Цвета национального флага
12 августа 2018 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [10137 просмотров]
Флаг – один из древнейших символов, дошедших до наших дней. У многих народов он сохранился как символ единства, непоколебимости, боевой доблести… В этом смысле показателен и осетинский трехцветный флаг.
Как отмечает Ю.С. Гаглойти, символика трех цветов – белого, красного и желтого – восходит к глубокой архаике – к трехфункциональности скифского, легендарного нартского и средневекового осетинского общества. Отголоски этой трехфункциональности дошли до нас в пережиточных формах, зафиксированных в этнографии осетин.
У соседей осетин – сванов, имеется так называемый флаг «лем». По описанию В.В.Бардавелидзе, полотнище «сшито из желтой шелковой материи и имеет зооморфную форму...». При спокойном положении изображение висит на древке бесформенной массой, а при движении знамени оно наполняется воздухом, вздувается и принимает форму животного. Есть несколько версий о происхождении этого типа знамени, одна из которых заслуживает пристального внимания. По этой версии, знамя «лем» было отнято у «татар» во время их поражения и бегства из Сванетии. Организаторами нашествия, или, скорее всего набега, были, по-видимому, северные соседи сванов – аланы, подвергшиеся позднее тюркизации, а еще позднее ставшие мусульманами (балкарцы и карачаевцы), то есть, по народным представлениям, – татарами. Еще недавно их называли «горскими татарами». В XII – начале XIII века (во время царицы Тамары) или в XIII-XIV веках (эпоха тaтаро-монгольского нашествия) на севере от сванов жили аланы, у которых, как было отмечено выше, ранее, чем в XII-XIII веках зафиксированы воинские знамена в виде зооморфных значков-флагов.
Знаменательно, что сванское знамя «лем» было разных цветов. Интересны и сами цвета. По словам 87-летнего Алексея Джапаридзе, записанным В. В. Бардавелидзе, за свою жизнь ему пришлось держать знамя «лем» сначала красного цвета, затем белого, а в последствии он видел желтого. Цвета знамени «лем» вряд ли зависели от прихоти или вкусов мастериц, вышивавших его. Надо полагать, что цвета – белый, желтый, красный – были даже каноническими.
В связи с использованием этих цветов для ритуального флага или знамени мы допускаем прямое заимствование знамени «лем» сванами у средневековых алан-осетин. Базируясь на этой рабочей гипотезе обратимся к цветовой символике осетинских культовых памятников-дзуаров. В самом деле, среди разного рода дзуаров у осетин обнаруживаются дзуары с цветовыми обозначениями. Например, Урс-дзуар – «Белое святилище» и Сырх-дзуар – «Красное святилище». Что касается дзуара желтого цвета, то такого святилища нет, но зато есть Сыгъзæрин-дзуар, то есть «Золотое святилище» (ущелье Сба Дзауского района). Для «Золотого святилища» цветовым воплощением становится желтый. Таким образом, цветовая символика осетинских дзуаров была также обусловлена особым отношением к этим трем цветам. Правда, есть среди святилищ и Сау-дзуар – черное, но оно выпадает из общего ряда, а, кроме того, черные траурные флаги существовали сами по себе.
Таким образом, красный, белый и желтый (золотой) были священными для осетин. Эти три цвета осетинской народной символики отразили или символизировали различные аспекты или ипостаси ФАРНа – благость, доблесть и изобилие, и вполне заслуженно или правомерно олицетворяют осетинский национальный флаг.
Подготовлено по Руслану Дзаттиаты
Как отмечает Ю.С. Гаглойти, символика трех цветов – белого, красного и желтого – восходит к глубокой архаике – к трехфункциональности скифского, легендарного нартского и средневекового осетинского общества. Отголоски этой трехфункциональности дошли до нас в пережиточных формах, зафиксированных в этнографии осетин.
У соседей осетин – сванов, имеется так называемый флаг «лем». По описанию В.В.Бардавелидзе, полотнище «сшито из желтой шелковой материи и имеет зооморфную форму...». При спокойном положении изображение висит на древке бесформенной массой, а при движении знамени оно наполняется воздухом, вздувается и принимает форму животного. Есть несколько версий о происхождении этого типа знамени, одна из которых заслуживает пристального внимания. По этой версии, знамя «лем» было отнято у «татар» во время их поражения и бегства из Сванетии. Организаторами нашествия, или, скорее всего набега, были, по-видимому, северные соседи сванов – аланы, подвергшиеся позднее тюркизации, а еще позднее ставшие мусульманами (балкарцы и карачаевцы), то есть, по народным представлениям, – татарами. Еще недавно их называли «горскими татарами». В XII – начале XIII века (во время царицы Тамары) или в XIII-XIV веках (эпоха тaтаро-монгольского нашествия) на севере от сванов жили аланы, у которых, как было отмечено выше, ранее, чем в XII-XIII веках зафиксированы воинские знамена в виде зооморфных значков-флагов.
Знаменательно, что сванское знамя «лем» было разных цветов. Интересны и сами цвета. По словам 87-летнего Алексея Джапаридзе, записанным В. В. Бардавелидзе, за свою жизнь ему пришлось держать знамя «лем» сначала красного цвета, затем белого, а в последствии он видел желтого. Цвета знамени «лем» вряд ли зависели от прихоти или вкусов мастериц, вышивавших его. Надо полагать, что цвета – белый, желтый, красный – были даже каноническими.
В связи с использованием этих цветов для ритуального флага или знамени мы допускаем прямое заимствование знамени «лем» сванами у средневековых алан-осетин. Базируясь на этой рабочей гипотезе обратимся к цветовой символике осетинских культовых памятников-дзуаров. В самом деле, среди разного рода дзуаров у осетин обнаруживаются дзуары с цветовыми обозначениями. Например, Урс-дзуар – «Белое святилище» и Сырх-дзуар – «Красное святилище». Что касается дзуара желтого цвета, то такого святилища нет, но зато есть Сыгъзæрин-дзуар, то есть «Золотое святилище» (ущелье Сба Дзауского района). Для «Золотого святилища» цветовым воплощением становится желтый. Таким образом, цветовая символика осетинских дзуаров была также обусловлена особым отношением к этим трем цветам. Правда, есть среди святилищ и Сау-дзуар – черное, но оно выпадает из общего ряда, а, кроме того, черные траурные флаги существовали сами по себе.
Таким образом, красный, белый и желтый (золотой) были священными для осетин. Эти три цвета осетинской народной символики отразили или символизировали различные аспекты или ипостаси ФАРНа – благость, доблесть и изобилие, и вполне заслуженно или правомерно олицетворяют осетинский национальный флаг.
Подготовлено по Руслану Дзаттиаты
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.