Когда аланы праздновали приход Нового года?

Вчера, 10:00 Общество [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1031 просмотр]
Когда аланы праздновали приход Нового года?Новый год – праздник, который отмечают все народы. Правда, исчисление ведут разные нации по-разному, но это уже религиозно-этнические особенности. Иными словам пока жители многих стран в ночь пьют шампанское, запускают фейерверки и поедают «оливье», где-то за тысячи километров обычный индус или иранец спокойно похрапывает – ведь утром ему предстоит обычный рабочий день. К примеру, пару лет назад в Саудовской Аравии официально запретили праздновать Новый год. Здесь даже существует специальная Религиозная полиция Саудовской Аравии, чьи сотрудники бдительно следят, чтобы в магазинах не продавались товары, которые могут быть приобретены по случаю этого праздника.При этом нередко фиксировались случаи превышения полномочий со стороны этого ведомства, что, в частности, приводило к человеческим жертвам. Дело в том, что Новый год по календарю ОАЭ отмечается в день весеннего равноденствия 21 марта.
В Израиле 1 января также является обычным рабочим днем, если, конечно, он не приходится на субботу. Празднуют же свой Новый год израильтяне осенью – в новолуние месяца по еврейскому календарю (сентябрьили октябрь). И отмечают его 2 дня. Другой пример – Иран. Страна живет по собственному календарю, поэтому в Иране сейчас идет 1393 год. Новый год же здесь празднуется в первый день весны, что соответствует 22 марта григорианского календаря.
Интересная ситуация с Новым годом и в Китае. Здесь вплоть до ХХ века отсчет шел по лунному календарю и Новый год отмечался в первый день первого лунного месяца. Но 27 сентября 1949 года правительство Китайской Народной Республики постановило праздновать приход Нового года 1 января. Тем не менее, китайцы и сегодня по-прежнему не отмечают этот день, не воспринимают его как праздничный, отдавая предпочтение своим истокам, а потому 1 января в Китае проходит достаточно незаметно. Ну а в многокультурной Индии и вовсе завал дат, когда приходит Новый год. Этакие этнические «новогодние праздники по выбору». Это и март месяц, и апрель, и октябрь...
Как ни странно, но не все просто и у осетин. Да, мы долгое время не придерживались в понимании встречи Нового года излишних национальных особенноcтей и с одинаковой радостью принимали Новый год и по новому, и по старому стилю. Но существует еще две даты, расплывшиеся в веках. В последние годы молодежь как на юге, так и на севере, 25 декабря ранним утром разжигают большие костры, произносят здравицы и этот день по одним исчислениям считается началом ново­го цикла хозяйственного календаря. Понятно, что у данного мнения и подобного исчисления есть свои безусловные доводы. Но, если учитывать, что наши предки в древности жили по лунному календарю, то приход Нового года переносится на весну (19-21 марта) на период равноденствия (как и у многих древних народов), когда по всей Осетии широко отмечается национальный праздник Бæлдæрæнтæ. Обратимся к описанию содержания данного праздника, изложенному в «Осетинской этнографической энциклопедии» (Владикавказ, 2012 г.). Народная память сохранила выражение «бæлдæрæнты куывдтæ», свидетельствующее о масштабах пиршеств, длившихся в древности целую неделю. В день Бæлдæрæнтæ старались быть веселыми, поскольку существовало поверье: как проведешь этот день, такими будут и оставшиеся дни года.
Этот весенний праздник наступает, когда земля просыпается от зимней спячки и под теплом Солнца все приходит в движение. Иными словами зарождение новой жизни. Начала нового. В старину Бæлдæрæнтæ по сути и являлся приходом Нового года. Согласно поверьям осетин, вся природа – лес, деревья, камни, скот все живое сотворены изначально парами и в этот день совокупляются, порождая новую жизнь. Опуская интимное содержание словосочетания, что в старину не табуировалось, отметим, что праздник нес в первую очередь понимание начала новой жизни, пробуждения природы после зимнего застоя и спячки. Это главная основа праздника, который приходился на период равноденствия, когда день и ночь уравнивались в своей продолжительности. Отметим, что этот праздник единственный, у которого нет своего святилища, что говорит о его широком, внетерриториальном восприятии у народа. Только в последнее время, не зная историю и семантику праздника, в честь Бæлдæрæнтæ зачем-то стали строить отдельные святилища, что в корне не верно.
Для полноты картины еще одна ссылка. В «Словаре осетинской мифологии и уклада жизни» (Владикавказ, 2015) прямопишется «Бæлдæрæн наступает, когда земля просыпается от зимней спячки, когда уже не дремлет, а под теплом Солнца все приходит в движение, когда день и ночь обмениваются своими правами и начинает удлиняться день… Ритуалы празднования Бæлдæрæн весьма схожи с ритуалами празднования Нового года. В те времена, когда наши предки Солнце считали жизненным даром, когда поклонялись огню, они встречали приход Нового года, когда солнце одаривало все сущее животворным теплом, когда день становился длиннее ночи». И далее из указанного Словаря: «А те люди, которые указывают, что Бæлдæрæнтæ бывают после Великой Пасхи, ошибаются. Пасха приходится на апрель или на май. А весеннее равноденствие ежегодно приходится на март». То есть на время, когда проходит православный пост. Такая вот сущность и сроки Бæлдæрæнтæ, основанного как раз-таки на древнем Лунном календаре.
И еще одно дополнение в тему. Неслучайно, что такой персонаж осетинского пантеона как Ног Бон (Новый день), отождествляемый с Новым годом, в отличие от других народов, изображался не традиционно пожилым мужичком в виде российского Дед Мороза или западного Санта-Клауса, а воспринимался непосредственно молодым юношей. Поскольку это зарождение новой жизни, всего нового.
Вот такая вот история. При этом все национальные празднества и дзуары-бонтæ, по нашему мнению, надо отсчитывать именно от Бæлдæрæнтæ, а не привязывать для удобства исчисления, как это происходило последние десятилетия, к Пасхе. Это просто неверно по сути. Иными словами, если понимать, что этот праздник, от­мечается в марте, когда начинается аст­рономическая весна и его главный смысл, по сути, подготовка и переход к весенним полевым работам, яв­ляется аспектом символики циклического воз­рождения, значит неизбежно и смещение (или возвращения) всего празднично-религиозного цикла нашего народа. Однозначно, у предков осетин Новый год приходит не по принятому стилю – 1 или 13 января. Но в любом случае нашим ученым давно пора определиться с правильным исчислением, и не бояться отойти от традиционного 1 января, если того требуют правила, как не боятся этого делать во многих, в том числе и приведенных выше странах. Поскольку календари менялись в истории человечества не раз, а традиции должны быть незыблемы, ибо прошли века. И если мы надеемся на покровительство высших сил, то стоит, возможно, вернуться к лунному календарю, по которому те или иные дни и несут благость и достаток.
Подготовил А.Кочиев
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Вчера, 11:32
По какому "нашему мнению" хочет отсчитывать национальные празднества автор?
Вчера, 11:39
Я бы вообще отменил этот языческий праздник
Вчера, 12:44
А я бы отменил все христианские и мусульманские праздники, и восстановил все Аланские.

"Язычество" никакого отношения не имеет к Аланам как и "родноверство" и "староверство". А у Алан есть аланская традиция, абсолютно уникальная , и не нужно эти слова приклеивать.

Хотя я против нагромождения и наслоения различных оккультных действий (впадение в транс путём алкогольного опьянения- это не для меня), я больше склонен к монотеизму и этнонационализму, где во главе угла стремления к научным исследованиям и воинскому делу а не религиозному мракобесию. И Аланская религия подходит для этого. Транснационализм (в котором мы сейчас прозябаем) либо себя изживёт либо нас изживёт окончательно. Поэтому я за сохранения независимости Южной Осетии, независимости как в моральном так и в физическом смысле. Не забывайте, что Аланы это воины, готовые сражаться за свои идеи а не плебеи идущие за трусливым вожаком.
Вчера, 14:11
Ног Боны хорзаех уае уает иууылдаер! Ацы аз ныл каераедзи аембаргаейае цы ацаеуа уый амонд нае уает!
Спорить и ссориться хотя бы на эту тему не стоит. Мы традиционно отмечали так или иначе этот день.
Вчера, 18:49
Я думаю что мы должны следовать традициям своих предков и сохранять свою национальную идентичность.
Вчера, 22:49
Habib,
Дае пысылмон ныхаестае ма ныууаж аемае Ирыстон ма худинаг каен, каед ирон дае уаед. Аез не ' мбарын уышы ираетты, Бесланы трагедийы фаестае пысылмон дин чи райста уыдоны. Уышы хабары фаестае ахаем ирон -пысылмаеттае сты ме'знаегтае
Сегодня, 00:20
Цитата: дизель
Habib,
Дае пысылмон ныхаестае ма ныууаж аемае Ирыстон ма худинаг каен, каед ирон дае уаед. Аез не ' мбарын уышы ираетты, Бесланы трагедийы фаестае пысылмон дин чи райста уыдоны. Уышы хабары фаестае ахаем ирон -пысылмаеттае сты ме'знаегтае

Дае хорзаехаей мае чырыстон гуырдзиагтае ХИы цы сарызтой уый фаестае куыннае фаемардтай нае чырыстонты аемае цын сае куваендаеттае цаемаеннае спырх кодтай? Ааа ферох мае ис... махмае алайнаг чырыстонад куы и, гуырздиаг къухтай арызт аргъуанты, фаелае умае чи каесы. Падумаеш...
Сегодня, 13:57
Цитата: Дикий мужчина
А я бы отменил все христианские и мусульманские праздники, и восстановил все Аланские.

"Язычество" никакого отношения не имеет к Аланам как и "родноверство" и "староверство". А у Алан есть аланская традиция, абсолютно уникальная , и не нужно эти слова приклеивать.

Хотя я против нагромождения и наслоения различных оккультных действий (впадение в транс путём алкогольного опьянения- это не для меня), я больше склонен к монотеизму и этнонационализму, где во главе угла стремления к научным исследованиям и воинскому делу а не религиозному мракобесию. И Аланская религия подходит для этого. Транснационализм (в котором мы сейчас прозябаем) либо себя изживёт либо нас изживёт окончательно. Поэтому я за сохранения независимости Южной Осетии, независимости как в моральном так и в физическом смысле. Не забывайте, что Аланы это воины, готовые сражаться за свои идеи а не плебеи идущие за трусливым вожаком.

Профессор,напомню тебе,что аланы,которых мой народ так идеализирует были всего то наемными воинами,которые воевали за деньги,платили дань хазарам и поставляли воинов своим следующим победителям.так что меньше пафоса

Аланская религия))))эти неоязыческие термины и вызывают то смех.
Сегодня, 14:34
Я то как раз не идеализирую ничего. А вот ты демонизируешь и принижаешь народ. И что значит твой народ идеализирует Алан, у тебя отдельный народ от Аланов? То есть твой народ это не Аланы?
Где Хазары? Их нету. А Аланы были, есть и будут.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Венченсо Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Книжный МИР ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.

Новости

«    Январь 2017    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31  

Южная Осетия ОНЛАЙН!

Южная Осетия онлайн!
 Мегафон
Фаберлик

Курс рубля на межбанковском рынке

ГУП Энергоресурс ГУП Энергоресурс

Объявления

Продается белое вино, +7 929 810 13 54
***
Продается 2-х этажный дом в Цхинвале по ул. Маргиева 13 (бывшая Кутузова, р-н больницы), 5 комнат, 2 кухни, кладовка, крытый двор, земельный участок. Цена 1.8 млн. руб. Или половины (большей части) дома Тел 8-928-072-22-52 и 8-929-808-64-17
***
Профессиональная Фото и Видео съёмка Виньетки , дни рождения, свадьбы. Моментальные фото за 5 минут Опыт работы 20 лет. 8928 497 88 14 Спросить, Тамаза Макиева
***
Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия

Æхсæнадæмон литературон преми «Булæмæргь»-ы премиалон сезон 2017 азы расидт