Osinform

Цвета национального флага

Цвета национального флага
Флаг – один из древ­нейших символов, дошедших до наших дней. У многих наро­дов он сохранился как символ единства, непоколебимости, боевой доблести… В этом смысле показателен и осетинский трехцветный флаг.

Как отмечает Ю.С. Гаглойти, символика трех цветов – белого, красного и желтого – восходит к глубо­кой архаике – к трехфункцио­нальности скифского, легендарного нартского и средневекового осетинского обще­ства. Отголоски этой трех­функциональности дошли до нас в пережиточных формах, зафиксированных в этногра­фии осетин.

У соседей осетин – сванов, имеется так называемый флаг «лем». По описанию В.В.Бардавелидзе, полотни­ще «сшито из желтой шелко­вой материи и имеет зоо­морфную форму...». При спокойном положении изображение висит на древке бесфор­менной массой, а при движении знамени оно наполняется воздухом, вздувается и при­нимает форму животного. Есть несколько версий о про­исхождении этого типа зна­мени, одна из которых заслу­живает пристального внима­ния. По этой версии, знамя «лем» было отнято у «татар» во время их поражения и бегства из Сванетии. Орга­низаторами нашествия, или, скорее всего набега, были, по-видимому, северные соседи сванов – аланы, подвергшиеся позднее тюркизации, а еще позднее ставшие мусульма­нами (балкарцы и карачаевцы), то есть, по народным пред­ставлени­ям, – татарами. Еще недавно их называли «горскими татарами». В XII – начале XIII века (во время ца­рицы Тамары) или в XIII-XIV веках (эпоха тaтаро-монгольского нашествия) на севере от сванов жили аланы, у которых, как было отмечено выше, ранее, чем в XII-XIII ве­ках зафиксированы воинские знамена в виде зооморфных значков-флагов.

Знаменательно, что сванское знамя «лем» было разных цветов. Интересны и сами цвета. По словам 87-летнего Алексея Джапаридзе, записанным В. В. Бардавелидзе, за свою жизнь ему при­шлось держать знамя «лем» сначала красного цвета, за­тем белого, а в последствии он видел желтого. Цвета знамени «лем» вряд ли зави­сели от прихоти или вкусов мастериц, вышивавших его. Надо полагать, что цвета – белый, желтый, красный – были даже каноническими.

В связи с использованием этих цветов для ритуального флага или знамени мы допускаем прямое заимствование знамени «лем» сванами у средневековых алан-осетин. Базируясь на этой рабочей гипотезе обратимся к цветовой символике осетинских культовых памятников-дзуаров. В самом деле, среди разного рода дзуаров у осетин обнаруживаются дзуары с цветовыми обозначениями. Например, Урс-дзуар – «Белое святилище» и Сырх-дзуар – «Красное святилище». Что касается дзуара желтого цвета, то такого святилища нет, но зато есть Сыгъзæрин-дзуар, то есть «Золотое святили­ще» (ущелье Сба Дзауского района). Для «Золотого свя­тилища» цветовым воплоще­нием становится желтый. Таким образом, цве­товая символика осетинских дзуаров была также обуслов­лена особым отношением к этим трем цветам. Правда, есть среди святилищ и Сау-дзуар – чер­ное, но оно выпадает из об­щего ряда, а, кроме того, чер­ные траурные флаги сущест­вовали сами по себе.

Таким образом, крас­ный, белый и желтый (золо­той) были священными для осетин. Эти три цвета осе­тинской народной символики отразили или символизировали различные аспекты или ипостаси ФАРНа – благость, доблесть и изобилие, и вполне заслуженно или пра­вомерно олицетворяют осе­тинский национальный флаг.



Подготовлено по Руслану Дзаттиаты

Опубликованно: 12-08-2018, 13:30
Документ: История > http://alaniainform.org/43558-cveta-nacionalnogo-flaga.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад