Клятва на крови
Побратимами обычно становились мужественные и волевые люди. Личные качества человека играли решающую роль для избрания его в побратимы. Они, как правило, обладали моральными качествами. Побратимство часто заключалось в сложных жизненных ситуациях, после серьезного испытания. Выдержавшего такое испытание с охотой брал в побратимы равный ему по достоинству человек.
Союз между побратимами поддерживался дружбой, достигшей своей наивысшей формы. В своих поступках по отношению друг к другу побратимы руководствовались самыми гуманными и благородными тенденциями. Взятую на себя моральную ответственность побратим хранил свято. За друга жертвовал жизнью, ради него переносил самые тяжкие испытания. Истоки этого обычая уходят в родовой строй. Он отмечен и у скифов. Прекрасную новеллу на эту тему из жизни скифов оставил нам греческий писатель Лукиан. В своей новелле («Токсарид, или дружба») Лукиан рассказал о дружбе между двумя побратимами, скифами, по имени Амизок и Дандамид. Как повествует писатель, большое войско савроматов (сарматов) внезапно напало на кочевье скифов. Последние обратились в бегство. Многих из них савроматы убили, других захватили, в плен, а имущество их разграбили. В плен попал и один из побратимов – Амизок. Это произошло на четвертый день после заключения клятвенного договора между друзьями. Дандамид, чтобы спасти друга, не задумываясь бросился в реку (Танаис-Дон) и, переплыв ее, явился в стан врага. Дандамид, приведенный к предводителю савраматов, смело потребовал освобождения друга. Савроматы пошли на переговоры и потребовали за пленного выкуп. Дандамид ответил, что они все разграбили, и у него нет, чем бы он мог заплатить за освобождение друга, и вместо него предложил себя. Тогда в качестве выкупа враги потребовали его глаза, на что он сразу же согласился. «Дандамид тотчас же предоставил им вырезать, – пишет Лукиан, – и, когда глаза были вырезаны и савроматы получили таким образом выкуп, Дандамид, получив Амизока, пошел обратно опираясь на него. Но, конечно, – продолжает рассказчик, – Амизок не мог допустить, чтобы он был зрячим, раз Дандамид ослеп, и оба они стали кормиться на общественный счет скифского племени, пользуясь чрезвычайным почетом».
Обряд побратимства имел разные формы. Они менялись на протяжении веков, но имели одинаковую по своему значению силу. Основным элементом каждой из форм обряда была словесная клятва быть верным в дружбе.
Другим, наиболее распространенным методом было питье из общей чаши. В напиток, налитый в чашу, друзья путем надреза на пальцах капали кровь, которая смешивалась. Затем напиток выпивался обоими друзьями. Такой прием – смешивание крови – придавал им силу братских отношений. Этот обряд побратимства описывает уже Геродот: «Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливается вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши».
Предания и эпос, как отмечает В. И. Абаев, сохраняют память о другой древней церемонии побратимства: «клятве над огнем». Друзья, решившие стать побратимами, торжественно клялись в вечной дружбе друг другу исполнив подобный обряд, который, кстати, и дал название осетинскому слову «побратим» «æрдхорд» (буквально «съевший огонь», «поклявшийся огнем»).
Древней формой обряда побратимства является также клятва на оружии, обмен оружием между побратимами. Так, в самом древнем и наиболее популярном святилище осетин Рекоме имелось огромное скопление стрел и других частей древнего оружия. Как выяснено учеными, в этом священном месте осетины в древности путем обмена оружием исполняли обряд побратимства. Как свидетельствует побывавший здесь в 1847 году В. С. Толстой, двое друзей, поклявшиеся в верности друг другу, шли в Реком, чтобы закрепить свою клятву актом побратимства у алтаря святилища. Рассказывая об этом, Толстой писал: «Сопровождавшие меня старики-осетины пояснили, что в древние времена был здесь воинский обычай брататься следующим образом: два воина отправлялись в Реком, из каждого колчана вынимали по стреле, перемешивали их, одну переламывали пополам, и оба куска оставляли в стенах Рекома. Это обязывало с самоотвержением оборонять друг друга в бою, а в случае гибели побратима, другой должен был вынести его тело с поля сражения и похоронить».
Побратимы в семьях друг друга принимались как самые близкие люди. Побратиму в семье друга, даже во всей его фамилии, оказывались самые высокие почести. Отношения между побратимами переходили в добрые, практически родственные отношения между их семьями. Случаи нарушения договора побратимства были очень редки, а если они бывали, то такие факты сурово осуждались обществом. Нарушившего долг побратима люди презирали.
Юго-осетинская газета «Республика»
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.