О роли и позиции грузинской православной церкви в межнациональных конфликтах

31 октября 2006 Общество [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [7260 просмотров]
О роли и позиции грузинской православной церкви в межнациональных конфликтах

      Чем дальше отходят от нас трагические события, имевшие место в постсоветской Грузии в конце 80-х – начале 90-х годов XX века, тем настоятельней становится необходимость их глубокого и всестороннего анализа.В пылу борьбы, во время смертельного противостояния трудно сохранить беспристрастность и объективность. Но именно они являются бесспорными требованиями науки, исторической в особенности.Клио, конечно, особа своенравная и вертлявая, позволяющая себе, порой, достаточно легкомысленный флирт со всякого рода политическими и иными проходимцами, авантюристами, а подчас и преступниками. Но при всем этом у нее есть одно несомненное достоинство: по прошествии   определенного времени она, как бы признаваясь и раскаиваясь в своих прегрешениях, срывает с себя покровы тайны и начинает свидетельствовать. И это – ее звездный час, время торжества истины – высшей цели науки и всякого познания.

 Имея в виду Грузию, указанного выше периода, было бы преждевременно утверждать, что время полной и объективной правды пришло. Свидетельские показания еще не окончены. Но уже из того, что мы знаем, бесспорно одно: реанимация фашизма на европейской периферии, и ряда других регионов мира, стала свершившимся фактом. Анализ причин его возникновения и механизма функционирования должен быть перемещен в центр интеллектуального пространства современного человечества. Последнему необходимо осознать, что в конце второго тысячелетия ему брошен дерзкий вызов со стороны региональных режимов, по отношению к которым политика попустительства, снисходительности, двойного стандарта преступна и недопустима. Борьба против подобных режимов становится для многих народов фактором экзистенциальной значимости и важнейшей проблемой их национального бытия.Таковой она стала для многих народов, проживающих в Грузии, в первую очередь абхазского и осетинского.Межнациональным фактором, имевшим место на всем постсоветском пространстве, посвящены многочисленные газетные и журнальные публикации и научные исследования. Причем, разброс мнений, концептуальных и методологических установок, толкуемых исторических фактов, событий лиц, а также, различных подходов, предлагаемых «рецептов»  и прогнозов, настолько велик, что даже искушенному исследователю разобраться в них чрезвычайно сложно.Поэтому вышеуказанные исследования варьируются в диагнозе от строгой научности и объективности до совершенно неприемлемых в науке предвзятости и ангажированности.Классическим образцом последних являются исследования и публикации, практически, вех грузинских историков, политологов, представителей других гуманитарных наук.Выполняя социальный заказ, по всей видимости, неплохо оплачиваемый, гуманитарная наука в Грузии, имеющая известную в научном мире «рыночную» традицию, пытается ввести в заблуждение мировую общественность о наличии собственного фашизма и проводимой ее руководством политики геноцида в отношении негрузинского населения республики, в особенности абхазов и осетин. Они рассчитывают, таким образом, оправдать те злодеяния, от которых содрогнулся весь мир, или, в крайнем случае, смягчить тот резонанс, который ими был вызван. И, хотя, «грузины большие мастера уничтожать улики», вряд ли им это удастся, ибо недалеко то время, когда факту наличия фашизма в Грузии указанного периода будут приданы точность и статус математической аксиомы.В том, что грузинский шовинизм, издавна зафиксированный и наблюдаемый многими исследователями, принял в конце ХХ века агрессивный общенациональный характер и фашистский облик, повинно, в первую очередь, вышеуказанное сообщество грузинских ученых. Именно им обязана Грузия жестким кризисом, а возможно, и крахом своей государственности. Настанет время, и сам грузинский народ жестко спросит с них, хотя вряд ли возможно найти оправдание и ему самому, столь безответственно принявшему активнейшее участие в нацисткой сервировке своего «круглого стола» и погромах в Абхазии и Южной Осетии.То, что фашизм охватил различные сферы жизни грузинского общества – факт общеизвестный. Это политика, наука, литература, искусство и т. д.

Автор этих строк хорошо помнит, как захлебывались в восторге грузинские средства массовой информации, передавая различный истории о мужчинах и женщинах, рвущих семейно-брачные узы с женами и мужьями осетинской и абхазской национальности: грузинских юношах и девушках отказывающихся от своих негрузинских матерей. Он же был свидетелем постыднейщего, транслировавшегося на всю республику многочасового телешоу, на котором элитная, «золотая» студенческая и творческая часть грузинской молодежи серьезнеющим образом обсуждала проблему: «может ли порядочная грузинская женщина носить в своем чреве негрузина»,  - и поклялась впредь строжайшим образом блюсти свою национальную девственность.Вряд ли ХХ век удивлен подобной риторикой: нечто подобное он уже слышал в другом месте в другое время.Но, то о чем пойдет речь ниже, является совершенно уникальным явлением даже для ХХ века – века тотального предательства и измены.

     Речь – о позиции и роли грузинской православной церкви в грузино-абхазской и грузино-осетинской войнах начала 90-х годов ХХ века. Со всей определенностью и ответственностью должно быть заявлено: грузинская православная церковь, в лице ее высшего иерарха, заняла профашистскую позицию. Более того, она фактически благословила геноцид абхазов и осетин.

    Автор отдает себе отчет в чрезвычайной серьезности данного обвинения и готов его обосновать. Католикос Патриарх  всея Грузии Илиа II принял чрезвычайное решение, которое было зачитано им 28 октября 1990 года в Сионском Патриаршем Соборе, а затем опубликовано в грузинских СМИ. В нем, в частности, было сказано:«Во Имя Отца и Сына и Святого духа приказываю: отныне убийцу каждого грузина, несмотря на вину или невинность жертвы (убитого), объявить врагом грузинского народа. (Выд. Мною - Л.К.)Занести фамилию и имя убийцы в специальную книгу патриаршества и передавать из поколения в поколение как постыдное и подлежащее осуждению…»

    Нормальный человеческий разум встает, испытывая сильнейшую тревогу, а то и шок при обдумывании данного заявления, подкрепленного именем Высшего Авторитета - БОГА. Это или бред умалишенного, или злобная отрыжка антихриста.Что же получается, грузина, даже виновного, нельзя убивать, а невиновных православных – русских,  осетин, абхазов – можно, не говоря уже о евреях, армянах, курдах, азербайджанцах, проживающих на территории Грузии и не исповедующих православие. По меньшей мере, выглядит странным необходимость того, что убийца грузина должен быть проклят в веках и поколениях, а убийца осетина, абхаза, русского, еврея и других – не подлежит проклятию. Тогда чему он подлежит? Ответ прост до чрезвычайности - благословению. И для значительной части грузинского народа, одурманенного нацистской риторикой, оно и явилось таковым.В 1990 году, когда температурная кривая грузинского общества, уже давно зашкалила за опасную черту и никак не хотела опускаться, когда уже пролилась кровь в Абхазии и Южной Осетии, - вместо того, чтобы возвысить отечественный голос, Церкви в защиту разума, гражданского согласия и межнационального мира, из уст религиозного лидера Грузии, прозвучало вышеприведенное заявление, равносильное команде «фас!», и услышанное десятками тысяч четвероногих «соколов».Термины «Католикос» и «Патриарх» в переводе с греческого означают «всеобщий» и «отец» соответственно. Иначе говоря титул «Католикос – Патриарх Всея Грузии» означает «отец всех», причем не только православных грузин, но всех ее граждан, независимо от их национальной, социальной, конфессиональной и иной принадлежности.

      Далее. В «Независимой газете» от 31 октября 1991 года была опубликована статья Жанны Марукян «Христиане Южной Осетии просят протектората РПЦ», о содержании которой не трудно догадаться по вынесенному в ее названии заголовку.И уже 15 ноября того же года, газета «Свободная Грузия» опубликовала реакцию на нее главы Грузинской Церкви.Обращаясь к Патриарху Московскому и всея Руси его святейшеству Алексию II, Илиа II пишет: «В «Независимой газете» от 31.10.91 была опубликована статья Жанны Марукян «Христиане Южной Осетии просят протектората РПЦ», в которой говорится, что «Отец Виталий, настоятель Владикавказского Покровского храма, согласен взять на себя заботу о тысячах христиан Южной Осетии, обратившихся к нему с такой просьбой».Какое право имеет отец Виталий вмешиваться в юрисдикцию чужой Патриархии? Если кто-либо из жителей этого района по незнанию канонических правил или по невежеству, может быть, и обратился к нему с такой просьбой, но сам отец Виталий, вероятно, должен знать правила церкви, которые он грубо нарушает. Далее сей «поборник» чистоты Веры Христовой заключает: «Территория бывшей Южной Осетии никогда не была объединена с Северной Осетией: это исконная территория Грузии». Обращаю внимание читателя на то, что французы называют «fasonde parle». Нетрудно представить какой восторг вывала данная фразеология Илиа II у Гамсахурдиа-сотоварища. В этом обращении, полном цинизма и патологической ненависти к осетинам, отчетливо проглядывается звериный оскал нациста.Илиа II должен знать, что народ Южной Осетии просится в лоно Русской Православной Церкви не по «незнанию канонических законов или невежеству», а по той простой причине, что он, истекая кровью и не услышав слов пастырского утешения и помощи с его стороны, обратил свой взор к единой России. А должны ли вообще рядовые верующие разбираться в тонкостях канонического права. Если да – то в том, что рядовая паства не знакома с каноническим правом, виновата сама Церковь, не занимающаяся ее религиозным просвещением. Если нет – причем тут «незнание» и «невежество»? Преисполненное неприкрытой ненавистью к осетинам, это выражение настолько явно перекликается с широко известным заявлением Гамсахурдиа об осетинах, как о «диком, необразованном» народе, что о случайном совпадении не может быть и речи. А до грузинского народа не доводят или не доходит тот факт, что «дикие», «необразованные», «невежественные» осетины на юге с 23 ноября 1989 г., т.е. с первого же дня агрессии по 16 декабря того же года «не позволили себе ни одного случая (!) заложничества или насилия над грузинами. Потом уже – да. Но к тому времени обратных случаев было уже более сотен».  А на севере чуть ли не к каждому грузинскому дому приставили охрану, оберегая их достоинство и безопасность от десятков тысяч озлобленных беженцев из Грузии, которые после пережитого им ада могли стать на тропу весьма понятной мести. Могли, да не стали. Невежественные, одним словом, что с них взять.Каждый народ должен знать и знает одно право – право жить на собственной земле, помня всегда при этом, что она дана ему Богом. Должен знать он также и то, что для церкви нет и не должно быть различия между людьми по каким бы то ни было признакам, ни по национальным или социальным, ни по вере, ни по цивилизованности или дикости, ибо сказано «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни не обрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».   (Колоссянам 3 : 10).

     А конец обращения есть одно убедительное свидетельство весомого вклада высшего иерарха Грузинской Православной Церкви в нацистскую полифонию. Выражения типа «бывшей Южной Осетии», «исконная территория Грузии» были весьма почитаемы бывшим грузинским фюрером и сейчас в ходу у его последышей.Удивительное родство душ. И зловещее. Подобная риторика однозначно расценивается народом Осетии (и не только) как нацистская.Возможно Илиа II в этом мире не дождется своего Нюрнберга, но куда ему деться от Верховного Судии. Мы, «невежественные» христиане, не желаем ему смерти по одной единственной причине: чтобы он был вечным бессмертным свидетелем того, что Южная Осетия была, есть и будет, точно так же как была, есть и будет Абхазия. Учитывая его отношение к Осетии и Абхазии, весьма подозреваю, что большего наказания ему трудно подыскать.Сам того не подозревая, Илиа II изрек истину, когда заявил, что «территория Южной Осетии никогда не была объединена с Северной Осетией». Действительно Южная Осетия и Северная Осетия никогда не были объединены по той простой причине, что они всегда составляли единый и цельный этнический организм и никогда не были разъединены. И только по милости большевиков Южная Осетия в 1921 г. была предана и передана Грузии. Обращение православных Южной Осетии с просьбой принять их под протекторат РПЦ есть свидетельство недоверия к Грузинской Православной Церкви и ее главе.Церковь – посредник между Богом и людьми. А Грузинская Православная Церковь вызывает у осетинского, абхазского и других негрузинских народов, живущих в Грузии, ассоциацию с множеством расплодившихся посреднических фирм, о которых в народе сложилось общеизвестное мнение и вряд ли оно нуждается в комментариях.По какому праву Илиа II может запретить православным Южной Осетии по доброй воле выбрать себе духовного пастыря. Уж не по праву ли Пуришкевича?! Да и что получается? Политические лидеры Грузии мечтают изгнать осетин за ее пределы, а ее духовный вождь руководствуется принципом «тащить и не пущать». Напрасные потуги. Осетины никогда не придут под руку Илии II, ибо сказано: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные».  (Матфея 7 : 15).

    А вот у Русской Православной Церкви иное понимание христианской морали и православных ценностей.В своем письме, направленном на имя Илии II, Патриарх Московской и всея Руси Алексий II пишет: «…чувствую необходимость для себя совершить действия, выходящие за рамки канонического права. В эти дни я считаю необходимым обратиться к пастве не моей, а Вашей Церкви. Побуждают меня к этому печальные вести из Южной Осетии.Дорогие братья и сестры! В эти дни, когда люди готовы в спорах за землю проливать на эту землю кровь людей, Слово Божие, которое все мы слишком склонны забывать за немолчным шорохом газетных страниц, да напомнит нам, что мы – пришельцы на земле, и наш путь лежит к Вечному Богу.Творцом нам дана земля. И мы должны будем дать ответ в том, как использовали мы данный нам талант. Скажем ли мы: Вот, Господи, мы, любим эту землю, и живя на ней, мы славили тебя, ее Творца; и мы выращивали на ней виноград и пшеницу, а вино и хлеб привносили в твои алтари, чтобы через эти самые простые земные дары Ты смог приобщить нас к Себе». Или скажем: «Вот, Господи, мы так любили эту землю, что убивали и прогоняли всех, кто кроме нас хотел назвать ее своею».

    Далее, высший иерарх РПЦ заявляет: «Один скончавшийся несколько лет назад московский священник на вопрос, что нельзя есть Постом, напутствовал: «Людей не ешь».Как не можно войти в Пост, приблизиться к Чаше Христовой, творя или оправдывая насилие. А оно сегодня -  в Южной Осетии и на улицах Цхинвала. Иверия – земля Божией Матери. Но не может же она благословлять тех, кто блокирует, лишает самого необходимого многотысячный город, к тому же населенный православными христианами…  Христианская вера не дает права ненавидеть кого бы то ни было на «законном основании».

   И если даже мы священническим словом и не сможем остановить кровопролитие, но, возвысив свой голос против него, мы по крайней мере избежим другого греха – не дадим повода врагам Православия утверждать, что наши национальные церкви не могут-де стать выше национализма».Грузинская церковь не избежала этого греха, она не смогла стать выше национализма, благодаря, в первую очередь, своей голове.И лицемерные реминисценции последнего о своей осетинской молодости, то и дело, появляющиеся в нашей прессе, никого не должны вводить в заблуждение, ибо сказано: «Порождения ехидны! Как вы можете говорить доброе будучи злыми!»  (Матфея).Осмелюсь напомнить читателю один широко известный гносеологический постулат: «Двух истин не бывает. Истина всегда одна», и пусть она сама решает, чьими же устами она глаголет – главы грузинской церкви или Его Святейшества Алексия II. Осетинский народ не имеет права забыть то, что «крестовые походы» против них «благословил» именно Илиа II. Что даты этих походов совпадают с великими церковными праздниками ноября 1989 г. – день  Святого Георгия Победоносца, самого высокочтимого в Осетии святого, и 7 января 1991 г. – день Рождества Христова.В памяти осетин слишком свежи примеры неприкрытого нацизма со стороны грузинского патриаршего престола» (Н. Прокопец. Кавказский край, № 22, 25-31 мая 91 г.).Еще многое предстоит выяснить по проблеме заявленной темы, «ибо нет ничего, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано», (Матфея 12 : 34), хотя и то, что нам известно о позиции и роли высшего руководства Грузинской Православной Церкви в геноциде абхазов и осетин, может ввергнуть любого порядочного человека в состояние глубокой прострации.Фашизм циничен в любых своих проявлениях, но даже он порой старается соблюсти приличия. Цинизму же высшего иерарха Грузинской Православной Церкви нет пределов. Выказывая неприкрытую ненависть к негрузинам, благословляя геноцид абхазов и осетин, он еще смеет возмущаться тем фактам, что православные Южной Осетии отвернулись от него. Что дает, то и получает. Сказано ведь: «Какою мерою, такою же отмериться и вам» (Луки 6: 3). Именно Илиа II довел южных осетин до того, что даже в Парламенте Южной Осетии раздавались заявления о принятии Ислама. «Над православием Южной Осетии навис страшный грех вероотступничества. И этот грех целого народа падает… на головы, увенчанные патриаршими тиарами. Ни суд истории, ни суд Божий не простят Патриархам обращение в иную веру народа, христианские храмы которого являются древнейшими на территории России (Н. Прокопец, указанный источник). Народ Южной Осетии просил и будет просить протектората РПЦ, а ее высшего иерарха – Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – принять  его под свою руку, ибо сказано: «Просите и дано будет вам, ищите и найдете; стучите и отворят вам; ибо всякий просящий получает и ищущий находит, и стучащему отворят».  (Матфея 6 : 7,8).

 Лео Кочиев, старший преподаватель Горского государственного аграрного университета, кандидат философских наук.  ИА ОСинформ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Мегафон

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 8098595 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

ЮОГУ

Потолки

Цитаты

Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.
***
Когда мне было 5 лет, мама всегда твердила мне, что самое важное в жизни — быть счастливым. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я написал «счастливым». Мне сказали – «ты не понял задание», а я ответил — «вы не поняли жизнь».
***
Настоящий друг — это человек, который выскажет тебе в глаза все, что о тебе думает, а всем скажет, что ты — замечательный человек. © Омар Хайям,
***
Не всегда просит прощения тот, кто виноват. Просит прощения тот, кто дорожит отношениями.
***
Производство сайтов

Новости

«    Ноябрь 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30  
Энергоресур

Объявления

17 ноября из Цхинвала в Москву отправляется грузовой автотранспорт, 19 и 20 будет в районе Печатники. Из Москвы выезд 21 числа. Цена за килограмм груза 70 рублей . Телефон для справок ,8 928 857 55 50, спросить Вову. Стаж работы более 5 лет
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия