«Культурный грабеж», или незаконный захват скифского золота
18 декабря 2016 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [352 просмотра]
Решение окружного суда Амстердама по поводу судьбы экспонатов экспозиции из крымских музеев - «Крым: Золото и тайны Черного моря», проще говоря, «скифского золота», в пользу Украины вызвало настоящий международный скандал.
Этот вопрос продолжает оставаться самой болезненной проблемой в культурных отношениях нынешнего российского Крыма и Украины. Почти две тысячи золотых украшений и других артефактов скифской эпохи, по разным данным стоимостью 1,5 миллиона евро, были выставлены в амстердамском университетском музее Алларда Пирсона со 2 февраля 2014 года. В подготовке выставки участвовали пять музеев, четыре из которых расположены в Крыму - Керченский и Бахчисарайский историко-культурные заповедники, Центральный музей Тавриды и заповедник «Херсонес Таврический».
Экспозиция должна была продлиться до августа 2014 года, но бурные политические события, связанные с возвращением Крыма в состав России, внесли свои коррективы. После вхождения республики в состав России голландские музейщики оказались в сложном положении. По межмузейным соглашениям, которые предписывают возвращать экспонаты в тот географический пункт и по тому адресу, из которого выехал предмет, «скифское золото» должно было вернуться в Крым. Именно на этом выстраивали и выстраивают свою линию защиты в суде крымские музеи. В Крыму неоднократно заявляли, что имеют полное право на возвращение экспонатов, поскольку все предметы были найдены на территории полуострова и хранились в его музеях. Но, как отмечают российские эксперты, «Незалежная» максимально использовала антироссийские настроения в Европе для проталкивания своих интересов в этом деле, в противном случае экспонаты вернулись бы в Крым.
Решение голландских судей вызвало ликование в Киеве и резкую реакцию со стороны России и собственно Крыма.
В Минкультуры России крайне критично прокомментировали подобное решение голландской Фемиды, подчеркнув, что решение суда нарушает принципы международного межмузейного обмена. «Данное решение является примером нарушения прав учреждений культуры и разрушения единства музейных коллекций. Оно противоречит не только положениям контрактов, но и грубо нарушает принципы международного межмузейного обмена и право народа Крыма на доступ к собственному культурному наследию. Суд проигнорировал принцип сохранения археологических находок в неразрывной связи с историей и культурой той местности, откуда они происходят. Музейные предметы должны вернуться в Крым, где были обнаружены и где десятилетиями хранились и изучались учеными-археологами. Министерство культуры РФ считает, что данное решение является крайне негативным прецедентом, которое принято вопреки нормам международного права о защите культурных ценностей», - заявили в минкультуры РФ.
Крымские музеи со своей стороны заявляют об открытом грабеже своих фондов. По словам директора Керченского историко-культурного заповедника Татьяны Умрихиной, это первый случай, когда предметы, имеющие историческую ценность, передаются не на ту территорию, где были найдены. «Это просто позор голландскому суду, который позволил вмешаться политике в правовое межмузейное поле», - отметила Татьяна Умрихина.
Крымские музейщики готовят апелляцию, что позволит еще на некоторое время отсрочить передачу коллекции Украине, но вряд ли конечное решение суда апелляционной инстанции будет в их пользу. Двойные стандарты, похоже, продолжают господствовать на Западе.
Позицию своих российских и крымских коллег поддерживают музейщики и археологи Южной Осетии. Комментируя судьбу «скифского золота», директор Национального музея РЮО Мераб Зассеев отметил, что логики в подобных действиях искать не приходится. «К сожалению, это не единственный вопрос, где проявляется политизация вопросов, касающихся культурного наследия. Археологический материал любого характера принадлежит той части планеты, где он был раскопан и найден. Это общеизвестная истина. Никакой привязки к границам Украины не может быть, поскольку они могут меняться. Если уж говорить о принадлежности скифского золота, то, как известно, Северное Причерноморье и Приазовье было ареалом обитания наших предков, но мы же не говорим о том, что эти экспонаты должны быть переданы в юго-осетинский Национальный музей», - сказал Мераб Зассеев.
Южная Осетия сама неоднократно сталкивалась с политизацией вопросов культурного наследия после грузинской агрессии 1989-92 годов и провозглашения независимости. Чего стоит история с представляющим большую ценность Оконским триптихом, который был похищен из Краеведческого музея РЮО в период агрессии Грузии. Спустя многие годы следы иконы впервые обнаружились в Швейцарии, где она была выставлена на аукцион. Все попытки властей и общественности Южной Осетии вернуть триптих в РЮО не увенчались успехом. Аргументы Грузии для швейцарских судей тогда оказались важнее, и теперь икона находится в Государственном музее искусств Грузии, точно так же, как и многие ценные артефакты с территории Южной Осетии.
Единственным выходом из таких ситуаций, считает Мераб Зассеев, является отказ от ненужной политизации культурного наследия, которая выглядит весьма неуместной в 21 веке. В качестве положительного примера решения подобных вопросов директор Национального музея РЮО приводит ситуацию с возвращением иконы Тихвинской Божьей Матери из США в Россию в 2004 году. Эта икона была вывезена из Советского Союза во время гитлеровской агрессии в 1941 году. «Это и есть движение навстречу, когда возвращается что-то, принадлежащее другому государству. Именно такой конструктивный подход должен быть между государствами при решении подобных вопросов», - отметил Мераб Зассеев.
ПЕРСПЕКТИВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
Активное сотрудничество с музейными учреждениями России проявляется не только по вопросу скифского золота. Продуктивное взаимодействие развивается по всем перспективным направлениям. В этом году Национальный музей Южной Осетии заключил соглашение с музейным объединением города Москвы, включающим в свой состав основные музеи российской столицы.
Соглашения о сотрудничестве между Национальным музеем Республики Южная Осетия и объединением «Музеи Москвы», подписанное директором Национального музея РЮО Мерабом Зассеевым и генеральным директором Объединения московских музеев и выставочных залов Алиной Сапрыкиной, сделает возможным проведение совместных мероприятий в части культурного обмена между двумя государствами, позволит сторонам развивать взаимовыгодное сотрудничество в области музейного дела, всемерно способствовать популяризации исторического и культурного потенциала двух стран.
Достигнутые договоренности также предполагают оказание методической, консультативной и практической помощи югоосетинскому Национальному музею, в том числе в вопросах реставрации экспонатов. В подписанном Соглашении говорится и об обмене опытом с российскими коллегами, тематических встречах, повышении квалификации сотрудников югоосетинского музея в учреждениях культуры Москвы. Также будут проводиться выездные передвижные выставки предметов старины югоосетинского музея в Москве и, в свою очередь, экспозиция экспонатов московских музеев в Цхинвале.
Как подчеркивает Мераб Зассеев, с учетом передовых технологий и новых методов ведения музейного дела уровень работы Национального музея благодаря тесному общению с российскими коллегами в короткие сроки сможет достичь желаемых результатов.
«Планируем подписать такой же договор с Владимиро-Суздальским музеем и Государственным Эрмитажем, ведутся переговоры с руководством этих учреждений при содействии посла РЮО в России Знаура Гассиева. В центре нашего внимания также налаживание сотрудничества с крымскими музеями с целью организации совместных проектов и выставок», - отмечает также Мераб Зассеев.
Идея организации выставок экспонатов «скифского золота», обнаруженных в Крыму, давно привлекает почитателей исторического наследия в Южной Осетии. Появление подобной экспозиции в новом здании Национального музея будет иметь большое символическое значение, не говоря уже о культурно-просветительском аспекте.
Впрочем, по словам директора Нацмузея, реализация намеченных планов требует соответствующего финансового обеспечения, и это не менее сложный вопрос. В частности, в соответствии с современными стандартами необходимо оцифровать музейные фонды, создать путеводитель по музею, радио-гид и многое другое, давно ставшее привычным в современных музеях мира. Одним словом, речь идет о том, чтобы соблюсти требования сегодняшнего дня, но одновременно обеспечить национальный колорит в центральном музее Южной Осетии. «Мы работаем над тем, чтобы наш музей стал одним из наиболее ярких и интересных научно-образовательных учреждений страны. С этой целью, в частности, в музее подготовлены лекционные залы, в которых будут проводиться круглые столы и конференции с привлечением представителей научного сообщества Южной Осетии.
Очень приятно, что уже сегодня каждый приезжающий в Южную Осетию спешит посетить наш музей. Ведь музей - это хранилище интересных предметов, различных артефактов старины нашей истории и культуры, через которые посетители музея открывают для себя Осетию, знакомятся с ее культурным и историческим наследием. Это особенно актуально в свете попыток «присвоить» наследие предков осетинского народа со стороны некоторых наших соседей на Северном Кавказе», - отмечает Мераб Зассеев.
У руководства Национального музея РЮО есть еще одна задумка, которая в случае реализации также станет шагом вперед в развитии музейного дела в республике. Имеется в виду создание единого республиканского музейного объединения, которое включило бы в свой состав все музеи Южной Осетии, в том числе дворец Ксанских эриставов в Ленингоре, дом-музей Васо Абаева и другие.
По мнению Мераба Зассеева, создание централизованного объединения будет способствовать повышению интереса к историческому наследию. Кроме того, станет легче осуществлять межмузейный обмен внутри республики, включая организацию экспозиций в районах Южной Осетии или, наоборот, проведение выставок Ленингорского музея в Цхинвале.
А. ГЕРГАУЛОВА,
газета "Южная Осетия"
Этот вопрос продолжает оставаться самой болезненной проблемой в культурных отношениях нынешнего российского Крыма и Украины. Почти две тысячи золотых украшений и других артефактов скифской эпохи, по разным данным стоимостью 1,5 миллиона евро, были выставлены в амстердамском университетском музее Алларда Пирсона со 2 февраля 2014 года. В подготовке выставки участвовали пять музеев, четыре из которых расположены в Крыму - Керченский и Бахчисарайский историко-культурные заповедники, Центральный музей Тавриды и заповедник «Херсонес Таврический».
Экспозиция должна была продлиться до августа 2014 года, но бурные политические события, связанные с возвращением Крыма в состав России, внесли свои коррективы. После вхождения республики в состав России голландские музейщики оказались в сложном положении. По межмузейным соглашениям, которые предписывают возвращать экспонаты в тот географический пункт и по тому адресу, из которого выехал предмет, «скифское золото» должно было вернуться в Крым. Именно на этом выстраивали и выстраивают свою линию защиты в суде крымские музеи. В Крыму неоднократно заявляли, что имеют полное право на возвращение экспонатов, поскольку все предметы были найдены на территории полуострова и хранились в его музеях. Но, как отмечают российские эксперты, «Незалежная» максимально использовала антироссийские настроения в Европе для проталкивания своих интересов в этом деле, в противном случае экспонаты вернулись бы в Крым.
Решение голландских судей вызвало ликование в Киеве и резкую реакцию со стороны России и собственно Крыма.
В Минкультуры России крайне критично прокомментировали подобное решение голландской Фемиды, подчеркнув, что решение суда нарушает принципы международного межмузейного обмена. «Данное решение является примером нарушения прав учреждений культуры и разрушения единства музейных коллекций. Оно противоречит не только положениям контрактов, но и грубо нарушает принципы международного межмузейного обмена и право народа Крыма на доступ к собственному культурному наследию. Суд проигнорировал принцип сохранения археологических находок в неразрывной связи с историей и культурой той местности, откуда они происходят. Музейные предметы должны вернуться в Крым, где были обнаружены и где десятилетиями хранились и изучались учеными-археологами. Министерство культуры РФ считает, что данное решение является крайне негативным прецедентом, которое принято вопреки нормам международного права о защите культурных ценностей», - заявили в минкультуры РФ.
Крымские музеи со своей стороны заявляют об открытом грабеже своих фондов. По словам директора Керченского историко-культурного заповедника Татьяны Умрихиной, это первый случай, когда предметы, имеющие историческую ценность, передаются не на ту территорию, где были найдены. «Это просто позор голландскому суду, который позволил вмешаться политике в правовое межмузейное поле», - отметила Татьяна Умрихина.
Крымские музейщики готовят апелляцию, что позволит еще на некоторое время отсрочить передачу коллекции Украине, но вряд ли конечное решение суда апелляционной инстанции будет в их пользу. Двойные стандарты, похоже, продолжают господствовать на Западе.
Позицию своих российских и крымских коллег поддерживают музейщики и археологи Южной Осетии. Комментируя судьбу «скифского золота», директор Национального музея РЮО Мераб Зассеев отметил, что логики в подобных действиях искать не приходится. «К сожалению, это не единственный вопрос, где проявляется политизация вопросов, касающихся культурного наследия. Археологический материал любого характера принадлежит той части планеты, где он был раскопан и найден. Это общеизвестная истина. Никакой привязки к границам Украины не может быть, поскольку они могут меняться. Если уж говорить о принадлежности скифского золота, то, как известно, Северное Причерноморье и Приазовье было ареалом обитания наших предков, но мы же не говорим о том, что эти экспонаты должны быть переданы в юго-осетинский Национальный музей», - сказал Мераб Зассеев.
Южная Осетия сама неоднократно сталкивалась с политизацией вопросов культурного наследия после грузинской агрессии 1989-92 годов и провозглашения независимости. Чего стоит история с представляющим большую ценность Оконским триптихом, который был похищен из Краеведческого музея РЮО в период агрессии Грузии. Спустя многие годы следы иконы впервые обнаружились в Швейцарии, где она была выставлена на аукцион. Все попытки властей и общественности Южной Осетии вернуть триптих в РЮО не увенчались успехом. Аргументы Грузии для швейцарских судей тогда оказались важнее, и теперь икона находится в Государственном музее искусств Грузии, точно так же, как и многие ценные артефакты с территории Южной Осетии.
Единственным выходом из таких ситуаций, считает Мераб Зассеев, является отказ от ненужной политизации культурного наследия, которая выглядит весьма неуместной в 21 веке. В качестве положительного примера решения подобных вопросов директор Национального музея РЮО приводит ситуацию с возвращением иконы Тихвинской Божьей Матери из США в Россию в 2004 году. Эта икона была вывезена из Советского Союза во время гитлеровской агрессии в 1941 году. «Это и есть движение навстречу, когда возвращается что-то, принадлежащее другому государству. Именно такой конструктивный подход должен быть между государствами при решении подобных вопросов», - отметил Мераб Зассеев.
ПЕРСПЕКТИВЫ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
Активное сотрудничество с музейными учреждениями России проявляется не только по вопросу скифского золота. Продуктивное взаимодействие развивается по всем перспективным направлениям. В этом году Национальный музей Южной Осетии заключил соглашение с музейным объединением города Москвы, включающим в свой состав основные музеи российской столицы.
Соглашения о сотрудничестве между Национальным музеем Республики Южная Осетия и объединением «Музеи Москвы», подписанное директором Национального музея РЮО Мерабом Зассеевым и генеральным директором Объединения московских музеев и выставочных залов Алиной Сапрыкиной, сделает возможным проведение совместных мероприятий в части культурного обмена между двумя государствами, позволит сторонам развивать взаимовыгодное сотрудничество в области музейного дела, всемерно способствовать популяризации исторического и культурного потенциала двух стран.
Достигнутые договоренности также предполагают оказание методической, консультативной и практической помощи югоосетинскому Национальному музею, в том числе в вопросах реставрации экспонатов. В подписанном Соглашении говорится и об обмене опытом с российскими коллегами, тематических встречах, повышении квалификации сотрудников югоосетинского музея в учреждениях культуры Москвы. Также будут проводиться выездные передвижные выставки предметов старины югоосетинского музея в Москве и, в свою очередь, экспозиция экспонатов московских музеев в Цхинвале.
Как подчеркивает Мераб Зассеев, с учетом передовых технологий и новых методов ведения музейного дела уровень работы Национального музея благодаря тесному общению с российскими коллегами в короткие сроки сможет достичь желаемых результатов.
«Планируем подписать такой же договор с Владимиро-Суздальским музеем и Государственным Эрмитажем, ведутся переговоры с руководством этих учреждений при содействии посла РЮО в России Знаура Гассиева. В центре нашего внимания также налаживание сотрудничества с крымскими музеями с целью организации совместных проектов и выставок», - отмечает также Мераб Зассеев.
Идея организации выставок экспонатов «скифского золота», обнаруженных в Крыму, давно привлекает почитателей исторического наследия в Южной Осетии. Появление подобной экспозиции в новом здании Национального музея будет иметь большое символическое значение, не говоря уже о культурно-просветительском аспекте.
Впрочем, по словам директора Нацмузея, реализация намеченных планов требует соответствующего финансового обеспечения, и это не менее сложный вопрос. В частности, в соответствии с современными стандартами необходимо оцифровать музейные фонды, создать путеводитель по музею, радио-гид и многое другое, давно ставшее привычным в современных музеях мира. Одним словом, речь идет о том, чтобы соблюсти требования сегодняшнего дня, но одновременно обеспечить национальный колорит в центральном музее Южной Осетии. «Мы работаем над тем, чтобы наш музей стал одним из наиболее ярких и интересных научно-образовательных учреждений страны. С этой целью, в частности, в музее подготовлены лекционные залы, в которых будут проводиться круглые столы и конференции с привлечением представителей научного сообщества Южной Осетии.
Очень приятно, что уже сегодня каждый приезжающий в Южную Осетию спешит посетить наш музей. Ведь музей - это хранилище интересных предметов, различных артефактов старины нашей истории и культуры, через которые посетители музея открывают для себя Осетию, знакомятся с ее культурным и историческим наследием. Это особенно актуально в свете попыток «присвоить» наследие предков осетинского народа со стороны некоторых наших соседей на Северном Кавказе», - отмечает Мераб Зассеев.
У руководства Национального музея РЮО есть еще одна задумка, которая в случае реализации также станет шагом вперед в развитии музейного дела в республике. Имеется в виду создание единого республиканского музейного объединения, которое включило бы в свой состав все музеи Южной Осетии, в том числе дворец Ксанских эриставов в Ленингоре, дом-музей Васо Абаева и другие.
По мнению Мераба Зассеева, создание централизованного объединения будет способствовать повышению интереса к историческому наследию. Кроме того, станет легче осуществлять межмузейный обмен внутри республики, включая организацию экспозиций в районах Южной Осетии или, наоборот, проведение выставок Ленингорского музея в Цхинвале.
А. ГЕРГАУЛОВА,
газета "Южная Осетия"
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.