Ирбег Маргиев: «Для изучения всего разнообразия мира наших предков, потребуется работа не одного поколения ученых…»
20 февраля 2013 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4963 просмотра]
На протяжении многих десятилетий сфера науки в осетинском государстве всегда считалась главным двигателем развития нации, именно поэтому ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день в этой области, а охарактеризовать ее можно только как кризисную, комментировать попросту невозможно. Однако, кризис новых исследований в области языка, культуры, истории, да, впрочем, как и новых ярких имен в осетинской науке вполне объясним и оправдан. По-другому быть и не могло – последние 20 лет, в условиях постоянной военной угрозы, людям всех поколений и профессий думалось лишь об одном – как выжить? О каких исследованиях могла идти речь в тяжелое послевоенное время? Поэтому хочется надеяться, что сейчас все нормализуется, и с учетом предпосылок для развития, осетинская наука сможет вернуть утраченные позиции. В этом случае приходиться уповать, в основном, на молодое поколение, которое, увы, пока не проявляет особого интереса к сфере науки, изучению родного языка и истории своего государства, во всяком случае на ожидаемом серьезном уровне. И только единицы из их числа пока что представляют свое будущее связанным с исследовательской работой. К числу таких молодых людей можно отнести и нашего сегодняшнего собеседника. Ирбег Маргиев – этнограф, младший научный сотрудник НИИ РЮО им. З. Ванеева, уже четвертый год профессионально занимается научной деятельностью. За этот небольшой период он провел большой объем исследовательской работы и сбора материалов по этнографии, истории происхождения осетинских фамилий и названий населенных пунктов. О выборе профессии, исследовательской работе и о планах на будущее Ирбег рассказал в интервью нашей газете.
– Серьезно этнографией я увлекся еще будучи студентом исторического факультета ЮОГУ. Началось все довольно случайно. Один из наших преподавателей Константин Карленович Кочиев как-то раз дал нам задание подготовить курсовые работы на тему исследования ущелий, выходцами из которых явились предки каждого из нас. Написать работу на такую тему мне особого труда не составило, я с детства рос в родном селе Бадзыгат, много знал об истории села, о людях которые его населяли и архитектурных сооружениях. В общем, работа получилась довольно объемной, так как охватила не только родное село, но и ущелье Тлигом в целом. Научный руководитель довольно высоко оценил проведенную работу и предложил идею опубликовать ее в местной газете. Работу опубликовали, после чего я отнес в редакцию и другие материалы, которые у меня собрались в ходе общения со многими старожилами нашего ущелья.
Мне всегда было интересно слушать рассказы старших о происхождении того или иного села, легенды о представителях фамилий, населявших ту или иную местность в древности, поэтому определенная база такого рода знаний у меня была. Уже после того, как мои материалы стали периодически публиковаться на страницах газет, меня вызвал к себе директор ЮОНИИ Роберт Гаглойты и предложил работу в данном учреждении. Попробовать. Сомнения в том, справлюсь ли я со столь ответственной работой, конечно же, были, ведь одно дело – заниматься исследованиями, как говорится, «для себя», совсем другое – профессионально заниматься научной деятельностью, но вот уже четвертый год, как я являюсь сотрудником ЮОНИИ им. З.Ванеева.
– Судя по публикациям, твоя научная деятельность довольно многогранна, однако, какая тема из всей широты этнографических материалов представляет все же наибольший интерес?
– Пока я стараюсь избегать четкого разграничения тематики исследования, мне интересно все – и изучение башенных сооружений (мæсгуытæ), и исследования по происхождению осетинских фамилий, и этимология происхождения сел и ущелий, и история наших национальных праздников, и многое другое. Одним словом, все, что может хранить в себе информацию об истории древности нашего народа. Обо всем этом свидетельствуют множество богатых научных работ, в разное время собранных нашими выдающимися учеными-историками, но сказать, что наш край исследован до конца, мы не можем, поэтому всегда есть место для новых исследований и открытий, углубившись в работу можно «нарыть» массу новой информации, до сих пор неизвестной. Поэтому, при работе над историей каждого юго-осетинского ущелья, в которых мне удалось побывать на сегодняшний день, я стараюсь фиксировать все, что можно узнать – в каком они состоянии на текущий момент и что здесь было раньше: население, растительность, какие религиозные праздники здесь отмечались и т. д. Объезжая ущелья и обходя высокогорные села я еще ни разу не возвращался так, чтобы ничего нового не узнать или не обнаружить. Много интересного узнаю в результате общения с теми редкими жителями, которые еще продолжают постоянно жить в высокогорных селах.
– Есть такие осетинские фамилии, о происхождении которых почти нет никакой информации, но они упоминаются в редких письменных источниках, их помнят в высокогорных селах. Тебе удается осуществлять исследования по этому направления?
– Большую и объемную работу по изучению осетинских фамилий, безусловно, провела ныне покойная Зинаида Давидовна Гаглоева. Те исследования, которые она провела по множеству осетинских фамилий, весьма обширны и развернуты, о большинстве фамилий сказано и известно все, но есть и такие, происхождение и история которых неизвестны вообще. Многие из этих фамилий на территории Южной Осетии сегодня не встречаются, а между тем, в древности проживали именно здесь. К примеру, в ущелье Урсдзуаргом встречается селение Бакраты хъæу, этот населенный пункт именно с таким названием встречается и на карте Южной Осетии, созданной еще в 30-е годы прошлого века видным общественным и научным деятелем Рутеном Гаглоевым. Осетины в древности имели обыкновение давать названия местам своего проживания наименования по фамилии тех, кто населял то или иное село. Старожилы еще помнят, что в этом селе когда-то проживали представители фамилии Бакратæ. Сегодня такая фамилия на территории Южной Осети не встречается, между тем, и в Грузии и даже в Северной Осетии часто встречается фамилия Бакрадзе. Еще один пример, фамилия Хæлитæ (Халиевы), когда-то проживавшие в селении Хæлиты хъæу. Эта фамилия сегодня уже также не значится в перечне фамилий жителей Южной Осетии, но она довольно часто встречается как на Севере Осетии, так и в Грузии. Я лично сам знаком с представителем данной фамилии, проживающим в Северной Осетии. И он честно признается, что не знал, выходцами из какого ущелья были его предки. Через пять-семь поколений родословная, нетрудно предположить, имеет обыкновение терять свои корни, тем более если жить приходится на чужбине. Таких осетинских фамилий немало. В Кударском ущелье до сих пор есть селение Сохты хъæу, где в древности проживали представители фамилии Сохтæ, они, по рассказам старожилов, жили и в Гудиском ущелье, но сегодня этой фамилии в Южной Осетии уже нет. В настоящее время представители этой фамилии встречаются как Соховы (в Северной Осетии) и как Сохошвили (в Грузии), а многие из них даже не знают о своих юго-осетинских корнях или же вовсе их отрицают. Но это не означает что и мы не должны изучать происхождение таких фамилий, ведь это взаимосвязано с нашей древней историей, историей, со множеством красивых и интересных, а вместе с тем и противоречивых, легенд. Сейчас я работаю над изучением происхождения других фамилий с аналогичной судьбой. В исследованиях по данной тематике в основном опираюсь на рассказы местного населения, пытаюсь сверять информацию с данными из архивных письменных источников, где в основном встречаются грузинские варианты этих фамилий. Большую вспомогательную информацию я черпаю из работ Зинаиды Гаглоевой и, также ныне покойной Замиры Дмитриевны Цховребовой. В свое время она провела объемную работу по изучению топонимов во внутренних районах Грузии, исследовала, какие фамилии населяли те или иные населенные пункты. Тогда многие из них еще знали, помнили и признавали свои осетинские корни, но не были осведомлены относительно мест проживания своих предков. Сопоставляя информацию об отдельных фамилиях с топонимами, исторический анализ уже напрашивается сам. Осетинских фамилий около трех тысяч, между тем порой «всплывает» информация о неизвестных «утерянных» фамилиях. Площадь для исследований все еще обширна и мне будет приятно, если удастся внести свой, пусть небольшой, вклад в изучение и исследование такой интересной и ценной для истории нашего народа темы.
– В чем состоит работа над изучением и исследованием башенных сооружений, крепостей, святых мест? По исследованию этих областей есть множество научных работ у наших известных ученых-историков, много ли на твой взгляд нового, до сих пор неизвестного, что могло бы пополнить материалы по этнографии нашего края?
– Несмотря на обилие научных трудов в области этнографии, многие материалы, на мой взгляд, все же можно еще дополнить. Многие работы по исследованию башенных сооружений (мæсгуытæ) в некоторых селах и ущельях не доведены до конца. Есть среди них такие башни и крепости, от которых на сегодняшний день остались одни основания, стены осыпались с течением времени. Я подробно изучал имеющийся в архивах исторический материал, не редко бываю в научных экспедициях, в ущельях и высокогорных селениях, сопоставляю информацию из письменных источников с увиденным воочию, и могу сказать, что неизученной сферы остается очень много. К примеру, значительное количество исследований башенных сооружений отображены в научных работах известного историка Руслана Дзаттиаты. Но все же фронт исследовательской работы здесь присутствует. К примеру, в одном селе может быть 18 башен, а в его работах, скажем, отображено только 12 из них. Конкретный пример: в селении Брытат есть 9 башен, но информация существует только о двух, остальные не упоминаются. Кроме того, значительная часть горной местности не изучена вообще. Мало информации об ущельях Гудисы ком, Гнугъы ком, Дзомагъы ком, Тлигом и др. И это, в какой-то степени, понятно. При всем желании корифеев нашей науки, они, проделав в свое время колоссальную работу, просто физически не могли охватить весь разнообразный мир, оставленный нам нашими предками. Это работа не одного поколения ученных.
Мы с группой энтузиастов побывали в нескольких ущельях Дзауского района, общались с местным населением, фотографировали исторические сооружения и памятники. В результате мне удалось собрать массу полезной информации. Особенный интерес у меня вызвала древняя церковь в селении Сохты хъæу. Церковь находится над селом, на пригорке, с южной стороны. Стены уже развалились, осыпались, скатились в пропасть, но те камни, которые остались, весьма необычны. Среди них есть такие, которые украшены причудливыми изображениями. На одних изображены животные, на других – геометрические формы. Под церковью, как оказалось, в древности были даже подземные ходы, но сейчас они завалены, в том числе обрушившимися со стен камнями. Местные жители нам рассказали, что в советское время множество камней с подобными изображениями из церкви забрали грузинские ученые. Не менее интересную, с точки зрения науки, церковь мы обнаружили и в селении Дыргъджын. Местные жители называют ее Алхасенты Дзуар. Как оказалось, судя по их рассказам, здесь в древности жили представители фамилии Алхасентæ. Сейчас в Южной Осетии такая фамилия не встречается, тем не менее, история сохранила данные об их жизни в конкретной местности. Таких примеров немало. По информации, с которой мне удалось познакомиться в архивах Южной Осетии, в Дзауском ущелье изучено около 50 башенных сооружений и крепостей, между тем, у меня есть все основания говорить, что их число на самом деле раза в три больше. Большинство из них на первый взгляд не видны, они разрушены или находятся в зарослях, но места обнаружить легко, как правило, это своеобразные курганы. Наличие их зачастую подтверждают и местные жители, многие из них знают об истории этих сооружений от своих предков. Вообще, проводя исследовательскую работу в высокогорной местности, крайне трудно разграничивать тематику работы, здесь все на столько тесно переплетено, что, допустим, к примеру, собирая материал о каком-либо башенном сооружении, можно неожиданно услышать легенду о фамилии, которой оно принадлежало, сказания об истории возникновения села и т.д. Поэтому стараюсь не упускать ни малейшую информацию, все, что можно узнать, я, как правило, фиксирую. Хотя, с этой стороны, в работе часто испытываю затруднения технического характера.
– Недавно стало известно об учреждении Краеведческого Общества в нашей республике, одним из инициаторов создания которого выступил и ты. Чем была вызвана такая необходимость и каковым будет запланированный объем работы?
– Необходимость вызвана недостаточным изучением растительного мира и горной местности нашего края. Между тем, подрастающее поколение должно знать о богатствах своей Родины, ближе знакомиться с флорой и фауной края. В наших горах растут растения и травы, названия и лечебные свойства которых нам не известны. Краеведческое общество должно будет непосредственно заниматься исследованием и изучением родного края, в этом заинтересованы многие люди. Пока что, в состав инициативной группы входят 15 человек, но в будущем, надеюсь, их число будет расти. Что касается планов, то на ближайшее будущее в них входит издание буклетов, чтение познавательных лекций подрастающему поколению относительно обычаев и традиций предков, планируется также водить детей в походы по заповедным местам Южной Осетии. Наше с вами поколение выросло в тяжелый период истории нашего государства, мы были ограничены во многом, сегодня же у молодых и юных очень много возможностей, в том числе и в сфере изучения истории и всех имеющихся богатств родного края. Поэтому нужны люди, которые им в этом помогут. Это и будет осуществляться, в основном, в рамках деятельности Краеведческого общества.
– Каковы личные планы на ближайшую перспективу? Нет ли мыслей о достижении ученой степени, повышении статуса научного сотрудника?
– Пока, честно говоря, я об этом не задумываюсь. Продолжаю заниматься делом, которое мне интересно. Звания, учение степени пока что для меня не являются самоцелью. Их нужно заслужить своим трудов. Сейчас важнее другое: успеть собрать побольше материалов. Именно успеть, потому что уходит из жизни старшее поколение, десятилетиями живущие в сельской местности, в высокогорье. А ведь именно они являются своеобразными мостиками в прошлое, кладезью информации, которую важно использовать. Что касается планов работы, то в ближайший год я продолжу изучение башенных сооружений, расположенных пока только в Дзауском районе. Ну, а по завершении всей работы планирую издать сборник всех собранных материалов. В своей работе я сотрудничаю практически с каждым научным сотрудником нашего НИИ, но в основном советуюсь с директором нашего института Робертом Гаглойты, академиком Нафи Джуссойты и историком, ученым Юрием Гаглойты. Мне всегда важно знать их мнение, а их советы неоценимы.
Беседу вела Рада Дзагоева
– Серьезно этнографией я увлекся еще будучи студентом исторического факультета ЮОГУ. Началось все довольно случайно. Один из наших преподавателей Константин Карленович Кочиев как-то раз дал нам задание подготовить курсовые работы на тему исследования ущелий, выходцами из которых явились предки каждого из нас. Написать работу на такую тему мне особого труда не составило, я с детства рос в родном селе Бадзыгат, много знал об истории села, о людях которые его населяли и архитектурных сооружениях. В общем, работа получилась довольно объемной, так как охватила не только родное село, но и ущелье Тлигом в целом. Научный руководитель довольно высоко оценил проведенную работу и предложил идею опубликовать ее в местной газете. Работу опубликовали, после чего я отнес в редакцию и другие материалы, которые у меня собрались в ходе общения со многими старожилами нашего ущелья.
