Колонка редактора: Аланская этническая деревня
6 июля 2017 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1257 просмотров]
Недавно ко мне обратился один мой хороший знакомый Ролик Бязров. Он рассказал, что у его внуков при чтении книг часто возникают сложности. Например, говорит Ролик, в терминах бывают представлены названия старинных предметов быта, которые давно вышли из употребления. Сам Ролик, как человек, который еще застал использование этих предметов в обиходе, может объяснить применение ярма, плуга, прялки, веретена, но есть много взрослых, которые о таких предметах имеют весьма смутное представление. «И как же быть тогда детям, если в книге есть упоминание этих вещей, а объяснить их предназначение уже никто не сможет», - беспокоился Р.Бязров.
Действительно, сегодня множество понятий старины известно нам лишь по названиям, рисункам, фотографиям, да еще по экспозиции Национального музея. Но предназначение значительной их части в реальной жизни известно лишь небольшому количеству людей. В большинстве своем в их числе те, кто живет или жил в деревне. А вместе с тем это интересная часть истории осетинского народа.
Конечно же, никто не призывает возвращаться к старинным орудиям труда, деревянным мискам и кадкам. Но надо создать возможность для того, чтобы наши дети имели представление о прошлом, в котором помимо битв и сражений была не менее интересная повседневность.
Для этого, собственно говоря, ничего не нужно и придумывать. Во многих странах существуют так называемые этнографические деревни. Например, в России их уже несколько десятков. По своему содержанию это музей под открытым небом, но это живой музей. То есть, здесь не только старинные здания в национальном стиле, но кипит и реальная жизнь, такая, какой она была сотни лет назад.
Туристы, посещающие подобные объекты, видят не только деревянные избушки с телегами во дворах и горшками на плетнях, но и реальный быт старины. Здесь задействованы статисты, которые за определенную плату возвращают посетителей в прошлое. Женщины ткут полотно, готовят на открытом огне еду, прядут шерсть, вышивают. Мужчины подковывают лошадей, гоняют телеги по деревне с одного конца в другой. По улицам бегает детвора, одетая в лапти и косоворотки. Посетители таких этнографических деревень словно по мановению руки волшебника переносятся в прошлое.
Можно выделить следующие цели создания этнодеревень: сохранение ценных, уникальных и типичных архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма.
В одно время рассматривалась возможность создания этнодеревни в селении Хетагурово, тем более что именно здесь по большим праздникам организуются национальные подворья. Однако дальше разговоров дело не пошло. А ведь именно здесь можно было бы смоделировать действующий объект - «Осетинская деревня в прошлом».
Одним из звеньев реконструкции быта нашего народа могли бы стать клубы любителей старины. С активистами одного такого объединения «Светлица» мне пришлось познакомиться в г.Самаре. Ребята сами изготавливают средневековое оружие и защитное снаряжение, регулярно проводят реконструкции сражений.
Нечто подобное пытаются организовать и в нашей Республике. Югоосетинский мастер Нариман Калаев не только изготавливает аланские луки, но и организует практические стрельбы из них стрелами по мишеням. В его дружине уже несколько ребят и девушек. Его аланские луки известны и за пределами страны. Так, лук и колчан со стрелами имеются в личной коллекции главы Чечни Рамзана Кадырова.
Было бы интересно в День Республики во время праздничной демонстрации представить и историческую реконструкцию. Только не так, как обычно, когда участники были в псевдо-доспехах из папье-маше, а облачить их в аутентичные металлические доспехи и с настоящим оружием. И на конях. Думаю, что эта этнографическая «вставка» в общую канву праздника только украсит общее праздничное действие.
Недавно во время посещения Владимирской области Президенту А.Бибилову была подарена кольчуга, выкованная специально для него. Там предметы оружия и быта старины давно уже стали частью сегодняшней реальности. Однако в нашей стране интерес к историческим реконструкциям пока не наблюдается, а ведь это направление может стать хорошим стимулом для возрождения интереса, прежде всего, молодежи к наследию наших предков.
Действительно, сегодня множество понятий старины известно нам лишь по названиям, рисункам, фотографиям, да еще по экспозиции Национального музея. Но предназначение значительной их части в реальной жизни известно лишь небольшому количеству людей. В большинстве своем в их числе те, кто живет или жил в деревне. А вместе с тем это интересная часть истории осетинского народа.
Конечно же, никто не призывает возвращаться к старинным орудиям труда, деревянным мискам и кадкам. Но надо создать возможность для того, чтобы наши дети имели представление о прошлом, в котором помимо битв и сражений была не менее интересная повседневность.
Для этого, собственно говоря, ничего не нужно и придумывать. Во многих странах существуют так называемые этнографические деревни. Например, в России их уже несколько десятков. По своему содержанию это музей под открытым небом, но это живой музей. То есть, здесь не только старинные здания в национальном стиле, но кипит и реальная жизнь, такая, какой она была сотни лет назад.
Туристы, посещающие подобные объекты, видят не только деревянные избушки с телегами во дворах и горшками на плетнях, но и реальный быт старины. Здесь задействованы статисты, которые за определенную плату возвращают посетителей в прошлое. Женщины ткут полотно, готовят на открытом огне еду, прядут шерсть, вышивают. Мужчины подковывают лошадей, гоняют телеги по деревне с одного конца в другой. По улицам бегает детвора, одетая в лапти и косоворотки. Посетители таких этнографических деревень словно по мановению руки волшебника переносятся в прошлое.
Можно выделить следующие цели создания этнодеревень: сохранение ценных, уникальных и типичных архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма.
В одно время рассматривалась возможность создания этнодеревни в селении Хетагурово, тем более что именно здесь по большим праздникам организуются национальные подворья. Однако дальше разговоров дело не пошло. А ведь именно здесь можно было бы смоделировать действующий объект - «Осетинская деревня в прошлом».
Одним из звеньев реконструкции быта нашего народа могли бы стать клубы любителей старины. С активистами одного такого объединения «Светлица» мне пришлось познакомиться в г.Самаре. Ребята сами изготавливают средневековое оружие и защитное снаряжение, регулярно проводят реконструкции сражений.
Нечто подобное пытаются организовать и в нашей Республике. Югоосетинский мастер Нариман Калаев не только изготавливает аланские луки, но и организует практические стрельбы из них стрелами по мишеням. В его дружине уже несколько ребят и девушек. Его аланские луки известны и за пределами страны. Так, лук и колчан со стрелами имеются в личной коллекции главы Чечни Рамзана Кадырова.
Было бы интересно в День Республики во время праздничной демонстрации представить и историческую реконструкцию. Только не так, как обычно, когда участники были в псевдо-доспехах из папье-маше, а облачить их в аутентичные металлические доспехи и с настоящим оружием. И на конях. Думаю, что эта этнографическая «вставка» в общую канву праздника только украсит общее праздничное действие.
Недавно во время посещения Владимирской области Президенту А.Бибилову была подарена кольчуга, выкованная специально для него. Там предметы оружия и быта старины давно уже стали частью сегодняшней реальности. Однако в нашей стране интерес к историческим реконструкциям пока не наблюдается, а ведь это направление может стать хорошим стимулом для возрождения интереса, прежде всего, молодежи к наследию наших предков.
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.