптура нарта Батрадза у Дома Правительства. Здесь образ героя эпического сказания (правда выполненного несколько со спорными пропорциями), его внешние атрибуты сами по себе могут стать побуждением изучать Нартский эпос. Отметим, что у авторов Батрадза в мастерских есть макеты скульптур еще одного героя эпоса лукавого нарта Сырдона и народного сказителя Кубады. Вообще, скульптуры на улицах города это не только память, но и побудительный мотив получить информацию о герое. Опять-таки, это и привлекательность для туристов, и часть внешнего восприятия образа столицы Республики. В эту же «копилку» в первую очередь идет еще одна давняя инициатива нашей газеты о необходимости создания Пантеона. Это место станет своего рода окном в прошлое, где будущие поколения смогут пусть виртуально, но прикоснуться к истории своего народа. Стоит ли говорить, что место подобного Пантеона, несомненно, в Старом городе.
Однако вернемся к теме парковой скульптуры. Несомненно, ее возрождать надо. Причем делать это надо оригинально, чтобы уже по скульптуре была «узнаваемость» города. Претендентов на то, кого увековечить в бронзе тоже немало. Это те же многочисленные герои сказаний о Нартах. Несомненно украсили бы скверы Цхинвала скульптуры харизматических актеров Госдрамтеатра Давида Габараева и Нины Чочиевой, к месту смотрелась бы скульптура Махарбека Туганова на улице носящей его имя, не исключены и разные, в том числе веселые фрагменты из осетинской литературы… А в поселке Дзау, скажем, мог бы «присесть» на скамейке народный герой смешных историй Резо Джиоев… Словом, примеров много, главное в обязательном порядке заложить под это необходимое дело финансы и заверяем – облик Цхинвала станет еще более родным и… теплым. А то так и придется копаться в старых фотографиях и завидовать жизни наших бабушек и дедушек…
А.Санакоева
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.