Время собирать камни

11 июля 2011 Видео / Аналитика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [13148 просмотров]
Национальной идеей осетин должно стать возвращение и объединение исконно осетинских земель, этнических территорий Осетии

В нашем обществе периодически ставится вопрос о формировании национальной идеологии. И хотя со времен СССР само это понятие порой вызывает отторжение, необходимость систематизации идей и взглядов в деле национального строительства едва ли можно поставить под сомнение.
Проблема в том, что мы все еще не можем найти действенные механизмы, которые бы позволяли развиваться такой тонкой материи как национальная идеология. Нам зачастую кажется, что если провести еще одно собрание с участием президента и совета старейшин, если издать еще с десяток нормативных актов или создать координирующий орган, то национальная идеология получит импульс в своем развитии. Однако собственно вербальными и печатными средствами продвижение вперед должным образом не происходит. Для пассионарного толчка всегда нужна идея, которая бы объединяла народ в действии во имя общей цели. Еще совсем недавно национальной идеей, общенациональным устремлением было сохранение и признание независимости возрожденной частички древней Алании. Сейчас же, после обретения признанной независимости, вот уже три года мы как бы оказались на перепутье. Однако современные вызовы для нашего народа перешли от уровня сохранения осетинского этноса на юге Осетии, до угроз самого существования Осетии как таковой.


По сути, национальная идея у нашего народа на протяжении длительного времени была и останется одна – сохранение и развитие нации. И борьба с внешней агрессией, и создание независимого государства, и объединение с Северной Осетией, и даже лозунг о вхождении в состав России – все это подчинено одной цели. Цели сохранения народа. Прежде всего, говорящего и пишущего на своем языке, имеющего свою религию и культуру, свою национальную территорию. И это составляет сущность национальной идеи, которая претворяется в жизнь в рамках национальной идеологии.


Для развития каждой нации необходимо этническое пространство. Даже евреи, ставшие образцом сохранения национальной самобытности в отрыве от земли Обетованной, всегда понимали важность обретения своей идентичности именно в рамках национальной территории. И ежегодное пожелание на Новый год встретить год следующий в Иерусалиме несло в себе призыв возвращения на исторические земли. И этот призыв повторялся в течение веков, при том, что в его реальное воплощение по-нас-тоящему верили только неисправимые оптимисты.


Казалось бы, вопрос национальной территории в Осетии не стоит так остро. Тут вроде не знаешь, как бы обратно заселить обезлюдевшие села Южной и Северной Осетии – «производные» развала Союза, неопределенности последних десятилетий, перманентных боевых действий на территории Осетии. Но ведь территориального пространства никогда не бывает слишком много. А потому то, что сегодня демографическая проблема дает нам возможность не особо беспокоиться об этом, не позволяет нам забывать о перспективах развития народа.

 
Если внимательно посмотреть историю осетин, то мы увидим, что наши предки не особо стремились к утверждению на своей территории. Сперва, по причине того, что скифо-сарматский мир придерживался принципа кочевой жизни. При этом привязка к тому или иному пространству была в зависимости от тех ресурсов, которые оно могло дать. После того, как они заканчивались, происходило перемещение масс народа. Постепенно начинается эпоха оседлости, но и она не ограничивала национальные границы. Внешние походы или наоборот вторжение врагов все этнические границы делали условными в эпоху древности. Таким образом, на огромном пространстве от Кавказа до Англии и Африки мы имеем территориальные вехи наших предков, но мало собственно национальной территории. Поэтому приращение и сохранение земель для нашего народа должно стать основой национальной идеи.
Расширение национальных территорий – явление свойственное для каждой нации, особенно в эпоху ее развития. И осетины в этом деле не первые и не последние. В XIV веке аланский военачальник Ос-Багатар пытался расширить территорию Алании в Закавказье. В период, когда распалась российская империя, и по всей ее территории началась национальная вольница, перспективы расширения и упрочения этнических территорий обсуждались и в Осетии. Забытые ныне благодаря советской историографии братья Бичераховы, тогда предложили идею выхода Осетии к морю. Позже их обвинили в разжигании национализма под лозунгом: «Осетия от моря до моря!».
Казалось бы, в Северной Осетии, например, не стоит вопрос о приращении земель. Здесь более важная проблема нахождение возможностей для противостояния ингушской территориальной экспансии. Мы не будем говорить о том, что притязания ингушей на Владикавказ и земли Пригородного района РСО-Алании малосостоятельны, как с позиций реалий сегодняшнего дня, так и на основе исторических фактов. Но если дело доходит до притязаний, то в Северной Осетии могли бы представить и контраргумент о Джейрахском ущелье Ингушетии. Здесь вообще половину ущелья можно отнести к этнической территории осетин. Пять селений ущелья были населены осетинами, и эта территория по праву считалась частью Осетии. Беда в другом, в нашей склонности ассимилироваться с другими народами. Так осетины Джейрахского ущелья со временем стали ингушами. Впрочем, и осетины, поселившиеся в свое время в ущелье Большой Лиахвы на отрезке селений Чех-Тамарашен в Южной Осетии со временем стали большими грузинами, чем их соседи грузины. Впрочем, здесь не обошлось и без реалий принудительной всепоглащающей «дружбы» народов советского периода грузинского разлива.
Долгие годы Осетия отдавала территории. Последний вопиющий случай с примером передаче Грузии территории произошел в 1997 году на грузино-российской границе (район ТПП «Ларс»). В период правления Э.Шеварднадзе, постоянно проходили митинги и шествия с требованием отдать Грузии «исконные грузинские земли» в районе границы. И вот уже российские власти передвигают государственную границу вглубь своей территории на 1200 метров. Тогда свое несогласие с этим выразил только начальник пограничной службы РФ генерал А.Николаев. Этот российский офицер проявил себя большим осетином, чем тогдашнее руководство Северной Осетии. Можно, конечно, согласиться с тем, что власти российского субъекта ничего не могли тогда решать, как и мнение одного генерала не могло изменить решение Б.Ельцина. Но он хотя бы выразил свой протест, и подал в отставку. А в Северной Осетии передачу национальной территории соседней Грузии восприняли не в пример спокойно. Возможно, посчитав, что в сравнении с тем, как Э.Шеварднадзе отдал США целый рыболовный район на Дальнем Востоке СССР, это всего лишь небольшая уступка «ради сохранения мира и стабильности на Кавказе». Но Шеварднадзе тогда отдал земли России, а сейчас отобрал у Осетии для Грузии почти десяток квадратных километров осетинской земли.

Время собирать камни
А в недавнем прошлом мы чуть было не лишились части территории в Арцевской зоне Цхинвальского района. Здесь долгое время оставались спорными несколько земельных участков, возвращение которых в Южную Осетию вызывало противодействие со стороны Грузии. Такие же «спорные» территориальные проблемы существуют и в других пограничных районах Республики. Простой пример, в районе селения Гвиргвина Зивлетского сельсовета в советское время соседнему Карельскому району были переданы поливные земли. В обмен осетинскому селу были отданы неорошаемые участки пашни. Сегодня возврат плодородных земель осложнен не только тем, что они оказались за границей, но и отсутствием активного желания с осетинской стороны как-то решить подобные вопросы. Надеемся, что такое положение вещей временное явление.
Сегодня, впрочем, важнее ставить вопрос о возвращении Осетии не сельхозугодий и отдельных пашен, а части ее этнической территории. Того ареала, где проходило становление истории осетинского народа. Это, прежде всего, ущелье Тырсыгом и Кобийская котловина, которые оказались на территории современной Грузии. С этими землями связаны многие знаковые для осетин имена: Сека Гадиева, основоположника осетинской литературы, Васо Абаева, академика, ученого с мировым именем... Более того, здесь же расположена и одна из важных святынь Осетии, место обретения одной из легендарных слез Бога – святилище «Таранджелос». Святилища «Реком», «Мыкалгабырта» и «Таранджелос» являются триипостасью традиционной религии осетин. И «Таранджелос» можно сравнить с нахождением национального символа всех армян горы Арарат в Турции. Но и армяне, и осетины уверены, что рано или поздно народ обретет свои национальные святыни.
Эта важная часть этнической территории Осетии в свое время стала подарком советской власти большевистской Грузии, хотя до 1922 года и ущелье Тырсыгом, и Кобийская котловина считались территорией именно Южной Осетии. Например, в документе об административном делении Южной Осетии в число 20 районных и сельских объединений юга Осетии входил и Кобийский район. Однако уже в 1922 году в границы вновь образованной Юго-осетинской автономной области не вошли ни Тырсыгом, ни село Коб. Вне территории Осетии остались и места расселения осетин в нынешнем Душетском районе Грузии, которые рукой советских картографов в Тбилиси оказались в пределах грузинского района. Единственной причиной, по которой эти земли не вошли в состав Осетии, объяснялась отсутствием прямого транспортного сообщения. И этого было достаточно, чтобы разделить народ. Тогда считалось, что вся страна Советов – это единая семья советских народов и границы дело условное. Поэтому все последующие попытки представителей Севера и Юга Осетии вернуть исторические земли в состав пусть и союзной Осетии не приводили к успеху. Ну, а после того, как в 1936-1938 гг. большевики расправились с представителями национальных движений, интеллигенцией, поднимать этот вопрос многие десятилетия уже никто не решался.
Часть территорий отпала и на западе Южной Осетии. В 1922 году только упорство жителей Синагур и Теделет не позволило оставить эту часть национальной территории вне Южной Осетии. И тогда грузинские приватизаторы предполагали передать эти осетинские села в Онский район Грузии. Впрочем, это им все же удалось в отношении небольшого ущелья, в котором расположено селение Иры-хъæу.
Здесь, наверное, необходимо вспомнить и события XIV века, когда на территории современного города Гори существовал центр Закавказской Алании. Границы этого образования простирались от села Рук на севере до города Мцхета на юге. Именно здесь обосновались представители аланской знати и духовенства из Северокавказской Алании, вынужденные покинуть свои города и села под натиском монгольских войск. К сожалению, под ударами грузино-монгольских войск это военно-политическое образование пало, но его население продолжало здесь жить, постепенно ассимилируясь. Поэтому по своему антропологическому облику население Каспского и Душетского районов Грузии, которые и составляли часть территории Закавказской Алании, так схоже с южными осетинами.
На протяжении столетий осетинское население, так склонное к ассимиляции, пополняло фонд грузинской нации. Однако на генетическом уровне память о предках осталась внутри семьи и, несмотря на фамильные грузинские окончания, многие знают и помнят о своих истинных корнях. Это так же свежо, как и память об этнической территории, которая сохранилась до наших дней в известной песне о том, что земля осетин «отсюда и до самой Мцхета». Возможно, что именно память на генном уровне, а не проблемы экономического характера заставляли жителей нескольких приграничных грузинских сел не так давно писать заявления на имя руководства РЮО о принятии их в состав Южной Осетии.
Возвращение национальных территорий важный момент национального мировоззрения. Но слово предполагает и действие. Наши противники не сидят без дела. И это не только ингушские идеологи, которые ради территориальных претензий эксплуатируют тему аланского наследия. Те же грузинские эксперты, например, вообще отказывают осетинам в праве проживания в ущелье Тырсыгом. Они договорились до того, что осетины вообще не жили в ущелье, а, якобы, только пригоняли сюда пасти скот на лето. В таком случае это уникальное явление: пастухи, строящие башни и святилища на летний сезон.
Необходима работа и в СМИ, и с зарубежными организациями. В этом отношении заслуживает уважение организация «Дарьял», борющаяся за возвращение ущелья Тырсыгом в состав Осетии. Но, конечно же, важна и официальная позиция. К примеру, Президент Э.Кокойты всегда поддерживал правомочность принадлежности и Тырсыгом, и Кобийской котловины к национальной территории осетин.
Конечно, все это предмет долгой работы. И необязательно, чтобы решение проблемы произошло именно сегодня. Национальная идея любит долгосрочные перспективы, в процессе обретения которых решаются дополнительные задачи национального строительства. Главное, чтобы мы знали, что часть нашей Родины еще находится за пределами Осетии. И думали о ее возвращении. Чтобы в каждом осетинском доме поднимали тост: «За то, чтобы в следующем году мы выпили воду из родников в ущелье Тырсыгом» или «За то, чтобы в следующем году мы могли, наконец, помолиться у святилища «Таранджелос!» Нет ничего нереального. Ведь еще совсем недавно нас самих, несмотря на отчаянную борьбу за свою независимость, будем откровенны, все же одолевали сомнения в скорейшей абсолютной победе и признания Республики, скажем, со стороны России. Теперь в нашей «копилке» помимо России признания далеких Никарагуа, Венесуэлы и Науру. И это только начало возрождения части Великой Алании, ее духа и благости. Пришло время собирать камни. И пусть это произойдет через десятилетие, говорить об этом нужно уже сейчас…

Роберт Кулумбегов
Юго-осетинская газета «Республика»

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
11 июля 2011 18:10

Необходимо вовлечение в лоно осетинской цивилизации этнических осетин, живущих в других странах. Это более 1,5 млн. человек, находящихся в первую очередь на территории т.н. гурджистона. Вовлечение языковое, культурное, экономическое и т.д. Но для этого на юге и севере Осетии надо демонстрировать высокие образцы развития общества, социально-экономического и культурного процветания. Есть все возможности к 2050 году довести численность осетинского народа до 3 млн. человек.

11 июля 2011 21:45

Взять всё своё , и оставить Грузию в пределах тех территорий , которые были до Георгиевского трактата ...тогда будет всё по справедливости . И так Турция уже давно считает Аджарию своей территорией ...

11 июля 2011 22:02

Ну , с почином... !Лучше поздно .чем никогда... Кто из претендентов покажет серьезную программу осетинского возрождения .того и выбирать... winked

11 июля 2011 22:09

незнаю как насчет отсального но Мцхет это уже слишком круто

11 июля 2011 22:59

Пишет же автор : "Отсюда и до Мцхета".А на карте к Осетии прихвачена Мцхета.перебор с фактами может  далеко завести.Почему бы и Тбилиси не забрать.

11 июля 2011 23:04

Роберт Кулумбегов - это отдельный человек или коллектив авторов? Слишком уж он по разным темам основательно пишет.Точно-Цхинвальский Козьма Прутков.

11 июля 2011 23:10

"Необходимо вовлечение в лоно осетинской цивилизации этнических осетин, живущих в других странах. Это более 1,5 млн. человек, находящихся в первую очередь на территории т.н. гурджистона"

так их же вроде загеноцидили али нет?

вообше статья супер :D



сделал скриншоты на всякий пожарный :D:D

12 июля 2011 09:52

ну что.
автор в своеобразной форме(через тонкие душевные струны) постарался призвать к выработке национальной идеи..(идеологии)..Историческая задача у всех народов и наций по -большому счёту  одна- СОМОСОХРАНЕНИЕ в перспективе...и главное -ореол самосохранения .Нации стареют,вырождаются,..ассимилируются,подвергаются гонениям,истреблениям и вообще... одни уходят другие приходят.Это в общем ракурсе.
Что касается нас-для решения таких  грандиозных задач(собирания камней)  лучший способ на данном этапе аккумулировать национальную энергию на повышение САМООЦЕНКИ каждой личности и нации в целом.То, что мы наблюдаем сегодня-кататстрофа.Убогое самосознание части осетин позволяет им говорить о своём народе в нелицеприятной форме.Уважение к своей нации  сильно хромает-сиюминутные мотивы их отрывают от национальных интересов.Думаю, ближайшие годы, десятилетия надо отдать образованию и повышению культуры внутри осетинского диалога(юг+север).Выжечь внутреннее поражение- раболепство укоренившееся в сознании  части нации, которые свою деградацию мотивируют словами- дружба, братство, родство,которые  в конкретной ситуации не имеют отношения к будущему,так как перечисленные  понятия общечеловеческого характера(культура соосуществования вообще) и без них невозможна сама жизнь- это самые пустые разговоры,коими они себя оправдывают-собственное бездейстие.Мы говорим о национальной идее, а не характерных чертах хомосапиенсов,которые всё же отличаются от братьев меньших и остальных тварей сознаниеми и ни  на минуту не забывать о том,что пишет ув.Р.Кулумбегов.Всё это должно отражаться в  образовании,преподаваемой истории .. .остальных предметах в школе
А сами будем  идти к цели.При первом же удобном случае... решаемые  задачи..ей Богу,всё в наших руках..

Спасибо Р.Кулумбегову.

12 июля 2011 10:58
Наконец-то  в виде статей появились новые ориентиры нашего  стратегического развития. Кто не ставит перед собой великую  цель, тот  никогда не будет идти вперёд. В продолжении темы должно быть из принципа  выбор цели выбор средств для достижения цели. Чтоб достичь такой цели ,нам нужна сильная экономика большое население и сильная армия и конечно агрессивная  внешнеполитическая  деятельность. А агит машина должна вдалбливать, что каждый кто работает на цель тот патриот ! И плакаты    ТЫ ЧТО СДЕЛАЛ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИИ НАШЙ ЦЕЛИ!

 

Я  постараюсь найти  инфо как китайцы  пришли  к таким  великим  результатам.

 

--------------------
12 июля 2011 12:21

musafer, все по теме. Наши земли действительно простирались до Мцхета (включительно). Кстати именно в Мцхетской церкви в свое время Иван Цховребов раздобыл (именно раздобыл) изображения осетинских царей. Ну а история обретения (восстановления) осетинами своего нынешнего герба также раздобытого, также в Мцхета, и также И.Цховребовым широко известна.
Вообще издревле данный духовный комплекс грузины называли Осетицховели, в последние годы официальное название приобрело новую интерпретацию «Светицховели». Находящийся же на горе аланский монастырь,  который  Тбилиси  называет не иначе как символ средневековой Грузии, носит название Джвари. Тут перевод, думается, излишен. Тем более, что слово «дзуар» - «крест», перешло в грузинский язык из осетинского. Да и вообще на Мцхетскую тему написано не мало, так что это даже не предмет обсуждения. Лично я например с детства знаю о землях Мцхетского района, как о исторически наших землях. Это крепко сидит в народе издревле...

12 июля 2011 16:54

Ну вы охренели от вашего пива с хабизгинами. Недолго быть этому "параду дураков", Стёрто  кремля

 

12 июля 2011 20:29

Комментарии № 11 и № 12 - заволновались грызуны!!! Подпалили вам хвост!
Скоро в Гюржистане-Джорджии будет больше буров-африканеров,индийцев-землевладельцнв,армян-бизнесменов и курдов -тбилисцев,чем самих метисов-картвелов

12 июля 2011 22:53

да уж, охренели, осетинские пироги и пиво- вам  не ЛОБИО кушать и наблюдать *парад дураков*- гамсахурдия-шеварднадзе-саакашвили- они же и фашиствующие уроды...как и вся нация

что касается темы-добавлю.Правильно подметил Ув.Андрей Кочиев- в народе сидит крепко издревле....И если кто-то несерьёзно хочет принять факты наличия песен и напевов на тему земель до Мцхет , то прошу закрыть глаза и на эпос и другие предания, которые до нас тоже в песнях и в преданиях дошли...
Думаю что всё правильно,жалко другое- не много сохранилось..из того, что могло пролить больший свет

13 июля 2011 02:14

 

как и вся нация

Милая мадам, вы на самом деле уверены что знаете определение фашизма?

факты наличия песен и напевов на тему земель до Мцхет

эпос и другие предания, которые до нас тоже в песнях и в преданиях дошли

в течении недели кто-нибудь сможет предоставить хоть какую-то запись?

или аудио-запись песен

или предания в напечатанном виде

ведь это если не издавалось или тиражировалась, наверняка должны были попасть хоть в какую-то дисертацию

а предания собирались и публиковались меж тем

Итак что у нас есть?

опережу ответ

0

поскольку уверен в этом

если нет, разубедите

хотя скорее всего этот коммент сотрут

и продолжат веселится дальше:Д



заволновались грызуны!!! Подпалили вам хвост!

уважаемый родентолог

лично для меня это хохма

только и всего

так что не льстите себе понапрасну

13 июля 2011 09:53

xajomia,  сомеваюсь, что до вас дойдёт.так как яблоня от яблони....огрузинившаяся масса людей разных кровей , к котрой и вы относитесь давно отупела до  предела- дальше некуда.Ужас в том. что  никто из вас не хочет в этом себе признаться .
Всё что происходило за 20 лет  , делалось руками самих обычных  людей, обозначенных на сегодня словом грузины..и не надо тут вякать, что есть плохие и есть хорошие грузины...*хорошими* может вы называете трусов, которые молчат все 20 лет(им некогда -они простые-лобио кушают).
Факты налицо и точно характекризуются  определением фашизм.
http://osgenocide.ru/gen1989.html

17 июля 2011 18:03

    Национальную идею о восстановлении территориального единства осетинских обществ, организация "Дарьял"(жители и выходцы Казбегского р-на) поддерживает. Особенно очевидна стала необходимость развития этой идеи, после одностороннего принятия решения о безвизовом пропуске гр-н России (Северного Кавказа). При этом саакашисты используют по отношению к Казбегским осетинам, старый испытанный метод - разделяй и властвую. Часть осетин угодна им и их пропускают в свои дома, часть не угодна и соответственно такой возможности у них нет. В Южной части Осетии этот план не сработал(альтернативное правительство и.т.п. чушь), как это не печально но эти тугодумы второй раз хотят наступить на грабли.
     Важнейшей составляющей этой идеи должны быть профессионально подготовленные экономические программы. Экономика единой многонациональной Осетии, будучи составной частью российской экономики должна быть образцово-показательной, ведь для этого есть все необходимые перспективы.
      Авантюрист саакашвили и его команда не смогут препятствовать этому движению даже если возьмутся за испробованный ими метод агрессии в адрес Южной части Осетии и получения за это больших инвестиций.  

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция.

ЮОГУ

ЮОГУ

Королевство потолков

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Февраль 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  
Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия

Обсуждаемые новости