«Золотой орел» и «белоснежный барс» – к истории возникновения первого государственного герба Республики Южная Осетия

«Золотой орел» и «белоснежный барс» – к истории возникновения первого государственного герба Республики Южная Осетия
Двадцать семь лет назад, в феврале 1992 года, решением Верховного Совета РЮО было утверждено положение о гербе Республики. В основе геральдического символа – золотой орел. Авторы первого герба независимой Южной Осетии – народный художник Тамерлан Цховребов и нынешний глава МИД РЮО Дмитрий Медоев.В настоящее время олицетворением Южной Осетии на государственном гербе является барс. Однако история государственного герба с орлом – это часть общей истории страны, за его созданием стояли люди и идеи.


Символ суверенитета Южной Осетии представлял собой круг, в верхней части кото­рого на голубом фоне изображена золо­тая чаша с восходящими из нее солнеч­ным диском и лучами в виде осетинско­го орнамента, диск представлен в виде бело-красно-желтого национального флага; центральной фигурой герба является горный орел золотистого цвета с поднятыми кверху крыльями; на груди орла изображен круг в виде щита, разделенный на три равные части солярным знаком вечного движения, представленные также в бело-красно-желтом цветах, внутренняя часть круга-щита обрамлена узором осетинского орнамен­та; в правой конечности орла изображена бронзовая секира-топор, в левой – дубовая ветка с листьями и плодами, три колоса пшеницы и вьющаяся ветка хмеля с листьями и плодами; круг обрамлен каймой с узором из осетинского ор­намента, на внутреннем кольце которо­го, на белом фоне помещена разграни­ченная двумя маленькими солярными знаками надпись на двух языках – осетинском (латинская графика) и рус­ском: «Республика Южная Осетия».

При создании государственного герба было необходимо соблюдать все общепринятые требования геральдики, науки о гербах. Поэтому если отражать в гер­бе идеологию осетинского народа, то по мнению его создателей, был предпочтителен именно орел. Орел – центральная фигура герба-олицетворение свободы и независимости. Этот сим­вол всех индоевропейских (арийских) народов широко представлен в осетин­ском нартском эпосе, фольклоре, на­циональном орнаменте. Фигурки орла встречаются в погребениях кобанского и тлийского могильников.

Все построение герба основано на трехфункциональности скифо-осетинско­го мировоззрения, традиционно выде­ляющемся этим на общеиндоевропейском идеологическом полотне. Здесь три цве­та – это три функциональных символа, все изобразительные композиции подчи­нены принципу триединства.

Герб и флаг традиционно взаимосвя­заны друг с другом. Флаг – это цвето­вой код, герб же графическая расшиф­ровка цветов. Белый цвет – олицетво­ряет чистоту, мудрость. Традиционно у осетинского народа этот цвет означал сакральные (связанные с религией – прим. ред.) понятия. Так жрецы всегда носили белое одеяние. Красный цвет – символ мужества, воинской доблести. Желто-золотистый цвет – связан с образом плодородия, изо­билия, благоденствия, объединенное у осетинского народа понятием – «фарн».

Непосредственно в основе конструи­рования герба лежала скифская леген­да, записанная древнегреческим истори­ком Геродотом. По этой легенде скифам были дарованы три предмета, упавшие с неба; золотая чаша, секира, плуг с яр­мом. Здесь мы опять видим присутствие трехфункционального мышления. Чаша – сакральный символ, секира – при­надлежность воина, плуг с ярмом – главные орудия труда земледельца. Эти же предметы – символы отображены стилизованно на гербе.

Чаша как ритуальный предмет и сим­вол широко бытует в Нартском эпосе под названием святой чаши «Уацамонга», олицетворяя силу духа, чистоту помыслов. В гербе она находится в его верхней части, замыкая художественную конструкцию. Боевое оружие, которое держит в ког­тях орел, отличается от собственно скиф­ской секиры. Это боевой топор, являю­щийся точной копией кобанского топо­ра, одного из многих найденных в тлийском могильнике на территории Южной Осетии.

Особенности геральдики требуют пре­дельно возможный уровень стилизации изображения. Плуг с ярмом – это сли­шком громоздкая изобразительная кон­струкция для герба. Поэтому был из­бран другой вариант отображения этих предметов, вернее их функций. Прежде всего это три ячменных колоса, с которыми связано представление о хлебе насущном. Но функция «фарна» отнюдь не исчерпывается только понятием изобилия. Поэтому было введено изоб­ражениеветок дуба дерева, олицетво­ряющего в арийской идеологии мировое древо жизни. И, наконец, хмель, расте­ние издревлеиспользуемое при религи­озных культах. Таким образом, колосья ячменя, ветки дуба и хмель – более полное, по мнению авторов, художественное отображение функций «фарна», чем плуг и ярмо.

На груди орла изображен щит, один из видов скифского оборонительного оружия. Поле щита разделено на три равные части солярным (символом солн­ца) знаком. Все вместе – это олицет­ворение вечного движения, бесконечно­го во времени и пространстве.

Разработчики герба с орлом, конечно же, прекрасно знали о существовании старинного изображения барса. Но они посчитали, что это было просто изображением на боевом штандарте знатного осетинского рода Царазонов.

Вместе с тем, барс был связан отнюдь не только с династией осетинского царского рода Царазонов. У иранских народов, к которым, в частности, причислены и осетины, барс издавна воплощал образ, идеи мужественности, силы, благородства. Например, герой иран­ского, а вернее скифского происхождения Рустам из персидского эпоса «Шах Наме» облачался в одежду из барсовой шкуры и наделялся эпитетом «палан-пуш». Что означает «облаченный в барсовую шкуру». Не случайно и Шота Руставели, изображая осетинского героя, наделил его в качестве неотъемлемого атрибута одеянием из шку­ры барса.

Изображение барса было одним из из­любленных образов скифского звериного стиля и, видимо, не случайно головной убор «кулаха» восточноскифского (сакского) царя, погребенного в кургане Иссык (Ка­захстан) был украшен золотыми бляшками с изображением барса на горных вершинах. Не удивительно, что и у осетин много ве­ков спустя этот же образ занимал почетное место. На гербе Осетии, приведенном у грузинского царевича-географа Вахушта Вагратиони (начало 18 века) фигурирует тот же геральдический символ, что и на головном уборе скифского царя: барс на горных вер­шинах.

Поэтому со временем, в мае 1999 года белоснежный барс сменил на государственном гербе золотого орла, став не только национальным символом, но и символом общности двух частей Осетии.


Подготовил Коцты Х.
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

мегафон

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция.

ЮОГУ

ЮОГУ

Королевство потолков

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Декабрь 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31  
Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***
Сдача в аренду частного домовладения на ул. Коблова Сдам в аренду на длительный срок (не менее 1 года) частное домовладение в г. Цхинвал со всеми удобствами. Стоимость 30 000 руб. мес. + счетчики. Удобства: прихожая, спальные комнаты-3, зал-1, кухня, ванная комната, накопительный бак для автономного водоснабжения в объеме 2000 литров для бесперебойной подачи горячей или холодной воды в случае отсутствия воды в городском водопроводе, отопление, цифровое телевидение, триколор, обустроенный двор, приусадебный участок, гараж на 2 легковые автомашины. В шаговой доступности есть магазины, аптеки, школа. Обращаться по телефону: 8-929-811-85-92
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия