Руслан Бзаров о геноциде осетин: Надеюсь, повторить никому не удастся
28 октября 2019 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [811 просмотров]
Приближается столетие трагического события в истории осетинского народа - геноцида осетин. К сожалению, в силу существовавшего в советские годы табу на исследование этой темы, она недостаточно полно разработана в науке. Выдающийся осетинский ученый Руслан Бзаров, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой российской истории Северо-Осетинского государственного университета, директор Института истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания - один из тех наших современников, кто провел большую работу в данной области.
- Руслан Сулейманович, расскажите, пожалуйста, чем вызван Ваш интерес к тематике геноцида осетин, организованного Грузией в 1920 году?
- Думаю, подобная тематика не может вызывать "интереса". Другое дело - профессиональный долг и гражданская ответственность. Трагические события 1920 г. - попытка полного истребления южной ветви осетинского народа, предпринятая грузинским государством, - одна из самых болезненных и одновременно ключевых тем истории Осетии XX века. А на наших глазах истребление и изгнание осетин попытались повторить заново.
Нужно знать о том, что происходило столетие назад, хотя бы для того, чтобы выяснить общий механизм: было вчера, есть сегодня, значит - будет и завтра, не стоит обманываться. История - единственная наука, занимающаяся будущим, этого не знают только очень наивные люди. Знание - сила. Зная механизм происходящего, ему можно противостоять. Теперь знаем. Будем противостоять. Надеюсь, повторить никому не удастся.
- Данная тема была в забвении с 1920 года. Сегодня, через 100 лет, наши ученые по крупицам собирают разрозненные сведения. К каким катастрофическим последствиям для исторической памяти осетинского народа и его судьбе в целом привело такое замалчивание этой кровоточащей раны осетинского народа?
- Уровень исследования геноцида 1920 г. в каждый историографический период определялся условиями политического и социокультурного существования осетинского народа. Накопленный исторической наукой материал долгое время оставался неопубликованным и теоретически необобщенным, а доступные обществу скудные данные подгонялись под фальшивые идеологические схемы "классовой борьбы", "пролетарского интернационализма" и "дружбы народов". Между тем только открытое и тщательное изучение конкретного исторического материала может привести к объективным научным выводам, способным отложиться в национальной культуре в виде актуального социального и политического опыта.
Мой собственный опыт работы в архивах привел меня к выводу о том, что документы о событиях 1920 года и их последствиях были аккуратно изъяты. Судя по некоторым признакам, сделано это было еще в 1920-е и 1930-е гг. Так, в Центральном государственном архиве РСО-А удалось обнаружить только то, что сохранилось случайно - просто потому, что написано от руки плохим почерком. Тот, кто изымал, не разобрал написанное - поэтому сохранилась, например, записка Саханджери Мамсурова, отправленная во Владикавказ с дороги, из Алагирского ущелья, куда он поехал навстречу спасающимся беженцам.
Возвращаюсь к вашему вопросу. Аланы-осетины - слишком древний и закаленный народ, чтобы кто-то надеялся произвести у нас "катастрофические последствия". Наша слабость - в надежде на чей-то разум и благородство, но эти качества вообще редко встречаются в природе. Вот и воссозданное на глазах нынешних поколений Грузинское государство вновь попыталось организовать геноцид осетин в конце XX - начале XXI в. Несомненно, осетинская сдержанность и миролюбие (понятые как слабость) и осетинское молчание (понятое как прощение) после событий 1920 г. способствовали новым виткам геноцида. Вывод простой - нельзя молчать, нужно требовать международного признания геноцида. Прощать истребление собственного народа - преступление, провоцирующее повторение попыток геноцида.
- Одни называют это трагическое событие геноцидом южных осетин, а другие - геноцидом осетинского народа. Какая формулировка, на Ваш взгляд, является более корректной с научной точки зрения?
- Не вижу принципиальной разницы. Попытка уничтожить южных осетин - это геноцид осетинского народа. Какая разница, с какой стороны подкрался враг? Самая главная научная точка зрения звучит так: Алания-Осетия едина, и никто не смеет безнаказанно беспокоить ее народ.
- Как Вы думаете, геноцид продиктован социально-экономическими либо политическими причинами, или же - иррациональной межнациональной ненавистью грузинского правительства к осетинам?
- Конечно, не было ничего иррационального. Не было, как хорошо известно, да и сегодня нет, грузино-осетинской межнациональной конфликтности. Ну, если только не считать межнациональным конфликтом войну 1812 года и Бородинское сражение.
Если коротко, то причины можно назвать социально-политическими. Дело в том, что Грузия в те годы, да и сегодня все еще, переживает эпоху политической централизации, освобождения от иноземной зависимости и преодоления феодального сепаратизма. Так было во многих странах, просто в разное время, - например, в России XV-XVI вв. Закавказские области Алании-Осетии после падения собственной государственности были целью постоянной грузинской экспансии. Она продолжалась и в составе Российской империи, тем более что Южная Осетия оказалась вместе с грузинскими княжествами в составе Тифлисской и Кутаисской губерний.
Для Алании-Осетии вторая половина XIX и начало XX века были временем интенсивной модернизации - становления современной нации, формирования национальной культуры. После Февральской революции осетины провели национальные съезды, выработавшие ясную политическую программу: Осетия должна быть единой в территориально-политическом смысле, Осетия остается в составе Российского государства. На Севере красные и белые спорили и воевали друг с другом, не подвергая сомнению фундаментальные принципы, определявшие будущее общей родины. В 1919 г. белое правительство Севера помогало красному Югу строить перевальную дорогу.
А Грузия выжидала и только после Октября, найдя европейских покровителей, решила объявить себя независимым государством. При этом самоопределение Грузии обсуждалось и планировалось в рамках двух закавказских губерний России - Тифлисской и Кутаисской - без учета уже состоявшегося осетинского самоопределения.
Но ведь у Осетии - своя национальная история. Народ, имеющий собственную национальную структуру, развитое самосознание и культурную идеологию, не может быть участником чуждых ему политических проектов. К сожалению, отсутствие удобной дороги, недостаток ресурсов и бурные события гражданской войны не позволили быстро преодолеть дореволюционное административное разделение Осетии между Терской областью, Тифлисской и Кутаисской губерниями. Этим и воспользовались грузинские нацисты, опиравшиеся на поддержку германских, а затем английских покровителей. Все остальное - следствия такой диспозиции. Формула "нет человека (или народа) - нет проблемы" в первой половине XX в. была достаточно популярным политическим рецептом. Подобно некоторым своим современникам в других странах, грузинские политики 1919-1920 гг. понимали, что геноцид - их единственный шанс "отменить Южную Осетию". Их главная ошибка - в том, что Осетия не делится на Юг и Север.
Иными словами, Грузия неоднократно доказала, что есть лишь один способ разрушить осетинское единство - истребить осетинский народ. И вообще - нацию, самостоятельно ответившую на главные вопросы своей жизни, можно или признать, или уничтожить. Думаю, нас придется признать. Всем придется - не только Грузии.
- Лишившись военного, полицейского и политического контроля над Южной Осетией, Грузия посредством торговли и псевдокультурных проектов пытается создать в Северной Осетии плацдарм для давления на Южную Осетию. Есть ли в Северной Осетии на уровне научного сообщества или госаппарата понимание пагубности этих попыток для дела межосетинского доверия и единства?
- Очень простой вопрос, требующий некоторых терминологических разъяснений. Что такое научное сообщество, кто его видел? Есть люди, занятые в научно-образовательных учреждениях, но никакого сообщества они, по моим наблюдениям, не составляют. А госаппарат - это, наверное, эвфемистическое название бюрократии, то есть чиновничества. Красивое и точное название, ничего не скажешь. Только ждать от аппарата понимания я бы не стал. Пусть себе работает, - спасибо, что не ломается.
Не могу принять и слово "межосетинское". Алания-Осетия как общество и как народ не делится на Юг и Север. Даже вне зависимости от этнической принадлежности, мы делимся на тех, у кого здесь расположена родина, и тех маргиналов, кто случайно родился и/или живет на этой территории. Первые - антифашисты и приверженцы традиционных общечеловеческих ценностей, вторые - соглашатели и ловцы удовольствий. И первые, и вторые представлены во всех социальных группах - от бюрократии до пролетариата.
Первым понятно, что навязчивая реклама грузинского (часто негодного) товара или гастроли фашистских ансамблей, которые в 2008 году приветствовали нападение на Южную Осетию, есть продуманная подрывная деятельность. Вторым это безразлично, они о таких "пустяках" не задумываются. Душевная тупость многолика, - наверное, эти люди полагают, что в 1943 или даже в 1948 году в Москве можно было разместить немецкую рекламу и петь немецкие песни просто так, во имя свободной торговли или чистого искусства. Ей-богу, я бы позавидовал такой наивности, если бы можно было завидовать глупости и греху.
Тем не менее, не вижу во всем этом большой опасности. Во-первых, потому что осетинское национальное движение, никогда (это ключевое слово) не делившееся на Север и Юг, категорически отвергает любые поползновения подобного рода. Во-вторых, потому, что в Северной Осетии невозможно создать антиосетинский плацдарм, а на Южную Осетию невозможно оказать давление по этой тестовой теме. В каждом развитом обществе есть такие темы, по которым идет размежевание - и согласие недостижимо, зато всех противников видно на просвет.
- Известно, что Вы являетесь рецензентом готовящейся к изданию книги современного осетинского историка Константина Пухаева о геноциде 1920 года. Мы хотели бы знать Ваше мнение о рукописи.
- Проведенное К. П. Пухаевым исследование существенно дополняет представление о событиях 1920 г., расширяет число исторических проблем и сюжетов, связанных с пониманием движущих причин организованного Грузией геноцида осетинского народа.
Последовательно останавливаясь на вопросах предыстории и подготовки геноцида, его причинах и способах осуществления, развертывании политических и военных событий, судьбе беженцев и т. д., автор создает масштабную и глубокую картину эпохи. Вместе с тем в центре повествования находятся не отвлеченные оценки или сухие факты, а стоящие за ними судьбы людей, сюжеты героического сопротивления, эпические примеры гнусного злодейства врагов и благородной самоотверженности защитников - все то, что в совокупности вырастает в трагическую судьбу народа. Самостоятельный интерес представляют иллюстрации и информационные материалы, расширяющие представления современного читателя об описываемой эпохе, в том числе об авторах геноцида. Будучи опубликованной, эта книга обречена на широкий читательский интерес.
- И югоосетинские, и североосетинские политики неоднократно высказывались в пользу социально-политической, экономической и культурной интеграции между двумя осетинскими республиками. Есть ли в Северной Осетии понимание того, что единство Осетии в составе России является лучшей гарантией нашего народа от новых геноцидов?
- Такое понимание есть во всей Алании-Осетии с середины XVIII века. Не знающих об этом осетин я никогда не встречал.
- Благодарю Вас.
Авторство:
И. Плиев, "Рес"
Источник: http://cominf.org/node/1166526133
- Руслан Сулейманович, расскажите, пожалуйста, чем вызван Ваш интерес к тематике геноцида осетин, организованного Грузией в 1920 году?
- Думаю, подобная тематика не может вызывать "интереса". Другое дело - профессиональный долг и гражданская ответственность. Трагические события 1920 г. - попытка полного истребления южной ветви осетинского народа, предпринятая грузинским государством, - одна из самых болезненных и одновременно ключевых тем истории Осетии XX века. А на наших глазах истребление и изгнание осетин попытались повторить заново.
Нужно знать о том, что происходило столетие назад, хотя бы для того, чтобы выяснить общий механизм: было вчера, есть сегодня, значит - будет и завтра, не стоит обманываться. История - единственная наука, занимающаяся будущим, этого не знают только очень наивные люди. Знание - сила. Зная механизм происходящего, ему можно противостоять. Теперь знаем. Будем противостоять. Надеюсь, повторить никому не удастся.
- Данная тема была в забвении с 1920 года. Сегодня, через 100 лет, наши ученые по крупицам собирают разрозненные сведения. К каким катастрофическим последствиям для исторической памяти осетинского народа и его судьбе в целом привело такое замалчивание этой кровоточащей раны осетинского народа?
- Уровень исследования геноцида 1920 г. в каждый историографический период определялся условиями политического и социокультурного существования осетинского народа. Накопленный исторической наукой материал долгое время оставался неопубликованным и теоретически необобщенным, а доступные обществу скудные данные подгонялись под фальшивые идеологические схемы "классовой борьбы", "пролетарского интернационализма" и "дружбы народов". Между тем только открытое и тщательное изучение конкретного исторического материала может привести к объективным научным выводам, способным отложиться в национальной культуре в виде актуального социального и политического опыта.
