Традиционные осенние народные празднества в Осетии
18 ноября 2019 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [661 просмотр]
В конце осени заканчивались основные работы земледельца: в горах завершался обмолот хлебов, на равнине – помол зерна. Наступало время отдохновения от работы в поле и приходило время празднеств, связанных с окончанием сельскохозяйственного цикла. Осенью отмечались праздники Хоры сæрты куывд, Сагæйтты æхсæв, Зыгуымон æхсæв и главный – Уастырджыйы къуыри.Все они посвящены окончанию сельскохозяйственных работ. В отличие от последнего, в этом перечне первые три праздника не имеют конкретной даты отправления и отмечаются в зависимости от традиции того или иного региона.
Хоры сæрты куывд (букв, «пир верхушек зерна») – именно под этим именем праздник был известен как на севере, так и на юге Алании. Правда, за исключением равнинных районов. Например, в районе нынешнего селения Эльхотово он назывался Быдыры Тæтæртуп, а у кахетинских осетин праздник известен под названием Хорахадæнтæ (букв, «хор» – зерно, урожай, «ахадын» – неистощимый, производительный). Отметим небольшую особенность: до того, как пройдет этот праздник, осетины воздерживались от употребления нового хлеба.
Торжественно отмечая итоги сельскохозяйственного года, осетины, как и другие земледельческие народы, не столько выражали благодарность сверхъестественным силам за итоги текущего года, сколько обращались с молитвами о благополучии будущего хозяйственного года. Обычно поминали покровителя земледельцев – Уацилла. За столом старший произносил импровизированную молитву, в которой высказывались пожелания в зависимости от того, был ли год урожайным или нет. Если урожай был обильным, то Уацилла выражали благодарность, если нет – то просили переменить гнев на милость в году следующем.
В этот день женщины готовили фигурки из теста, жарили просо, варили кукурузу, пшеницу, делали особое тесто из ржаной муки. В праздникХоры сæрты куывд отправляли и следующий обряд. Хозяйка набирала в маленькую деревянную чашку различные зерна злаков и, перемещаясь вперед и назад от сеней до кухни, приговаривала: «Хор, хор, хор, мидæмæ, мыст – æддæмæ» («Зерно, хлеба – в дом, мыши – во двор»).
Следующий праздник земледельческого календаря осетин – Сагæйтты æхсæв (букв. «ночь вил»). Название праздника увязывается с сельскохозяйственным орудием – с серпом или вилами. Но и здесь есть небольшое исключение. К примеру, жителям Кемультского ущелья юга Алании он известен как Æхсырф æхсæвæр (букв, «ужин серпа»). Праздник отмечался в семейном кругу, обычно в один из четвергов ноября.
Обрядовая сторона Сагæйтты æхсæв сводится к тому, что сельскохозяйственные орудия, связанные с жатвой (серпы, вилы и др.) должны отныне «отдохнуть», для чего их прятали до будущего года на чердаках или в сараях. В селении Дзинага (Дигория) праздник отмечали после своза всего урожая в село. По окончании жатвы серп обворачивали последними колосьями и держали в таком виде до следующей жатвы. При этом на праздник резали самую старую овцу или барана. В семейном кругу старший в семье благодарил серп за его труды, высказывались пожелания того, чтобы урожай тратился на свадьбы и пиршества в честь рождения детей.
Сагæйтты æхсæвимел еще одну сторону. Его содержание, по мнению горцев, зеркально отражалось в потустороннем мире, считалось, что жизнь в загробном мире является точной копией жизни на земле (там также занимаются земледелием, в те же периоды совершают трудовые процессы, связанные с уборкой урожая и т.д.). Отмечая этот праздник, осетины верили, что и покойники тоже завершили свои сельхозработы, убрали урожай и складывают орудия, связанные с жатвой, до будущего сезона.
По вопросу о происхождении праздника в этнографической литературе существует и другая интерпретация, согласно которой он устраивался в честь ушедших в потусторонний мир родственников, ибо в урожае имеется и доля участия их, способствовавших на том свете успеху в хозяйственных делах покинутой семьи.
Следующим из серии аграрных праздников был Зыгуымон æхсæв (букв, «ночь соломы»). Устраивался по случаю окончания молотьбы и символизировал завершение полевых работ и уборки не только зерна, но и соломы. Отмечался в субботний день в семейном кругу. Знали праздник во всех ущельях Алании.
В завершении последнего месяца осени – ноября – все осетины от Цхинвала на юге, до Моздока на севере отмечают праздник в честь Уастырджы. К дням этого небесного покровителя все сельскохозяйственные работы бывают уже закончены и народ весело распоряжается плодами своего труда. Праздник не ограничивался одним днем, а охватывал целую неделю. В воскресенье в ночь накануне праздничного понедельника в семьях приносили в жертву специально откормленного быка, отчего этот день называетсяГалæргæвдæн хуыцаубон. Наиболее почетной считалась ночь на вторник праздничной недели. Она называласьУастырджыйы æхсæв (или Лæгты æхсæв)и устраивалась с обязательным жертвоприношением, а моление специально сваренным к празднику пивом. При этом почетные части ритуальной пищи все старались освятить у стен соответствующего святилища. Днем же во вторник устраивается общинное моление и общественная трапеза по общепринятым нормам – этот день на севере Алании объявлен выходным, в этом году это 19 ноября. Мясо жертвенного быка распределялось по всем семьям участников ритуальной трапезы. А через неделю устраивали проводы праздника, известные под названием Уастырджыйыфæдзæхсæн.
Особым размахом празднование Уастырджыйы къуыри еще недавно проходило в Куртатинском ущелье севера Алании у стен средневекового святилища Дзвгисыдзуар. Размах здесь был таким, что только в танцах принимало участие по меньшей мере 300-400 человек. Столько же людей наблюдало за танцами молодежи со стороны. В конных состязаниях и джигитовке здесь на полянеДзуарварсучаствовало по скромным подсчетам до 200–300 всадников. Здесь же можно было видеть вплоть до 30-х годов нашего столетия народно-драматические представления ряженых.
Таким образом, завершение важного периода тяжелых земледельческих работ осетины, как и другие земледельческие народы, отмечали обрядовыми молениями и жертвоприношениями в благодарность за урожай, веселыми праздниками. Люди верили, что с помощью благодарственных жертв можно снискать благополучие и в следующем хозяйственном году.
Р.Кулумбегов
Хоры сæрты куывд (букв, «пир верхушек зерна») – именно под этим именем праздник был известен как на севере, так и на юге Алании. Правда, за исключением равнинных районов. Например, в районе нынешнего селения Эльхотово он назывался Быдыры Тæтæртуп, а у кахетинских осетин праздник известен под названием Хорахадæнтæ (букв, «хор» – зерно, урожай, «ахадын» – неистощимый, производительный). Отметим небольшую особенность: до того, как пройдет этот праздник, осетины воздерживались от употребления нового хлеба.
Торжественно отмечая итоги сельскохозяйственного года, осетины, как и другие земледельческие народы, не столько выражали благодарность сверхъестественным силам за итоги текущего года, сколько обращались с молитвами о благополучии будущего хозяйственного года. Обычно поминали покровителя земледельцев – Уацилла. За столом старший произносил импровизированную молитву, в которой высказывались пожелания в зависимости от того, был ли год урожайным или нет. Если урожай был обильным, то Уацилла выражали благодарность, если нет – то просили переменить гнев на милость в году следующем.
В этот день женщины готовили фигурки из теста, жарили просо, варили кукурузу, пшеницу, делали особое тесто из ржаной муки. В праздникХоры сæрты куывд отправляли и следующий обряд. Хозяйка набирала в маленькую деревянную чашку различные зерна злаков и, перемещаясь вперед и назад от сеней до кухни, приговаривала: «Хор, хор, хор, мидæмæ, мыст – æддæмæ» («Зерно, хлеба – в дом, мыши – во двор»).
Следующий праздник земледельческого календаря осетин – Сагæйтты æхсæв (букв. «ночь вил»). Название праздника увязывается с сельскохозяйственным орудием – с серпом или вилами. Но и здесь есть небольшое исключение. К примеру, жителям Кемультского ущелья юга Алании он известен как Æхсырф æхсæвæр (букв, «ужин серпа»). Праздник отмечался в семейном кругу, обычно в один из четвергов ноября.
Обрядовая сторона Сагæйтты æхсæв сводится к тому, что сельскохозяйственные орудия, связанные с жатвой (серпы, вилы и др.) должны отныне «отдохнуть», для чего их прятали до будущего года на чердаках или в сараях. В селении Дзинага (Дигория) праздник отмечали после своза всего урожая в село. По окончании жатвы серп обворачивали последними колосьями и держали в таком виде до следующей жатвы. При этом на праздник резали самую старую овцу или барана. В семейном кругу старший в семье благодарил серп за его труды, высказывались пожелания того, чтобы урожай тратился на свадьбы и пиршества в честь рождения детей.
Сагæйтты æхсæвимел еще одну сторону. Его содержание, по мнению горцев, зеркально отражалось в потустороннем мире, считалось, что жизнь в загробном мире является точной копией жизни на земле (там также занимаются земледелием, в те же периоды совершают трудовые процессы, связанные с уборкой урожая и т.д.). Отмечая этот праздник, осетины верили, что и покойники тоже завершили свои сельхозработы, убрали урожай и складывают орудия, связанные с жатвой, до будущего сезона.
По вопросу о происхождении праздника в этнографической литературе существует и другая интерпретация, согласно которой он устраивался в честь ушедших в потусторонний мир родственников, ибо в урожае имеется и доля участия их, способствовавших на том свете успеху в хозяйственных делах покинутой семьи.
Следующим из серии аграрных праздников был Зыгуымон æхсæв (букв, «ночь соломы»). Устраивался по случаю окончания молотьбы и символизировал завершение полевых работ и уборки не только зерна, но и соломы. Отмечался в субботний день в семейном кругу. Знали праздник во всех ущельях Алании.
В завершении последнего месяца осени – ноября – все осетины от Цхинвала на юге, до Моздока на севере отмечают праздник в честь Уастырджы. К дням этого небесного покровителя все сельскохозяйственные работы бывают уже закончены и народ весело распоряжается плодами своего труда. Праздник не ограничивался одним днем, а охватывал целую неделю. В воскресенье в ночь накануне праздничного понедельника в семьях приносили в жертву специально откормленного быка, отчего этот день называетсяГалæргæвдæн хуыцаубон. Наиболее почетной считалась ночь на вторник праздничной недели. Она называласьУастырджыйы æхсæв (или Лæгты æхсæв)и устраивалась с обязательным жертвоприношением, а моление специально сваренным к празднику пивом. При этом почетные части ритуальной пищи все старались освятить у стен соответствующего святилища. Днем же во вторник устраивается общинное моление и общественная трапеза по общепринятым нормам – этот день на севере Алании объявлен выходным, в этом году это 19 ноября. Мясо жертвенного быка распределялось по всем семьям участников ритуальной трапезы. А через неделю устраивали проводы праздника, известные под названием Уастырджыйыфæдзæхсæн.
Особым размахом празднование Уастырджыйы къуыри еще недавно проходило в Куртатинском ущелье севера Алании у стен средневекового святилища Дзвгисыдзуар. Размах здесь был таким, что только в танцах принимало участие по меньшей мере 300-400 человек. Столько же людей наблюдало за танцами молодежи со стороны. В конных состязаниях и джигитовке здесь на полянеДзуарварсучаствовало по скромным подсчетам до 200–300 всадников. Здесь же можно было видеть вплоть до 30-х годов нашего столетия народно-драматические представления ряженых.
Таким образом, завершение важного периода тяжелых земледельческих работ осетины, как и другие земледельческие народы, отмечали обрядовыми молениями и жертвоприношениями в благодарность за урожай, веселыми праздниками. Люди верили, что с помощью благодарственных жертв можно снискать благополучие и в следующем хозяйственном году.
Р.Кулумбегов
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.