Деятели науки в Южной Осетии представили доклады, посвященные Коста
Сегодня, 17:44 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [96 просмотров]
Конференцию, прошедшую в пятницу в Юго-Осетинском научно-исследовательском университете (ЮОНИИ), посвятили 160-летию со дня рождения Коста Хетагурова.
В научной конференции приняли участие представители научной и творческой интеллигенции Республики, учителя и учащиеся школ.
Директор ЮОНИИ Роберт Гаглоев отметил, что Коста относится к числу тех писателей, которые посвятили себя своему народу.
«Знаменитый советский писатель Александр Фадеев еще в 1941 году говорил о Коста: "какую силу любви нужно иметь к своему народу, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом и театральным деятелем, художником"», - сказал Гаглоев.
Профессор Мелитон Казиты в своем докладе говорил о Коста как о поэте, не имеющего себе равного.
«Это был человек, который безмерно любил свой народ, вместе с ним он нес тяжелое бремя и вместе с ним радовался. То, что в его день рождения в селе Нар, где в свое время родился великий поэт, собирается очень много людей, говорит о том, что его почитают, и что он для нас на уровне святого», - сказал Казиты.
Коста, по словам профессора, был по-настоящему народным поэтом.
«Он призывал осетинский народ к объединению, и мы должны следовать его наставлениям», - добавил он.
Профессор Зоя Битарты в своем докладе рассказала о роли Коста в осетинском языке.
По ее словам, Коста очень волновали вопросы родной речи, и он много трудился над тем, чтобы в осетинской речи не было иноязычных слов.
«Известный писатель Васо Абаев как-то назвал Коста солнцем осетинского народа, и это действительно так», - сказала Битарти.
Кандидат филологических наук, доцент Элиса Гаглоева в своем докладе затронула тему кладбищ (уаелмаердтае) в осетинском языке.
Гаглоева отметила, что слово уаелмаердтае в осетинском языке является непосредственным свидетельством изменения в похоронном обряде осетин, связанным с их представлениями о мире, в котором они жили.
«Трехуровневая модель жизни, отраженная в фольклоре осетинского народа, уходит корнями в индоиранскую мифологическую традицию, где выделяются три зоны: верхний мир - место обитания небожителей, средний мир – в мир в котором живут люди и нижний подземный мир – место пребывания мёртвых. По представлениям осетин страна мертвых находится в глубинах земли, в текстах чаще всего встречается обстоятельственная номинация царства мертвых», - рассказала она.
По ее словам, представление о локализации страны мёртвых под землей непосредственно связано, по ее мнению, с похоронным обрядом, так как данные обстоятельства прямо указывают на то, что предки осетин традиционно хоронили мертвых ниже линии горизонта.
«Таким образом, "маердтае" – это мертвые, находящиеся под землей, слово "уаелмаердтае" же связано с "уаелзаех", "уаелаеуыл" и, следовательно, представляет собой анахронизм, так как "уаелмаердтае" - это не похороненные по традиционному обряду мертвые, так называемые, верхние мертвые, находящиеся в среднем мире, мире живых людей. Подобное могло иметь место в осетинской культуре именно в такие периоды, когда чрезвычайные обстоятельства повлияли на форму похоронного обряда», - подчеркнула доцент.
На конференции были также представлены доклады профессора Зары Абайты и замдиректора по научно-методической работе средней школы № 6 Лианы Догузовой.
Научное мероприятие посетил и председатель правительства Эрик Пухаев.
Пухаев отметил, что о Коста должны помнить всегда, а не только в его юбилеи.
«Я узнал, что стихотворение Коста "Заповедь" переведено на 108 языков мира, даже на редкий язык – эскимосский. Это, наверное, говорит о глубоком смысле этого стихотворения. Более того, более 50 человек из разных стран мира приняли участие в флешмобе, посвященному Коста и зачитали это стихотворение на своем языке. Он в каждом стихотворении наставлял осетинский народ на верный путь, и мы должны следовать его поучениям», - сказал председатель правительства.
В завершение мероприятия директор ЮОНИИ отметил, что все зачитанные доклады на конференции войдут в специальный сборник.
Источник: http://cominf.org/node/1166525848
В научной конференции приняли участие представители научной и творческой интеллигенции Республики, учителя и учащиеся школ.
Директор ЮОНИИ Роберт Гаглоев отметил, что Коста относится к числу тех писателей, которые посвятили себя своему народу.
«Знаменитый советский писатель Александр Фадеев еще в 1941 году говорил о Коста: "какую силу любви нужно иметь к своему народу, чтобы в условиях старой Осетии быть одновременно и поэтом, и прозаиком, и драматургом и театральным деятелем, художником"», - сказал Гаглоев.
Профессор Мелитон Казиты в своем докладе говорил о Коста как о поэте, не имеющего себе равного.
«Это был человек, который безмерно любил свой народ, вместе с ним он нес тяжелое бремя и вместе с ним радовался. То, что в его день рождения в селе Нар, где в свое время родился великий поэт, собирается очень много людей, говорит о том, что его почитают, и что он для нас на уровне святого», - сказал Казиты.
Коста, по словам профессора, был по-настоящему народным поэтом.
«Он призывал осетинский народ к объединению, и мы должны следовать его наставлениям», - добавил он.
Профессор Зоя Битарты в своем докладе рассказала о роли Коста в осетинском языке.
По ее словам, Коста очень волновали вопросы родной речи, и он много трудился над тем, чтобы в осетинской речи не было иноязычных слов.
«Известный писатель Васо Абаев как-то назвал Коста солнцем осетинского народа, и это действительно так», - сказала Битарти.
Кандидат филологических наук, доцент Элиса Гаглоева в своем докладе затронула тему кладбищ (уаелмаердтае) в осетинском языке.
Гаглоева отметила, что слово уаелмаердтае в осетинском языке является непосредственным свидетельством изменения в похоронном обряде осетин, связанным с их представлениями о мире, в котором они жили.
«Трехуровневая модель жизни, отраженная в фольклоре осетинского народа, уходит корнями в индоиранскую мифологическую традицию, где выделяются три зоны: верхний мир - место обитания небожителей, средний мир – в мир в котором живут люди и нижний подземный мир – место пребывания мёртвых. По представлениям осетин страна мертвых находится в глубинах земли, в текстах чаще всего встречается обстоятельственная номинация царства мертвых», - рассказала она.
По ее словам, представление о локализации страны мёртвых под землей непосредственно связано, по ее мнению, с похоронным обрядом, так как данные обстоятельства прямо указывают на то, что предки осетин традиционно хоронили мертвых ниже линии горизонта.
«Таким образом, "маердтае" – это мертвые, находящиеся под землей, слово "уаелмаердтае" же связано с "уаелзаех", "уаелаеуыл" и, следовательно, представляет собой анахронизм, так как "уаелмаердтае" - это не похороненные по традиционному обряду мертвые, так называемые, верхние мертвые, находящиеся в среднем мире, мире живых людей. Подобное могло иметь место в осетинской культуре именно в такие периоды, когда чрезвычайные обстоятельства повлияли на форму похоронного обряда», - подчеркнула доцент.
На конференции были также представлены доклады профессора Зары Абайты и замдиректора по научно-методической работе средней школы № 6 Лианы Догузовой.
Научное мероприятие посетил и председатель правительства Эрик Пухаев.
Пухаев отметил, что о Коста должны помнить всегда, а не только в его юбилеи.
«Я узнал, что стихотворение Коста "Заповедь" переведено на 108 языков мира, даже на редкий язык – эскимосский. Это, наверное, говорит о глубоком смысле этого стихотворения. Более того, более 50 человек из разных стран мира приняли участие в флешмобе, посвященному Коста и зачитали это стихотворение на своем языке. Он в каждом стихотворении наставлял осетинский народ на верный путь, и мы должны следовать его поучениям», - сказал председатель правительства.
В завершение мероприятия директор ЮОНИИ отметил, что все зачитанные доклады на конференции войдут в специальный сборник.
Источник: http://cominf.org/node/1166525848
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.