Пухаев: Дни осетинской культуры в Европе закладывают фундамент для грандиозных проектов
24 августа 2018 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [948 просмотров]
Руководитель международной некоммерческой ассоциации «Renaissance Sandidzan» («Возрождение») Родион Пухаев рассказал в интервью ИА «Рес» об отношении населения европейских стран к событиям августа 2008 года и работе, проводимой ассоциаций по продвижению позиций Южной Осетии в Европе.
- Ежегодно в августе в России и Южной Осетии вспоминают о жертвах войны 08.08.08. Какие траурные мероприятия Ваша организация проводит в этот день в Бельгии?
- Каждый год восьмого августа я нахожусь в Южной Осетии, рядом со своим народом. Для меня имеет принципиальное значение быть здесь в этот день.
Но в Бельгии мы, конечно, тоже проводим различные мероприятия, посвященные это трагической дате, - круглые столы, просмотры фильмов, встречи.
Мы пытаемся донести правду об августовских событиях не только до населения Бельгии, но и, в целом, до европейцев. И это мы начали делать уже с 8 августа 2008 года, с акции протеста перед штаб-квартирой НАТО в Брюсселе. Одна из фотографий, сделанная тогда в ходе протеста, разошлась по многим европейским агентствам. Зачастую они публиковали антиосетинские, антироссийские статьи, но некоторые носили просто информационный характер.
Вплоть до 12 августа, до окончания активных боевых действий в Южной Осетии, мы в день давали около 20 интервью, и Осетия все это время не проигрывала информационную войну, по крайней мере, в Голландии. Но потом уже началась игра в одни ворота, Россию начали выставлять агрессором.
- Как сегодня европейцы, включая простое население, относятся к событиям 2008 года?
- На сегодняшний день для европейцев это сложная тема. Политики и люди, разбирающиеся в политике, в курсе того, что произошло тогда, и кто на кого напал. Возьмем хотя бы то, что в докладе международной комиссии под руководством Хайди Тальявини вина за начало войны была возложена на Тбилиси. И зная это, они просто пытаются все это замалчивать, игнорировать как-то. То есть, об этом практически уже никто говорит, потому что им нечего сказать.
А ведь прошло 10 лет, как говорится, страсти улеглись, и можно уже с холодной головой дать оценку событиям 2008 года, а оценка однозначная, и они это знают.
Что касается обычного населения в Европе, то оно на самом деле достаточно своеобразное. Люди не то, что бы мало интересуются политикой, но им в той или иной форме навязывают определенную повестку дня. И поэтому они особо не разбираются в политике, не углубляются в нее, они берут то, что им преподносят.
Европейцам в своё время навязали одну точку зрения, которая была выгодна им, а искать другую они не хотят, соответственно, они больше ничего не желают говорить об этом.
Население Европы и Америки - достаточно толерантное, свободолюбивое. Если бы европейцы получали объективную информацию, они, наверное, не поддержали бы какие-то действия или бездействие своих властей.
Сейчас идет демонизация России и Путина, в частности. А зачем это делается? Чтобы оправдать как-то недочеты, личные провалы европейских властей. 100 лет назад повестку дня определяла Европа, на сегодняшний день она стоит на третьих-четвертых ролях. И если население это проанализирует, то, мне кажется, ему это не понравится. Поэтому идёт своеобразное нагнетание определённой повестки дня.
Одним из катализаторов создания «Дней осетинской культуры в Европе» стала как раз нехватка информации в Европе о событиях 2008 года в Южной Осетии. Обдумав создавшееся положение, мы решили показать Европе Осетию, которую они не знают, то есть, дать возможность взглянуть на нашу страну с другого угла. Так в принципе появилась идея показать Европе осетинскую культуру.
- При общении с местным населением в Европе у Вас не возникают противоречий на тему августовских событий?
- Не то, чтобы возникают противоречия, скорее, они бывают удивлены, когда я им рассказываю о событиях, происходящих на самом деле в Южной Осетии. Они убеждены в том, что в России, на постсоветском пространстве нет свободы слова, идет полное зомбирование населения. И когда мы начинаем общаться с ними, и я привожу определенные примеры, они бывают удивлены. За исключением, может быть, какого-то зомбированного человека, остальные совершенно по-другому начинают смотреть на произошедшее в Южной Осетии.
Основная часть осетин, проживающих в Европе, в кругу своего общения доводят до местного населения альтернативную точку зрения. Мне кажется, что это очень важно.
- Во время мероприятий в рамках «Дней осетинской культуры в Европе», Вы поднимаете тему августовской войны, или стараетесь преподносить только культурную сторону жизни Осетии?
- Эти вопросы могут идти только в комплексе, мы не рассматриваем их по отдельности. Разговор о войне в августе 2008 года заходит всегда. Посетители наших выставок сами интересуются событиями десятилетней давности. Когда, к примеру, они рассматривают полотна Лаврентия Касоева, то в них видна боль от произошедшего. Или глядя на работы Магреза Келехсаева - замечательные пейзажи, которые завораживают, посетители начинают расспрашивать об Осетии, и разговор всегда приводит к 2008 году, 90-м годам, 20-м годам прошлого столетия.
По моему мнению, эти мероприятия способствуют улучшению имиджа Осетии, люди за рубежом получают информацию из первых уст, кроме того, содействуют сплачиванию осетинской диаспоры, налаживанию контактов.
- С диаспорами каких стран Вы сотрудничаете наиболее активно?
- Осетинская диаспора во Франции очень активная. Ее возглавляет Лора Джанаева. В этом году у нас проходили мероприятия в Париже, и она нам очень помогла. Много людей приезжает и из Германии на наши мероприятия.
- Ваши мероприятия преимущественно посещают представители осетинских диаспор или европейцы?
- Я бы сказал, что 50 на 50. Говоря о 50 процентах, я подразумеваю не только осетин, но и русскоязычную диаспору. У меня, например, очень хорошие контакты и с русскоязычной диаспорой, потому что я несколько лет возглавлял Бельгийскую федерацию русскоязычных организаций. Сейчас представляю Бельгию в Европейском координационном совете. У меня очень много контактов с председателями русскоязычных организаций в разных странах, и через них мы тоже приглашаем людей на наши мероприятия. Привлекаем и местных художников, с ними у нас тоже налажено сотрудничество.
Какое–то время мы в местной газете на платной основе давали анонсы, но это не давало никакого эффекта, потому что население там своеобразное.
- В чем основное отличие населения Осетии от европейцев?
- Европейцы отличаются толерантностью. Они более толерантные в ежедневном общении. Здесь народ политизирован, разбирается во многих вопросах. Там такого нет, они думают, вот мы выбрали такого-то человека, пусть он думает, что делать. И этими людьми легко управлять. Им навязывают одну точку зрения, и они себя особо не утруждают в поисках другой стороны медали.
- Бытует мнение, что в Европе соседи между собой не общаются. Какие у Вас отношения с ними?
- У меня с соседями очень хорошие отношения. Мы приглашаем их на праздники, иногда заносим осетинские пироги. Общаемся, но не со всеми, некоторые очень закрытые. Закрытость она есть. Например, даже если сын приедет к родителям, не предупредив, его за это могут очень холодно встретить, экспромт у них не приветствуется.
Если человек постарел, он знает, что отправится в дом престарелых так или иначе, у них нет привязанностей как у нас.
Когда ребенку исполняется 18 лет, родители говорят ему: ты или плати свою долю в семейный бюджет или уходи. Поэтому они, как правило, живут самостоятельно. В 99 случаев из 100 - это, наверное, так. Надеюсь, у нас такого никогда не будет.
- Вам не сложно жить в таком социуме, и не поддаетесь ли Вы их влиянию?
- Когда вы переступаете порог нашего дома, вы словно попадаете в Осетию. Мои дети говорят на осетинском языке. У нас дома все осетинское. Побывав у нас в гостях, многие спрашивают, как можно попасть в Осетию, очень многие хотят приехать сюда.
Я планировал сделать некий пленэр осетинских и европейских художников в Осетии. Если они приедут, и своими глазами увидишь нашу жизнь, будет совершенно другой эффект. Но мне одному всё это не под силу. Если я найду понимание в этом вопросе, то готов осуществить задуманное.
- Что Вы считаете самым важным достижением мероприятий, проводимых за рубежом?
- Если не каждый художник в Осетии, то большинство из них уже привыкло к тому, что каждый год в Европе проходят «Дни осетинской культуры», и они готовятся к этому событию. У североосетинских и югоосетинских художников появились общие проекты, то есть, они стали участвовать в каких–то общих мероприятиях, наладили контакты.
Когда художники приезжают в Европу, мы всегда посещаем музеи. В последний раз мы были в музее Орсе в Париже, где, наверное, представлена самая большая коллекция импрессионистов мира. Гуляя по музею с Магрезом и Лаврентием, я наблюдал, как их захлестнули эмоции. И мне кажется, это дорогого стоит.
«Дни осетинской культуры в Европе» способствуют сплочению диаспоры. Это как бы небольшое окно в Европу. Я не скажу за всю Европу, но там, где мы проводим мероприятия, осетинская культура вызывает большой интерес. Они ждут, когда в следующий раз к ним приедут осетинские художники.
Осетинские художники особенно любят бывать в Люксембурге, и там им отвечают взаимностью.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность президенту Южной Осетии Анатолию Бибилову за помощь и понимание. Экс-президент республики Леонид Тибилов тоже не оставался в стороне, помогал нам. Власти Северной Осетии во главе с Вячеславом Битаровым также оказывают нам поддержку, и это здорово. Спасибо им. Были годы, когда нас никто не поддерживал.
- Не возникают ли у Вас проблемы с реализацией проектов в Европе из-за действий Грузии?
- В этом году в Люксембурге, к сожалению, не состоялись мероприятия, которые мы планировали. Они должны были пройти в азербайджанском центре культуры. Узнав об этом, грузины написали протестное письмо, и те, с кем мы договаривались, не захотели с ними портить отношения, и нам отказали.
Был случай, когда мэр французского города Монмеди с супругой торжественно открыл выставку осетинских художников. Он пообещал провести через год такое же мероприятия. Но из консульства Грузии ему написали гневное письмо, после чего он отказался даже от нашего подарка – картины одного из осетинских художников.
Я сталкиваюсь с негативом не так редко, как об этом говорю. Но если мы кому-то мешаем, значит, мы все делаем правильно (улыбается).
- В каких странах «Возрождение» планирует провести мероприятия в будущем году?
- В будущем году мы, наверное, поедем в Грецию и в Бразилию. Но мы не хотим проводить только выставки, для нас важно, чтобы в наших мероприятиях принимали участие и творческие коллективы, и научная интеллигенция. Несколько раз к нам на мероприятия приезжал Руслан Бзаров, и его слушали с большим интересом. Потому что так, как он расскажет о культуре и обычаях Осетии, мы не расскажем.
У нас есть проект «Презентация Осетии», который подразумевает, в том числе, представление за рубежом определенной продукции, которую производят в Осетии.
Мы закладываем большой фундамент, на чем потом можно построить что-то грандиозное. Мы нащупываем возможности. Успех в том, чтобы все росло, а не стояло на одном уровне, нужен постоянный рост. Мы пытаемся не только расширять географию, но и внести что–то новое.
Однако, чтобы реализовывать этот проект нужно понимание властей севера и юга Осетии, из-за больших объемов работы я один не справлюсь.
- Планируете ли Вы провести выставку «Отражение Европы» в Южной Осетии?
- Я готов организовать выставку. На самом деле, это очень хороший проект, и неплохо было бы провести его также по регионам России. Депутат Государственной думы Артур Таймазов предложил провести эту выставку осенью в Госдуме. Хотелось бы, чтобы представители субъектов России в Госдуме подключились к проекту, и чтобы каждый курировал выставку в своем регионе.
- Вы будете принимать участие в десятом съезде Международного общественного движения «Высший совет осетин»?
- Да меня пригласили принять в нем участие. Но я немного побаиваюсь того, чтобы съезд не превратился в некую формальность.
Я бы хотел, чтобы на нём решались актуальные вопросы, которые остро стоят перед обществом. А одной из наиболее актуальных проблем нашего народа - остается изучение родного языка.
То, что в России приняли закон о добровольном изучении родных языков - на мой взгляд, некая лакмусовая бумага. Она покажет, кто из нас осетин. Почему мы должны снимать с себя личную ответственность и перекладывать её на государство.
Если кто-то считает, что его дети не должны изучать осетинский язык, о чем еще с ним можно говорить. И об этом нужно говорить на съезде.
В Голландии, если ты хочешь занимать хорошую должность, ты должен говорить на голландском языке, других вариантов нет. Почему нельзя ввести такую же практику в Осетии?
Беседу вела Катерина Пухаева
Источник: http://cominf.org/node/1166518125
- Ежегодно в августе в России и Южной Осетии вспоминают о жертвах войны 08.08.08. Какие траурные мероприятия Ваша организация проводит в этот день в Бельгии?
- Каждый год восьмого августа я нахожусь в Южной Осетии, рядом со своим народом. Для меня имеет принципиальное значение быть здесь в этот день.
Но в Бельгии мы, конечно, тоже проводим различные мероприятия, посвященные это трагической дате, - круглые столы, просмотры фильмов, встречи.
Мы пытаемся донести правду об августовских событиях не только до населения Бельгии, но и, в целом, до европейцев. И это мы начали делать уже с 8 августа 2008 года, с акции протеста перед штаб-квартирой НАТО в Брюсселе. Одна из фотографий, сделанная тогда в ходе протеста, разошлась по многим европейским агентствам. Зачастую они публиковали антиосетинские, антироссийские статьи, но некоторые носили просто информационный характер.
Вплоть до 12 августа, до окончания активных боевых действий в Южной Осетии, мы в день давали около 20 интервью, и Осетия все это время не проигрывала информационную войну, по крайней мере, в Голландии. Но потом уже началась игра в одни ворота, Россию начали выставлять агрессором.
- Как сегодня европейцы, включая простое население, относятся к событиям 2008 года?
- На сегодняшний день для европейцев это сложная тема. Политики и люди, разбирающиеся в политике, в курсе того, что произошло тогда, и кто на кого напал. Возьмем хотя бы то, что в докладе международной комиссии под руководством Хайди Тальявини вина за начало войны была возложена на Тбилиси. И зная это, они просто пытаются все это замалчивать, игнорировать как-то. То есть, об этом практически уже никто говорит, потому что им нечего сказать.
А ведь прошло 10 лет, как говорится, страсти улеглись, и можно уже с холодной головой дать оценку событиям 2008 года, а оценка однозначная, и они это знают.
Что касается обычного населения в Европе, то оно на самом деле достаточно своеобразное. Люди не то, что бы мало интересуются политикой, но им в той или иной форме навязывают определенную повестку дня. И поэтому они особо не разбираются в политике, не углубляются в нее, они берут то, что им преподносят.
Европейцам в своё время навязали одну точку зрения, которая была выгодна им, а искать другую они не хотят, соответственно, они больше ничего не желают говорить об этом.
Население Европы и Америки - достаточно толерантное, свободолюбивое. Если бы европейцы получали объективную информацию, они, наверное, не поддержали бы какие-то действия или бездействие своих властей.
Сейчас идет демонизация России и Путина, в частности. А зачем это делается? Чтобы оправдать как-то недочеты, личные провалы европейских властей. 100 лет назад повестку дня определяла Европа, на сегодняшний день она стоит на третьих-четвертых ролях. И если население это проанализирует, то, мне кажется, ему это не понравится. Поэтому идёт своеобразное нагнетание определённой повестки дня.
Одним из катализаторов создания «Дней осетинской культуры в Европе» стала как раз нехватка информации в Европе о событиях 2008 года в Южной Осетии. Обдумав создавшееся положение, мы решили показать Европе Осетию, которую они не знают, то есть, дать возможность взглянуть на нашу страну с другого угла. Так в принципе появилась идея показать Европе осетинскую культуру.
- При общении с местным населением в Европе у Вас не возникают противоречий на тему августовских событий?
- Не то, чтобы возникают противоречия, скорее, они бывают удивлены, когда я им рассказываю о событиях, происходящих на самом деле в Южной Осетии. Они убеждены в том, что в России, на постсоветском пространстве нет свободы слова, идет полное зомбирование населения. И когда мы начинаем общаться с ними, и я привожу определенные примеры, они бывают удивлены. За исключением, может быть, какого-то зомбированного человека, остальные совершенно по-другому начинают смотреть на произошедшее в Южной Осетии.
Основная часть осетин, проживающих в Европе, в кругу своего общения доводят до местного населения альтернативную точку зрения. Мне кажется, что это очень важно.
- Во время мероприятий в рамках «Дней осетинской культуры в Европе», Вы поднимаете тему августовской войны, или стараетесь преподносить только культурную сторону жизни Осетии?
- Эти вопросы могут идти только в комплексе, мы не рассматриваем их по отдельности. Разговор о войне в августе 2008 года заходит всегда. Посетители наших выставок сами интересуются событиями десятилетней давности. Когда, к примеру, они рассматривают полотна Лаврентия Касоева, то в них видна боль от произошедшего. Или глядя на работы Магреза Келехсаева - замечательные пейзажи, которые завораживают, посетители начинают расспрашивать об Осетии, и разговор всегда приводит к 2008 году, 90-м годам, 20-м годам прошлого столетия.
По моему мнению, эти мероприятия способствуют улучшению имиджа Осетии, люди за рубежом получают информацию из первых уст, кроме того, содействуют сплачиванию осетинской диаспоры, налаживанию контактов.
- С диаспорами каких стран Вы сотрудничаете наиболее активно?
- Осетинская диаспора во Франции очень активная. Ее возглавляет Лора Джанаева. В этом году у нас проходили мероприятия в Париже, и она нам очень помогла. Много людей приезжает и из Германии на наши мероприятия.
- Ваши мероприятия преимущественно посещают представители осетинских диаспор или европейцы?
- Я бы сказал, что 50 на 50. Говоря о 50 процентах, я подразумеваю не только осетин, но и русскоязычную диаспору. У меня, например, очень хорошие контакты и с русскоязычной диаспорой, потому что я несколько лет возглавлял Бельгийскую федерацию русскоязычных организаций. Сейчас представляю Бельгию в Европейском координационном совете. У меня очень много контактов с председателями русскоязычных организаций в разных странах, и через них мы тоже приглашаем людей на наши мероприятия. Привлекаем и местных художников, с ними у нас тоже налажено сотрудничество.
Какое–то время мы в местной газете на платной основе давали анонсы, но это не давало никакого эффекта, потому что население там своеобразное.
- В чем основное отличие населения Осетии от европейцев?
- Европейцы отличаются толерантностью. Они более толерантные в ежедневном общении. Здесь народ политизирован, разбирается во многих вопросах. Там такого нет, они думают, вот мы выбрали такого-то человека, пусть он думает, что делать. И этими людьми легко управлять. Им навязывают одну точку зрения, и они себя особо не утруждают в поисках другой стороны медали.
- Бытует мнение, что в Европе соседи между собой не общаются. Какие у Вас отношения с ними?
- У меня с соседями очень хорошие отношения. Мы приглашаем их на праздники, иногда заносим осетинские пироги. Общаемся, но не со всеми, некоторые очень закрытые. Закрытость она есть. Например, даже если сын приедет к родителям, не предупредив, его за это могут очень холодно встретить, экспромт у них не приветствуется.
Если человек постарел, он знает, что отправится в дом престарелых так или иначе, у них нет привязанностей как у нас.
Когда ребенку исполняется 18 лет, родители говорят ему: ты или плати свою долю в семейный бюджет или уходи. Поэтому они, как правило, живут самостоятельно. В 99 случаев из 100 - это, наверное, так. Надеюсь, у нас такого никогда не будет.
- Вам не сложно жить в таком социуме, и не поддаетесь ли Вы их влиянию?
- Когда вы переступаете порог нашего дома, вы словно попадаете в Осетию. Мои дети говорят на осетинском языке. У нас дома все осетинское. Побывав у нас в гостях, многие спрашивают, как можно попасть в Осетию, очень многие хотят приехать сюда.
Я планировал сделать некий пленэр осетинских и европейских художников в Осетии. Если они приедут, и своими глазами увидишь нашу жизнь, будет совершенно другой эффект. Но мне одному всё это не под силу. Если я найду понимание в этом вопросе, то готов осуществить задуманное.
- Что Вы считаете самым важным достижением мероприятий, проводимых за рубежом?
- Если не каждый художник в Осетии, то большинство из них уже привыкло к тому, что каждый год в Европе проходят «Дни осетинской культуры», и они готовятся к этому событию. У североосетинских и югоосетинских художников появились общие проекты, то есть, они стали участвовать в каких–то общих мероприятиях, наладили контакты.
Когда художники приезжают в Европу, мы всегда посещаем музеи. В последний раз мы были в музее Орсе в Париже, где, наверное, представлена самая большая коллекция импрессионистов мира. Гуляя по музею с Магрезом и Лаврентием, я наблюдал, как их захлестнули эмоции. И мне кажется, это дорогого стоит.
«Дни осетинской культуры в Европе» способствуют сплочению диаспоры. Это как бы небольшое окно в Европу. Я не скажу за всю Европу, но там, где мы проводим мероприятия, осетинская культура вызывает большой интерес. Они ждут, когда в следующий раз к ним приедут осетинские художники.
Осетинские художники особенно любят бывать в Люксембурге, и там им отвечают взаимностью.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность президенту Южной Осетии Анатолию Бибилову за помощь и понимание. Экс-президент республики Леонид Тибилов тоже не оставался в стороне, помогал нам. Власти Северной Осетии во главе с Вячеславом Битаровым также оказывают нам поддержку, и это здорово. Спасибо им. Были годы, когда нас никто не поддерживал.
- Не возникают ли у Вас проблемы с реализацией проектов в Европе из-за действий Грузии?
- В этом году в Люксембурге, к сожалению, не состоялись мероприятия, которые мы планировали. Они должны были пройти в азербайджанском центре культуры. Узнав об этом, грузины написали протестное письмо, и те, с кем мы договаривались, не захотели с ними портить отношения, и нам отказали.
Был случай, когда мэр французского города Монмеди с супругой торжественно открыл выставку осетинских художников. Он пообещал провести через год такое же мероприятия. Но из консульства Грузии ему написали гневное письмо, после чего он отказался даже от нашего подарка – картины одного из осетинских художников.
Я сталкиваюсь с негативом не так редко, как об этом говорю. Но если мы кому-то мешаем, значит, мы все делаем правильно (улыбается).
- В каких странах «Возрождение» планирует провести мероприятия в будущем году?
- В будущем году мы, наверное, поедем в Грецию и в Бразилию. Но мы не хотим проводить только выставки, для нас важно, чтобы в наших мероприятиях принимали участие и творческие коллективы, и научная интеллигенция. Несколько раз к нам на мероприятия приезжал Руслан Бзаров, и его слушали с большим интересом. Потому что так, как он расскажет о культуре и обычаях Осетии, мы не расскажем.
У нас есть проект «Презентация Осетии», который подразумевает, в том числе, представление за рубежом определенной продукции, которую производят в Осетии.
Мы закладываем большой фундамент, на чем потом можно построить что-то грандиозное. Мы нащупываем возможности. Успех в том, чтобы все росло, а не стояло на одном уровне, нужен постоянный рост. Мы пытаемся не только расширять географию, но и внести что–то новое.
Однако, чтобы реализовывать этот проект нужно понимание властей севера и юга Осетии, из-за больших объемов работы я один не справлюсь.
- Планируете ли Вы провести выставку «Отражение Европы» в Южной Осетии?
- Я готов организовать выставку. На самом деле, это очень хороший проект, и неплохо было бы провести его также по регионам России. Депутат Государственной думы Артур Таймазов предложил провести эту выставку осенью в Госдуме. Хотелось бы, чтобы представители субъектов России в Госдуме подключились к проекту, и чтобы каждый курировал выставку в своем регионе.
- Вы будете принимать участие в десятом съезде Международного общественного движения «Высший совет осетин»?
- Да меня пригласили принять в нем участие. Но я немного побаиваюсь того, чтобы съезд не превратился в некую формальность.
Я бы хотел, чтобы на нём решались актуальные вопросы, которые остро стоят перед обществом. А одной из наиболее актуальных проблем нашего народа - остается изучение родного языка.
То, что в России приняли закон о добровольном изучении родных языков - на мой взгляд, некая лакмусовая бумага. Она покажет, кто из нас осетин. Почему мы должны снимать с себя личную ответственность и перекладывать её на государство.
Если кто-то считает, что его дети не должны изучать осетинский язык, о чем еще с ним можно говорить. И об этом нужно говорить на съезде.
В Голландии, если ты хочешь занимать хорошую должность, ты должен говорить на голландском языке, других вариантов нет. Почему нельзя ввести такую же практику в Осетии?
Беседу вела Катерина Пухаева
Источник: http://cominf.org/node/1166518125
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.