Красный Крест и терроризм на Северном Кавказе
Современные методы ведения войн пятого поколения основаны во многом на манипулировании сознанием и информационном противоборстве. Незначительное изменение информационного контекста, которое с виду не изменяет его характера, может дать противоположный эффект. Так, «секретность» можно заменить на «конфиденциальность», а контакты с возможными пособниками террористов и содействие экстремистам выдать за предоставление защиты гражданским лицам и помощь жертвам конфликтов.
Коснусь еще двух немаловажных аспектов деятельности МККК.
Первый – это пятна позора МККК в истории.
Международный Красный Крест неоднократно критиковали за молчание этой организации в отношении насилия, творившегося в годы Второй мировой войны над евреями. Подобные действия, когда МККК избегал осуждения нацистского режима, вынудили ряд исследователей поставить на МККК клеймо этически неблагонадежной организации, обвинив ее в совершении "моральной ошибки".[3] Ряд западных историков посвятил этим двойным стандартам МККК серьезные труды, где скрупулезно исследовали причины такого поведения и серьезные последствия, которые привели к гибели многих невинных людей.[4]
Такое же молчание МККК в отношении творимого в мире насилия мы наблюдаем и сегодня. Так, МККК является свидетелем войн в Афганистане и Ираке, однако о практике издевательства над подозреваемыми в пособничестве террористам в тюрьмах Абу Грейб и на Гуантанамо стало известно благодаря другим организациям и в первую очередь журналистам. И не МККК, а Американский союз за гражданские свободы поднял шумиху по поводу того, что пытки и издевательства были не только в Абу Грейб, но и в других местах, где действовали военные США.
Однако в других случаях, когда речь идёт о России, МККК ведёт себя иначе. На Северном Кавказе МККК позиционирует себя как активный участник гуманитарного процесса и стремится форсировать процесс т.н. имплементации норм международного гуманитарного права (МГП) в законодательно-правовые документы России. В процессе введения МГП Комитет Красного Креста достиг значительных результатов, которые могут привести к негативным последствиям уже в ближайшем будущем. Данные нормы МГП фактически подменяют общепринятую базу российского законодательства применительно к деятельности силовых и правоохранительных структур РФ в условиях вооружённых международных и внутренних конфликтов, а МККК продолжает склонять ряд государств, подписавших основные договоры по международному праву, к принятию соответствующих законодательных актов, расширению образовательных программ обучения персонала, созданию специализированных структур и внедрению процедур управления и планирования.
Первым серьезным успехом МККК в этой сфере можно назвать издание приказа Министерства обороны РФ в августе 2001 г. № 360 «О мерах по соблюдению норм международного гуманитарного права Вооруженными силами РФ», по аналогии с которым были изданы аналогичные приказы и директивы в Федеральной пограничной службе и Внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ. Кроме того, благодаря указанному процессу «интеграции», отдельные положения МГП включены в уставные документы и программы подготовки высших военно-учебных заведений Министерства обороны РФ.
В реальности имплементация нацелена на строгое разграничение действий вооружённых сил, органов правопорядка и силовых структур РФ в условиях военного и мирного времени. На текущий момент цель МККК заключается в том, чтобы квалифицировать убийство в условиях военных действий (в частности, контртеррористической операции в Чечне) не как преступление, предусмотренное ст. 105 УК РФ, а как деяние, совершаемое в условиях военного времени, в соответствии с нормами международного гуманитарного права. При этом проблема возможного конфликта двух нормативных актов и прав – российского уголовного и международного гуманитарного – признаётся представителями МККК весьма актуальной. В идеале МККК видит существование единого правоприменительного документа, регулирующего действия в условиях войны и мирного времени и строго разграничивающего эти понятия. Указанная проблема относится и к понятию «террорист», отрицаемому международным правом.
В данной связи, по оценкам делегации МККК на Северном Кавказе, проблема выдачи тел ликвидированных боевиков их родственникам решалась бы с позиций МГП автоматически в положительную сторону, однако в условиях РФ данный вопрос вступает в конфликт с Законом РФ «О терроризме», который, по мнению иностранцев, полностью противоречит как нормам МГП, так и правам человека.
Аналогичным образом события октября 2005 г. в Нальчике через призму норм МГП расцениваются как «массовые беспорядки», а не как вооружённый или внутренний конфликт, поскольку отсутствовала чётко выраженная оппозиция существующей власти и официально объявленная война действующему руководству республики, что является обязательным критерием.
Очередным этапом работы в данном направлении стало заключение соглашения, а затем и открытие в сентябре 2008 г. на базе Нальчикского филиала Краснодарского университета МВД России специальной организации – Северо-Кавказского центра изучения международного гуманитарного права и прав человека для сотрудников правоохранительных органов. При этом в течение нескольких лет в указанном вузе на регулярной основе проводились курсы и лекции для слушателей в рамках распространения знаний о МГП. Северо-Кавказский центр в Нальчике стал самым крупным из аналогичных в России, в связи с чем МККК планирует активно использовать его возможности для проведения различных тематических конференций. Например, 30-31 марта 2009 г. состоялся международный научно-практический семинар «Международные стандарты в деятельности правоохранительных органов». В его работе приняли участие сотрудники различных подразделений МВД Ингушетии, Чечни, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, РСО-Алания, представители Института внутренних войск МВД России, Пятигорского филиала Всероссийского института повышения квалификации МВД РФ, Махачкалинского филиала Краснодарского университета МВД РФ и Северо-Кавказского института Внутренних войск МВД РФ, а также сотрудники МВД Абхазии и Южной Осетии.
Скорее всего, место, время и участники конференции выбраны не случайно, так как параллельно в Нальчике проходил судебный процесс над участниками вооружённого нападения на столицу КБР в октябре 2005 г. А анализ содержания предлагаемых к изучению в Центре материалов МККК свидетельствует о том, что в случае полной «интеграции» положений МГП и ППЧ в законодательство РФ действия силовых структур РФ, в частности на территории КБР в период спецоперации 13-14 октября 2005 г., могут быть обжалованы в соответствии с Женевскими конвенциями, и российская сторона, соответственно, признана виновной в «силовом решении» и уничтожении боевиков.
При проведении курсов в учебных заведениях представителями МККК подчёркивается, что имплементация норм МГП в уставные документы вооружённых сил и правоохранительных органов РФ позволила увеличить число возбуждённых уголовных дел в отношении военнослужащих, совершивших воинские преступления, и их осуждение в судебном порядке.
Выходит, что Международный Комитет Красного Креста выступает на Северном Кавказе в роли агента, ведущего промывку мозгов сотрудникам правоохранительных органов и военнослужащим России. Навязывается трактовка их действий в рамках исполнения ими служебных обязанностей как нарушения международного законодательства. Это несёт угрозу национальной безопасности РФ, том числе при проведении операций по ликвидации лиц, признаваемых российской стороной «террористами», определение которых отсутствует в международном гуманитарном праве.
А руководство МККК обосновывает необходимость своего присутствия в регионе даже тогда, когда конфликт уже исчерпан, демонстрируя финансовым донорам важность своей уже не вполне гуманитарной деятельности.
[2] http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=17873
http://www.russians.kz/politics/995167-s-krasnym-krestom-v-rukegumanitarnaja-intervencija.html
http://www.imperiya.by/comments3-7181.html
http://www.otechestvo.org.ua/main/20102/1810.htm
http://forum.komitet.net.ua/viewtopic.php?t=60068
http://www.checheninfo.ru/index.php?option=com_kunena&Itemid=119&func=view&id=1142&catid=11
http://geopolitica.ru/Articles/887/
[3] Daniel Warner. Naming and Shaming: The ICRC and the Public/Private Divide.//Millenium: Journal of International Studies, 34 (2): 459. 2005
[4] Jean Claude Faves. The Red Cross and the Holocaust. Cambridge University Press, 1999
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.