Начинаются Дни Тутыра

Начинаются Дни ТутыраВ Алании Великий пост совпадает с началом важного национального праздника — Тутыр или Стыр (большой) Тутыр. Празднование растягивалось на неделю и эти семь дней получили название — Дни Тутыра.
Согласно поверьям, слова и дела, сказанные и решенные в эти дни, имели большую магическую силу и их непременно выполняли.
Наиболее значительными в неделе Тутыра были первые три дня.
В первый день все жители села собирались на центральную площадь – «ныхас». Здесь их развлекали певцы, сказатели. Из продуктов, собранных подворно вечером устраивалось общесельское пиршество, в котором принимали участие лишь женатые мужчины. Пища и напитки, приготовленные к празднику, отличались отменным качеством. Как правило, хлебные изделия, приготовленные к празднику, состояли из тонких лепешек из незаквашенного теста.
Осетины верили в существование нечистой силы и были убежденны, что вред, приносимый ею, многократно увеличивался в период весеннее-летних полевых работ и осенней уборки урожая. Поэтому назначением обрядовых действий был оберег хозяйства с заклинанием будущего благополучия.
В первый день Тутыра очень строгий пост соблюдали пастухи. Чтобы стаду не угрожали волки (считавшиеся щенками Тутыра).
На второй день пост соблюдали в честь своих детей, братьев, близких родственников, а мужчины в честь Уастырджи. Семьи, в которых в истекшем году появлялись новорожденные мужского пола, устраивали угощения всему селению. В среду постились только женщины.
Согласно народному суеверию, лес, вырубленный в третий день Тутыра, обладает наибольшей крепостью и вдобавок к тому избавлен от сглаза и козней злых сил. Поэтому изготовление земледельческих орудий приурочивалось к этому дню.
В дни Тутыра устраивались разнообразные игры и состязания. Самым популярным из всех видов состязаний в дореволюционной Осетии были конские ристалища. Очень распространенным было состязание в стрельбе, а до появления огнестрельного оружия соревновались луком и стрелой. Также одним из излюбленных видов состязаний была борьба.
В осетинской мифологии Тутыр занимает место покровителя, «пастуха» волков. Без его ведома ни один волк не причинит вреда стаду. В народном творчестве Тутыр рисуется как добрый ходатай за людей перед богом и небожителями. В его власти были: избавление народа от болезней, покровительство в весенней пахоте, приумножении скота.
Формирование этого культа уходит в глубокую древность, когда отдаленные предки осетин вели еще кочевой образ жизни, и животноводство составляло их главное занятие. Начиная с I тысячелетия до н.э. удельный вес земледельческого труда значительно возрастает. Это отразилось и на календаре народа. В новый период скотоводческий патрон Тутыр стал и патроном земледелия.
По книге Л. А. Чибирова «Народный земледельческий календарь осетин»

Источник: http://south-ossetia.info/nachinayutsya-dni-tutyra/
Все права защищены © Официальный информационный портал Республики Южная Осетия
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
16 марта 2016 11:34
На каком основании утверждают, что почитание того или иного святого восходит к "глубокой древности", если в дохристианских верованиях у данных персон не было прототипов. И еще, в древних верованиях тоже соблюдали строгий пост?
16 марта 2016 12:48
Warrior,

Где в тексте упомянуто, что Тутыр - это святой?
Насколько мне известно в верованиях наших предков святых нет, есть небожители, аналог христианских ангелов.
Не совсем понятно, что за понятие - "прототип в дохристианских верованиях". Это получается, что в верованиях предков были сущности, которые потом перешли в христианскую веру? Поясните пожалуйста.

--------------------
16 марта 2016 13:04
Пусть будет и так: на каком основании утверждают, что почитание небожителя Тутыра вос

...ходит к глубокой древности?
Насчет второй части вопроса: большинство исследователей так и утверждают, что в верованиях осетин были сущности, которые потом якобы перешли в христианство.

Древние историки описывали религиозные представления скифов, сарматов и алан, но о Тутыре что-то ничего не говорилось. Ну так как можно доказать, что данный персонаж почитался в голубой древности?

Извините, хотел написать в глубокой
16 марта 2016 21:14
Ну так я ставлю вопрос: на каком основании утверждают, что небожителя Тутыра (а также некоторых других небожителей) почитали в глубокой древности? Исторические источники это подтверждают?
18 марта 2016 22:42
Warrior,

Исторические источники - это письменные документы. Честно признаюсь историей профессионально не занимаюсь.
Однако, общаясь с некоторыми старейшинами, в основном из горных частей Алании, лично я пришел вот к какому выводу - наши предки не оставляли наследия в письменном виде. По той причине, что написанное может сгореть, переписаться, его могут исправлять и вообще оно сильно подвержено внешнему воздействию. Ведь любая история пишется победителями военных конфликтов. Неугодную им историю они уничтожают.
Так вот - свое наследие предки передавали из поколения в поколение такими методами как песенное и танцевальное мастерство, а также фынгы агъдау ама барагбонты агъдау. Барагбонты агъдау им нужен был в качестве календаря. Если внимательно проследить, то Тутыр приходится на весеннее равноденствие, Рекомы бонта на летнее солнцестояние, Мады майрам - осеннее равноденствие и Цыппурс - зимнее солнцестояние. А между ними другие праздники, которые отсчитываются по количеству дней между собой.
Мои доводы не исторические и не документальные, построены на простой логике. На объективную истинность не претендую, но лично для меня их истинность неоспорима.
Можно ведь утверждать, что нет документальных подтверждений о "Нарты кадджыта", письменный вариант, которых только в 20 веке появился. Но ведь никто не станет утверждать, что и самому эпосу менее 100 лет.

--------------------

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Опрос

Вам нравится новая функция на сайте лайки и дизлайки?

 

ТЦ Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Книжный МИР ЮОГУ
Акция.
111

Цитаты

« Дай человеку власть, и ты узнаешь кто он. » Наполеон Бонапарт
Свадебный Мир Ресторан ОАЗИС
Производство сайтов

Новости

«    Апрель 2016    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
 Розетка

Курс рубля на межбанковском рынке

ГУП Энергоресурс

Объявления

Срочно продается 3-х комнатная квартира на 3 этаже, трёхэтажного дома в центре города по адресу ул. Сталина 19. Цена 2,9 млн. Торг. Тел: 8-929-804-74-31

***< Срочно продаётся половина частного дома по ул. Лермонтова 40. Имеется земельный участок. Цена договорная. Тел : 89284902225

***

Продаётся дом по адресу, проспект А.Джиоева 7. Дом со всеми удобствами . Справки по телефону +7 929 8079577 и 804 40 03

***

Продаются две 4-х комнатные квартиры, каждая по 150 квадратов, плюс мансарда 85 квадратов. Имеются все условия ,теплые полы. Квартиры расположены на 3 этаже 3 этажного дома по адресу г.Цхинвал ул Героев 73а (УКС). Стоимость каждой квартиры, 5 000 000 рублей. Тел для справок: +7 929 8060272 спросить Бориса.

***

Профессиональная Фото и Видео съёмка Виньетки , дни рождения, свадьбы. Моментальные фото за 5 минут Опыт работы 20 лет. 8928 497 88 14 Спросить, Тамаза Макиева

***

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***

Осетия

Задать вопрос