Мне всегда было интересно слушать рассказы старших о происхождении того или иного села, легенды о представителях фамилий, населявших ту или иную местность в древности, поэтому определенная база такого рода знаний у меня была. Уже после того, как мои материалы стали периодически публиковаться на страницах газет, меня вызвал к себе директор ЮОНИИ Роберт Гаглойты и предложил работу в данном учреждении. Попробовать. Сомнения в том, справлюсь ли я со столь ответственной работой, конечно же, были, ведь одно дело – заниматься исследованиями, как говорится, «для себя», совсем другое – профессионально заниматься научной деятельностью, но вот уже четвертый год, как я являюсь сотрудником ЮОНИИ им. З.Ванеева.
– Судя по публикациям, твоя научная деятельность довольно многогранна, однако, какая тема из всей широты этнографических материалов представляет все же наибольший интерес?
– Пока я стараюсь избегать четкого разграничения тематики исследования, мне интересно все – и изучение башенных сооружений (мæсгуытæ), и исследования по происхождению осетинских фамилий, и этимология происхождения сел и ущелий, и история наших национальных праздников, и многое другое. Одним словом, все, что может хранить в себе информацию об истории древности нашего народа. Обо всем этом свидетельствуют множество богатых научных работ, в разное время собранных нашими выдающимися учеными-историками, но сказать, что наш край исследован до конца, мы не можем, поэтому всегда есть место для новых исследований и открытий, углубившись в работу можно «нарыть» массу новой информации, до сих пор неизвестной. Поэтому, при работе над историей каждого юго-осетинского ущелья, в которых мне удалось побывать на сегодняшний день, я стараюсь фиксировать все, что можно узнать – в каком они состоянии на текущий момент и что здесь было раньше: население, растительность, какие религиозные праздники здесь отмечались и т. д. Объезжая ущелья и обходя высокогорные села я еще ни разу не возвращался так, чтобы ничего нового не узнать или не обнаружить. Много интересного узнаю в результате общения с теми редкими жителями, которые еще продолжают постоянно жить в высокогорных селах.
– Есть такие осетинские фамилии, о происхождении которых почти нет никакой информации, но они упоминаются в редких письменных источниках, их помнят в высокогорных селах. Тебе удается осуществлять исследования по этому направления?
– Большую и объемную работу по изучению осетинских фамилий, безусловно, провела ныне покойная Зинаида Давидовна Гаглоева. Те исследования, которые она провела по множеству осетинских фамилий, весьма обширны и развернуты, о большинстве фамилий сказано и известно все, но есть и такие, происхождение и история которых неизвестны вообще. Многие из этих фамилий на территории Южной Осетии сегодня не встречаются, а между тем, в древности проживали именно здесь. К примеру, в ущелье Урсдзуаргом встречается селение Бакраты хъæу, этот населенный пункт именно с таким названием встречается и на карте Южной Осетии, созданной еще в 30-е годы прошлого века видным общественным и научным деятелем Рутеном Гаглоевым. Осетины в древности имели обыкновение давать названия местам своего проживания наименования по фамилии тех, кто населял то или иное село. Старожилы еще помнят, что в этом селе когда-то проживали представители фамилии Бакратæ. Сегодня такая фамилия на территории Южной Осети не встречается, между тем, и в Грузии и даже в Северной Осетии часто встречается фамилия Бакрадзе. Еще один пример, фамилия Хæлитæ (Халиевы), когда-то проживавшие в селении Хæлиты хъæу. Эта фамилия сегодня уже также не значится в перечне фамилий жителей Южной Осетии, но она довольно часто встречается как на Севере Осетии, так и в Грузии. Я лично сам знаком с представителем данной фамилии, проживающим в Северной Осетии. И он честно признается, что не знал, выходцами из какого ущелья были его предки. Через пять-семь поколений родословная, нетрудно предположить, имеет обыкновение терять свои корни, тем более если жить приходится на чужбине. Таких осетинских фамилий немало. В Кударском ущелье до сих пор есть селение Сохты хъæу, где в древности проживали представители фамилии Сохтæ, они, по рассказам старожилов, жили и в Гудиском ущелье, но сегодня этой фамилии в Южной Осетии уже нет. В настоящее время представители этой фамилии встречаются как Соховы (в Северной Осетии) и как Сохошвили (в Грузии), а многие из них даже не знают о своих юго-осетинских корнях или же вовсе их отрицают. Но это не означает что и мы не должны изучать происхождение таких фамилий, ведь это взаимосвязано с нашей древней историей, историей, со множеством красивых и интересных, а вместе с тем и противоречивых, легенд. Сейчас я работаю над изучением происхождения других фамилий с аналогичной судьбой. В исследованиях по данной тематике в основном опираюсь на рассказы местного населения, пытаюсь сверять информацию с данными из архивных письменных источников, где в основном встречаются грузинские варианты этих фамилий. Большую вспомогательную информацию я черпаю из работ Зинаиды Гаглоевой и, также ныне покойной Замиры Дмитриевны Цховребовой. В свое время она провела объемную работу по изучению топонимов во внутренних районах Грузии, исследовала, какие фамилии населяли те или иные населенные пункты. Тогда многие из них еще знали, помнили и признавали свои осетинские корни, но не были осведомлены относительно мест проживания своих предков. Сопоставляя информацию об отдельных фамилиях с топонимами, исторический анализ уже напрашивается сам. Осетинских фамилий около трех тысяч, между тем порой «всплывает» информация о неизвестных «утерянных» фамилиях. Площадь для исследований все еще обширна и мне будет приятно, если удастся внести свой, пусть небольшой, вклад в изучение и исследование такой интересной и ценной для истории нашего народа темы.
– В чем состоит работа над изучением и исследованием башенных сооружений, крепостей, святых мест? По исследованию этих областей есть множество научных работ у наших известных ученых-историков, много ли на твой взгляд нового, до сих пор неизвестного, что могло бы пополнить материалы по этнографии нашего края?
– Несмотря на обилие научных трудов в области этнографии, многие материалы, на мой взгляд, все же можно еще дополнить. Многие работы по исследованию башенных сооружений (мæсгуытæ) в некоторых селах и ущельях не доведены до конца. Есть среди них такие башни и крепости, от которых на сегодняшний день остались одни основания, стены осыпались с течением времени. Я подробно изучал имеющийся в архивах исторический материал, не редко бываю в научных экспедициях, в ущельях и высокогорных селениях, сопоставляю информацию из письменных источников с увиденным воочию, и могу сказать, что неизученной сферы остается очень много. К примеру, значительное количество исследований башенных сооружений отображены в научных работах известного историка Руслана Дзаттиаты. Но все же фронт исследовательской работы здесь присутствует. К примеру, в одном селе может быть 18 башен, а в его работах, скажем, отображено только 12 из них. Конкретный пример: в селении Брытат есть 9 башен, но информация существует только о двух, остальные не упоминаются. Кроме того, значительная часть горной местности не изучена вообще. Мало информации об ущельях Гудисы ком, Гнугъы ком, Дзомагъы ком, Тлигом и др. И это, в какой-то степени, понятно. При всем желании корифеев нашей науки, они, проделав в свое время колоссальную работу, просто физически не могли охватить весь разнообразный мир, оставленный нам нашими предками. Это работа не одного поколения ученных.
Мы с группой энтузиастов побывали в нескольких ущельях Дзауского района, общались с местным населением, фотографировали исторические сооружения и памятники. В результате мне удалось собрать массу полезной информации. Особенный интерес у меня вызвала древняя церковь в селении Сохты хъæу. Церковь находится над селом, на пригорке, с южной стороны. Стены уже развалились, осыпались, скатились в пропасть, но те камни, которые остались, весьма необычны. Среди них есть такие, которые украшены причудливыми изображениями. На одних изображены животные, на других – геометрические формы. Под церковью, как оказалось, в древности были даже подземные ходы, но сейчас они завалены, в том числе обрушившимися со стен камнями. Местные жители нам рассказали, что в советское время множество камней с подобными изображениями из церкви забрали грузинские ученые. Не менее интересную, с точки зрения науки, церковь мы обнаружили и в селении Дыргъджын. Местные жители называют ее Алхасенты Дзуар. Как оказалось, судя по их рассказам, здесь в древности жили представители фамилии Алхасентæ. Сейчас в Южной Осетии такая фамилия не встречается, тем не менее, история сохранила данные об их жизни в конкретной местности. Таких примеров немало. По информации, с которой мне удалось познакомиться в архивах Южной Осетии, в Дзауском ущелье изучено около 50 башенных сооружений и крепостей, между тем, у меня есть все основания говорить, что их число на самом деле раза в три больше. Большинство из них на первый взгляд не видны, они разрушены или находятся в зарослях, но места обнаружить легко, как правило, это своеобразные курганы. Наличие их зачастую подтверждают и местные жители, многие из них знают об истории этих сооружений от своих предков. Вообще, проводя исследовательскую работу в высокогорной местности, крайне трудно разграничивать тематику работы, здесь все на столько тесно переплетено, что, допустим, к примеру, собирая материал о каком-либо башенном сооружении, можно неожиданно услышать легенду о фамилии, которой оно принадлежало, сказания об истории возникновения села и т.д. Поэтому стараюсь не упускать ни малейшую информацию, все, что можно узнать, я, как правило, фиксирую. Хотя, с этой стороны, в работе часто испытываю затруднения технического характера.
– Недавно стало известно об учреждении Краеведческого Общества в нашей республике, одним из инициаторов создания которого выступил и ты. Чем была вызвана такая необходимость и каковым будет запланированный объем работы?
– Необходимость вызвана недостаточным изучением растительного мира и горной местности нашего края. Между тем, подрастающее поколение должно знать о богатствах своей Родины, ближе знакомиться с флорой и фауной края. В наших горах растут растения и травы, названия и лечебные свойства которых нам не известны. Краеведческое общество должно будет непосредственно заниматься исследованием и изучением родного края, в этом заинтересованы многие люди. Пока что, в состав инициативной группы входят 15 человек, но в будущем, надеюсь, их число будет расти. Что касается планов, то на ближайшее будущее в них входит издание буклетов, чтение познавательных лекций подрастающему поколению относительно обычаев и традиций предков, планируется также водить детей в походы по заповедным местам Южной Осетии. Наше с вами поколение выросло в тяжелый период истории нашего государства, мы были ограничены во многом, сегодня же у молодых и юных очень много возможностей, в том числе и в сфере изучения истории и всех имеющихся богатств родного края. Поэтому нужны люди, которые им в этом помогут. Это и будет осуществляться, в основном, в рамках деятельности Краеведческого общества.
– Каковы личные планы на ближайшую перспективу? Нет ли мыслей о достижении ученой степени, повышении статуса научного сотрудника?
– Пока, честно говоря, я об этом не задумываюсь. Продолжаю заниматься делом, которое мне интересно. Звания, учение степени пока что для меня не являются самоцелью. Их нужно заслужить своим трудов. Сейчас важнее другое: успеть собрать побольше материалов. Именно успеть, потому что уходит из жизни старшее поколение, десятилетиями живущие в сельской местности, в высокогорье. А ведь именно они являются своеобразными мостиками в прошлое, кладезью информации, которую важно использовать. Что касается планов работы, то в ближайший год я продолжу изучение башенных сооружений, расположенных пока только в Дзауском районе. Ну, а по завершении всей работы планирую издать сборник всех собранных материалов. В своей работе я сотрудничаю практически с каждым научным сотрудником нашего НИИ, но в основном советуюсь с директором нашего института Робертом Гаглойты, академиком Нафи Джуссойты и историком, ученым Юрием Гаглойты. Мне всегда важно знать их мнение, а их советы неоценимы.
Беседу вела Рада Дзагоева
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.