ОТКУДА НА КАВКАЗЕ ПОЯВИЛИСЬ АЛАНЫ?

21 апреля 2018 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2822 просмотра]
ОТКУДА НА КАВКАЗЕ ПОЯВИЛИСЬ АЛАНЫ?
АЛАНЫ (А1 ani, Alanwn) — этноним древнеарийского происхождения, производный от «агуа», по Т.В. Гамрекели и В.В. Иванову, — «товарищ по племени», ставший названием народа и страны в письм. источниках. В формировании А. — племенного объединения на рубеже н.э. — приняли участие различные этнические компоненты при преобладании скифо-сармат. и сако-массагет. (среднеазиатских). В I в. н.э. иранояз. племена А. появляются в Предкавказье, междуречье Дона и Волги, на нижнем Дунае, где входят в активное соприкосновение с Римской империей; через перевалы Кавказа совершают набеги на Грузию и Армению; расселяются по Крымскому п-ву. В результате аланского вторжения 72 г. в Армению заключается первый известный в истории А., династический брак: аланская царевна Сатиник становится женой царя Армении Арташеса, что получило отражение в осетинском нартском эпосе (героиня эпоса Сатана, по Ж. Дюмезилю). Во II—III вв. крупный аланский центр складывается на Ниж. Дону вокруг Танаиса — важного порта-эмпория, через который поступает масса дорогих импортов, выявляемых в позднесарматских-раннеаланских курганах (напр. Хохлач).
ОТКУДА НА КАВКАЗЕ ПОЯВИЛИСЬ АЛАНЫ?

В 372 г. донские А. — танаиты — были разбиты вторгшимися с востока тюркоязычными гуннами. Часть А. вместе с гуннами и германцами-готами вовлекается в Великое переселение народов, пересекает Европу и в к. 406 г. с вандалами и свевами вторгается в римскую провинцию Галлия (совр. Франция), в 409 г. — в Испанию, в 429 г. через Гибралтарский пролив — в Сев. Африку, где возникает недолговечное королевство вандалов и А. Другая часть А. под давлением гуннов, вероятно, передвинулась из степей Причерноморья-Подонья в предгорья Крыма и Сев. Кавказа, ставшие с V в. основной этнической территорией А. и базой дальнейшего развития их культуры. В Ц. Предкавказье аланские группы сливаются с остатками местного скифского населения; можно предполагать, что в результате этих локальных процессов закладываются основы двух диалектов совр. осет. языка — дигорс-кого и иронского. Поэтому территория Ц. Предкавказья и местная группировка А. становятся исходной территорией и этнической основой формирования осет. народа.

К к. V в. относится первое (после 72 г.) столкновение А. с Грузией-Картли и поражение А.-овсов (груз, эквивалент этнонима «аланы») на Тереке, что свидетельствует о расселении А.-овсов в бассейне Терека уже в V в. (подтверждается археологическими памятниками; М.П. Абрамова, Т.А. Габуев). Но, по крайней мере, с III в. А. фиксируются и на Зап. Кавказе вплоть до Тамани. С V—VI вв. особо плотная концентрация аланских археологических памятников наблюдается в р-нах Верхнего Прикубанья — Пятигорья и совр. Сев. Осетии. Зап. группировка политически и культурно ориентируется на Византию (через Абхазию и ее порты), восточная — на Грузию и Иран. В ходе ирано-византийских войн VI в. эти группировки А. выступают одновременно на стороне обоих воюющих государств. Зап. Аланию в это время возглавляет Саросий — друг и союзник римлян. При нем Зап. Алания втягивается в международную торговлю благодаря «Великому шелковому пути», функционировавшему через перевалы этой части Кавказа (подтверждено археологически исследованиями А.А. Иерусалимской).

В Воет. Алании с VI в. начинается освоение А. горных ущелий, что доказывается археологичёски распространением катакомбных могильников на территории от верховьев Терека до Балкарии. Характер полит, отношений между западной и восточной группами А. остается неясным, но во многих источниках они и их страна названы общим наименованием Алания (напр., Константин Багрянородный, X в.). В сер. VII в. на Сев. Кавк. возникает Хазарский каганат, сыгравший большую роль в истории А. В период арабо-хазарских войн VII—VIII вв. А. активно союзничают с хазарами и останавливают арабскую экспансию на север, будучи с Хазарией в вассальных отношениях. Мощная группировка А. в VIII в. административно переселяется хазарами в верховья Дона-Донца, на хазаро-славянское погра-ничье, где до нач. X в. существует яркая и широко известная салтово-маяцкая археологическая культура, сходная с аланской северокавказской. Осн. ударной силой аланского войска становится конница, обладавшая как глубокими воинскими традициями, так и совершенным вооружением. Некоторые исследователи (Н.Я. Мерперт, В.Н. Каминский) полагают, что в алан, среде появились первые сабли (например, Галиат, VIII в.). После ослабления Хазарии, войны 932 г. и похода русского князя Святослава на хазар в 965 г. А. из верховьев Дона вернулись на Сев. Кавк., и это сыграло стимулирующую роль в эконом., полит, и культурном подъеме Алании в X в.

После падения хазарского влияния усилилось влияние Византии, видевшей в А. своих союзников на Кавказе. Для закрепления этого влияния Константинополь посылает в Аланию христианских миссионеров, и с VIII—IX вв. здесь появляются первые археологические следы христианства, проникшего через Крым. Но массовое (на уровне соц. верхов) крещение А. греко-византийскими миссионерами состоялось в 1 -й пол. X в. при посредстве абхаз, царя Георгия. В верховьях Кубани возводятся пять монументальных купольных храмов, расписанных фресками; строится множество небольших приходских церквей; создается (в ущелье Б. Зеленчука) Аланская епархия Константинопольской патриархии. Предпринимаются попытки создания собств.
письменности на основе греч. алфавита (Зеленчук-ская надпись XI—XII вв.). Одновременно на востоке Алании идет активное проникновение христианства из Грузии (храмы XI—XII вв. в Зруге, Тли, Ре-гихе и пр.). Нет особых сомнений в том, что христианином был правитель Зап. Алании царь Дур-гулель Великий — родственник грузинского царя Баграта IV.

Принятие христианства включило А. в систему христианской цивилизации, приобщив их к передовой культуре своего времени. А. стали одним из первых христианизированных народов Воет. Европы, принявших эту религию раньше Киевской Руси.

В X—XII вв. культура А. достигла высокого уровня, материально отраженного во множестве археологических памятников, указывающих на широкие культурные связи с внешним миром. На западе Алании — это руины раннефеодального города в Ниж. Архызе (раскопки В.А. Кузнецова) и Ильичевского городища на р. Уруп (раскопки Н.В. Анфимова и М.Н. Ложкина), на востоке — катакомбный могильник у ст. Змейской (раскопки С.С. Куссаевой,

В.А. Кузнецова, Р.Ф. Фидарова) и др. Это культура уже достаточно зрелого феодального о-ва. Вершиной духовного творчества представляется героический нартский эпос, основное ядро которого сложилось в алан, среде (Ж. Дюмезиль).

Достигнув пика своего подъема, сопровождавшегося внутренними интеграционными процессами и активным вовлечением в них субстратных горнокавказских племен в X—XII вв., Алания в XII в. предстает перед нами ослабленной и политически децентрализованной, феодально раздробленной. Этому способствовал начавшийся в VIII—IX вв. под эгидой Хазарии процесс тюркизации Зап. Алании — массовое расселение тюрок и изменение этносфе-ры Алании. В ходе татаро-монгольского нашествия на Русь и Кавказ в 1237—1238 гг. А. были разгромлены по частям и завоеваны, после чего включены в состав улуса Джучи — государства Золотая Орда. После катастрофы Орды в результате походов Тимура (Тамерлана) в к. XIV в. в горах Сев. и Юж. Осетии мы встречаем уже сложившуюся в основных чертах матер, культуру осетинского народа, продолжающего аланскую культурную и языковую традиции.

Лит.: Гутнов Ф.Х. Аристократия алан. Владикавказ, 1995; Ковалевская В.Б. Аланы и Кавказ. М., 1974; Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1984.

В.А. Кузнецов (Пятигорск)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
21 апреля 2018 10:16
Коротко и ёмко !

--------------------
23 апреля 2018 15:35
К к. V в. относится первое (после 72 г.) столкновение А. с Грузией-Картли и поражение А.-овсов (груз, эквивалент этнонима «аланы») на Тереке,
А конкретнее об этом можно??? Тут видимо приводитрся сказка Джуаншера о нашествии "овсов" на картли, пленении сестры Вхтанга, Гурандухт и последующий поход Вахтанга на Овсов и хазар!!! Но это сказка. Из работы Агусти Алеманя... грузинская версия без правки
Примечание в текстах кодексов царицы Анны и царицы Ма-
риам приписывает этот труд князю Джуаншеру Джуаншериа-
ни (VIII в. ?). Он включает: [1] полулегендарный эпос о царе-
Хосроиде Вахтанге I Горгасали (447—522)37 и [2] историю Иве-
рии в период после его правления вплоть до VIII в.; в обеих
частях прослеживается влияние персидских источников (Хуа-
дай-намаг, ср. § 9.3.2), в частности, фигура самого царя Вах-
танга повторяет образ персидского царя Бахрам Гура.
9.4.1. Почти в самом начале мы находим описание войны с
Осетией (lask'roba Ovset'zed). Когда Вахтангу (§ 9.32) было де-
сять лет, неисчислимое войско овсов (Ovsni spani uric 'xuni) втор-
глось и разорило Картли от верховьев Мткуари до самого Ху-
нана. Овсы опустошили равнины, разрушили город Каспи и
увели с собой сестру Вахтанга Мирандухт, которой было тогда
три года 38. Затем они вторглись в Ран и Мовакан и разорили
их, после чего возвратились в Овсетию через Дарубандские во-
рота, ибо местное население предоставило им проход (da
gamvles kari Darubandisa, ramet'u t'wt' gza sc'es Darubandelt'a).
Когда Вахтангу исполнилось пятнадцать, он собрал всю карт-
лийскую знать и призвал пойти войной на Овсетию. С помо-
щью своего дяди Вараз-Бакура, который был эриставом Рана,
он в Тианети получил подкрепления от всех кавказских царей
(qovelni mep'eni Kavkasianni) и прошел ворота Дариаланские
(kari Darialanisa); тем временем цари Осетии (mep'et'a Ovset'isat'a)
также собрали свои войска, к которым присоедини-__лись силы из Хазарии. Как только противники расположились
друг против друга лагерем по берегам Арагви, начались по -
единки. Одним ударом меча хазарин Тархан разрубил до плеч
голову Парсман-Паруху, знаменитому персидскому воину, но
на следующий день сам погиб от руки Вахтанга, который был
тогда шестнадцатилетним юношей; на третий день такая же
участь постигла овса Бакатара (Baqat'ar Ovsi: § 9.14)39, после
чего завязалась битва, закончившаюся великой победой гру-
зин. Овсы потерпели поражение, их войско бежало. Многие из
них были убиты или попали в плен, а Овсетия и земли печене-
гов и черкесов (Pacaniket'i da Jik'et'i) были преданы грабежу.
Вахтанг вернул свою сестру, освободил всех плененных грузин
и взял много заложников у овсов,— и все это было совершено
за четыре месяца40.
23 апреля 2018 15:57
Аттила, Браво!

--------------------
23 апреля 2018 16:04
А это из персидских источников
Эпизод из Шарафнаме, ?Сказание о войске, ведомом царем
Искандаром Победоносным, чтобы освободить Барда' и из-
гнать русов? (dastan-e laskar kesidan-e Eskandar-e zafarma 'nus bar
balas-e Bar da' б daf'-e Rus), содержит множество упоминаний об
аланах. К Искандару пришел его подданный Дували, прави-
тель Абхаза, и сообщил ему о нашествии русов, разоривших
его страну и похитивших его невесту Нушабе, царицу Барда':
?подобно буре свирепые русы вторглись ночью из [страны]
аланов и Гарка? 52. Тогда Искандар организовал ответный по-ход, но предводитель русов Кинтал (181 Qental Rusike salar bud)
прознал об этом, и двинул против него армию, собранную ?из
семи Русий? (182 az haft Rus): ?войска портасов [буртасов], ала-
нов и хазаров шли лавиной, подобные морю или горе? 53. Про-
тивники сошлись на битву, и поэт описывает их войска: на сто-
роне русов ?справа строились ряды хазар, слева слышались
кличи портасов; аланы в арьергарде и впереди исуйцы были
готовы сложить головы [за своего повелителя]? 54. Наконец на-
чалась битва, которая продолжалась день за днем в сериях еди-
ноборств. На третий день ?аланский витязь, звавшийся Фаран-
дже (§ 11.19), который похвалялся своим искусством в обраще-
нии с мечом и чашей, выступил на поле боя с железной палицей
на плече, вид которой лишал людей рассудка? 55, и сразил гре-
ческого воителя ударом своей булавы, но сам вскоре пал, прон-
зенный армянским героем Шарве (418—30), который поверг
также исуйского воина. Тогда ?Джарам (§11.20), уроженец
аланских гор, сам подобный горе, вступил в битву, да так, что
[весь] мир был поражен; железный шлем скрывал его лицо, и от
всего его облика исходил боевой пыл; на теле его сияла кольчу-
га, блестящая, как ртуть и сверкающая, как серебро? 56. Как и в
предыдущем случае, Джарам убил Шарве и других греческих
воинов, но пал, как и его брат, безуспешно пытавшийся ото-
мстить за его смерть, под натиском Дували (434—55). Сцена
повторяется на пятый день сражения, когда ?аланский витязь,
подобный свирепому льву, вышел вперед, словно черный дра-
кон, держа булаву, какую не подняли бы семьдесят чеовек, и__способную разбить вершину горы Эльбурс? 57; он тоже пал,
сраженный стрелой, после того как убил множество героев
(524—31). В начале седьмого дня битвы Низами делает еще
один обзор рядов обоих войск, и снова упоминает аланов, пор-
тасов и русов. Долгая битва закончилась, как и можно было
ожидать, сокрушительным поражением войска русов.
Несмотря на легендарный характер данного эпизода, все его
анахронизмы представляют большой интерес, поскольку Ни-
зами был уроженцем Гянджи, бывшей столицы Аррана (ок.
951—1077), который часто подвергался набегам северных ко-
чевников. Мы знаем о нескольких вторжениях в Восточное За-
кавказье, совершенных аланами и русами в Х-ХП вв.,

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

мегафон

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция.

ЮОГУ

ЮОГУ

Королевство потолков

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Декабрь 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31  
Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***
Сдача в аренду частного домовладения на ул. Коблова Сдам в аренду на длительный срок (не менее 1 года) частное домовладение в г. Цхинвал со всеми удобствами. Стоимость 30 000 руб. мес. + счетчики. Удобства: прихожая, спальные комнаты-3, зал-1, кухня, ванная комната, накопительный бак для автономного водоснабжения в объеме 2000 литров для бесперебойной подачи горячей или холодной воды в случае отсутствия воды в городском водопроводе, отопление, цифровое телевидение, триколор, обустроенный двор, приусадебный участок, гараж на 2 легковые автомашины. В шаговой доступности есть магазины, аптеки, школа. Обращаться по телефону: 8-929-811-85-92
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия