Сослан-Давид: правда жизни осетинского царевича, мужа и соправителя царицы Тамар
1 января 2011 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [37849 просмотров]
Недавно в Цхинвале вышел в свет довольно любопытный сборник. Называется он «Сослан-Давид: правда жизни осетинского царевича, мужа и соправителя царицы Тамар». Тот, кто хотя бы ознакомился с содержанием брошюры, поймет, что все здесь выстроено вокруг не только такой яркой исторической личности как Сослан-Давид, но и видного историка Георгия Давидовича Тогоева (Тогошвили), который как никто другой был знаком со всем тем, что связано с именем царевича.
Личность Г.Д. Тогоева хорошо известна в обеих частях Осетии, и не только представителям научных кругов. Широкую известность он приобрел после выхода в свет монографии «Сослан-Давид». Книга вышла в свет в 1990 году во Владикавказе, поскольку в Грузии в то время издать нечто подобное было невозможно, так как уже тогда там все было прибрано к рукам националистов. И у причины, по которой работы ученого (коих издано более 40) не стали известны широкой осетинской общественности заключается в том, что основные труды Г. Тогоева – «Из истории грузино-осетинских отношений с древнейших времен до конца XIV века» (1958 г.), «Грузино-осетинские отношения в XV – XVIII вв.» (1969 г.), «Отношения между грузинским и осетинским народами» (1969 г.) и «Вахушти Багратиони об Осетии и осетинах» (1977г.) – вышли в Тбилиси на грузинском языке и малыми тиражами. Понятно, что основной массив книг оседал в фондах научных библиотек и до широкой общественности не доходил.
Правда, тогда еще в своей массе грузинские ученые были людьми непредвзятыми и беспристрастными, они уважали и ценили скромного и трудолюбивого Георгия Давидовича. Поэтому его карьера в Институте истории, археологии и этнографии им. И. Джавахишвили АН Грузии сложилась достаточно хорошо. Здесь он окончил аспирантуру, защитил кандидатскую и докторскую диссертации и дослужился до должности заведующего отдела истории народов Кавказа.
Связав свою жизнь с одним научным учреждением, Г. Тогоев и предположить не мог, что его так жестоко коснутся веяния в «новой» Грузии. Его стали буквально выталкивать из института те, кто еще вчера превозносил его научные таланты. А когда еще стало известно, что он готовит к изданию монографию о Сослан-Давиде, то началась настоящая травля. В результате Георгий Давидович скончался в расцвете сил так и не дождавшись выхода в свет своего основного детища. Книга стала для него своеобразным памятником.
Все эти причины и подсказали структурное построение сборника, который начинается с заметки Алексея Маргиева, которую он озаглавил просто: «Мои встречи с Георгием Давидовичем Тогошвили». Пожалуй, никто другой в Цхинвале не знал ученого так хорошо, как наш известный архивариус. Прежде всего – они земляки, и знакомы были более 30 лет. Во время достаточно частых встреч тема бесед чаще всего касалась истории Осетии, прошлого осетинского народа.
Часто речь заходила о памятнике грузинской литературы «Витязе в барсовой шкуре», авторство которого приписывается Шота Руставели. Они сошлись во мнении, что о такой личности ничего в грузинских летописях не сказано, а посему: а) Шота Руставели – это псевдоним некой известной личности; б) что такую книгу мог написать только человек воспитанный на нартском эпосе; в) автором поэмы мог быть только один человек – осетинский царевич Сослан-Давид; и г) поэма является по всем показателям автобиографичной.
Собственно, то же мнение высказывали представители грузинской научной интеллигенции, литераторы, представители куль-туры в довоенные годы. И это несмотря на то, что в Грузии издревле предпринимались попытки переписать историю в свою пользу. С этой целью фальсифицировались свидетельства современников, подделывались документы, уничтожались археологические материалы. Но даже такие варварские меры желаемого результата не давали. Или доказать, что Шота Руставели – реальное лицо, либо доказать грузинское происхождение Сослан-Давида. Пока пошли по первому пути. В Иерусалим поехала группа крупных грузинских ученых, которые явили миру мощи некоего старца, доказывая, что это именно и есть останки Шота Руставели. Но ученый мир настолько откровенно осмеял эту выдумку, что об этой идее пришлось срочно забыть. Тогда вернулись ко второму. Но сделать из Сослан-Давида грузина тоже не удалось.
В самый разгар этих «исканий» Алексей Маргиев предложил Георгию Тогоеву написать только для его архива своего рода записки о Сослан-Давиде, что тот и сделал. Рачительный Алексей Георгиевич распечатал текст и переплел в маленькие книжки. Экземпляры этой книжки он отправил Вассо Абаеву, Юрию Кучиеву, Исса Плиеву.
В то время Василий Иванович каждое лето посещал свой домик в Цхинвале. Ну, и, конечно, читал лекции. На одной из них ему задали вопрос о Сослан-Давиде. Тот сказал, что на этот вопрос лучше него может ответить Тогошвили, достал из кармана ту самую книжку и зачитал несколько отрывков из нее. Автор ее, находился тогда в зале. Он, конечно, был удивлен и тогда же решил, что после такого признания теперь-то он уже точно напишет книгу о Сослан-Давиде, чего бы только это ему не стоило.
Вполне логично, что центральная часть сборника собственно и составила та самая статья Георгия Тогоева. Те, кто знаком с монографией «Сослан-Давид», каких-либо откровений в статье вряд ли найдут. Но напомним, что книга вышла в свет в 1990 году, а статья на целых 15 лет раньше. Сама статья называется «Вахушти Багратиони о происхождении Сослан-Давида».
Автор приводит свидетельства летописцев царицы Тамар и сравнивает их с династическими схемами Вахушти. Все летописцы беспристрастны и пишут о, безусловно, осетинском происхождении Сослан-Давида. Так считала и сама Тамар, иначе в летописи были бы внесены коррективы. Аланским царевичем называют Сослана и армянские историки. Крупнейший грузинский историк И. Джавахишвили, прекрасно знакомый со всеми источниками, прямо писал: «В 1189 году женихом Тамар был выдвинут потомок осетинских царей по матери сын дочери грузинских царей Багратионов – царевич Давид (Сослан). Он воспитывался у тетки Тамар – Русудан и характер его, отвага и образованность всем были хорошо известны. Поэтому, этот выбор одобрили как придворные чины, так и сама Тамар».
Казалось бы, тут можно поставить точку. Но Георгий Тогоев задается вопросом: откуда вдруг появился такой неподдельный интерес к личности Сослан-Давида? Почему Вахушти Багратиони вдруг предпринял попытку усомниться в происхождении Сослан-Давида? И почему, наконец, современные грузинские историки, чувствуя неубедительность схем Вахушти, выстраивают свои – еще более неправдоподобные? И сам же дает ответ. Во время Тамар и Сослан-Давида Грузия была мощным, процветающим государством. Но времена про-шли. Страна распалась на три царства и пять княжеств. В таких условиях просвещенных потомков Багратионов, веривших в божественное происхождение своей фамилии, уже не могло удовлетворить простое причисление Сослан-Давида к осетинской царской династии.
Третья часть сборника – это также уже ранее опубликованный материал, а точнее – выдержки из недавно вышедшей монографии В.Д. Дзидзоева и К.Г. Дзугаева «Южная Осетия в ретроспективе грузино-осетинских отношений». Касается она осетинского царевича и названа «Сослан-Давид Царазон в истории Грузии и Осетии: факты и гипотезы».
В этой статье читатель найдет много нового для себя, поскольку авторы, используя многочисленные источники, делают интересные, довольно оригинальные выводы. Они, например, считают, что история брака грузинской царицы Тамар с алано-осетинским царевичем Сосланом Царазоновым – Ос-Багатаром является одним из ключевых моментов в истории грузино-осетинских взаимоотношений, определяющих их развитие в целом и без которых невозможно составить правильное представление о них.
В тот период сближению народов способствовало укрепление христианства в Грузии и Алании. Но особо этому способствовало заключение династических браков. Грузии нужны были союзники, а военный потенциал осетинского царства в ту пору был весьма велик. Вот почему грузинская знать не только согласилась на брак Тамар с Сослан-Давидом, но и признала осетинского царевича законным царем – соправителем Грузии.
В самом расцвете сил, после знаменательных побед Сослан-Давид внезапно умирает. Но что самое удивительное, обычно многословные грузинские летописцы не могут внятно объяснить не только причину смерти царевича (!), не только место его убийства (!!), но и место его захоронения (!!!). Такое в отношении царственной особы, особенно находящейся в зените славы попросту невозможно. А означает это только одно – над архивами основательно поработали.
Потом уже грузинские историки придумали, что Сослан-Давид был убит мусульманскими лазутчиками. Этот мощный аргумент должен был быть использован со всей силой в официальной идеологии грузинского государства. Но ведь этого не произошло! Значит, Сослан-Давид был устранен самой грузинской правящей верхушкой, после Басианской битвы пришедшей к выводу, что алан-осетин на троне Грузии им более не нужен.
По этой же причине становится ясно, почему нет в Грузии и могилы царя. Попытки указать, что захоронен тот в Гелати – усыпальнице грузинских царей – не подтвердились. Принявший смерть от грузинских заговорщиков – аристократов просто не мог быть захоронен в Гелати. Останки Сослана обнаружились в усыпальнице Царазонов в Нузале. Доказано и то, что убит он был ударом сзади в голову, когда ехал на коне из Карса в Тифлис.
Многочисленные грузинские историки советского периода в отношении Сослана-Давида вообще повели себя странно: они его или в упор не видят, а если и видят, то исключительно грузином.
Отдельно сказано о поэме «Витязь в барсовой шкуре». Приводятся все пять известных переводов на русский того отрывка поэмы, который посвящен Сослан-Давиду и один – на осетинский язык. Авторы усматривают мистическую связь между самой поэмой, личностью Сослан-Давида и судьбой Картли.
В целом, сборник весьма интересен, хотя собранные в нем статьи весьма разноплановы, написаны в разное время и в разных условиях. Отдельные редакторские недоработки в целом не сказались на его содержании.
Остается отметить, что книга о Сослан-Давиде издана по инициативе Алексея Маргиева. Он же является и составителем сборника. И что самое примечательное –книга вышла в свет именно в тот момент, когда праздновался 80-летний юбилей самого Алексея Георгиевича. Тем самым он сделал подарок не только всем нам, но и самому себе.
Личность Г.Д. Тогоева хорошо известна в обеих частях Осетии, и не только представителям научных кругов. Широкую известность он приобрел после выхода в свет монографии «Сослан-Давид». Книга вышла в свет в 1990 году во Владикавказе, поскольку в Грузии в то время издать нечто подобное было невозможно, так как уже тогда там все было прибрано к рукам националистов. И у причины, по которой работы ученого (коих издано более 40) не стали известны широкой осетинской общественности заключается в том, что основные труды Г. Тогоева – «Из истории грузино-осетинских отношений с древнейших времен до конца XIV века» (1958 г.), «Грузино-осетинские отношения в XV – XVIII вв.» (1969 г.), «Отношения между грузинским и осетинским народами» (1969 г.) и «Вахушти Багратиони об Осетии и осетинах» (1977г.) – вышли в Тбилиси на грузинском языке и малыми тиражами. Понятно, что основной массив книг оседал в фондах научных библиотек и до широкой общественности не доходил.
Правда, тогда еще в своей массе грузинские ученые были людьми непредвзятыми и беспристрастными, они уважали и ценили скромного и трудолюбивого Георгия Давидовича. Поэтому его карьера в Институте истории, археологии и этнографии им. И. Джавахишвили АН Грузии сложилась достаточно хорошо. Здесь он окончил аспирантуру, защитил кандидатскую и докторскую диссертации и дослужился до должности заведующего отдела истории народов Кавказа.
Связав свою жизнь с одним научным учреждением, Г. Тогоев и предположить не мог, что его так жестоко коснутся веяния в «новой» Грузии. Его стали буквально выталкивать из института те, кто еще вчера превозносил его научные таланты. А когда еще стало известно, что он готовит к изданию монографию о Сослан-Давиде, то началась настоящая травля. В результате Георгий Давидович скончался в расцвете сил так и не дождавшись выхода в свет своего основного детища. Книга стала для него своеобразным памятником.
Все эти причины и подсказали структурное построение сборника, который начинается с заметки Алексея Маргиева, которую он озаглавил просто: «Мои встречи с Георгием Давидовичем Тогошвили». Пожалуй, никто другой в Цхинвале не знал ученого так хорошо, как наш известный архивариус. Прежде всего – они земляки, и знакомы были более 30 лет. Во время достаточно частых встреч тема бесед чаще всего касалась истории Осетии, прошлого осетинского народа.
Часто речь заходила о памятнике грузинской литературы «Витязе в барсовой шкуре», авторство которого приписывается Шота Руставели. Они сошлись во мнении, что о такой личности ничего в грузинских летописях не сказано, а посему: а) Шота Руставели – это псевдоним некой известной личности; б) что такую книгу мог написать только человек воспитанный на нартском эпосе; в) автором поэмы мог быть только один человек – осетинский царевич Сослан-Давид; и г) поэма является по всем показателям автобиографичной.
Собственно, то же мнение высказывали представители грузинской научной интеллигенции, литераторы, представители куль-туры в довоенные годы. И это несмотря на то, что в Грузии издревле предпринимались попытки переписать историю в свою пользу. С этой целью фальсифицировались свидетельства современников, подделывались документы, уничтожались археологические материалы. Но даже такие варварские меры желаемого результата не давали. Или доказать, что Шота Руставели – реальное лицо, либо доказать грузинское происхождение Сослан-Давида. Пока пошли по первому пути. В Иерусалим поехала группа крупных грузинских ученых, которые явили миру мощи некоего старца, доказывая, что это именно и есть останки Шота Руставели. Но ученый мир настолько откровенно осмеял эту выдумку, что об этой идее пришлось срочно забыть. Тогда вернулись ко второму. Но сделать из Сослан-Давида грузина тоже не удалось.
В самый разгар этих «исканий» Алексей Маргиев предложил Георгию Тогоеву написать только для его архива своего рода записки о Сослан-Давиде, что тот и сделал. Рачительный Алексей Георгиевич распечатал текст и переплел в маленькие книжки. Экземпляры этой книжки он отправил Вассо Абаеву, Юрию Кучиеву, Исса Плиеву.
В то время Василий Иванович каждое лето посещал свой домик в Цхинвале. Ну, и, конечно, читал лекции. На одной из них ему задали вопрос о Сослан-Давиде. Тот сказал, что на этот вопрос лучше него может ответить Тогошвили, достал из кармана ту самую книжку и зачитал несколько отрывков из нее. Автор ее, находился тогда в зале. Он, конечно, был удивлен и тогда же решил, что после такого признания теперь-то он уже точно напишет книгу о Сослан-Давиде, чего бы только это ему не стоило.
Вполне логично, что центральная часть сборника собственно и составила та самая статья Георгия Тогоева. Те, кто знаком с монографией «Сослан-Давид», каких-либо откровений в статье вряд ли найдут. Но напомним, что книга вышла в свет в 1990 году, а статья на целых 15 лет раньше. Сама статья называется «Вахушти Багратиони о происхождении Сослан-Давида».
Автор приводит свидетельства летописцев царицы Тамар и сравнивает их с династическими схемами Вахушти. Все летописцы беспристрастны и пишут о, безусловно, осетинском происхождении Сослан-Давида. Так считала и сама Тамар, иначе в летописи были бы внесены коррективы. Аланским царевичем называют Сослана и армянские историки. Крупнейший грузинский историк И. Джавахишвили, прекрасно знакомый со всеми источниками, прямо писал: «В 1189 году женихом Тамар был выдвинут потомок осетинских царей по матери сын дочери грузинских царей Багратионов – царевич Давид (Сослан). Он воспитывался у тетки Тамар – Русудан и характер его, отвага и образованность всем были хорошо известны. Поэтому, этот выбор одобрили как придворные чины, так и сама Тамар».
Казалось бы, тут можно поставить точку. Но Георгий Тогоев задается вопросом: откуда вдруг появился такой неподдельный интерес к личности Сослан-Давида? Почему Вахушти Багратиони вдруг предпринял попытку усомниться в происхождении Сослан-Давида? И почему, наконец, современные грузинские историки, чувствуя неубедительность схем Вахушти, выстраивают свои – еще более неправдоподобные? И сам же дает ответ. Во время Тамар и Сослан-Давида Грузия была мощным, процветающим государством. Но времена про-шли. Страна распалась на три царства и пять княжеств. В таких условиях просвещенных потомков Багратионов, веривших в божественное происхождение своей фамилии, уже не могло удовлетворить простое причисление Сослан-Давида к осетинской царской династии.
Третья часть сборника – это также уже ранее опубликованный материал, а точнее – выдержки из недавно вышедшей монографии В.Д. Дзидзоева и К.Г. Дзугаева «Южная Осетия в ретроспективе грузино-осетинских отношений». Касается она осетинского царевича и названа «Сослан-Давид Царазон в истории Грузии и Осетии: факты и гипотезы».
В этой статье читатель найдет много нового для себя, поскольку авторы, используя многочисленные источники, делают интересные, довольно оригинальные выводы. Они, например, считают, что история брака грузинской царицы Тамар с алано-осетинским царевичем Сосланом Царазоновым – Ос-Багатаром является одним из ключевых моментов в истории грузино-осетинских взаимоотношений, определяющих их развитие в целом и без которых невозможно составить правильное представление о них.
В тот период сближению народов способствовало укрепление христианства в Грузии и Алании. Но особо этому способствовало заключение династических браков. Грузии нужны были союзники, а военный потенциал осетинского царства в ту пору был весьма велик. Вот почему грузинская знать не только согласилась на брак Тамар с Сослан-Давидом, но и признала осетинского царевича законным царем – соправителем Грузии.
В самом расцвете сил, после знаменательных побед Сослан-Давид внезапно умирает. Но что самое удивительное, обычно многословные грузинские летописцы не могут внятно объяснить не только причину смерти царевича (!), не только место его убийства (!!), но и место его захоронения (!!!). Такое в отношении царственной особы, особенно находящейся в зените славы попросту невозможно. А означает это только одно – над архивами основательно поработали.
Потом уже грузинские историки придумали, что Сослан-Давид был убит мусульманскими лазутчиками. Этот мощный аргумент должен был быть использован со всей силой в официальной идеологии грузинского государства. Но ведь этого не произошло! Значит, Сослан-Давид был устранен самой грузинской правящей верхушкой, после Басианской битвы пришедшей к выводу, что алан-осетин на троне Грузии им более не нужен.
По этой же причине становится ясно, почему нет в Грузии и могилы царя. Попытки указать, что захоронен тот в Гелати – усыпальнице грузинских царей – не подтвердились. Принявший смерть от грузинских заговорщиков – аристократов просто не мог быть захоронен в Гелати. Останки Сослана обнаружились в усыпальнице Царазонов в Нузале. Доказано и то, что убит он был ударом сзади в голову, когда ехал на коне из Карса в Тифлис.
Многочисленные грузинские историки советского периода в отношении Сослана-Давида вообще повели себя странно: они его или в упор не видят, а если и видят, то исключительно грузином.
Отдельно сказано о поэме «Витязь в барсовой шкуре». Приводятся все пять известных переводов на русский того отрывка поэмы, который посвящен Сослан-Давиду и один – на осетинский язык. Авторы усматривают мистическую связь между самой поэмой, личностью Сослан-Давида и судьбой Картли.
В целом, сборник весьма интересен, хотя собранные в нем статьи весьма разноплановы, написаны в разное время и в разных условиях. Отдельные редакторские недоработки в целом не сказались на его содержании.
Остается отметить, что книга о Сослан-Давиде издана по инициативе Алексея Маргиева. Он же является и составителем сборника. И что самое примечательное –книга вышла в свет именно в тот момент, когда праздновался 80-летний юбилей самого Алексея Георгиевича. Тем самым он сделал подарок не только всем нам, но и самому себе.
Источник - ИА Осинформ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.