Osinform

ОТКУДА НА КАВКАЗЕ ПОЯВИЛИСЬ АЛАНЫ?

ОТКУДА НА КАВКАЗЕ ПОЯВИЛИСЬ АЛАНЫ?
АЛАНЫ (А1 ani, Alanwn) — этноним древнеарийского происхождения, производный от «агуа», по Т.В. Гамрекели и В.В. Иванову, — «товарищ по племени», ставший названием народа и страны в письм. источниках. В формировании А. — племенного объединения на рубеже н.э. — приняли участие различные этнические компоненты при преобладании скифо-сармат. и сако-массагет. (среднеазиатских). В I в. н.э. иранояз. племена А. появляются в Предкавказье, междуречье Дона и Волги, на нижнем Дунае, где входят в активное соприкосновение с Римской империей; через перевалы Кавказа совершают набеги на Грузию и Армению; расселяются по Крымскому п-ву. В результате аланского вторжения 72 г. в Армению заключается первый известный в истории А., династический брак: аланская царевна Сатиник становится женой царя Армении Арташеса, что получило отражение в осетинском нартском эпосе (героиня эпоса Сатана, по Ж. Дюмезилю). Во II—III вв. крупный аланский центр складывается на Ниж. Дону вокруг Танаиса — важного порта-эмпория, через который поступает масса дорогих импортов, выявляемых в позднесарматских-раннеаланских курганах (напр. Хохлач).
ОТКУДА НА КАВКАЗЕ ПОЯВИЛИСЬ АЛАНЫ?

В 372 г. донские А. — танаиты — были разбиты вторгшимися с востока тюркоязычными гуннами. Часть А. вместе с гуннами и германцами-готами вовлекается в Великое переселение народов, пересекает Европу и в к. 406 г. с вандалами и свевами вторгается в римскую провинцию Галлия (совр. Франция), в 409 г. — в Испанию, в 429 г. через Гибралтарский пролив — в Сев. Африку, где возникает недолговечное королевство вандалов и А. Другая часть А. под давлением гуннов, вероятно, передвинулась из степей Причерноморья-Подонья в предгорья Крыма и Сев. Кавказа, ставшие с V в. основной этнической территорией А. и базой дальнейшего развития их культуры. В Ц. Предкавказье аланские группы сливаются с остатками местного скифского населения; можно предполагать, что в результате этих локальных процессов закладываются основы двух диалектов совр. осет. языка — дигорс-кого и иронского. Поэтому территория Ц. Предкавказья и местная группировка А. становятся исходной территорией и этнической основой формирования осет. народа.

К к. V в. относится первое (после 72 г.) столкновение А. с Грузией-Картли и поражение А.-овсов (груз, эквивалент этнонима «аланы») на Тереке, что свидетельствует о расселении А.-овсов в бассейне Терека уже в V в. (подтверждается археологическими памятниками; М.П. Абрамова, Т.А. Габуев). Но, по крайней мере, с III в. А. фиксируются и на Зап. Кавказе вплоть до Тамани. С V—VI вв. особо плотная концентрация аланских археологических памятников наблюдается в р-нах Верхнего Прикубанья — Пятигорья и совр. Сев. Осетии. Зап. группировка политически и культурно ориентируется на Византию (через Абхазию и ее порты), восточная — на Грузию и Иран. В ходе ирано-византийских войн VI в. эти группировки А. выступают одновременно на стороне обоих воюющих государств. Зап. Аланию в это время возглавляет Саросий — друг и союзник римлян. При нем Зап. Алания втягивается в международную торговлю благодаря «Великому шелковому пути», функционировавшему через перевалы этой части Кавказа (подтверждено археологически исследованиями А.А. Иерусалимской).

В Воет. Алании с VI в. начинается освоение А. горных ущелий, что доказывается археологичёски распространением катакомбных могильников на территории от верховьев Терека до Балкарии. Характер полит, отношений между западной и восточной группами А. остается неясным, но во многих источниках они и их страна названы общим наименованием Алания (напр., Константин Багрянородный, X в.). В сер. VII в. на Сев. Кавк. возникает Хазарский каганат, сыгравший большую роль в истории А. В период арабо-хазарских войн VII—VIII вв. А. активно союзничают с хазарами и останавливают арабскую экспансию на север, будучи с Хазарией в вассальных отношениях. Мощная группировка А. в VIII в. административно переселяется хазарами в верховья Дона-Донца, на хазаро-славянское погра-ничье, где до нач. X в. существует яркая и широко известная салтово-маяцкая археологическая культура, сходная с аланской северокавказской. Осн. ударной силой аланского войска становится конница, обладавшая как глубокими воинскими традициями, так и совершенным вооружением. Некоторые исследователи (Н.Я. Мерперт, В.Н. Каминский) полагают, что в алан, среде появились первые сабли (например, Галиат, VIII в.). После ослабления Хазарии, войны 932 г. и похода русского князя Святослава на хазар в 965 г. А. из верховьев Дона вернулись на Сев. Кавк., и это сыграло стимулирующую роль в эконом., полит, и культурном подъеме Алании в X в.

После падения хазарского влияния усилилось влияние Византии, видевшей в А. своих союзников на Кавказе. Для закрепления этого влияния Константинополь посылает в Аланию христианских миссионеров, и с VIII—IX вв. здесь появляются первые археологические следы христианства, проникшего через Крым. Но массовое (на уровне соц. верхов) крещение А. греко-византийскими миссионерами состоялось в 1 -й пол. X в. при посредстве абхаз, царя Георгия. В верховьях Кубани возводятся пять монументальных купольных храмов, расписанных фресками; строится множество небольших приходских церквей; создается (в ущелье Б. Зеленчука) Аланская епархия Константинопольской патриархии. Предпринимаются попытки создания собств.
письменности на основе греч. алфавита (Зеленчук-ская надпись XI—XII вв.). Одновременно на востоке Алании идет активное проникновение христианства из Грузии (храмы XI—XII вв. в Зруге, Тли, Ре-гихе и пр.). Нет особых сомнений в том, что христианином был правитель Зап. Алании царь Дур-гулель Великий — родственник грузинского царя Баграта IV.

Принятие христианства включило А. в систему христианской цивилизации, приобщив их к передовой культуре своего времени. А. стали одним из первых христианизированных народов Воет. Европы, принявших эту религию раньше Киевской Руси.

В X—XII вв. культура А. достигла высокого уровня, материально отраженного во множестве археологических памятников, указывающих на широкие культурные связи с внешним миром. На западе Алании — это руины раннефеодального города в Ниж. Архызе (раскопки В.А. Кузнецова) и Ильичевского городища на р. Уруп (раскопки Н.В. Анфимова и М.Н. Ложкина), на востоке — катакомбный могильник у ст. Змейской (раскопки С.С. Куссаевой,

В.А. Кузнецова, Р.Ф. Фидарова) и др. Это культура уже достаточно зрелого феодального о-ва. Вершиной духовного творчества представляется героический нартский эпос, основное ядро которого сложилось в алан, среде (Ж. Дюмезиль).

Достигнув пика своего подъема, сопровождавшегося внутренними интеграционными процессами и активным вовлечением в них субстратных горнокавказских племен в X—XII вв., Алания в XII в. предстает перед нами ослабленной и политически децентрализованной, феодально раздробленной. Этому способствовал начавшийся в VIII—IX вв. под эгидой Хазарии процесс тюркизации Зап. Алании — массовое расселение тюрок и изменение этносфе-ры Алании. В ходе татаро-монгольского нашествия на Русь и Кавказ в 1237—1238 гг. А. были разгромлены по частям и завоеваны, после чего включены в состав улуса Джучи — государства Золотая Орда. После катастрофы Орды в результате походов Тимура (Тамерлана) в к. XIV в. в горах Сев. и Юж. Осетии мы встречаем уже сложившуюся в основных чертах матер, культуру осетинского народа, продолжающего аланскую культурную и языковую традиции.

Лит.: Гутнов Ф.Х. Аристократия алан. Владикавказ, 1995; Ковалевская В.Б. Аланы и Кавказ. М., 1974; Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Орджоникидзе, 1984.

В.А. Кузнецов (Пятигорск)

Опубликованно: 21-04-2018, 10:12
Документ: История > http://alaniainform.org/65995-otkuda-na-kavkaze-poyavilis-alany.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад