Народная религия осетин

5 июня 2007 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [8059 просмотров]
Народная религия осетин Хотя осетины официально числятся христианами и мусульманами, но до сих пор они держатся религии своих предков, согласно которой верят в Единого Бога, Творца Мира, в существование души и загробного мира, и в мир духов, подчиненных Богу.Эта религия осетин не знает ни храмов, ни идолов, ни священнического сословия, ни священных книг. Взамен священных книг она имеет мифологию полную безыскусственной поэзии, возбуждающей ту святую искру, которая поднимает человека, освещает и греет его душу, заставляет его стремиться к добру и свету, дает ему мужество и силы безбоязненно бороться со злом и пороком, вдохновляет его к самопожертвованию для блага ближних. Взамен искусственного храма ей служит храмом Вселенная, прекрасная и необъятная, призывающая человека ввысь к прекрасному и бесконечному. Вот почему осетины совершают свои религиозные праздненства на лоне природы, на горе или в роще, под открытым небом.Взамен священника выступает старейший семьи или рода, собрания или общества. Он не является носителем каких-либо таинств, не называет себя посредником между богом и людьми, а лишь является выразителем общих чувств и верований.
 Веруя в Бога, Творца Мира, осетины, однако, жертвоприношения делают только покровителям духам, полагая, что от их вмешательства зависит достижение поставленных целей. Не вытекает ли это из наблюдения и разума: из наблюдения потому, что давно замечено, что желание, вокруг которого сосредотачиваются усиленно и мысль и воля, достигается человеком, а из разума потому, что неразумно низводить Бога на степень пристрастного существа, способного из-за жертвоприношений исполнять просьбы, носящие большей частью эгоистический характер; направленные в ущерб другим. Иное дело обращаться к покровителям духам, обладающим страстями: это ни что иное, как обращение к своему духу, обладающему разнообразными способностями, требующими обращения к себе; чем сильнее желание, т.е. требование, направленное к своему духу, тем более проявляет он свои внутренние способности или свою силу и тем более удается достигнуть человеку, ибо дух такая же реальная сила природы, как и всякая другая сила природы, которой можно пользоваться в своей выгоде, если только уметь обращаться с нею.
Осетины никогда не говорят о сущности Бога, не изображают его и ничего не утверждают как доподлинно Богом сказанное, но зато часто слышишь у них, как, укоряя бессовестного, говорят: "Бойся Бога, имей совесть". Не говорят ли они этим, что есть "нечто высшее", которому должен подчиняться человек, что это "нечто высшее" проявляется через совесть, которая, как мы знаем, представляет совокупность лучших понятий, унаследованных от предков, или воспринятых самим человеком. Лучшие же понятия содержат в себе стремление к общему благу, служение которому требует, следовательно, то "нечто высшее", которому должен подчиняться человек.
Глубоко веруя в бессмертие души, осетины полагают, что живущие на земле тесно, хотя и не видимо, связаны с отошедшими в загробный мир.
Культ усопших носит у осетин глубоко религиозный характер. Умерший, как дух, жив и не прерывает связи с живущими на земле. Умершие постоянно вспоминаются на домашних жертвоприношениях, и, таким образом, потомки проникаются духом предков.Благодаря этому и отцы видят в детях те побеги от себя, которые явятся их продолжением на земле и будут вспоминать их на домашних жертвоприношениях. Вот почему старшие и в особенности старики бережно относятся к детям, к их воспитанию, и хотя и лелеют детей, но не балуют их слащавым отношением, а себе не позволяют в присутствии детей слова и поступки, которые могли бы уронить их в глазах детей, или наложить отпечаток грязи на восприимчивую душу ребенка. Зато и эти, возмужав, окружают родителей и стариков особым почетом, а с престарелых родителей снимают всякую заботу, освобождая их от труда.
 Таким образом, благодаря культу предков, осетин в детстве пользуется особенно бережным отношением старших поколений, затем, возмужавший, принимает на себя всю заботу о семье и о родителях и, наконец, на старости лет пользуется покоем, окруженный вниманием и почетом.
 Все религиозные празднества осетин служат развитию солидарной общественности и представляют из себя общественные трапезы на религиозной подкладке. За общим трапезным столом садятся все на равную ногу и последний бедняк, и первый богач, и знатный, и простой и во имя покровителей - духов, вкушая хлеб и яства, проводят трапезу в собеседовании о светлых духах - дзуарах, о мифических предках нартах и о подвигах народных героев, а также об общественных и национальных делах.
Все это создает атмосферу общего подъема и содействует взаимному пониманию и духу единения.
