Osinform

Колонка редактора: Аланская этническая деревня

Колонка редактора: Аланская этническая деревняНедавно ко мне обратился один мой хороший знакомый Ролик Бязров. Он рассказал, что у его внуков при чтении книг часто возникают сложности. Например, говорит Ролик, в терминах бывают представлены названия старинных предметов быта, которые давно вышли из употребления. Сам Ролик, как человек, который еще застал использование этих предметов в обиходе, может объяснить применение ярма, плуга, прялки, веретена, но есть много взрослых, которые о таких предметах имеют весьма смутное представление. «И как же быть тогда детям, если в книге есть упоминание этих вещей, а объяснить их предназначение уже никто не сможет», - беспокоился Р.Бязров.
Действительно, сегодня множество понятий старины известно нам лишь по названиям, рисункам, фотографиям, да еще по экспозиции Национального музея. Но предназначение значительной их части в реальной жизни известно лишь небольшому количеству людей. В большинстве своем в их числе те, кто живет или жил в деревне. А вместе с тем это интересная часть истории осетинского народа.
Конечно же, никто не призывает возвращаться к старинным орудиям труда, деревянным мискам и кадкам. Но надо создать возможность для того, чтобы наши дети имели представление о прошлом, в котором помимо битв и сражений была не менее интересная повседневность.
Для этого, собственно говоря, ничего не нужно и придумывать. Во многих странах существуют так называемые этнографические деревни. Например, в России их уже несколько десятков. По своему содержанию это музей под открытым небом, но это живой музей. То есть, здесь не только старинные здания в национальном стиле, но кипит и реальная жизнь, такая, какой она была сотни лет назад.
Туристы, посещающие подобные объекты, видят не только деревянные избушки с телегами во дворах и горшками на плетнях, но и реальный быт старины. Здесь задействованы статисты, которые за определенную плату возвращают посетителей в прошлое. Женщины ткут полотно, готовят на открытом огне еду, прядут шерсть, вышивают. Мужчины подковывают лошадей, гоняют телеги по деревне с одного конца в другой. По улицам бегает детвора, одетая в лапти и косоворотки. Посетители таких этнографических деревень словно по мановению руки волшебника переносятся в прошлое.
Можно выделить следующие цели создания этнодеревень: сохранение ценных, уникальных и типичных архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма.
В одно время рассматривалась возможность создания этнодеревни в селении Хетагурово, тем более что именно здесь по большим праздникам организуются национальные подворья. Однако дальше разговоров дело не пошло. А ведь именно здесь можно было бы смоделировать действующий объект - «Осетинская деревня в прошлом».
Одним из звеньев реконструкции быта нашего народа могли бы стать клубы любителей старины. С активистами одного такого объединения «Светлица» мне пришлось познакомиться в г.Самаре. Ребята сами изготавливают средневековое оружие и защитное снаряжение, регулярно проводят реконструкции сражений.
Нечто подобное пытаются организовать и в нашей Республике. Югоосетинский мастер Нариман Калаев не только изготавливает аланские луки, но и организует практические стрельбы из них стрелами по мишеням. В его дружине уже несколько ребят и девушек. Его аланские луки известны и за пределами страны. Так, лук и колчан со стрелами имеются в личной коллекции главы Чечни Рамзана Кадырова.
Было бы интересно в День Республики во время праздничной демонстрации представить и историческую реконструкцию. Только не так, как обычно, когда участники были в псевдо-доспехах из папье-маше, а облачить их в аутентичные металлические доспехи и с настоящим оружием. И на конях. Думаю, что эта этнографическая «вставка» в общую канву праздника только украсит общее праздничное действие.
Недавно во время посещения Владимирской области Президенту А.Бибилову была подарена кольчуга, выкованная специально для него. Там предметы оружия и быта старины давно уже стали частью сегодняшней реальности. Однако в нашей стране интерес к историческим реконструкциям пока не наблюдается, а ведь это направление может стать хорошим стимулом для возрождения интереса, прежде всего, молодежи к наследию наших предков.

Опубликованно: 06-07-2017, 11:54
Документ: Культура > http://alaniainform.org/61798-kolonka-redaktora-etnoderevnya.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад