Нуазан- почётный бокал
8 декабря 2006 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [8059 просмотров]
Кавказское гостеприимство общеизвестно. У осетин же гостеприимству придается еще и ритуальный характер. Осетинская поговорка: «Уазæг – хуыцауы уазæг» – «Гость – божий гость», подтверждает это. В застолье гостя усаживают справа от старшего. Остальные садятся ниже гостя по возрасту. Хозяин и сидящие рядом с гостем, стараются угодить ему, подают лучшие куски мяса и другие яства. После третьего тоста старший стола или æфсин (хозяйка дома) преподносит гостю почетный бокал – нуазæн – в знак особого уважения и почитания гостя. Спаивать гостя считалось недостойным хозяина поступком, однако отказаться от нуазæна гость не имел права, хотя ему разрешалось пропустить некоторые другие тосты. Если гостей было несколько, то нуазæн преподносился только старшему из них, наиболее почитаемому. В современном застолье этот обычай нарушается и старший стола может объявить: «Нуазæнтæ всем нашим гостям». Старшего можно понять – он хочет подчеркнуть, что все гости ему дороги, но преподнося нуазæн старшему из гостей, он произносит благодарственный, заздравный тост в честь всех гостей и никто из гостей не вправе обижаться на то, что не получил персональный нуазæн. Есть такая осетинская пословица: «Нуазæн неделим», т. е. удостоенный нуазæн должен выпить его сам, ни с кем не деля почета.Нуазæн играет значительную роль и в деле воспитания подрастающего поколения. Так, к примеру, в Кахетии (Грузия), где проживают и осетины, принято правило: во время застолья нуазæн преподносится тому, кто помнит наизусть больше всех стихотворений Коста Хетагурова. Это имеет большое воспитательное значение.Нуазæн – это прогрессивная национальная традиция, выдержавшая испытание временем. Каждая порядочная семья соблюдает ее. Надо отметить, что за последнее время, к сожалению, отмечаются случаи частичной фальсификации и уродования этой красивой традиции. Это выражается в том, что под видом нуазæн одному и тому же лицу преподносится несколько бокалов с целью напоить его как можно сильнее. Такое поведение хозяев резко противоречит смыслу и значению нуазæн, ибо оскорбляет святой обычай наших предков. Так в селе Цолд Южной Осетии существовало правило, хозяева одной рукой хватали гостя за шею, а второй насильно заставляли выпить. И таким образом, гость доходил до бессознательного состояния. Такой насильственный прием выдавали за нуазæн. Искажается обычай преподношения нуазæн и в случае, когда кто-нибудь, желая воздержаться от выпивки, свой бокал, под видом нуазæн, подает другому. Здесь нарушается обычай, по которому право преподношения нуазæн остается за хозяевами дома. Подобные «потчевания» гостей надо предать забвению. И фальсификаторам осетинского застольного этикета следует напомнить, что пьянство в Осетии и раньше считалось, и теперь должно считаться большим позором.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.