20 марта, в Алании, как и у ряда народов цивилизаций древности, наступит Новый год, который всегда приходится на весеннее равноденствие. У нашего народа он издревле называется – Бæлдæрæн
Ярким примером такой несуразицы, как раз и является праздник Бæлдæрæн, который приходится, как указывалось, на дни астрального весеннего равноденствия, а это неизменно 19, 20 или 21 марта. Так вот, еще в позапрошлом веке этот праздник пробуждения природы и фактический Новый год у алан-осетин справлялся, как и полагалось, в середине марта. Но на эти дни неизменно приходятся и дни христианского Великого поста. Могли ли осетины праздновать и ликовать, когда в царской России проходили дни христианской религиозной скорби? Конечно же, нет. Именно поэтому еще в те годы в сознании нашего народа поэтапно, но успешно было утверждено, что празднование Бæлдæрæн приходится на следующую неделю после окончания поста и празднования Пасхи... Ну а после свержения самодержавия эта позиция уже сохранилась.
Тут следует сразу пояснить, что весеннее равноденствие для многих народов является фактическим началом нового цикла хозяйственного календаря. И если учитывать, что наши предки в древности жили по Лунному календарю, то приход Нового года как раз приходится на весну (19-21 марта) на период равноденствия, когда по всей Осетии широко и отмечался национальный праздник Бæлдæрæн. Чтобы не бытьголословными, обратимся к описанию содержания данного праздника, изложенного в «Осетинской этнографической энциклопедии» (Владикавказ, 2012 г.): «Народная память сохранила выражение «бæлдæрæны куывдтæ», свидетельствующее о масштабах пиршеств, длившихся в древности целую неделю. В день Бæлдæрæн старались быть веселыми, поскольку существовало поверье: как проведешь этот день, такими будут и оставшиеся дни года… Этот весенний праздник наступает, когда земля просыпается от зимней спячки и под теплом Солнца все приходит в движение. Иными словами, зарождение новой жизни. Начала нового. В старину Бæлдæрæн, по сути, и являлся приходом Нового года. Согласно поверьям осетин, вся природа – лес, деревья, камни, скот, все живое, сотворены изначально парами и в этот день совокупляются, порождая новую жизнь. Опуская интимное содержание словосочетания, что в старину не табуировалось, отметим, что праздник нес, в первую очередь, понимание начала новой жизни, пробуждения природы после зимнего застоя и спячки. Это главная основа праздника, который приходился на период равноденствия, когда день и ночь уравнивались в своей продолжительности. Отметим, что этот праздник единственный, у которого нет своего святилища, что говорит о его широком, внетерриториальном восприятии у народа. Только в последнее время, не зная историю и семантику праздника, в честь Бæлдæрæн зачем-то стали строить отдельные святилища, что в корне неверно».
Для полноты картины еще одна ссылка. В «Словаре осетинской мифологии и уклада жизни» (Владикавказ, 2015) прямо пишется: «Бæлдæрæн наступает, когда земля просыпается от зимней спячки, когда уже не дремлет, а под теплом Солнца все приходит в движение, когда день и ночь обмениваются своими правами и начинает удлиняться день… Ритуалы празднования Бæлдæрæн весьма схожи с ритуалами празднования Нового года. В те времена, когда наши предки Солнце считали жизненным даром, когда поклонялись огню, они встречали приход Нового года, когда солнце одаривало все сущее животворным теплом, когда день становился длиннее ночи».И далее из указанного Словаря: «А те люди, которые указывают, что Бæлдæрæн бывает после Великой Пасхи, ошибаются. Пасха приходится на апрель или на май. А весеннее равноденствие ежегодно приходится на март». То есть на время, когда проходит православный пост. Такая вот сущность и сроки общенационального праздника Бæлдæрæн, основанного как раз-таки на древнем Лунном календаре.
И еще одно дополнение. Неслучайно такой персонаж осетинского пантеона, как Ног Бон (Новый день), отождествляемый с Новым годом, в отличие от других народов, изображался не традиционно пожилым мужичком в виде российского Деда Мороза или западного Санта-Клауса, а воспринимался непосредственно молодым юношей. Поскольку это зарождение новой жизни, всего нового.
Такая вот история. При этом все национальные празднества и дзуары бонтæ, по нашему мнению, надо отсчитывать именно от Бæлдæрæн, а не привязывать для удобства их исчисление, как это происходило последнее столетие, к Пасхе. Это просто неверно по сути. Иными словами, если понимать, что данный праздник отмечается в марте, когда начинается астрономическая весна и его главный смысл подготовка и переход к весенним полевым работам, является аспектом символики циклического возрождения, значит неизбежно и смещение (или возвращение)всего празднично-религиозного цикла нашего народа.
Однозначно, у предков осетин Новый год приходит не по принятому стилю – 1 или 13 января. Но, в любом случае, нашим ученым давно пора определиться с правильным исчислением, и не бояться отойти от европейского 1 января, если того требует история, как не боятся этого делать во многих, в том числе и приведенных в начале статьи странах. По крайней мере, для исчисления дат дзуары бонтæ. Поскольку календари в истории человечества менялись не раз, а традиции, прошедшие века, должны быть незыблемы. И если мы надеемся на покровительство высших сил, то стоит вернуться к Лунному календарю, по которому те или иные дни и несут благость и достаток… В любом случае, добрых дней вам и счастья в Новом, по древнему исчислению, году, наши дорогие соотечественники! Ног азы хорзæх, Иры адæм!
А. Кочиев
Рубрика «Колонка редактора»
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.