«Цыкурайы фӕрдыг» – бусина изобилия и счастья
13 января 2020 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [698 просмотров]
Прежде чем собраться за праздничным ужином в «Ног бон», глава семьи в сопровождении детей отправлялся в хлев. С собой он брал три хӕбизджина (пирога), три свечки, бутылку водки и в маленькой миске масло. Поздравив свой скот с наступающим Новым годом, он протирал им спины маслом, выражая при этом, пожелание, чтобы они были такими жирными, как это масло, и возвращался домой. После этого он, сопровождаемый детьми, с тремя пирогами, тремя свечками и бутылкой водки шел ток. В своей молитве, произносимой здесь, он желал, чтобы у них на току всегда было, изобилие. А хозяйка в сопровождении дочки или невестки с такими же жертвоприношениями шла в кладовую и молилась, чтобы у них всегда было изобилие в доме.
После совершения этих обрядов, семейства, которые обладали священной бусой под названием «Цыкурайы фӕрдыг», что дословно обозначает «буса, исполняющая все просьбы человека» готовили жертвоприношения в честь нее. Буса эта бывала различных цветов: черная с белыми и красными пятнами (по информации М. М. Джусоева из с. Часавал Дзауского района), белая с желтым оттенком (по информации Багаевой и Н. С. Джиоева из села Цон Дзауского района). По словам Н. Т. Дауровой из села Рук Дзауского района, буса «Цыкура» бывала шести цветов:
1) красная с тремя полосками – синей, черной и белой;
2) белая, с легким синим оттенком, называемая «ахсыры бӕркады цыкурайы фӕрдыг» (буса – «Цыкура», будто бы дающая изобилие молочных продуктов), хранилась в миске с молоком, в которой каждое утро менялось молоко;
з) черная, дарующая детей бездетным;
4) желтоватая, дающая благосостояние скоту, хранилась в хлеве над главным столбом (аххараг);
5) белая с черным оттенком, дающая изобилие урожая, хранилась в зернохранилище;
6) красная, служившая для гадания, чаще бывала у гадалок.
«Цыкурайы фæрдыг» имеет яйцевидную форму, намного меньше яйца, ночью блестит, будто в середине нее горят свечи. По сведениям наших информаторов, «Цыкурайы фæрдыг» чаще всего находили в очаге. По словам Г. П. Плиева (с. Рук Дзауского района) она иногда во время града падала с неба. По словам других информаторов, «Цыкура» отнималась у змей. Чтобы овладеть ею, следует бросить перед змеями кусок красной или синей ткани. Тогда змеи оставляют бусу на материи и сами уползают (по информации В. К. Багаева из с. Елканта Дзауского района). Если буса отнимается у змеи насильно, отнявший ее непременно должен перейти реку, в противном случае змея догонит его и отнимет свою бусу (Р. М. Бестаев из с. Хелчуа).
Осетины считали, что «Цыкура» обладала разными свойствами. Она могла приносить семье счастье, но также могла сделать ее и несчастной, если ей не оказывали должного внимания. Когда находили бусу то, чтобы проверить, каким качеством она обладает, клали ее в отверстие дерева и оставляли там на целый год. Если и течение года дерево высыхало, то бусу считали приносящей несчастье и оставляли там. В противном случае семья в честь нее готовила кувинӕгтӕ – жертвоприношения (три хӕбизджына, пиво, барашек, три свечи, маленькую деревянную коробочку, кусок шелковой ткани, кусок чистой ваты) и торжественно вносили бусину в дом. Ее заворачивали в вату, клали в ящичек и относили в кабиц (кладовую), где и прятали в правом углу. По информации М. М. Джиоева, (с. Часавал Дзауского района,) обычно бусину хранили в правом углу восточной стороны дома. Угол этот назывался «бынаты бын» – место патрона дома или «сӕры зӕды бын» – место ангела головы. Семьи, обладавшие «Цыкура», посвящали ей ежегодно барашка, в честь нее варили пиво, хранили банку масла. Смотреть на нее можно было только в год один раз, в ночь на Ног бон. Но в виде исключения доставали ее на обозрение, когда в семье кто-либо тяжело болел. При этом было поверье, что в случае запотевания бусы больной не выздоровеет (П. М. Бестаев, с. Хелчуа Цхинвальского района).
В ночь на «Ног бог» до ужина, глава семьи шел с жертвоприношениями к месту хранения бусы и выносил ее на середину комнаты. Семья собиралась вокруг стола, на котором находилась бусина, и осматривали ее с молитвами. По цвету бусы старались узнать, что ждет семью в наступающем году. По поверью осетин, если бусина не меняла свой цвет, блестела, то семью ждало счастье, появление на ней черных полосок предвещало смерть кого-нибудь из членов семьи. Верили, что запотевание бусины предвещает несчастье, а веселый вид – счастье.
Нередко бусу опускали в баночку с маслом. Если она опускалась на дна, то считали, что наступит счастливый год. В некоторых семействах дома ей молился глава семьи, а в зернохранилище с приношениями шла старшая женщина. После осмотра и и ритуальных молитв бусину обратно заворачивали в вату, клали в маленький ящик и прятали в прежнее место.
Бусину никогда не показывали постороннему лицу и не говорили, о том где она хранится. «Цыкурайы фӕрдыг» – бусину изобилия и счастья хранили, как говорится, за семью замками от всякого постороннего глаза. Это была величайшая домашняя святыня, которую даже члены семьи созерцали с благоговением и с молитвенными приношениями только один раз в год.
Поверье о змеином камне имело широкое распространение у разных народов. По сообщению Гакстгаузена, у армян существовало поверье, что «между змеями горы Арарат есть порода, которая находится под владычеством избранной ими царицы. Царица держит во рту волшебный камень. В известные ночи она высоко бросает его и он сияет тогда, как солнце. Вечное благоденствие тому, который схватит его на лету».
Приведенные материалы о «Цыкурайы фӕрдыг» у осетин и «змеином камне» у армян показывают, что они приписывали бусе со змеей свойство даровать благополучие семье, обладающей ею.
«Цыкурайы фӕрдыг», кроме свойства давать изобилие, обладала еще силой даровать детей бездетным, а также предвещать об ожидающем семью несчастье. Помимо этого, «Цыкурайы фӕрдыг» приписывали свойство оживлять мертвых. В наших материалах нет указаний на это последнее свойство «Цыкурайы фӕрдыг». Однако, в Нартском сказании «Как Сослан женился на Бедохе» рассказывается, что один из нартских богатырей Сослан на пиру у рода Алагатӕ победил сына Хиза – Челӕхсартага, который предложил Сослану сплясать на спор. В случае победы Сослана Челехсӕртаг обещал ему выдать за него замуж свою дочь – красавицу Бедоху. Сын Хиза не сдержал своего слова, и Сослан был вынужден убить Челехсӕртага, чтобы жениться на его дочери. Но Бедоха, узнав о смерти отца, предложила Сослану, прежде чем она станет его женой, похоронить ее отца. Тогда Сослан велел выстроить большой склеп и положили в него отца Бедохи. Бедоха попросила Сослана показать ей, как похоронили отца. Сослан согласился. Бедоха, увидев своего отца, покончила с собой. Горю Сослана не было конца, и он решил постеречь тело своей возлюбленной. Три дня и три ночи сидел он у ее изголовья и, вдруг видит: из угла склепа выползла змея и подползла к телу Бедохи. Схватил Сослан свой меч и надвое разрубил змею. Хвостовая половина змеи осталась на месте, а другая половина быстро уползла обратно в норку. Стал Сослан ждать, что будет. И вот видит, что змея выползла из норы и держит она в пасти волшебную бусину – бусу исполнения желаний. Змея потерла бусой то место, где разрубил ее Сослан, и тут же обе половины срослись. Поползла змея прочь, но Сослан ударил ее мечом по голове и убил. Он извлек из ее пасти бусину исполнения желаний и приложил к ране Бедохи. Девушка ожила и вздохнула.
Аналогичный эпизод мы есть и в сказании «Болат – Хамиц».
«Цыкураый фӕрдыг» осетинами рассматривалось как некая живая субстанция, способная смеяться, если семью ждет счастье, потеть и глядеть сурово, если семью ждет несчастье, убегать из дому в случае распада семьи.
В этих представлениях осетин можно усмотреть следы анимизма, когда различные объекты природы считались живыми существами, наделенными теми же свойствами, что и люди.
Зинаида Гаглоева, кандидат исторических наук
Источник: https://south-ossetia.info/o-prazdnike-nog-bon-i-cykurajy-faerdyg/
Все права защищены © МИА "Южная Осетия сегодня"
После совершения этих обрядов, семейства, которые обладали священной бусой под названием «Цыкурайы фӕрдыг», что дословно обозначает «буса, исполняющая все просьбы человека» готовили жертвоприношения в честь нее. Буса эта бывала различных цветов: черная с белыми и красными пятнами (по информации М. М. Джусоева из с. Часавал Дзауского района), белая с желтым оттенком (по информации Багаевой и Н. С. Джиоева из села Цон Дзауского района). По словам Н. Т. Дауровой из села Рук Дзауского района, буса «Цыкура» бывала шести цветов:
1) красная с тремя полосками – синей, черной и белой;
2) белая, с легким синим оттенком, называемая «ахсыры бӕркады цыкурайы фӕрдыг» (буса – «Цыкура», будто бы дающая изобилие молочных продуктов), хранилась в миске с молоком, в которой каждое утро менялось молоко;
з) черная, дарующая детей бездетным;
4) желтоватая, дающая благосостояние скоту, хранилась в хлеве над главным столбом (аххараг);
5) белая с черным оттенком, дающая изобилие урожая, хранилась в зернохранилище;
6) красная, служившая для гадания, чаще бывала у гадалок.
«Цыкурайы фæрдыг» имеет яйцевидную форму, намного меньше яйца, ночью блестит, будто в середине нее горят свечи. По сведениям наших информаторов, «Цыкурайы фæрдыг» чаще всего находили в очаге. По словам Г. П. Плиева (с. Рук Дзауского района) она иногда во время града падала с неба. По словам других информаторов, «Цыкура» отнималась у змей. Чтобы овладеть ею, следует бросить перед змеями кусок красной или синей ткани. Тогда змеи оставляют бусу на материи и сами уползают (по информации В. К. Багаева из с. Елканта Дзауского района). Если буса отнимается у змеи насильно, отнявший ее непременно должен перейти реку, в противном случае змея догонит его и отнимет свою бусу (Р. М. Бестаев из с. Хелчуа).
Осетины считали, что «Цыкура» обладала разными свойствами. Она могла приносить семье счастье, но также могла сделать ее и несчастной, если ей не оказывали должного внимания. Когда находили бусу то, чтобы проверить, каким качеством она обладает, клали ее в отверстие дерева и оставляли там на целый год. Если и течение года дерево высыхало, то бусу считали приносящей несчастье и оставляли там. В противном случае семья в честь нее готовила кувинӕгтӕ – жертвоприношения (три хӕбизджына, пиво, барашек, три свечи, маленькую деревянную коробочку, кусок шелковой ткани, кусок чистой ваты) и торжественно вносили бусину в дом. Ее заворачивали в вату, клали в ящичек и относили в кабиц (кладовую), где и прятали в правом углу. По информации М. М. Джиоева, (с. Часавал Дзауского района,) обычно бусину хранили в правом углу восточной стороны дома. Угол этот назывался «бынаты бын» – место патрона дома или «сӕры зӕды бын» – место ангела головы. Семьи, обладавшие «Цыкура», посвящали ей ежегодно барашка, в честь нее варили пиво, хранили банку масла. Смотреть на нее можно было только в год один раз, в ночь на Ног бон. Но в виде исключения доставали ее на обозрение, когда в семье кто-либо тяжело болел. При этом было поверье, что в случае запотевания бусы больной не выздоровеет (П. М. Бестаев, с. Хелчуа Цхинвальского района).
В ночь на «Ног бог» до ужина, глава семьи шел с жертвоприношениями к месту хранения бусы и выносил ее на середину комнаты. Семья собиралась вокруг стола, на котором находилась бусина, и осматривали ее с молитвами. По цвету бусы старались узнать, что ждет семью в наступающем году. По поверью осетин, если бусина не меняла свой цвет, блестела, то семью ждало счастье, появление на ней черных полосок предвещало смерть кого-нибудь из членов семьи. Верили, что запотевание бусины предвещает несчастье, а веселый вид – счастье.