Мой собственный опыт работы в архивах привел меня к выводу о том, что документы о событиях 1920 года и их последствиях были аккуратно изъяты. Судя по некоторым признакам, сделано это было еще в 1920-е и 1930-е гг. Так, в Центральном государственном архиве РСО-А удалось обнаружить только то, что сохранилось случайно - просто потому, что написано от руки плохим почерком. Тот, кто изымал, не разобрал написанное - поэтому сохранилась, например, записка Саханджери Мамсурова, отправленная во Владикавказ с дороги, из Алагирского ущелья, куда он поехал навстречу спасающимся беженцам.
Возвращаюсь к вашему вопросу. Аланы-осетины - слишком древний и закаленный народ, чтобы кто-то надеялся произвести у нас "катастрофические последствия". Наша слабость - в надежде на чей-то разум и благородство, но эти качества вообще редко встречаются в природе. Вот и воссозданное на глазах нынешних поколений Грузинское государство вновь попыталось организовать геноцид осетин в конце XX - начале XXI в. Несомненно, осетинская сдержанность и миролюбие (понятые как слабость) и осетинское молчание (понятое как прощение) после событий 1920 г. способствовали новым виткам геноцида. Вывод простой - нельзя молчать, нужно требовать международного признания геноцида. Прощать истребление собственного народа - преступление, провоцирующее повторение попыток геноцида.
- Одни называют это трагическое событие геноцидом южных осетин, а другие - геноцидом осетинского народа. Какая формулировка, на Ваш взгляд, является более корректной с научной точки зрения?
- Не вижу принципиальной разницы. Попытка уничтожить южных осетин - это геноцид осетинского народа. Какая разница, с какой стороны подкрался враг? Самая главная научная точка зрения звучит так: Алания-Осетия едина, и никто не смеет безнаказанно беспокоить ее народ.
- Как Вы думаете, геноцид продиктован социально-экономическими либо политическими причинами, или же - иррациональной межнациональной ненавистью грузинского правительства к осетинам?
- Конечно, не было ничего иррационального. Не было, как хорошо известно, да и сегодня нет, грузино-осетинской межнациональной конфликтности. Ну, если только не считать межнациональным конфликтом войну 1812 года и Бородинское сражение.
Если коротко, то причины можно назвать социально-политическими. Дело в том, что Грузия в те годы, да и сегодня все еще, переживает эпоху политической централизации, освобождения от иноземной зависимости и преодоления феодального сепаратизма. Так было во многих странах, просто в разное время, - например, в России XV-XVI вв. Закавказские области Алании-Осетии после падения собственной государственности были целью постоянной грузинской экспансии. Она продолжалась и в составе Российской империи, тем более что Южная Осетия оказалась вместе с грузинскими княжествами в составе Тифлисской и Кутаисской губерний.
Для Алании-Осетии вторая половина XIX и начало XX века были временем интенсивной модернизации - становления современной нации, формирования национальной культуры. После Февральской революции осетины провели национальные съезды, выработавшие ясную политическую программу: Осетия должна быть единой в территориально-политическом смысле, Осетия остается в составе Российского государства. На Севере красные и белые спорили и воевали друг с другом, не подвергая сомнению фундаментальные принципы, определявшие будущее общей родины. В 1919 г. белое правительство Севера помогало красному Югу строить перевальную дорогу.
А Грузия выжидала и только после Октября, найдя европейских покровителей, решила объявить себя независимым государством. При этом самоопределение Грузии обсуждалось и планировалось в рамках двух закавказских губерний России - Тифлисской и Кутаисской - без учета уже состоявшегося осетинского самоопределения.
Но ведь у Осетии - своя национальная история. Народ, имеющий собственную национальную структуру, развитое самосознание и культурную идеологию, не может быть участником чуждых ему политических проектов. К сожалению, отсутствие удобной дороги, недостаток ресурсов и бурные события гражданской войны не позволили быстро преодолеть дореволюционное административное разделение Осетии между Терской областью, Тифлисской и Кутаисской губерниями. Этим и воспользовались грузинские нацисты, опиравшиеся на поддержку германских, а затем английских покровителей. Все остальное - следствия такой диспозиции. Формула "нет человека (или народа) - нет проблемы" в первой половине XX в. была достаточно популярным политическим рецептом. Подобно некоторым своим современникам в других странах, грузинские политики 1919-1920 гг. понимали, что геноцид - их единственный шанс "отменить Южную Осетию". Их главная ошибка - в том, что Осетия не делится на Юг и Север.
