Трагические события не обошли стороной высокогорное село Мзиу
25 января 2020 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1545 просмотров]
Трагические события 1920 года в Южной Осетии замалчивались при советской власти. Несмотря на факт геноцида южных осетин, население Южной Осетии строило будущее в «дружбе» со всеми народами СССР, вопреки на постоянной дискриминации по национальному признаку с грузинской стороны.
Историки, исследовавшие геноцид южных осетин, признаются — насколько скудную информацию можно собрать, даже изучая материалы множества архивов. Но поинтересовавшись «семейными историческими архивами» можно найти интересные истории, связанные с событиями 1920 года.
«С корабля на бал»
В начале 20 века в высокогорном селении Мзиу Дзауского района жизнь кипела, пока грузинские меньшевики не стерли село с лица земли. Территориально село было поделено на три части: Верхний и Нижний Мзиу и Галуантыкау. Там проживали представители фамилии Еналдиевых, Кабисовых, Ходовых, Котаевых, Габараевых, Тигиевых, Дзерановых и Галавановых.
Наталья и Назират Еналдиевы рассказали нам, как пережила эти события их семья со слов отца Бориса Еналдиева, свидетеля и очевидца геноцида 1920 года.
Борис Еналдиев родился в 1892 году и до трагических событий в Южной Осетии был участником Первой мировой войны. В ходе боевых действий он попал в плен и в Германии пробыл около трех лет. После войны Борис Еналдиев вернулся в родное село. Закаленный в боях и опытный солдат стал связным между революционными комитетами и партизанскими отрядами Севера и Юга Осетии. По воспоминаниям Натальи Еналдиевой, ее отец часто вспоминал Александра Джатиева, Александра Тибилова и Мате Санакоева, так как в основном сведения передавал им. Помимо революционной деятельности Еналдиев помогал отцу Джамболату по хозяйству. Джамболат Еналдиев был состоятельным и трудолюбивым человеком. Он содержал десятки голов крупного и мелкого рогатого скота, владел магазином в Цхинвале. Кроме реализации молочных, мясных и иных продуктов питания, как вспоминает Наталья Еналдиева, в магазине производили конфеты «карамель» и «кис-кис». Завистники считали Джамболата кулаком, доносили на него, но никакая комиссия не могла придраться к нему. Глава большого семейства, воспитывавший двух сыновей и шесть дочерей, Джамболат Еналдиев с их помощью вел свое хо-зяйство и не нуждался в содержании слуг и батраков.
История отца и сына
По словам Натальи, Борис, связанный с партизанскими отрядами, знал о бесчинствах меньшевистской Грузии. 12 июня 1920 года грузинская меньшевистская гвардия ворвалась в Цхинвал. Погибло много защитников города. Цхинвальцы не могли оказать меньшевикам должное сопротивление, так как не были вооружены. Началась чистка территории Южной Осетии от осетин. 20 июня расстреляли 13 коммунаров. Вместе с 13 коммунарами грузины задержали и Гедевана Галаванова, жителя Мзиу. Он был неграмотный и когда его грузины спрашивали, за что воевал, то не смог дать внятного ответа, поэтому избив до полусмерти его отпустили. Далее грузинские меньшевики перешли к районам Южной Осетии, убивая жителей сел и поджигая дома. После Знаурского района меньшевики двинулись на Дзауский район.
«Тревожные слухи все больше охватывали и с. Мзиу. Старейшинами было решено присоединиться к беженцам. Многие из сельчан вскопали огромные ямы, куда спрятали самое ценное и население Мзиу от мала до велика направилось с колонной беженцев из остальных сел в Северную Осетию. Дед — Джамболат Еналдиев, наотрез отказался покидать село, остался там один. Борису нелегко было оставлять отца, но он был ответственен за остальных членов семьи, особо он боялся за сестру, которая была в положении и увел семью к родственникам в Северную Осетию», — вспоминает Еналдиева.
Вскоре «непрошенные гости» пожаловали в село, продолжила рассказ Назират Еналдиева. Увидев чужаков на конях, Джамболат ушел в лес. Не прошло и часа как запылала вся деревня, в том числе и дом Еналдиевых. Не горел только дом на самом краю села, принадлежавший предателю, который и привел грузинских меньшевиков в Мзиу. Несколько дней Джамболат прятался в медвежьей берлоге в лесу. Узнав, что Мзиу постигла участь всех осетинских сел, Борис вернулся, чтобы разыскать отца. Он подошел к сгоревшему дому, откуда еще шел дым, и оплакивая отца, в обгоревших обломках и золе искал его останки. Наблюдая за происходящим из леса Джамболат спустился в село, тихо подкрался к сыну и громко за спиной спросил: «Не меня ли ты там ищешь?». Отец и сын обрадовались друг другу. Борис рассказал ему, через что проходят беженцы, что многие не перешли через перевал, умерли от холода и голода. В таких ужасных условиях среди беженцев распространился тиф, унесший немало жизней.
Старик день проводил в лесу, ночью спускался в село. Через пару дней, по словам Натальи Еналдиевой, в село вернулись соседи, отец с сыном, чтобы унести с собой хотя бы картофель и спасти от голода семью в дороге. Кто-то донес на них и меньшевики вернулись в село. Соседи, заполнив картофелем самодельные из козьей шкуры сумки, успели уйти в лес и догнать на перевале семью. А вот Джамболата, попытавшегося скрыться в лесу, они заметили и стали его преследовать, стрелять вслед. У старика было оружие и он отстреливался, но грузины не отстали. Они были на конях, а он пеший, и шансы на спасение у Джамболата были ничтожно малы. Окинув взглядом родное село, горец мысленно попрощался с ним, но в нескольких метрах от себя увидел возможное спасение – сошедшую зимой лавину. Хоть в горных лесах Мзиу было холодно, но стоял июнь и горный ручеек пробил дорогу в лавине, образовав небольшой лаз. Дзамболат бросился в этот лаз и начал пробираться к лесу в сторону села Кусджыта. Грузины, уверенные, что рано или поздно он вылезет или замерзнет там, прождали несколько часов и ушли. Два раза спасшись от врага, Джамболат решил не испытывать судьбу в третий раз и двинулся в сторону севера.
Борису Еналдиеву как связному за эти две недели пришлось несколько раз перейти перевал, соединяющий Север и Юг Осетии. В очередной раз он решил проведать отца. Долго он искал старика и на территории села, в медвежьей берлоге в лесу, обошел окрестности, но не нашел. Отчаявшись, ругая себя, что не смог уговорить отца покинуть село, он вернулся в Северную Осетию к родственникам, приютивших его семью. Сестры заметили осунувшееся от отчаяния лицо брата и, смекнув, в чем дело, решили подшутить, спрятали отца в другой комнате. Мрачный Борис зашел в дом и смахивая слезы, сообщил, что не смог найти отца и, скорее всего, его убили грузины. Джамболат отругав дочерей за такую злую шутку, вышел к сыну и стал успокаивать удивленно уставившегося на него сына.
В Южной Осетии установилась советская власть. Люди стали возвращаться обратно, но далеко не все решились вернуться. Ведь всему населению Юга Осетии предстояло заново обустраивать жизнь. Вернулась в Мзиу и семья Еналдиевых. Свыше 20 тысяч человек остались в Северной Осетии и других северокавказских республиках. В многонаселенное до трагических событий село Мзиу вернулись только одиннадцать семей. Это был настоящий геноцид осетинского народа! Не суждено было вернуться домой тысячам людей. Погибло очень много женщин, стариков и детей. Были сожжены десятки осетинских сел.
Мадина БЯЗРОВА
Историки, исследовавшие геноцид южных осетин, признаются — насколько скудную информацию можно собрать, даже изучая материалы множества архивов. Но поинтересовавшись «семейными историческими архивами» можно найти интересные истории, связанные с событиями 1920 года.
«С корабля на бал»
В начале 20 века в высокогорном селении Мзиу Дзауского района жизнь кипела, пока грузинские меньшевики не стерли село с лица земли. Территориально село было поделено на три части: Верхний и Нижний Мзиу и Галуантыкау. Там проживали представители фамилии Еналдиевых, Кабисовых, Ходовых, Котаевых, Габараевых, Тигиевых, Дзерановых и Галавановых.
Наталья и Назират Еналдиевы рассказали нам, как пережила эти события их семья со слов отца Бориса Еналдиева, свидетеля и очевидца геноцида 1920 года.
Борис Еналдиев родился в 1892 году и до трагических событий в Южной Осетии был участником Первой мировой войны. В ходе боевых действий он попал в плен и в Германии пробыл около трех лет. После войны Борис Еналдиев вернулся в родное село. Закаленный в боях и опытный солдат стал связным между революционными комитетами и партизанскими отрядами Севера и Юга Осетии. По воспоминаниям Натальи Еналдиевой, ее отец часто вспоминал Александра Джатиева, Александра Тибилова и Мате Санакоева, так как в основном сведения передавал им. Помимо революционной деятельности Еналдиев помогал отцу Джамболату по хозяйству. Джамболат Еналдиев был состоятельным и трудолюбивым человеком. Он содержал десятки голов крупного и мелкого рогатого скота, владел магазином в Цхинвале. Кроме реализации молочных, мясных и иных продуктов питания, как вспоминает Наталья Еналдиева, в магазине производили конфеты «карамель» и «кис-кис». Завистники считали Джамболата кулаком, доносили на него, но никакая комиссия не могла придраться к нему. Глава большого семейства, воспитывавший двух сыновей и шесть дочерей, Джамболат Еналдиев с их помощью вел свое хо-зяйство и не нуждался в содержании слуг и батраков.
История отца и сына
По словам Натальи, Борис, связанный с партизанскими отрядами, знал о бесчинствах меньшевистской Грузии. 12 июня 1920 года грузинская меньшевистская гвардия ворвалась в Цхинвал. Погибло много защитников города. Цхинвальцы не могли оказать меньшевикам должное сопротивление, так как не были вооружены. Началась чистка территории Южной Осетии от осетин. 20 июня расстреляли 13 коммунаров. Вместе с 13 коммунарами грузины задержали и Гедевана Галаванова, жителя Мзиу. Он был неграмотный и когда его грузины спрашивали, за что воевал, то не смог дать внятного ответа, поэтому избив до полусмерти его отпустили. Далее грузинские меньшевики перешли к районам Южной Осетии, убивая жителей сел и поджигая дома. После Знаурского района меньшевики двинулись на Дзауский район.
«Тревожные слухи все больше охватывали и с. Мзиу. Старейшинами было решено присоединиться к беженцам. Многие из сельчан вскопали огромные ямы, куда спрятали самое ценное и население Мзиу от мала до велика направилось с колонной беженцев из остальных сел в Северную Осетию. Дед — Джамболат Еналдиев, наотрез отказался покидать село, остался там один. Борису нелегко было оставлять отца, но он был ответственен за остальных членов семьи, особо он боялся за сестру, которая была в положении и увел семью к родственникам в Северную Осетию», — вспоминает Еналдиева.
Вскоре «непрошенные гости» пожаловали в село, продолжила рассказ Назират Еналдиева. Увидев чужаков на конях, Джамболат ушел в лес. Не прошло и часа как запылала вся деревня, в том числе и дом Еналдиевых. Не горел только дом на самом краю села, принадлежавший предателю, который и привел грузинских меньшевиков в Мзиу. Несколько дней Джамболат прятался в медвежьей берлоге в лесу. Узнав, что Мзиу постигла участь всех осетинских сел, Борис вернулся, чтобы разыскать отца. Он подошел к сгоревшему дому, откуда еще шел дым, и оплакивая отца, в обгоревших обломках и золе искал его останки. Наблюдая за происходящим из леса Джамболат спустился в село, тихо подкрался к сыну и громко за спиной спросил: «Не меня ли ты там ищешь?». Отец и сын обрадовались друг другу. Борис рассказал ему, через что проходят беженцы, что многие не перешли через перевал, умерли от холода и голода. В таких ужасных условиях среди беженцев распространился тиф, унесший немало жизней.
Старик день проводил в лесу, ночью спускался в село. Через пару дней, по словам Натальи Еналдиевой, в село вернулись соседи, отец с сыном, чтобы унести с собой хотя бы картофель и спасти от голода семью в дороге. Кто-то донес на них и меньшевики вернулись в село. Соседи, заполнив картофелем самодельные из козьей шкуры сумки, успели уйти в лес и догнать на перевале семью. А вот Джамболата, попытавшегося скрыться в лесу, они заметили и стали его преследовать, стрелять вслед. У старика было оружие и он отстреливался, но грузины не отстали. Они были на конях, а он пеший, и шансы на спасение у Джамболата были ничтожно малы. Окинув взглядом родное село, горец мысленно попрощался с ним, но в нескольких метрах от себя увидел возможное спасение – сошедшую зимой лавину. Хоть в горных лесах Мзиу было холодно, но стоял июнь и горный ручеек пробил дорогу в лавине, образовав небольшой лаз. Дзамболат бросился в этот лаз и начал пробираться к лесу в сторону села Кусджыта. Грузины, уверенные, что рано или поздно он вылезет или замерзнет там, прождали несколько часов и ушли. Два раза спасшись от врага, Джамболат решил не испытывать судьбу в третий раз и двинулся в сторону севера.
Борису Еналдиеву как связному за эти две недели пришлось несколько раз перейти перевал, соединяющий Север и Юг Осетии. В очередной раз он решил проведать отца. Долго он искал старика и на территории села, в медвежьей берлоге в лесу, обошел окрестности, но не нашел. Отчаявшись, ругая себя, что не смог уговорить отца покинуть село, он вернулся в Северную Осетию к родственникам, приютивших его семью. Сестры заметили осунувшееся от отчаяния лицо брата и, смекнув, в чем дело, решили подшутить, спрятали отца в другой комнате. Мрачный Борис зашел в дом и смахивая слезы, сообщил, что не смог найти отца и, скорее всего, его убили грузины. Джамболат отругав дочерей за такую злую шутку, вышел к сыну и стал успокаивать удивленно уставившегося на него сына.
В Южной Осетии установилась советская власть. Люди стали возвращаться обратно, но далеко не все решились вернуться. Ведь всему населению Юга Осетии предстояло заново обустраивать жизнь. Вернулась в Мзиу и семья Еналдиевых. Свыше 20 тысяч человек остались в Северной Осетии и других северокавказских республиках. В многонаселенное до трагических событий село Мзиу вернулись только одиннадцать семей. Это был настоящий геноцид осетинского народа! Не суждено было вернуться домой тысячам людей. Погибло очень много женщин, стариков и детей. Были сожжены десятки осетинских сел.
Мадина БЯЗРОВА
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.