Нередко бусу опускали в баночку с маслом. Если она опускалась на дна, то считали, что наступит счастливый год. В некоторых семействах дома ей молился глава семьи, а в зернохранилище с приношениями шла старшая женщина. После осмотра и и ритуальных молитв бусину обратно заворачивали в вату, клали в маленький ящик и прятали в прежнее место.
Бусину никогда не показывали постороннему лицу и не говорили, о том где она хранится. «Цыкурайы фӕрдыг» – бусину изобилия и счастья хранили, как говорится, за семью замками от всякого постороннего глаза. Это была величайшая домашняя святыня, которую даже члены семьи созерцали с благоговением и с молитвенными приношениями только один раз в год.
Поверье о змеином камне имело широкое распространение у разных народов. По сообщению Гакстгаузена, у армян существовало поверье, что «между змеями горы Арарат есть порода, которая находится под владычеством избранной ими царицы. Царица держит во рту волшебный камень. В известные ночи она высоко бросает его и он сияет тогда, как солнце. Вечное благоденствие тому, который схватит его на лету».
Приведенные материалы о «Цыкурайы фӕрдыг» у осетин и «змеином камне» у армян показывают, что они приписывали бусе со змеей свойство даровать благополучие семье, обладающей ею.
«Цыкурайы фӕрдыг», кроме свойства давать изобилие, обладала еще силой даровать детей бездетным, а также предвещать об ожидающем семью несчастье. Помимо этого, «Цыкурайы фӕрдыг» приписывали свойство оживлять мертвых. В наших материалах нет указаний на это последнее свойство «Цыкурайы фӕрдыг». Однако, в Нартском сказании «Как Сослан женился на Бедохе» рассказывается, что один из нартских богатырей Сослан на пиру у рода Алагатӕ победил сына Хиза – Челӕхсартага, который предложил Сослану сплясать на спор. В случае победы Сослана Челехсӕртаг обещал ему выдать за него замуж свою дочь – красавицу Бедоху. Сын Хиза не сдержал своего слова, и Сослан был вынужден убить Челехсӕртага, чтобы жениться на его дочери. Но Бедоха, узнав о смерти отца, предложила Сослану, прежде чем она станет его женой, похоронить ее отца. Тогда Сослан велел выстроить большой склеп и положили в него отца Бедохи. Бедоха попросила Сослана показать ей, как похоронили отца. Сослан согласился. Бедоха, увидев своего отца, покончила с собой. Горю Сослана не было конца, и он решил постеречь тело своей возлюбленной. Три дня и три ночи сидел он у ее изголовья и, вдруг видит: из угла склепа выползла змея и подползла к телу Бедохи. Схватил Сослан свой меч и надвое разрубил змею. Хвостовая половина змеи осталась на месте, а другая половина быстро уползла обратно в норку. Стал Сослан ждать, что будет. И вот видит, что змея выползла из норы и держит она в пасти волшебную бусину – бусу исполнения желаний. Змея потерла бусой то место, где разрубил ее Сослан, и тут же обе половины срослись. Поползла змея прочь, но Сослан ударил ее мечом по голове и убил. Он извлек из ее пасти бусину исполнения желаний и приложил к ране Бедохи. Девушка ожила и вздохнула.
Аналогичный эпизод мы есть и в сказании «Болат – Хамиц».
«Цыкураый фӕрдыг» осетинами рассматривалось как некая живая субстанция, способная смеяться, если семью ждет счастье, потеть и глядеть сурово, если семью ждет несчастье, убегать из дому в случае распада семьи.
В этих представлениях осетин можно усмотреть следы анимизма, когда различные объекты природы считались живыми существами, наделенными теми же свойствами, что и люди.
Зинаида Гаглоева, кандидат исторических наук
Источник: https://south-ossetia.info/o-prazdnike-nog-bon-i-cykurajy-faerdyg/
Все права защищены © МИА "Южная Осетия сегодня"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.