Уберечь Историю – ради Будущего...
28 февраля 2010 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [5022 просмотра]
О том, как сохранить уникальные памятники архитектурной старины в Осетии, стремящейся сегодня стать «туристической Меккой», размышляет архитектор и краевед Сослан Цаллагов.
— То, что судьбе историко-архитектурного наследия Северной Осетии было посвящено специальное заседание этого действующего в республике представительного общественного совета, прозвучало новым подтверждением: проблема, что называется, наболела до предела. Ваше мнение, Сослан Федорович — как специалиста, занимающегося ее анализом уже не один десяток лет: за что здесь нужно браться в первую очередь? И как консолидировать в этом направлении усилия власти и общества?
— Еще недоброй памяти Адольф Гитлер говорил, что если отнять у народа памятники материальной и духовной культуры, которые он создавал веками и которыми гордится, то он утрачивает опору на свои корни, теряет свое национальное «я» — и перестает быть народом, превращаясь в рабов, в послушную биомассу… Именно поэтому и уничтожала так безжалостно машина вермахта на оккупированных в Великую Отечественную войну территориях памятники культурного наследия — это был не просто бездумный вандализм, а сознательная и циничная идеологическая политика… Увы, мы, живущие в Осетии, подчас словно бы и не задумываемся сегодня о судьбе своего уникального культурного наследия, неотъемлемой частью которого являются памятники архитектуры. В точности по пословице: «Что имеем — не храним»…
На январском заседании Совета по культуре и его председателем, премьером правительства республики Николаем Хлынцовым, и другими участниками — известными нашими деятелями культуры и искусства — была высказана глубокая озабоченность современным состоянием и будущим многих памятников архитектуры Северной Осетии. И в том числе, самим Николаем Александровичем были приведены конкретные примеры того, как в горной части республики бесконтрольно отводятся частным застройщикам участки земли в непосредственной близости от объектов культурного наследия федерального значения — что приводит к деградации уникальных историко-архитектурных ландшафтов. В частности, упомянул он здесь Алагирский район. Худрук Северо-Осетинского театра оперы и балета Лариса Гергиева привела еще один такой горький факт, на который с тревогой обратили уже внимание и многие и российские, и зарубежные гости республики, побывавшие в наших горах, — это масштабная частная застройка, развернутая на фоне древних башен селения Цмити. Заместитель министра культуры Галина Тебиева наглядно продемонстрировала собравшимся «фотогалерею» владикавказских памятников архитектуры, нуждающихся в срочной помощи реставраторов, о печальном состоянии многих из которых (к примеру, на том же проспекте Мира) писала в разное время и «СО» … И этот список можно еще продолжать.
Хочу напомнить здесь, что на протяжении «постперестроечных» лет не стояла в стороне от этих проблем и такая республиканская творческая организация, как Северо-Осетинское отделение Союза архитекторов России.
Ее активистами было сделано немало, чтобы привлечь внимание общественности к состоянию наших памятников зодчества — как на равнинной, так и в горной зоне Осетии. На общественных началах был разработан проект положения о генеральном плане города Владикавказа. И в его материалах тоже уделялось серьезное внимание рекомендациям по сохранению неповторимого архитектурного «лица» исторической части столицы нашей республики, ее старых кварталов. Была разработана и детальная концепция так называемой колористической организации «сердца» старого Владикавказа. Ведь, к сожалению, не секрет, что нередко исторические здания у нас красят, «как бог на душу положит» — а отсюда и кричащие цветовые диссонансы, и острые «проблемы со вкусом» в облике наших улиц и площадей… И на целый ряд таких зданий города были составлены активистами республиканского Союза архитекторов специальные колористические паспорта — то есть, подробнейшие указания на предмет того, какой должна быть цветовая гамма их фасадов. Тут можно назвать и здание Русского театра, и бывшее Владикавказское общество взаимного кредита — ныне супермаркет «Солнечный», и дом барона Штейнгеля на территории ЦПКиО им. К.Хетагурова, где сегодня размещается дирекция парка, и здание бывшего городского Дома дружбы на проспекте Мира, в котором располагается сейчас офис республиканской службы занятости, и жилой дом на ул. Огнева,9, и здание банка на углу проспекта Мира и улицы Никитина…
В прошлом году «СО» писала и о том, что под эгидой Союза архитекторов республики и по инициативе нового руководства АМС г. Владикавказа началось также составление архитектурно-планировочных заданий по реконструкции и реставрации двух «жемчужин» столицы Северной Осетии — Центрального парка культуры и отдыха и проспекта Мира. Эти работы сейчас находятся уже в стадии проектирования.
— Очень серьезную тревогу вызывает сегодня у историков, краеведов, специалистов органов охраны памятников, да и всех жителей республики, кто болеет душой за судьбу своего национального культурного наследия, и состояние тех его объектов, которые находятся в горной полосе Осетии: памятников средневековой культовой архитектуры, святилищ, склеповых комплексов, фамильных башен, замков-галуанов… Каким-то из них за последние несколько лет рука помощи у нас была протянута, в том числе и при содействии федерального центра, например, знаменитой Нузальской часовне, Зругскому храму… Но, увы, куда больше тех, которые сегодня сиротливо разрушаются под натиском неумолимого времени, природной стихии, а подчас — и современных геростратов. Как, скажем, та же башня Кубатиевых у селения Кора-Урсдон — да и не только она… А есть и такие, под самым «боком» у которых вовсю ведется строительство помпезных дачных особняков, загородних ресторанов и прочих современных архитектурных «новоделов» — вопреки нормам и требованиям существующего российского законодательства…
— Лично я убежден: уже назрела необходимость ввести у нас в республике в учебные планы на архитектурном и строительном факультетах СКГМИ, да и на факультете искусств СОГУ для будущих дизайнеров курс лекций, знакомящий студентов с основами законодательства, действующего в сфере охраны памятников. Потому что нередки, к сожалению, случаи, когда не только заказчик, но и сам автор архитектурного проекта, в результате воплощения которого в жизнь так или иначе страдает расположенный рядом памятник культуры, совершенно искренне признается потом, оправдываясь: «А я о таких законодательных запретах ничего не знал»…
Немало у нас серьезных проблем сегодня и в сфере реставрации архитектурных памятников горной полосы. И связаны они далеко не только с тем, что не хватает на это средств: ведь для этого нужны не одни лишь финансы, но и кадры — высокопрофессиональные, дипломированные, знающие… В свое время, еще в советские годы, мне пришлось осуществлять архитектурный надзор за ведением реставрационных работ на территории знаменитого Даргавсского некрополя — Городка мертвых. В этом проекте предусматривалась не только реставрация его отдельных склепов, но и благоустройство и мощение прилегающих к комплексу площадей, устройство ограждений по его периметру, входного павильона — чтобы не просто привести в порядок сам некрополь, но и обеспечить удобный доступ к нему экскурсантам, туристам…
— Кстати, когда осенью прошлого года, в дни празднования 150-летнего юбилея Коста Хетагурова, в республике побывала представительная делегация съехавшихся во Владикавказ на семинар директоров литературных музеев России, эти именитые гости Осетии очень тепло и с похвалой отозвались о том, как удобно и профессионально в Городке мертвых все это сделано. Не сравнить по многим пунктам, как они подчеркивали, с тем же Наром — где и доступа к старинным фамильным башням, помнящим Коста, — практически никакого, и крутой спуск по склону к зданию дома-музея поэта подчас превращается в настоящий «экстрим»…
— В Даргавсе тоже не все реставраторам давалось просто. Вспоминаю, сколько трудов потребовало там восстановление старинной циклопической каменной кладки склепов. Искуснее всех этим мастерством владел один из участников тех работ — Шамиль Демеев. Именно им была восстановлена тогда же и нуждавшаяся в реставрации часть кладки галуана Карацевых. А вот много ли сегодня у нас в Осетии таких умельцев?
Конечно, достаточно в республике и примеров профессионального подхода к реставрационным работам на памятниках старинного зодчества. Скажем, реставрация святилища Реком. Или взять Алагирский собор Вознесения Господня — уникальный образчик нововизантийской культовой архитектуры, который еще в 1940-х годах прошлого века утратил звонницу, а состояние основного его здания требовало проведения неотложных гидрозащитных и реставрационных работ. Сегодня я горжусь тем, что в свое время выступил одним из инициаторов его реставрации, к которой были привлечены специалисты из Санкт-Петербурга. Правда, окончательная реставрация этого архитектурного комплекса и по сей день еще не завершена. В полном объеме из того, что планировалось, удалось выполнить гидроизоляционные работы по нижним основаниям стен храма, отреставрировать его кровельное покрытие и фрески интерьеров. А вместо воссоздания утраченной звонницы на территории памятника была установлена временная.
Но вышеперечисленные объекты — это мизерная часть архитектурных памятников Осетии, приведенных более-менее к первозданному виду. К сожалению, у нас в республике нет пока в этом направлении ни своей профессиональной реставраторской школы, ни достаточной материальной базы, которая позволила бы ее создать. А свои специалисты, имеющие лицензии на реставрационную деятельность, практически отсутствуют… И задача сегодняшнего дня: привлекая при необходимости в республику таких профессионалов извне, начать формировать собственные реставраторские кадры.
Срочно необходимо взяться и за такую работу, как составление архитектурных проектов так называемых охранных зон и зон регулирования застройки, на территориях которых находятся подобные исторические объекты. Это предотвратит несанкционированное строительство вблизи памятников старины.
— Сегодня в горной зоне республики планируется очень серьезно возрождать курортно-рекреационную отрасль. У всех на слуху уникальный в масштабах Северного Кавказа проект «Мамисон». И закономерно «всплывает» вопрос: как, осваивая богатейшие рекреационные возможности наших горных территорий, которые пока еще лежат «мертвым грузом» и не приносят Осетии экономической отдачи, соблюсти здесь принцип «не навреди»? По отношению и к природе наших гор, и к сосредоточенным там памятникам культурного наследия — национальным святыням Осетии?
— Подход к этому, конечно же, должен быть максимально чутким, осторожным и выверенным, чтобы не произошло разрушения сложившегося в наших горах уникального исторического ландшафта. Ведь современные объекты техногенного характера — ЛЭПы, плотины, трубопроводы, дороги, мосты и так далее — порой могут до неузнаваемости его изменить. И — не в лучшую сторону. А чем тогда будут восхищаться те же туристы, которых мы планируем к себе привлечь?
В свое время, когда в республике существовало общество охраны памятников, информацию о состоянии отдельных наших объектов архитектурной старины, расположенных в труднодоступной горной местности, собирали его районные инспектора. Сегодня деятельность этого общества, у «руля» которого многие годы стояли такие энтузиасты, очень солидный вклад внесшие в дело сохранения историко-культурного наследия Осетии, как К.Я.Фидаров, З.А.Гутиев, Н.М.Ардасенов, в республике, к большому сожалению, прекращена. Но почему бы не внедрить у нас в практику технологическое «ноу-хау», которым не только за рубежом, но уже и в целом ряде регионов России в этой сфере сейчас активно и успешно пользуются — космическую фотосъемку? Ведь подобный мониторинг состояния архитектурных памятников в наших труднодоступных горных районах, который можно было бы вести, фотографируя их из космоса, скажем, раз в месяц, был бы республике вполне по карману: заказать одну такую фотографию «Роскосмосу» сейчас уже стоит всего-то около 200 рублей…
У Северной Осетии и из-за ее природных красот, и из-за того, что столько в наших горах уникальных историко-культурных жемчужин — сегодня богатейший потенциал для того, чтобы развивать индустрию активного туризма, курортного дела, путешествий, экскурсий, горных зимних и летних видов спорта. Но пока этому во многом препятствует неосвоенность горных территорий с экскурсионно-туристической точки зрения. Необходима организация у нас широкой сети туристических маршрутов, которые максимально ярко демонстрировали бы гостям республики (да и самим жителям ее — тоже), что такое горы Осетии. И, конечно, необходима активная популяризаторская, рекламная работа в этом направлении, чтобы привлекать в Осетию туристов и инвесторов от турбизнеса — российских и зарубежных.
И по линии Союза архитекторов и республиканского филиала Российского фонда культуры такая работа сегодня, хочу отметить, ведется. В 2009-м и в начале нового 2010 года на страницах ряда центральных российских журналов и альманахов — таких, например, как «Путешествие по России», «Архитектура. Строительство. Дизайн», «Ландшафтный дизайн», « Красивые дома», «Дизайн и строительство Санкт-Петербурга», — были опубликованы материалы об архитектуре Осетии и ее памятниках. А еще в нынешнем году, юбилейном году 70-летия Северо-Осетинской организации Союза архитекторов России, в Москве, в Центральном доме архитектора планируется выставка, посвященная горной архитектуре республики. На ее открытие будут приглашены представители правительства Москвы и архитектурных кругов. А во Владикавказе предполагается провести научно-практическую конференцию по проблемам архитектуры и градостроительства Северной Осетии, тоже приуроченную к этому юбилею.
И еще. Руководством и активом Северо-Осетинского филиала Российского фонда культуры сейчас разрабатывается программа налаживания этнокультурных связей с венгерскими ясами — потомками аланов. И там, в Венгрии, в административном центре Ясской области — городе Ясберень, а также в Будапеште тоже планируются организация большой выставки материалов о памятниках архитектуры Осетии, демонстрация фильмов о них. В планах — и установление тесных творческих связей между студентами и педагогами архитектурных специальностей из нашей республики и Венгрии. Буквально на днях я получил по электронной почте письмо из Будапешта, от известного венгерского лингвиста, друга Осетии Бэлы Ковача, в котором он информирует нас, что венгерская сторона дает всем этим проектам «зеленую улицу».
Историко-культурные памятники республики — бесценное сокровище нашего народа. Утратить которое мы ни в коем случае не должны, памятуя мудрую истину: «Выстрел в Историю из пистолета неминуемо «отзовется» выстрелом из пушки, которым нашим потомкам ответит будущее»… И то, что этой проблемой в Осетии сегодня озабочены и общественность, и власть, обнадеживает: подвижки здесь пойти должны. Если возьмемся мы за ее решение по-настоящему, неравнодушно — и всем миром…
— То, что судьбе историко-архитектурного наследия Северной Осетии было посвящено специальное заседание этого действующего в республике представительного общественного совета, прозвучало новым подтверждением: проблема, что называется, наболела до предела. Ваше мнение, Сослан Федорович — как специалиста, занимающегося ее анализом уже не один десяток лет: за что здесь нужно браться в первую очередь? И как консолидировать в этом направлении усилия власти и общества?
— Еще недоброй памяти Адольф Гитлер говорил, что если отнять у народа памятники материальной и духовной культуры, которые он создавал веками и которыми гордится, то он утрачивает опору на свои корни, теряет свое национальное «я» — и перестает быть народом, превращаясь в рабов, в послушную биомассу… Именно поэтому и уничтожала так безжалостно машина вермахта на оккупированных в Великую Отечественную войну территориях памятники культурного наследия — это был не просто бездумный вандализм, а сознательная и циничная идеологическая политика… Увы, мы, живущие в Осетии, подчас словно бы и не задумываемся сегодня о судьбе своего уникального культурного наследия, неотъемлемой частью которого являются памятники архитектуры. В точности по пословице: «Что имеем — не храним»…
На январском заседании Совета по культуре и его председателем, премьером правительства республики Николаем Хлынцовым, и другими участниками — известными нашими деятелями культуры и искусства — была высказана глубокая озабоченность современным состоянием и будущим многих памятников архитектуры Северной Осетии. И в том числе, самим Николаем Александровичем были приведены конкретные примеры того, как в горной части республики бесконтрольно отводятся частным застройщикам участки земли в непосредственной близости от объектов культурного наследия федерального значения — что приводит к деградации уникальных историко-архитектурных ландшафтов. В частности, упомянул он здесь Алагирский район. Худрук Северо-Осетинского театра оперы и балета Лариса Гергиева привела еще один такой горький факт, на который с тревогой обратили уже внимание и многие и российские, и зарубежные гости республики, побывавшие в наших горах, — это масштабная частная застройка, развернутая на фоне древних башен селения Цмити. Заместитель министра культуры Галина Тебиева наглядно продемонстрировала собравшимся «фотогалерею» владикавказских памятников архитектуры, нуждающихся в срочной помощи реставраторов, о печальном состоянии многих из которых (к примеру, на том же проспекте Мира) писала в разное время и «СО» … И этот список можно еще продолжать.
Хочу напомнить здесь, что на протяжении «постперестроечных» лет не стояла в стороне от этих проблем и такая республиканская творческая организация, как Северо-Осетинское отделение Союза архитекторов России.
Ее активистами было сделано немало, чтобы привлечь внимание общественности к состоянию наших памятников зодчества — как на равнинной, так и в горной зоне Осетии. На общественных началах был разработан проект положения о генеральном плане города Владикавказа. И в его материалах тоже уделялось серьезное внимание рекомендациям по сохранению неповторимого архитектурного «лица» исторической части столицы нашей республики, ее старых кварталов. Была разработана и детальная концепция так называемой колористической организации «сердца» старого Владикавказа. Ведь, к сожалению, не секрет, что нередко исторические здания у нас красят, «как бог на душу положит» — а отсюда и кричащие цветовые диссонансы, и острые «проблемы со вкусом» в облике наших улиц и площадей… И на целый ряд таких зданий города были составлены активистами республиканского Союза архитекторов специальные колористические паспорта — то есть, подробнейшие указания на предмет того, какой должна быть цветовая гамма их фасадов. Тут можно назвать и здание Русского театра, и бывшее Владикавказское общество взаимного кредита — ныне супермаркет «Солнечный», и дом барона Штейнгеля на территории ЦПКиО им. К.Хетагурова, где сегодня размещается дирекция парка, и здание бывшего городского Дома дружбы на проспекте Мира, в котором располагается сейчас офис республиканской службы занятости, и жилой дом на ул. Огнева,9, и здание банка на углу проспекта Мира и улицы Никитина…
В прошлом году «СО» писала и о том, что под эгидой Союза архитекторов республики и по инициативе нового руководства АМС г. Владикавказа началось также составление архитектурно-планировочных заданий по реконструкции и реставрации двух «жемчужин» столицы Северной Осетии — Центрального парка культуры и отдыха и проспекта Мира. Эти работы сейчас находятся уже в стадии проектирования.
— Очень серьезную тревогу вызывает сегодня у историков, краеведов, специалистов органов охраны памятников, да и всех жителей республики, кто болеет душой за судьбу своего национального культурного наследия, и состояние тех его объектов, которые находятся в горной полосе Осетии: памятников средневековой культовой архитектуры, святилищ, склеповых комплексов, фамильных башен, замков-галуанов… Каким-то из них за последние несколько лет рука помощи у нас была протянута, в том числе и при содействии федерального центра, например, знаменитой Нузальской часовне, Зругскому храму… Но, увы, куда больше тех, которые сегодня сиротливо разрушаются под натиском неумолимого времени, природной стихии, а подчас — и современных геростратов. Как, скажем, та же башня Кубатиевых у селения Кора-Урсдон — да и не только она… А есть и такие, под самым «боком» у которых вовсю ведется строительство помпезных дачных особняков, загородних ресторанов и прочих современных архитектурных «новоделов» — вопреки нормам и требованиям существующего российского законодательства…
— Лично я убежден: уже назрела необходимость ввести у нас в республике в учебные планы на архитектурном и строительном факультетах СКГМИ, да и на факультете искусств СОГУ для будущих дизайнеров курс лекций, знакомящий студентов с основами законодательства, действующего в сфере охраны памятников. Потому что нередки, к сожалению, случаи, когда не только заказчик, но и сам автор архитектурного проекта, в результате воплощения которого в жизнь так или иначе страдает расположенный рядом памятник культуры, совершенно искренне признается потом, оправдываясь: «А я о таких законодательных запретах ничего не знал»…
Немало у нас серьезных проблем сегодня и в сфере реставрации архитектурных памятников горной полосы. И связаны они далеко не только с тем, что не хватает на это средств: ведь для этого нужны не одни лишь финансы, но и кадры — высокопрофессиональные, дипломированные, знающие… В свое время, еще в советские годы, мне пришлось осуществлять архитектурный надзор за ведением реставрационных работ на территории знаменитого Даргавсского некрополя — Городка мертвых. В этом проекте предусматривалась не только реставрация его отдельных склепов, но и благоустройство и мощение прилегающих к комплексу площадей, устройство ограждений по его периметру, входного павильона — чтобы не просто привести в порядок сам некрополь, но и обеспечить удобный доступ к нему экскурсантам, туристам…
— Кстати, когда осенью прошлого года, в дни празднования 150-летнего юбилея Коста Хетагурова, в республике побывала представительная делегация съехавшихся во Владикавказ на семинар директоров литературных музеев России, эти именитые гости Осетии очень тепло и с похвалой отозвались о том, как удобно и профессионально в Городке мертвых все это сделано. Не сравнить по многим пунктам, как они подчеркивали, с тем же Наром — где и доступа к старинным фамильным башням, помнящим Коста, — практически никакого, и крутой спуск по склону к зданию дома-музея поэта подчас превращается в настоящий «экстрим»…
— В Даргавсе тоже не все реставраторам давалось просто. Вспоминаю, сколько трудов потребовало там восстановление старинной циклопической каменной кладки склепов. Искуснее всех этим мастерством владел один из участников тех работ — Шамиль Демеев. Именно им была восстановлена тогда же и нуждавшаяся в реставрации часть кладки галуана Карацевых. А вот много ли сегодня у нас в Осетии таких умельцев?
Конечно, достаточно в республике и примеров профессионального подхода к реставрационным работам на памятниках старинного зодчества. Скажем, реставрация святилища Реком. Или взять Алагирский собор Вознесения Господня — уникальный образчик нововизантийской культовой архитектуры, который еще в 1940-х годах прошлого века утратил звонницу, а состояние основного его здания требовало проведения неотложных гидрозащитных и реставрационных работ. Сегодня я горжусь тем, что в свое время выступил одним из инициаторов его реставрации, к которой были привлечены специалисты из Санкт-Петербурга. Правда, окончательная реставрация этого архитектурного комплекса и по сей день еще не завершена. В полном объеме из того, что планировалось, удалось выполнить гидроизоляционные работы по нижним основаниям стен храма, отреставрировать его кровельное покрытие и фрески интерьеров. А вместо воссоздания утраченной звонницы на территории памятника была установлена временная.
Но вышеперечисленные объекты — это мизерная часть архитектурных памятников Осетии, приведенных более-менее к первозданному виду. К сожалению, у нас в республике нет пока в этом направлении ни своей профессиональной реставраторской школы, ни достаточной материальной базы, которая позволила бы ее создать. А свои специалисты, имеющие лицензии на реставрационную деятельность, практически отсутствуют… И задача сегодняшнего дня: привлекая при необходимости в республику таких профессионалов извне, начать формировать собственные реставраторские кадры.
Срочно необходимо взяться и за такую работу, как составление архитектурных проектов так называемых охранных зон и зон регулирования застройки, на территориях которых находятся подобные исторические объекты. Это предотвратит несанкционированное строительство вблизи памятников старины.
— Сегодня в горной зоне республики планируется очень серьезно возрождать курортно-рекреационную отрасль. У всех на слуху уникальный в масштабах Северного Кавказа проект «Мамисон». И закономерно «всплывает» вопрос: как, осваивая богатейшие рекреационные возможности наших горных территорий, которые пока еще лежат «мертвым грузом» и не приносят Осетии экономической отдачи, соблюсти здесь принцип «не навреди»? По отношению и к природе наших гор, и к сосредоточенным там памятникам культурного наследия — национальным святыням Осетии?
— Подход к этому, конечно же, должен быть максимально чутким, осторожным и выверенным, чтобы не произошло разрушения сложившегося в наших горах уникального исторического ландшафта. Ведь современные объекты техногенного характера — ЛЭПы, плотины, трубопроводы, дороги, мосты и так далее — порой могут до неузнаваемости его изменить. И — не в лучшую сторону. А чем тогда будут восхищаться те же туристы, которых мы планируем к себе привлечь?
В свое время, когда в республике существовало общество охраны памятников, информацию о состоянии отдельных наших объектов архитектурной старины, расположенных в труднодоступной горной местности, собирали его районные инспектора. Сегодня деятельность этого общества, у «руля» которого многие годы стояли такие энтузиасты, очень солидный вклад внесшие в дело сохранения историко-культурного наследия Осетии, как К.Я.Фидаров, З.А.Гутиев, Н.М.Ардасенов, в республике, к большому сожалению, прекращена. Но почему бы не внедрить у нас в практику технологическое «ноу-хау», которым не только за рубежом, но уже и в целом ряде регионов России в этой сфере сейчас активно и успешно пользуются — космическую фотосъемку? Ведь подобный мониторинг состояния архитектурных памятников в наших труднодоступных горных районах, который можно было бы вести, фотографируя их из космоса, скажем, раз в месяц, был бы республике вполне по карману: заказать одну такую фотографию «Роскосмосу» сейчас уже стоит всего-то около 200 рублей…
У Северной Осетии и из-за ее природных красот, и из-за того, что столько в наших горах уникальных историко-культурных жемчужин — сегодня богатейший потенциал для того, чтобы развивать индустрию активного туризма, курортного дела, путешествий, экскурсий, горных зимних и летних видов спорта. Но пока этому во многом препятствует неосвоенность горных территорий с экскурсионно-туристической точки зрения. Необходима организация у нас широкой сети туристических маршрутов, которые максимально ярко демонстрировали бы гостям республики (да и самим жителям ее — тоже), что такое горы Осетии. И, конечно, необходима активная популяризаторская, рекламная работа в этом направлении, чтобы привлекать в Осетию туристов и инвесторов от турбизнеса — российских и зарубежных.
И по линии Союза архитекторов и республиканского филиала Российского фонда культуры такая работа сегодня, хочу отметить, ведется. В 2009-м и в начале нового 2010 года на страницах ряда центральных российских журналов и альманахов — таких, например, как «Путешествие по России», «Архитектура. Строительство. Дизайн», «Ландшафтный дизайн», « Красивые дома», «Дизайн и строительство Санкт-Петербурга», — были опубликованы материалы об архитектуре Осетии и ее памятниках. А еще в нынешнем году, юбилейном году 70-летия Северо-Осетинской организации Союза архитекторов России, в Москве, в Центральном доме архитектора планируется выставка, посвященная горной архитектуре республики. На ее открытие будут приглашены представители правительства Москвы и архитектурных кругов. А во Владикавказе предполагается провести научно-практическую конференцию по проблемам архитектуры и градостроительства Северной Осетии, тоже приуроченную к этому юбилею.
И еще. Руководством и активом Северо-Осетинского филиала Российского фонда культуры сейчас разрабатывается программа налаживания этнокультурных связей с венгерскими ясами — потомками аланов. И там, в Венгрии, в административном центре Ясской области — городе Ясберень, а также в Будапеште тоже планируются организация большой выставки материалов о памятниках архитектуры Осетии, демонстрация фильмов о них. В планах — и установление тесных творческих связей между студентами и педагогами архитектурных специальностей из нашей республики и Венгрии. Буквально на днях я получил по электронной почте письмо из Будапешта, от известного венгерского лингвиста, друга Осетии Бэлы Ковача, в котором он информирует нас, что венгерская сторона дает всем этим проектам «зеленую улицу».
Историко-культурные памятники республики — бесценное сокровище нашего народа. Утратить которое мы ни в коем случае не должны, памятуя мудрую истину: «Выстрел в Историю из пистолета неминуемо «отзовется» выстрелом из пушки, которым нашим потомкам ответит будущее»… И то, что этой проблемой в Осетии сегодня озабочены и общественность, и власть, обнадеживает: подвижки здесь пойти должны. Если возьмемся мы за ее решение по-настоящему, неравнодушно — и всем миром…
Источник - 15 регион.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.