Иными словами, Грузия неоднократно доказала, что есть лишь один способ разрушить осетинское единство - истребить осетинский народ. И вообще - нацию, самостоятельно ответившую на главные вопросы своей жизни, можно или признать, или уничтожить. Думаю, нас придется признать. Всем придется - не только Грузии.
- Лишившись военного, полицейского и политического контроля над Южной Осетией, Грузия посредством торговли и псевдокультурных проектов пытается создать в Северной Осетии плацдарм для давления на Южную Осетию. Есть ли в Северной Осетии на уровне научного сообщества или госаппарата понимание пагубности этих попыток для дела межосетинского доверия и единства?
- Очень простой вопрос, требующий некоторых терминологических разъяснений. Что такое научное сообщество, кто его видел? Есть люди, занятые в научно-образовательных учреждениях, но никакого сообщества они, по моим наблюдениям, не составляют. А госаппарат - это, наверное, эвфемистическое название бюрократии, то есть чиновничества. Красивое и точное название, ничего не скажешь. Только ждать от аппарата понимания я бы не стал. Пусть себе работает, - спасибо, что не ломается.
Не могу принять и слово "межосетинское". Алания-Осетия как общество и как народ не делится на Юг и Север. Даже вне зависимости от этнической принадлежности, мы делимся на тех, у кого здесь расположена родина, и тех маргиналов, кто случайно родился и/или живет на этой территории. Первые - антифашисты и приверженцы традиционных общечеловеческих ценностей, вторые - соглашатели и ловцы удовольствий. И первые, и вторые представлены во всех социальных группах - от бюрократии до пролетариата.
Первым понятно, что навязчивая реклама грузинского (часто негодного) товара или гастроли фашистских ансамблей, которые в 2008 году приветствовали нападение на Южную Осетию, есть продуманная подрывная деятельность. Вторым это безразлично, они о таких "пустяках" не задумываются. Душевная тупость многолика, - наверное, эти люди полагают, что в 1943 или даже в 1948 году в Москве можно было разместить немецкую рекламу и петь немецкие песни просто так, во имя свободной торговли или чистого искусства. Ей-богу, я бы позавидовал такой наивности, если бы можно было завидовать глупости и греху.
Тем не менее, не вижу во всем этом большой опасности. Во-первых, потому что осетинское национальное движение, никогда (это ключевое слово) не делившееся на Север и Юг, категорически отвергает любые поползновения подобного рода. Во-вторых, потому, что в Северной Осетии невозможно создать антиосетинский плацдарм, а на Южную Осетию невозможно оказать давление по этой тестовой теме. В каждом развитом обществе есть такие темы, по которым идет размежевание - и согласие недостижимо, зато всех противников видно на просвет.
- Известно, что Вы являетесь рецензентом готовящейся к изданию книги современного осетинского историка Константина Пухаева о геноциде 1920 года. Мы хотели бы знать Ваше мнение о рукописи.
- Проведенное К. П. Пухаевым исследование существенно дополняет представление о событиях 1920 г., расширяет число исторических проблем и сюжетов, связанных с пониманием движущих причин организованного Грузией геноцида осетинского народа.
Последовательно останавливаясь на вопросах предыстории и подготовки геноцида, его причинах и способах осуществления, развертывании политических и военных событий, судьбе беженцев и т. д., автор создает масштабную и глубокую картину эпохи. Вместе с тем в центре повествования находятся не отвлеченные оценки или сухие факты, а стоящие за ними судьбы людей, сюжеты героического сопротивления, эпические примеры гнусного злодейства врагов и благородной самоотверженности защитников - все то, что в совокупности вырастает в трагическую судьбу народа. Самостоятельный интерес представляют иллюстрации и информационные материалы, расширяющие представления современного читателя об описываемой эпохе, в том числе об авторах геноцида. Будучи опубликованной, эта книга обречена на широкий читательский интерес.
- И югоосетинские, и североосетинские политики неоднократно высказывались в пользу социально-политической, экономической и культурной интеграции между двумя осетинскими республиками. Есть ли в Северной Осетии понимание того, что единство Осетии в составе России является лучшей гарантией нашего народа от новых геноцидов?
- Такое понимание есть во всей Алании-Осетии с середины XVIII века. Не знающих об этом осетин я никогда не встречал.
- Благодарю Вас.
Авторство:
И. Плиев, "Рес"
Источник: http://cominf.org/node/1166526133
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.