Так быть или не быть старому городу?
8 февраля 2015 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4683 просмотра]
Тема Старого города в Цхинвале, которую взялась «вести» наша редакция, все еще держит рейтинг. Об этом говорит и проведенный среди чиновников и простых жителей города небольшой опрос. Симптоматично, что все, кто хоть в какой-то степени возмущается идущей полным ходом стройкой в старинной части города, в то же время выражают характерную для нас обреченность, полное нежелание сопротивляться течению, даже если это течение задано обыкновенными смертными строителями. «У вас все равно ничего не получится», – говорят наши респонденты и объясняют это несколькими причинами: в стройку вложены огромные деньги; у вас нет плана и нет организации для сопротивления; реконструкция Старого города обойдется на многие миллионы дороже, чем все сломать и построить таунхаусы. Но все же мы уверены, что скоро, пусть даже по прошествии нескольких лет, к вопросу необходимости восстановления Старого города обязательно вернутся, потому что по другому и быть не может.
Все вышеуказанные аргументы объективны и справедливы. Хотя на самом деле мы знаем, что главная причина – в делении всех болельщиков этой проблемы на «вас» и «нас». Все попытки привлечь внимание к Старому городу также считает запоздалыми, а потому бесполезными наш сегодняшний собеседник – еще один болельщик Старого города, один из коренных цхинвальцев во многих поколениях, доктор исторических наук, профессор Мурат Петрович Санакоев.
– Мы жили во дворе церкви, вернее, на ее территории. Знаете, где сейчас пятиэтажка рядом с бывшим Детским миром? Там была церковь, кусок стены сохранился и по сегодняшний день. Это была очень большая церковь. В советское время, еще в 40-х годах здесь проводились службы. У входа в церковь стояли кадки, куда кидали монеты. А еще раньше там было кладбище.
– А как могла разрушиться эта церковь?
– Разрушили! Это же был атеистический Советский Союз. И наш дом тоже снесли. Когда я вернулся из Москвы, в 1961 году, его уже не было. Мне до сих пор интересно, нашли что-нибудь под его фундаментом или нет. Там обязательно должно было быть что-то интересное. Потом здесь нагромоздили гаражи... Помню, в этом квартале был старинный дом с верандой, на котором был деревянный орнамент, необыкновенно красивый...
– А что известно из истории основания Цхинвала.
– У меня есть брошюра об основании города.
– Это очень интересно, мы бы хотели подробней об этом рассказать читателю.
– Зачем? Все это никому не нужно, все, что было ценное, уже разрушено.
– Но почему же, в прошлом году, к примеру, состоялась научная конференция, посвященная истории Цхинвала. И там прозвучало предложение отмечать День города. Но для этого нужны новые научные исследования, публикации, раскопки, чтобы зафиксировать дату основания города.
– Да, мы в Научно-исследовательском институте получили в прошлом году письмо от мэра Цхинвала Р.Гулиева, начали составлять ответ. Но потом наступил август… Исследовательские работы у нас, кстати, ведутся и сейчас. Я, например, выпускаю книгу, которая, правда, должна была выйти в прошлом году. Это второй том «Хрестоматии по истории осетинского народа», вышедшей в издательстве «Ирыстон» в 1993 году. Сдал рукопись в типографию 2 августа прошлого года. Но к выпуску она готова только сейчас, и то – на мои собственные средства.
– Почему? Разве у государства нет таких средств?
– Не знаю. Нет, видимо, на сегодняшний день стойкого желания к изучению своей истории. Обходится издание книги в 80 тысяч рублей... Надеюсь, книга хоть у кого-то вызовет интерес…
– Давайте, вернемся к Асфагуру и заложенному им в 262 году нашей эры городу Цхинвал.
– Дело в том, что, к большому сожалению, мы можем говорить в основном о Цхинвале XIX-XX вв., так как более ранее время, а это порядка пятнадцати-шестнадцати веков, исследовано мало, многое безвозвратно утеряно. Но собрать историю Цхинвала можно. Это большой труд и нескольких лет. Причем, находясь только в Южной Осетии решить задачу невозможно.
Что же касается XIX-XX вв., то вкратце можно сказать, что местное население занимавшееся сельским хозяйством, проживало в деревнях. А в Цхинвале жило большей частью ремесленное население. Мой дед, Габо Цховребов – я рассказал о нем в своей статье – был богатым купцом, у него в Тбилиси был целый квартал. В 1912 году – накануне празднования трехсотлетия Дома Романовых, сюда приезжал Гаппо Баев, известный государственный и общественный деятель, писатель. Он всегда останавливался в нашем доме. Очень много сделали для развития города купцы, предприниматели. Здесь были такие крупные предприниматели, как Г. Кабисов, П. Ованов, В. Мебурнутов, А. Патаркацишвили – предок того самого Бадри, братья Крихели, С. Парастаев, Г. Джиоев. Они владели крупными промышленными предприятиями, в основном, лесопильными. Было сильно развито виноделие и плодоводство.
В 1900 году в Цхинвальском участке было 59 православных церквей, 3 армяно-грегорианских и 7 синагог. По вероисповеданию население делилось на: православных – 51582; армяно-грегорианских – 7533; иудеев – 2061. В Цхинвале была сильно развита торговля. «Занимая торговое положение, Цхинвал является как бы посредником в торговле горной Осетии с Гори и Тифлисом» – писал «Тбилисский листок» в 1900 году. В годы первой мировой войны все трудоспособное население Цхинвала было призвано в царскую армию, царская администрация реквизировала для военных нужд лошадей, быков, упряжь.
Это сюжеты из новой истории Цхинвала, а ранний период следует изучить более тщательно. Но как можно заинтересовать людей, если они ничего не читают?
– Да, материалов очень мало. Известны сведения о том, что город был заложен Асфагуром, и больше, собственно, ничего не известно. И почему Цхинвал? Каково происхождение этого названия?
– Есть разные объяснения. Это очень древнее название и, скорее всего, есть объяснение из иранских языков. У нас же глубоко этим вопросом фактически никто не занимался. Зато наши южные соседи, имеющие острую потребность все перевирать и присваивать, заверяют, что Цхинвал происходит от грузинского названия дерева граб.
– Опустим грузинскую интерпретацию, так как их «исторические факты» порой до нелепости бывают смешны. Что же касается происхождения термина «Цхинвал», то ведь есть объяснение у Алана Чочиева: «Цхинвал – это идеологический центр, удел жрецов – Sinx – «высших-верхних» - Wжl. Высшие Жрецы индоевропейцев и ас-алан (ариев) располагались в поселении, ныне известном, как Цхинвал». Он же предлагает параллельное название Цхинвала – Асгард. А Епископ Аланс-кой Епархии Владыка Георгий считает, что персидский царь Асфагур основал Цхинвал как крепость и таковым он ос-тался по сегодняшний день. Крепость в этом месте действительно должна была играть роль некоего форпоста.
– Я повторяю, есть разные версии. Надо работать над этим. Надо выпускать больше книг по истории Осетии, исследований, не надо зацикливаться на коллективных книгах. Зачем ограничиваться односторонним видением? Я предложил на вышеупомянутой конференции, чтобы авторы работали, не дожидаясь объединения в авторские коллективы. Чем больше работ по истории осетинского народа, тем лучше. Со мной согласились, но разговоры на этом закончились. Я слышал, что Анатолий Кусраев, министр образования, дал поручение, чтобы издали такую книгу. Но, честно говоря, лично я в чужих сборниках участвовать не буду. У меня самого немало написано, пусть опубликуют.
– Как, по-Вашему, нужно поступить со Старым городом. Может, раскопки провести?
– Было бы хорошо. Но я думаю, этого сложно добиться. Был такой журнал «Борьба классов», он выходил с 1931 года. В нем в 30-е годы была опубликована статья «Евреи Цхинвала». Я в свое время не делал записей, но, может, этот журнал можно найти в Москве. Там все про данный квартал, очень интересные факты по самому Старому городу. Была еще двухтомная книга, она вышла в Тель-Авиве, «История евреев на Кавказе»… Вы что, хотите остановить строительство? У вас же ничего не получится!
– Мы хотим, чтобы прекратили строить эти дачные домики, а реконструировали кварталы в соответствии со старинным стилем этой части города. Восстановить внешний облик. Старый Цхинвал был оригинален, а сейчас пытаются создать какой-то штамп.
– На протяжении многих лет эта тенденция – сносить исторические здания – шла полным ходом, пусть и незаметно, под лозунгами новостроек: магазин «Охотсоюза», кинотеатр «Фидиуаг» и т.д. Началось это поветрие, и так оно и пошло. Все старые оригинальные здания снесены. Дом, о котором я говорил, он был из тех же зданий. Там, где была Кулинария при «Детском мире», был подземный ход. Он шел под «Железный магазин», а оттуда к Лиахве. Жаль, что Цхинвал теряет лицо.
Я желаю вам успеха, но все же сомневаюсь, что у вас что-то получится...
– Спасибо, за интервью.
Инга Кочиева
Юго-осетинская газета «Республика»
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.