Благодаря этому люди различных общественных положений составляют одно широкое общество, встречаются как равные, бывают друг у друга, и пиршества и увеселения проводят вместе. Это общение поднимает умственный кругозор бедных и необразованных осетин, незнакомых с жизнью культурных центров, а интеллигенции не позволяют оторваться от народа и превратиться в узкий замкнутый круг. Этим же общением вызывается взаимопомощь, сильно развитая у осетин, и уважение человеческой личности в вообще терпимость к другим, и как следствие всего этого выдержка и такт во взаимоотношениях и общественная дисциплина.
 Дух религиозности проникает в обычаи осетин и потому одно уже исполнение их облагораживает отношения людей и придает им стройность и красоту.
Вообще религия осетин дает законы нравственности и учит трудолюбию, мужеству, выдержке и самопожертвованию.
 Эта религия - та сила, которая поддерживала несокрушимость духа осетин в их титанической борьбе со стихийными бедствиями гор и их бесплодием, а также и засильем врагов, не дававших им возможности свободно вздохнуть.
 Так велико и благотворно влияние осетинской религии, и не удивительно, что при таком могущественном влиянии родной религии, осетины не могли поддаться влиянию чуждых религий, несмотря на то, что иноземные завоеватели всей мощью своего государственного аппарата поддерживали свою религию, понимая хорошо, что только привитием ее могут окончательно завоевать осетин.
 Ни православие византийское и грузинское, насаждаемые в средние века, ни мусульманство, приносимое с Востока и Севера, ни православие русское, насаждаемое полицейскими мерами, не укоренились в Осетии, и осетины по сию пору продолжают исповедовать веру своих предков, но не хотят быть смешными, как Дон-Кихот и не борются с ветряными мельницами. От того-то осетины не восставали и не восстают против смехотворной работы пришельцев, насильственно насаждавших свою религию.
Пусть они строят храмы и насылают священников, именем Божьим проповедующих самые нелепые несуразности, но это осетинам не мешает видеть во Вселенной нерукотворный храм Божий, а в своей мифологии наилучшего руководителя и вдохновителя.
 Глубоко религиозное мировоззрение осетин, унаследованное ими от предков, не позволяло привиться к ним чуждым религиям. Это и спасло осетин от губительного влияния русского православия, стремящегося пленить и растлить душу покоренных. А на какие гнусные действия способны были служители русского православия и их друзья русификаторы, это видно из истории насаждения православия в Осетии.
 По окончательном покорении осетин, царское правительство по плану святейшего синода наслало в Осетию миссионеров, которые, не имея успеха в проповедовании православия, стали подарками приманивать детей и бедняков и явившихся к ним приписывали к православию. Дети, заинтересованные подарками, являлись массами, без ведома родителей, а бедняки, охотники легкой наживы, являлись по несколько раз, называя себя чужими именами. Помимо этого, миссионеры вносили в списки окрещенных и много таких людей, которые к ним вовсе не являлись.
 Все таким образом показанные окрещенными их дети стали считаться царским правительством православными, и оно настроило им церкви и поставило священников. Но осетины эти, не считая себя православными, не посещали церквей и не обращали внимания на священников.
Тогда правительство, через полицейские органы стало насильственно принуждать их к посещению церквей и к исполнению православных обрядов, за уклонение от которых стали подвергать преследованиям, доходящим до лишения свободы и до разлучения мужа с женой (не обвенчанные), хотя бы у них были и дети, и стали распадаться семейства и разоряться хозяйства, но осетины все по-прежнему продолжали бойкот православной церкви, не посещая ее, и не исполняя ее обрядов.
 В то же время осетины, еще не приписанные к православию, опасались, чтобы их не приписали, и стали принимать мусульманство. Тогда правительство увидело, что его репрессии мало помогают делу распространения православия в Осетии, и решило перейти к мерам воспитательного характера, и с этой целью стало покрывать Осетию сетью церковноприходских школ и открыло в Ардоне осетинское духовное училище. Осетины, понимая пользу образования, определяли своих детей и в эти школы, но, к счастью, здоровые семена осетинского воспитания, вложенные в детях семьей, оказались настолько сильными, что их не смог превозмочь мертвящий дух святой Руси и благодаря этому русификаторство не осилило и не растлило душу новых поколений, хотя более слабые и подпали под его влияние и не могут излечиться и по сию пору.
 Итак, сами факты говорят за то, что в жизни осетин их родная религия является могущественным фактором, охраняющим их от всех враждебных и растлевающих влияний.
 В ней, в этой религии все сокровенные верования осетина, составляющие основу его мировоззрения, которое невозможно убить никаким насилием. Она, эта религия осетин, глубоко религиозна, так как побуждает стремиться к добру и свету и бороться со злом и мраком.
Сослан Темирханов, fandag.ru

ИА ОСинформ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • Джиуаер

6 июня 2007 00:47

"...мертвящий дух святой Руси..." - что за чушь?))))

-----------------------------------------

"не поддавшийся русификаторству" Сослан Темирханов написал свою статью на чистейшем русском языке.

  • Урузмаг Болатбеков

6 июня 2007 07:45

Бред сивой кобылы. Автор не имеет НИКАКОГО представления о предмете, по которому столь безаппеляционно высказывается. Что за юноша бледный со взором горящим, исполненный "безыскусственной поэзии" и не удосужившийся прочесть хотя бы пару строк об интересующем его предмете, если уж не знает с детства "религии своих предков, согласно которой верят в Единого Бога"? Непонятно, зачем администраторы сайта вывесили эти убогие рассуждения доморощенного филозофа? Чем их обаял этот наивный бред сивого мерина? Да здравствует непокобелимость устоев!

  • ДА-Н

6 июня 2007 09:37

Интересно узнать-Сослан Темирханов какого вероисповедания.

Инфо для ????автора.

В осетинском языке есть слово чырыстон(понятно,отражающее христианство),который используется иногда совершенно не по прямому назначению(условно).Пример.Часто говорят"У такого-го то,тынг хорз,хъомыл,чырыстон сываллон ис".Под чырыстон подрозумевают не веру, а нрав ребёнка.С таким же успехом это слово можно перенести на всех .Это имеет очень символичное знаковое содержание.Отсюда вывод,что осетинский язык имеет в своем наличии СЛОВО(ЧЫРЫСТОН) указывающее на духовно-культурные христианские корни.Просто так слово в якыке не формируется!!!

А выбор мест для молитвы,это всего лишь отражение глубокой веры в совершенство чуда и чудесных исцелений(христю)Эти места откладывались в памяти по преданию.После всех исторических перипетий вряд ли у нашего народа были какие либо возможности строить храм,.места выбирались не случайно.Это место и считалось СВЯТЫМ.Тема совершенно доказуема в отношении христианства

.Непонятно чего хочет от нас автор.Тем более что свобода вероисповедания распостраняется и на него.Вы вообще крещенный,если нет,то имеете ли право говорить о религии всего осетинского общесвтва,которое в этом отношении разнородна.

6 июня 2007 10:06

Описание религии осетин в изложении Сослана Темирханова - своебразная интерпретация христианства больше схожая с идеологией Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны). Указанная Церковь - единственная Церковь на земле имеющая полноту Священства Бога (истинная Христианская Церковь). А то, что осетины фактически придерживаются мормонства говорит о том, что они (осетины) с древних времен знают истину и БОГА.

Ссылка: [ ссылка ]

  • ДА-Н

6 июня 2007 10:58

Аристотель.

Может все таки дать каждому человеку свободу в выборе веры.Это все очень личное.Не знаю во что ты веришь,но в любой вере есть понятие греха.Так вот,не бери грех на душу.Пропаганда,вообще,форма извращения.

6 июня 2007 11:54

ДА-Н

Если пропаганда - форма извращения, то как ты относишься к наставлению Иисуса Христа своим апостолам о проповедании народу Слова Божьего (или к деятельности любой церкви по проповедованию Евангелия). А если говорить в общем, то любое публичное обращение и есть пропаганда, и это вовсе не является извращением. А что до свободы выбора людей, то это право дано нам Богом, в том числе проповедовать (пропагандировать) и т.д. Дело лишь в том, что мы будем нести ответственность за свой выбор. Моя ответственность в данном случае за то, что пропагандирую учение Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны). Твоя ответственность за то, что упрекаешь меня в этом. Ну и так далее. И к чему ты говоришь, что в любой религии есть понятие греха? Какой надо делать вывод из твоего утверждения? Все религии хороши? А как быть с диаметрально противоположными взлядами церквей и т.д. и т.п.? Если в твоем понимании церковь - это клуб по интересам, то можно принять твою логику. Но ведь церковь по определению не может быть клубом по и нтересам. Ты, надеюсь, понимаешь о чем я. Но в заглавной статье речь шла чуть о другом, и я высказал свое мнение. Ты пойди по ссылке и сравни. Найдешь очень много схожего.

  • ооо

6 июня 2007 19:22

Аристотель.

Слово проповедник ассоцируется с великими Апостолами,которых Учитель призвал разнести по миру Слово Божие....Это коротко.Я думаю не нужды нам друг друга агитировать.Не буду применять слово пропаганда,дабы вас не "вводить в заблуждение".

В одном Вы правы ответственность она должна превалировать везде и во всем.Потому Вам опять повторяю:Не надо брать грех на душу.Человек имеет великую свободу,говорить от своего имени.Если кто-то поддерживает твое мнение,это тоже сугубо личное.Удивительно,что вы так оперативно отреагировали на статью автора.Откуда инфо?Взаимосвязь?.Нет,я никого ни в чем не подозреваю...

  • ооо

6 июня 2007 19:24

Аристотель.

Простите,но компом пользуюсь не только я,потому не успеваю уследить за никами.

Коммент от ДА-Н

  • ДА-Н

6 июня 2007 19:25

:)

  • Уырызмæг

7 июня 2007 15:01

У осетин своя религия, но она нуждается в новых современных формах. Роль и значение традиционной религии осетин как для их духовного, культурного развития, так и для обретения политической независимости, пока слабо осознаны. Ресурс осетинской религии, к сожалению, не востребован, не осмыслен ее потенциал. Меня не нравятся антирусские пассажи статьи, хотя они и не беспочвенны. Думаю, это не правильно. Да есть проблема навязывания несвойственных нам норм, представлений, обычаев, которые порой разрушают наш культурный код. Но от этого мы не должны становится русофобами.

Затронутые в статье проблемы давно нуждаются в широком общественном обсуждении. Спасибо автору, а также администратору сайта.

7 июня 2007 15:21

Дело в том, что осетины исповедывали и исповедуют свою религию-древнейшую религию Ариев.Которая на сегодняшний день является фундаментом основных конфессий и проявляется в них так или иначе.В том числе и в Осетии, все учения, прнимаются с элементами традиционного учения.Практически, каждый народ совершает небольшие вливания своих культурных ценностей в религию.Не стоит возмущатся, надо принимать вещи так ка они есть на самом деле.Истина.Гармонии Вам!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция.

ЮОГУ

ЮОГУ

Королевство потолков

Цитаты

Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.
***
Когда мне было 5 лет, мама всегда твердила мне, что самое важное в жизни — быть счастливым. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я написал «счастливым». Мне сказали – «ты не понял задание», а я ответил — «вы не поняли жизнь».
***
Настоящий друг — это человек, который выскажет тебе в глаза все, что о тебе думает, а всем скажет, что ты — замечательный человек. © Омар Хайям,
***
Не всегда просит прощения тот, кто виноват. Просит прощения тот, кто дорожит отношениями.
***
Производство сайтов

Новости

«    Февраль 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  


Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия