И Солнце увидит наш костер
22 декабря 2017 Фото / Религиозные праздники [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2315 просмотров]
О цхинвальцах, которые уже несколько лет пытаются возродить сакральные традиции предков, я слышала не первый год. Многих из них знала лично, попасть на празднование Цыппурса, который отмечают в день зимнего солнцестояния, вместе с ними удалось впервые.
До рассвета на северной окраине Цхинвала, возле древней крепости, собралось порядка двадцати человек. Молодые мужчины разного возраста и профессий начали разжигать костер, раскладывать традиционное угощение. Все ждали восхода солнца, которому посвящалось все это действо. С рассветом, встав вокруг костра большим кругом, они стали произносить молитвы, передавая друг другу осетинскую деревянную чашу с пивом. Костер старались сделать большим и ярким, кто-то из младших даже произнес: «пусть Солнце увидит, какой костер мы развели». После молитв, обращенных к Богу и Солнцу, мужчины пели и исполняли ритуальный хоровод вокруг костра. Единственная женщина, которая не первый раз отмечает с ними Цыппурс, Нелли Габараева, сказала в разговоре с «Эхом Кавказа»:
«Именно с приходом солнца начинается новая жизнь в новом году. И осознание этого на меня очень благоприятно действует, я ухожу отсюда с новой энергией, с новыми хорошими помыслами. Я верю в это чудо, потому что костер нас объединяет».
Уже третий год подряд приходит разжечь костер к старой крепости и журналист Гурам Карсанов. Он делится: после того, как фотографии с празднования Цыппурс он и его друзья выкладывают в социальные сети, их начинают называть в комментариях к посту «бесогонами» и «сектантами». Но для него это, прежде всего, праздник души:
«Многих ребят, которые здесь собираются, я практически не знаю, но тут бывает момент единения. Для меня это, в том числе, единение. Может, этот и попахивает язычеством в кавычках, но однако же не знаю, язычество это или нет, главное – для души, когда это приносит какую-то пользу, главное, чтобы было приятно душе. Возрождение традиций – это всегда классно, это всегда хорошо. Вспомните, когда мы учились еще в советских школах, мы отказались от многих традиций. Многие из них и я бы не стал возвращать, такие как калым, например. Но традиции, которые приносят единение для народа и радость... почему бы и нет?»
Во всем должна быть мера, продолжает Карсанов, никто не призывает жить по законам десятого века, когда за окном уже двадцать первый, но никто не запрещает получать удовольствие от реконструкции каких- то важных для наших предков традиций.
Один из энтузиастов, возрождающих древние аланские верования, Юрий Бетеев, говорит, что переломным для его религиозного мировоззрения стало посещение мужского святилища Реком в Северной Осетии, куда каждый год отправляются и жители Южной Осетии:
«Потребность в праздновании древних праздников сейчас очень возросла, учитывая, что все это началось в Северной Осетии в святилище Реком, которое посещали люди. Там в 2014 году было примерно 150 человек. Когда мы поехали, в 2014 году нас было 15 человек из Южной Осетии. И в этом году уже 220 человек посетило Реком. Почему они посещают Реком? Потому что человек окунается в архаичность и даже на генетическом уровне понимает, что это его, там он общается без посредников с Богом. Хорошо то, что там и алкоголя нет, выпивки. Есть просто обряд, танцы, молитвы и песни».
Рассказал Юрий Бетеев и о сегодняшнем обряде:
«Люди собрались, сделали артхурон. Это арт (огонь) и хур ( солнце). И мы разожгли огонь (арт) и произносили молитвы Солнцу, ведь Солнце дает жизнь, без него жизни нет, поэтому наши предки всегда говорили Солнцу спасибо. И мы тоже. Это как бы внутренний позыв, душевный порыв был, поэтому мы и празднуем это. Когда мы разожгли огонь, то произнесли тост за Бога, за Уастырджи, за Солнце, чтобы Солнце приносило тепло во все наши дома».
На претензии оппонентов о том, что это язычество, неприемлемое в православном государстве, Бетеев отвечает просто:
«Все религии мира базировались на язычестве. И все эти религии молятся на Восток, на Солнце. И если мы молимся Уастырджи, то что, мы другие? Это наша вера, мы же не говорим что какая-то другая вера плохая? И что плохого, допустим, в поклонении Солнцу? Мы же не поклоняемся чертям?!»
Юрий Бетеев утверждает, что количество людей, желающих присоединиться к проведению обрядов предков, растет в геометрической прогрессии. В подтверждение он показывает мне на проезжающие мимо автомобили, на стеклах которых красуется триединый символ трех главных святилищ Осетии – Реком, Таранджелос и Мыкалгабырта.
Еще все они верят, что молитвы предков, которые произносятся над городом, всенепременно помогут обрести ему счастье и покой. А если не верить, говорит Бетеев, то зачем молиться?
Ирина Келехсаева
фото: Нелли Габараевой
До рассвета на северной окраине Цхинвала, возле древней крепости, собралось порядка двадцати человек. Молодые мужчины разного возраста и профессий начали разжигать костер, раскладывать традиционное угощение. Все ждали восхода солнца, которому посвящалось все это действо. С рассветом, встав вокруг костра большим кругом, они стали произносить молитвы, передавая друг другу осетинскую деревянную чашу с пивом. Костер старались сделать большим и ярким, кто-то из младших даже произнес: «пусть Солнце увидит, какой костер мы развели». После молитв, обращенных к Богу и Солнцу, мужчины пели и исполняли ритуальный хоровод вокруг костра. Единственная женщина, которая не первый раз отмечает с ними Цыппурс, Нелли Габараева, сказала в разговоре с «Эхом Кавказа»:
«Именно с приходом солнца начинается новая жизнь в новом году. И осознание этого на меня очень благоприятно действует, я ухожу отсюда с новой энергией, с новыми хорошими помыслами. Я верю в это чудо, потому что костер нас объединяет».
Уже третий год подряд приходит разжечь костер к старой крепости и журналист Гурам Карсанов. Он делится: после того, как фотографии с празднования Цыппурс он и его друзья выкладывают в социальные сети, их начинают называть в комментариях к посту «бесогонами» и «сектантами». Но для него это, прежде всего, праздник души:
«Многих ребят, которые здесь собираются, я практически не знаю, но тут бывает момент единения. Для меня это, в том числе, единение. Может, этот и попахивает язычеством в кавычках, но однако же не знаю, язычество это или нет, главное – для души, когда это приносит какую-то пользу, главное, чтобы было приятно душе. Возрождение традиций – это всегда классно, это всегда хорошо. Вспомните, когда мы учились еще в советских школах, мы отказались от многих традиций. Многие из них и я бы не стал возвращать, такие как калым, например. Но традиции, которые приносят единение для народа и радость... почему бы и нет?»
Во всем должна быть мера, продолжает Карсанов, никто не призывает жить по законам десятого века, когда за окном уже двадцать первый, но никто не запрещает получать удовольствие от реконструкции каких- то важных для наших предков традиций.
Один из энтузиастов, возрождающих древние аланские верования, Юрий Бетеев, говорит, что переломным для его религиозного мировоззрения стало посещение мужского святилища Реком в Северной Осетии, куда каждый год отправляются и жители Южной Осетии:
«Потребность в праздновании древних праздников сейчас очень возросла, учитывая, что все это началось в Северной Осетии в святилище Реком, которое посещали люди. Там в 2014 году было примерно 150 человек. Когда мы поехали, в 2014 году нас было 15 человек из Южной Осетии. И в этом году уже 220 человек посетило Реком. Почему они посещают Реком? Потому что человек окунается в архаичность и даже на генетическом уровне понимает, что это его, там он общается без посредников с Богом. Хорошо то, что там и алкоголя нет, выпивки. Есть просто обряд, танцы, молитвы и песни».
Рассказал Юрий Бетеев и о сегодняшнем обряде:
«Люди собрались, сделали артхурон. Это арт (огонь) и хур ( солнце). И мы разожгли огонь (арт) и произносили молитвы Солнцу, ведь Солнце дает жизнь, без него жизни нет, поэтому наши предки всегда говорили Солнцу спасибо. И мы тоже. Это как бы внутренний позыв, душевный порыв был, поэтому мы и празднуем это. Когда мы разожгли огонь, то произнесли тост за Бога, за Уастырджи, за Солнце, чтобы Солнце приносило тепло во все наши дома».
На претензии оппонентов о том, что это язычество, неприемлемое в православном государстве, Бетеев отвечает просто:
«Все религии мира базировались на язычестве. И все эти религии молятся на Восток, на Солнце. И если мы молимся Уастырджи, то что, мы другие? Это наша вера, мы же не говорим что какая-то другая вера плохая? И что плохого, допустим, в поклонении Солнцу? Мы же не поклоняемся чертям?!»
Юрий Бетеев утверждает, что количество людей, желающих присоединиться к проведению обрядов предков, растет в геометрической прогрессии. В подтверждение он показывает мне на проезжающие мимо автомобили, на стеклах которых красуется триединый символ трех главных святилищ Осетии – Реком, Таранджелос и Мыкалгабырта.
Еще все они верят, что молитвы предков, которые произносятся над городом, всенепременно помогут обрести ему счастье и покой. А если не верить, говорит Бетеев, то зачем молиться?
Ирина Келехсаева
фото: Нелли Габараевой
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.