Нанотехнологии внедряются в нашу жизнь
Мир, в котором мы сегодня живем, все чаще называют быстро меняющимся. Развитие науки и техники повлекло за собой стремительное преобразование всей нашей жизни. Изменения, происходящие в мире, оказывают влияние на требования к образованию; современный человек вынужден постоянно адаптироваться к новым технологиям.
Нанонаука и нанотехнология являются двумя новейшими областями науки, которые нашли применение в бизнесе и часто упоминаются в новостях.
Динамичное развитие любого предмета естественнонаучного цикла обязывает преподавателя быть на уровне современных достижений, чувствовать пульс науки. Человечество задумывается над тем, удастся ли в 21 веке победить страшные болезни (рак, СПИД и др.), станут ли полеты на Луну туристическими поездками, как будут выглядеть космические станции? Станут ли реальностью фантастические проекты в информационных технологиях, т.е. войдут ли в нашу жизнь крошечные компьютеры с поразительным быстродействием и огромным объемом памяти, способные мгновенно записать, обработать и переслать в цифровой форме информацию любого вида? Будут ли созданы "личные" микрочипы, записывающие не только все данные о владельце, но и даже его генетический код? Можно ли надеяться, что промышленность начнет выпускать экологически безопасные автомобили?
Материалы с удивительными свойствами не только получены в лабораториях ученых, но и работают в реальной жизни. Так, высотные башни в Гонконге покрыты материалами, отталкивающими пыль, воду, т.е. здание благодаря строительным материалам, полученным на основе нанотехнологий, не нуждается в уходе. Стекла огромных окон всегда чистые без применения моющих средств и специального оборудования.
Достижения нанотехнологий привели к практическим результатам принципиальной важности. Использование полупроводниковых гетероструктур позволило создать эффективные лазеры и светоизлучающие диоды, которые работают в огромном количестве компьютерных и оптоволоконных устройств и систем. Выдающийся вклад российского физика Ж.Алферова в создание этих гетероструктур отмечен Нобелевской премией в 2001 году. Один из недавних результатов внедрения нанотехнологий отмеченный Нобелевской премией по физике в 2007 году, - создание устройств долговременного хранения информации ("жестских дисков") на основе явления гигантского магнитосопротивления. Это достижение позволило на три и более порядков повысить емкость долговременной компьютерной памяти при уменьшении габаритов и цены.
Невозможно представить себе все области приложений нанотехнологий. Управление веществом на наноуровне способно внести изменения практически во все области жизни и деятельности человека. По мнению многих экспертов, нанотехнологии будут служить главным движущим фактором научно-технического развития цивилизации в XXI веке и составят сердцевину формирующегося сейчас шестого технологического уклада (наряду с информационными технологиями и биотехнологиями).
В ближайшее десятилетие ожидается прорыв в науке и технике на основе нанотехнологий, что потребует подготовки специалистов для различных отраслей промышленности и абитуриентов для соответствующих учебных заведений. Это обуславливает необходимость преподавания основ нанотехнологий уже в школьных программах, чтобы ученики при выборе профессий и последующем обучении в вузе имели базовую подготовку, соответствующую современному уровню развития науки и промышленности.
Сегодня ученые говорят о нанообразовании, как об одном из самых перспективных и востребованных направлений профессиональной подготовки. Под нанообразованием понимается важная отрасль нанотехнологий, включающая как общенаучное и общетехническое образование, так и подготовку операторов нанотехнологических установок и инструментов, а также и соответствующие вспомогательные средства и средства обучения. Важной функцией нанообразования является также просвещение общества, формирование соответствующего научно-технического мировоззрения, позволяющего с готовностью воспринимать достижения нанотехнологий.
О необходимости изменений в сфере образования указано и в Послании Президента РЮО к Парламенту и народу Южной Осетии "О стратегии развития Республики Южная Осетия до 2012 года" от 26 декабря 2008 г. В мерах по реализации этого Послания в сфере образования запланировано:
- Проработка вопроса о возможности создания при ЮОГУ международного научно-инновационного центра микроэлектроники и нанотехнологии.
- Возрождение профессионального образования, ориентированного на внедрение новых знаний и технологий.
- Обеспечение образовательных учреждений учебными планами, программами, учебниками и учебно-методическими пособиями.
По мере того, как повсюду все больше внимания уделяется развитию нанотехнологий, очевидными становятся и проблемные моменты, в частности, вопрос подготовки кадров. Для развития наукоемких, высокотехнологических секторов экономики, интегрированной в мировое экономическое пространство, требуется подготовка кадров новой формации в высших учебных заведениях. Это, в свою очередь, требует развития системы довузовской подготовки и отбора талантливой молодежи для обучения в вузах по направлениям в соответствии с требованиями рынка труда и развитием научно-технического прогресса.
В настоящее время выпускники средних учебных заведений предпочитают получать образование в области юриспруденции, экономики и менеджмента, что в последние годы привело к перепроизводству соответствующих специалистов с высшим образованием. Привлечение талантливой молодежи в производственный сектор экономики необходимо начать в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования до выбора потенциальными абитуриентами вуза и факультета. Для реализации этой цели необходима разработка и внедрение в школьные программы новых дисциплин, обеспечивающих эффективную трансляцию современных естественнонаучных знаний в образовательный процесс, изменение содержания среднего образования в соответствии с требованиями и императивами 21 века.
Считаю, что в наших школах нужно создать условия для изучения азов нанотехнологий. Для этого в образовательный процесс внести следующие предметы: в 5-6 классах - "Физика-Химия", в 7-9 классах - "Введение в нанохнологию", в 10-11 классах - "Основы нанотехнологий" за счет школьного компонента, тем самым не изменяя координально структуру базисного учебного плана и нормативно-правовую основу общего образования. Для перечисленных предметов в Министерстве образования и науки готовится к печати сборник программ.
Нанотехнология является приоритетным направлением, бурно развивающимся во всем мире. Эта междисциплинарная отрасль, включающая все естественные науки, поэтому преподавание основных концепций, современных достижений и перспектив нанотехнологий в средней школе расширит кругозор учащихся, повысит их интерес к изучению естественных наук и позволит сделать правильный выбор при поступлении в вуз.
Известно, что проблемы высшей школы в значительной степени связаны с уровнем подготовки абитуриентов. Для его повышения требуется учитель новой формации, выступающий своеобразным интерфейсом, обеспечивающим трансляцию новейших знаний и технологий в общеобразовательную школу - школу будущего. Для учителей физики, химии и биологии необходимо разработать программу повышения квалификации в области нанотехнологий. Прослушав такие курсы, учитель будет осуществлять ориентированную подготовку будущих абитуриентов в актуальных для современного общества наукоемких и высокотехнологических сферах. Это позволит создать систему отбора талантливой молодежи и "доводить" потенциальных абитуриентов до уровня, обеспечивающего эффективное усвоение реализуемых образовательных программ.
А впереди столько интересных нерешенных задач, что дух захватывает. Какие сюрпризы преподнесут нанотехнологии человечеству? Будет ли человек чувствовать себя свободно среди мира атомов и молекул, управляя ими так же легко, как и повседневными предметами? Это все зависит от будущих ученых-исследователей.
Людмила ПЛИЕВА
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.