Косово и Карабах: аналогии мнимые и подлинные
17 июля 2007 Аналитика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3414 просмотров]
Cравнение Косова с непризнанными постсоветскими республиками давно уже стало излюбленной темой авторов, анализирующих развитие ситуации на Балканах и в Закавказье. В частности, в Армении стали раздаваться голоса, утверждающие, что в случае предоставления Косовскому краю, пусть и условной, но все же независимости, возможно решение карабахского вопроса по аналогичному сценарию. И это несмотря на инфоручастившиеся заявления высокопоставленных европейских чиновников о неизменной поддержке территориальной целостности Азербайджанской Республики в границах бывшей Азербайджанской ССР и не менее уверенные высказывания о том, что «косовский прецедент» не будет распространяться на непризнанные (правильнее говорить - самоопределившиеся) государства Закавказья и Приднестровье.
В свою очередь, в Баку в последнее время активно пытаются заручиться симпатиями официального Белграда. И это на фоне углубляющегося военно-политического сотрудничества Азербайджана с НАТО и США, – то есть с теми, кто на протяжении последних 15-ти лет методично крушил и добивал сначала Югославию, а затем и Сербию. Так, в рамках проходившей недавно недели НАТО в Азербайджане во втором по величине городе республики – Гяндже был открыт очередной (и явно не последний) Евроатлантический центр1. По некоторым сведениям, в Баку могут в 2012 году отказать России в аренде Габалинской РЛС2 и передать этот стратегически важный объект целиком под контроль США. Здесь можно вспомнить также о проекте «Каспийский страж», модернизации аэродромов, строительстве новых РЛС (в том числе в Хызы на границе с Россией) 3 и о многом другом.
В то же время американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза отказался комментировать вопрос признания Соединенными Штатами территориальной целостности Азербайджана: «Идут обсуждения вокруг вопроса, какой из принципов - территориальная целостность Азербайджана или же право народа на самоопределение – является приоритетным. По этому поводу нет ни универсальной формулы, ни какого-то подхода, принятого на международном уровне». 4 Именно так: всего лишь «идут обсуждения». Это, заметим, несколько отличается от интерпретации Араза Азимова: азербайджанский дипломат полагает, что «Вашингтон всегда признавал независимость и территориальную целостность Азербайджана».
Очевидно, стремление набрать дополнительные дипломатические очки в обоснование притязаний на Карабах вынуждает официальный Баку обращаться во все стороны. Шаткость правовых позиций заставляет тамошнее экспертно-аналитическое сообщество то уповать на помощь такой видной мировой державы как Польша5, то мечтать о решении своих вопросов с помощью новой «большой тройки» (США, Россия, Азербайджан), то обсуждать роль и место в решении карабахской проблемы «миротворческого батальона» ГУАМ. А еще азербайджанские СМИ активно тиражируют высказывание президента Сербии Бориса Тадича о схожести конфликтов в Косове и Карабахе, а сербский политолог С. Самарждия (если, конечно, верить бакинской газете «Эхо») ставит Карабах, пусть и косвенно, в один ряд не только с Косовом, но и с Чечней6.
Есть ли хоть какая-то почва под всеми этими аналогиями? Если говорить, например, о правовом статусе Косова в составе еще социалистической Югославии, то, будучи автономией в составе Сербии, край обладал (по Конституции 1974 года) практически всеми теми же правами (если не большими), что и остальные республики – Хорватия, Босния и Герцеговина и др. 7 То есть Косово представляется скорее аналогом Азербайджана в составе бывшего Советского Союза, но никак не Нагорного Карабаха, автономия которого в составе Азербайджанской ССР последовательно урезалась. Сравнение динамики этнодемографических процессов в Косове и Карабахе также весьма показательно. Например, в Нахичеванской автономии от многочисленного некогда армянского населения осталось к 1988 году всего два села. Подобная тенденция существовала и активно поощрялась властями Азербайджанской ССР и в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), в чем откровенно признавался незадолго до своей кончины Гейдар Алиев8. В свою очередь, вытеснение сербов из Косова и Метохии, заселение края албанцами приобрели системный характер еще во времена Иосипа Броз Тито. Так, доля сербского населения в крае в 1961-1981 гг. снизилась с 27.5% до 15%. После развала единых СССР и Югославии «конфликты слабой напряженности» в Косове и Азербайджане автоматически перешли в свою открытую фазу.
Карабахские армяне в ходе навязанной им кровопролитной войны, в условиях многократного превосходства противника в живой силе и технике, сумели отстоять свое право жить на своей земле. Можно смело предположить – не будь ныне Нагорно-Карабахской Республики (НКР), армянские жители края либо разделили бы трагическую судьбу краинских сербов, либо – в «лучшем», так сказать, случае – передвигались бы от одного села к другому под охраной иностранных оккупантов, ежеминутно рискуя получить пулю в спину, как оставшиеся немногочисленные сербские жители Косова и Метохии.
Это особенно важно подчеркнуть сейчас, когда западные пропагандистские структуры начали активную кампанию, адресованную, прежде всего, общественному мнению в России. Цель кампании – попытаться доказать, что в Косове под мудрым руководством НАТО царят тишь да гладь да божья благодать. В России рупором этой кампании являются специфические печатные и электронные СМИ вроде радиостанции «Эхо Москвы», на волнах которой Наргиз Асадова сообщает: «Вообще в последний год инцидентов в Косове не было». 9 Не убивают, не похищают, не разрушают – ничего. По законам ведения информационных войн это может означать одно: информационную подготовку к распространению «успешного» косовского опыта НАТО на четыре постсоветских самоопределившихся государства – Приднестровье, Южную Осетию, Абхазию и Нагорный Карабах (хотя в последнем случае, руководство альянса заявляет, что не вовлечено в урегулирование конфликта).
Благостная картина, которую рисуют «эховские» спецпропагандисты, далека от действительности. Только за апрель 2007 года и только в Митровице произошло более десятка инцидентов, связанных с нападениями на сербов10. В анклаве Ораховац до сих пор наготове лежит колючая проволока, чтобы в любой момент можно было пресечь проникновение албанцев.11
А вот что говорит епископ Рашко-Призренский Артемий: "За восемь лет на территории Косова и Метохии совершены бесчисленные злодеяния: этническая чистка путем изгнания 250 тыс. сербов и представителей других неалбанских национальностей; убийства невинных гражданских лиц (около 1300) от маленьких детей до 90-летних стариков; похищение более 1000 человек, о судьбе которых мы до сих пор ничего не знаем; сотни сел сравнены с землей; десятки тысяч домов сожжены, ограблены и насильно захвачены; 150 церквей и монастырей сожжены, разрушены и осквернены. Даже мертвые лишены покоя. Многие кладбища осквернены, а памятники разрушены, могилы раскопаны, а кости разбросаны"12.
Заметим к этому, что посетившие Косово в мае 2007 г. члены делегации Совета Безопасности ООН были неприятно поражены низким уровнем экономического развития края, якобы готового к независимости13. И это несмотря на отсутствие блокады (в отличие от блокированного Карабаха) и огромную помощь европейских доноров. Зато магазины Приштины ломятся от контрабанды, которая, наряду с наркоторговлей, является одним из основных источников существования местных жителей. О фактах масштабного разворовывания средств, поступающих в виде западной помощи, упоминает та же Н. Асадова14
Политические методы косовских албанцев в борьбе за их «независимость» также разнообразием не блещут: угрозы, шантаж, агрессивные демонстрации. Мол, если не признаете нас, получите очередную порцию насилия и погромов.
Видимо, подобные методы устраивают верхушку ЕС гораздо больше, чем референдумы и выборы, которые (заметим опять-таки в порядке сравнения) в том же Нагорном Карабахе проводятся исправно. Предстоящие 19 июля 2007 г. выборы Президента НКР уже удостоились резко негативных отзывов со стороны поклонников косовского криминального квазигосударства в Брюсселе и Страсбурге. Что ж, выборы нужны карабахскому народу, а отношение к ним со стороны ПАСЕ и Совета Европы лишний раз показывает, во что на самом деле ценят там «универсальные» ценности свободы и демократии.
В условиях, когда политические предпочтения Запада проступают столь отчетливо, необходимы соответствующие выводы. Демократические атрибуты, разумеется, важны, но не как самоцель, а ровно в той мере, в какой они способствуют социально-экономическому развитию общества и укреплению государства. Не менее важно и наличие национальной идеи, одинаково близкой всем слоям народа15. Иначе любые выборы будут работать лишь на раскол общества.
И это относится не только к Карабаху…
Источник: fondsk.ru
ИА ОСинформ
В свою очередь, в Баку в последнее время активно пытаются заручиться симпатиями официального Белграда. И это на фоне углубляющегося военно-политического сотрудничества Азербайджана с НАТО и США, – то есть с теми, кто на протяжении последних 15-ти лет методично крушил и добивал сначала Югославию, а затем и Сербию. Так, в рамках проходившей недавно недели НАТО в Азербайджане во втором по величине городе республики – Гяндже был открыт очередной (и явно не последний) Евроатлантический центр1. По некоторым сведениям, в Баку могут в 2012 году отказать России в аренде Габалинской РЛС2 и передать этот стратегически важный объект целиком под контроль США. Здесь можно вспомнить также о проекте «Каспийский страж», модернизации аэродромов, строительстве новых РЛС (в том числе в Хызы на границе с Россией) 3 и о многом другом.
В то же время американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза отказался комментировать вопрос признания Соединенными Штатами территориальной целостности Азербайджана: «Идут обсуждения вокруг вопроса, какой из принципов - территориальная целостность Азербайджана или же право народа на самоопределение – является приоритетным. По этому поводу нет ни универсальной формулы, ни какого-то подхода, принятого на международном уровне». 4 Именно так: всего лишь «идут обсуждения». Это, заметим, несколько отличается от интерпретации Араза Азимова: азербайджанский дипломат полагает, что «Вашингтон всегда признавал независимость и территориальную целостность Азербайджана».
Очевидно, стремление набрать дополнительные дипломатические очки в обоснование притязаний на Карабах вынуждает официальный Баку обращаться во все стороны. Шаткость правовых позиций заставляет тамошнее экспертно-аналитическое сообщество то уповать на помощь такой видной мировой державы как Польша5, то мечтать о решении своих вопросов с помощью новой «большой тройки» (США, Россия, Азербайджан), то обсуждать роль и место в решении карабахской проблемы «миротворческого батальона» ГУАМ. А еще азербайджанские СМИ активно тиражируют высказывание президента Сербии Бориса Тадича о схожести конфликтов в Косове и Карабахе, а сербский политолог С. Самарждия (если, конечно, верить бакинской газете «Эхо») ставит Карабах, пусть и косвенно, в один ряд не только с Косовом, но и с Чечней6.
Есть ли хоть какая-то почва под всеми этими аналогиями? Если говорить, например, о правовом статусе Косова в составе еще социалистической Югославии, то, будучи автономией в составе Сербии, край обладал (по Конституции 1974 года) практически всеми теми же правами (если не большими), что и остальные республики – Хорватия, Босния и Герцеговина и др. 7 То есть Косово представляется скорее аналогом Азербайджана в составе бывшего Советского Союза, но никак не Нагорного Карабаха, автономия которого в составе Азербайджанской ССР последовательно урезалась. Сравнение динамики этнодемографических процессов в Косове и Карабахе также весьма показательно. Например, в Нахичеванской автономии от многочисленного некогда армянского населения осталось к 1988 году всего два села. Подобная тенденция существовала и активно поощрялась властями Азербайджанской ССР и в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), в чем откровенно признавался незадолго до своей кончины Гейдар Алиев8. В свою очередь, вытеснение сербов из Косова и Метохии, заселение края албанцами приобрели системный характер еще во времена Иосипа Броз Тито. Так, доля сербского населения в крае в 1961-1981 гг. снизилась с 27.5% до 15%. После развала единых СССР и Югославии «конфликты слабой напряженности» в Косове и Азербайджане автоматически перешли в свою открытую фазу.
Карабахские армяне в ходе навязанной им кровопролитной войны, в условиях многократного превосходства противника в живой силе и технике, сумели отстоять свое право жить на своей земле. Можно смело предположить – не будь ныне Нагорно-Карабахской Республики (НКР), армянские жители края либо разделили бы трагическую судьбу краинских сербов, либо – в «лучшем», так сказать, случае – передвигались бы от одного села к другому под охраной иностранных оккупантов, ежеминутно рискуя получить пулю в спину, как оставшиеся немногочисленные сербские жители Косова и Метохии.
Это особенно важно подчеркнуть сейчас, когда западные пропагандистские структуры начали активную кампанию, адресованную, прежде всего, общественному мнению в России. Цель кампании – попытаться доказать, что в Косове под мудрым руководством НАТО царят тишь да гладь да божья благодать. В России рупором этой кампании являются специфические печатные и электронные СМИ вроде радиостанции «Эхо Москвы», на волнах которой Наргиз Асадова сообщает: «Вообще в последний год инцидентов в Косове не было». 9 Не убивают, не похищают, не разрушают – ничего. По законам ведения информационных войн это может означать одно: информационную подготовку к распространению «успешного» косовского опыта НАТО на четыре постсоветских самоопределившихся государства – Приднестровье, Южную Осетию, Абхазию и Нагорный Карабах (хотя в последнем случае, руководство альянса заявляет, что не вовлечено в урегулирование конфликта).
Благостная картина, которую рисуют «эховские» спецпропагандисты, далека от действительности. Только за апрель 2007 года и только в Митровице произошло более десятка инцидентов, связанных с нападениями на сербов10. В анклаве Ораховац до сих пор наготове лежит колючая проволока, чтобы в любой момент можно было пресечь проникновение албанцев.11
А вот что говорит епископ Рашко-Призренский Артемий: "За восемь лет на территории Косова и Метохии совершены бесчисленные злодеяния: этническая чистка путем изгнания 250 тыс. сербов и представителей других неалбанских национальностей; убийства невинных гражданских лиц (около 1300) от маленьких детей до 90-летних стариков; похищение более 1000 человек, о судьбе которых мы до сих пор ничего не знаем; сотни сел сравнены с землей; десятки тысяч домов сожжены, ограблены и насильно захвачены; 150 церквей и монастырей сожжены, разрушены и осквернены. Даже мертвые лишены покоя. Многие кладбища осквернены, а памятники разрушены, могилы раскопаны, а кости разбросаны"12.
Заметим к этому, что посетившие Косово в мае 2007 г. члены делегации Совета Безопасности ООН были неприятно поражены низким уровнем экономического развития края, якобы готового к независимости13. И это несмотря на отсутствие блокады (в отличие от блокированного Карабаха) и огромную помощь европейских доноров. Зато магазины Приштины ломятся от контрабанды, которая, наряду с наркоторговлей, является одним из основных источников существования местных жителей. О фактах масштабного разворовывания средств, поступающих в виде западной помощи, упоминает та же Н. Асадова14
Политические методы косовских албанцев в борьбе за их «независимость» также разнообразием не блещут: угрозы, шантаж, агрессивные демонстрации. Мол, если не признаете нас, получите очередную порцию насилия и погромов.
Видимо, подобные методы устраивают верхушку ЕС гораздо больше, чем референдумы и выборы, которые (заметим опять-таки в порядке сравнения) в том же Нагорном Карабахе проводятся исправно. Предстоящие 19 июля 2007 г. выборы Президента НКР уже удостоились резко негативных отзывов со стороны поклонников косовского криминального квазигосударства в Брюсселе и Страсбурге. Что ж, выборы нужны карабахскому народу, а отношение к ним со стороны ПАСЕ и Совета Европы лишний раз показывает, во что на самом деле ценят там «универсальные» ценности свободы и демократии.
В условиях, когда политические предпочтения Запада проступают столь отчетливо, необходимы соответствующие выводы. Демократические атрибуты, разумеется, важны, но не как самоцель, а ровно в той мере, в какой они способствуют социально-экономическому развитию общества и укреплению государства. Не менее важно и наличие национальной идеи, одинаково близкой всем слоям народа15. Иначе любые выборы будут работать лишь на раскол общества.
И это относится не только к Карабаху…
Источник: fondsk.ru
ИА ОСинформ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.