Образование в Южной Осетии. Как все начиналось
2 сентября 2016 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2893 просмотра]
Средневековая Алания, как и любое государство серединных веков, имела свою систему образования населения. В основном образование люди получали в монастырях, зажиточное сословие - на дому с привлечением частных педагогов, значительную часть которых составляли те же монахи.
Вследствие монголо-татарского нашествия и особенно вторжения Тимура города и села Алании были разрушены, уцелевшее население вынуждено было укрыться в горах. Понятно, что образование было уже не актуальным, куда важнее было сохраниться как этнос в ограниченных жизненных условиях горных ущелий.
После вхождения Осетии в состав России для осетинского народа появилась возможность не только вернуться на свои исконные земли на предгорной равнине, но и реализовать природную склонность народа к обучению. Обретение нового статуса стало важным прогрессивным актом, оказавшим всестороннее воздействие на всю последующую политическую, социальную и экономическую жизнь горцев. Это способствовало втягиванию Осетии во всероссийский рынок, послуживший основой развития в регионе в первой половине XVII века системы народного образования, заключавшейся не только в зарождении письменности у осетин, но и восстановлении у них очагов просвещения, хотя и православно-миссионерских.
В 1745 году была образована «Осетинская духовная комиссия», возглавлял ее архимандрит Пахомий. Комиссия была на службе у православной церкви и выполняла миссионерские функции на Кавказе и в Осетии. Помимо утверждения среди горцев христианства, комиссия распространяла среди осетин грамотность и знания. «Осетинская духовная комиссия» в целом не справилась с поставленными перед ней задачами и в 1860 году ее деятельность была прекращена, чтобы возродиться в образе «Общества восстановления православного христианства на Кавказе». Эта организация приступила к созданию непосредственно учебных заведений и в Южной Осетии. Благодаря просветительской деятельности, проводимой Обществом на Кавказе, количество православно-духовных учебных заведений значительно увеличилось и продолжало расти вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Наибольшее распространение в этом крае получили приходские школы, переименованные в 1885 году в церковно-приходские. Несмотря на то, что церковные школы были предназначены для религиозного воспитания горцев в духе «православной христианской веры», сеть учебных заведений этого типа была чрезвычайно разветвленной. Помимо городов и крупных селений такого рода школы создавались при церковных приходах в самых глухих горных аулах. Священники являлись здесь зачастую единственными распространителями знаний среди местного населения, т.к. светские учителя отказывались ехать в отдаленные аулы, ссылаясь на тяжелые бытовые условия.
В 1851г. проходит обучение детей в приходской школе с.Дзау. В этом же году просветитель Фома Чочиев начинает обучать детей в с.Ортеу. Открывались в селениях и другие школы: Чесельтская в 1853 г., Рукская в 1854 г. Мсхлебская в 1862 г. Первая светская школа в Юго-Осетии была открыта в Цхинвале в 1881г. Инициаторами открытия школы были местные жители. Обучение было самое примитивное. В церковных школах изучались: Закон Божий, русский и осетинский языки, арифметика, письмо, черчение, пение и гимнастика. В учебных заведениях господствовали зубрежка и формализм, материальная база этих школ оставляла желать лучшего.
После отмены крепостного права крестьяне стали посылать в школы и своих дочерей. По инициативе местной интеллигенции женские школы были открыты в Дзау, Цхинвале, Ленингоре, Уанел. В них обучалось 135 девочек, которые изучали Закон Божий, чтение, письмо и рукоделие.
После февральской революции 1917 года образование стало более демократичным, право на открытие учебных заведений высшей ступени получили и национальные окраины бывшей российской империи. В 1919 году в Цхинвале была открыта осетинская гимназия, увеличилось и количество сельских школ. Однако летом 1920 года южные осетины оказались перед угрозой сравнимой с монголо-татарским нашествием: грузинское меньшевистское правительство устроило погром в Южной Осетии, убивая людей и выжигая населенные пункты.
Вернувшись в начале 1921 года на свою Родину, осетины нашли вместо домов пепелища. В стране не хватало даже хлеба, над жителями нависла угроза голода. Но даже в этих условиях руководство Южной Осетии думало о просвещении народа. Принимались срочные меры по восстановлению и системы образования. В 1921/22 учебном году функционировало уже 45 школ и педтехникум. И это при том, что большинство зданий школ были сожжены грузинскими меньшевиками, а учителей катастрофически не хватало. Руководство автономии пошло на непопулярные меры.
Так, было принято постановление об обязательном увольнении всех работников образования, которые к тому времени работали в других учреждениях. Таким образом, единственный выход для них оставался в возвращении на учительскую работу.
Однако материальное положение учителей оставалось тяжелым. Например, зарплату педагогам за апрель 1921 года смогли выплатить только в сентябре. Комиссариат просвещения обратился к населению сел, где располагались школы оказывать помощь учителям продуктами питания. Для каждой школы был выделен земельный участок под посевы зерна.
Проблемы были и с учебниками. 10 мая в Тифлис был командирован ответственный работник Коста Джаттиев для приобретения типографской машины для печатания школьных учебников.
20 апреля 1922 года декретом Центрального исполнительного комитета Грузии - высшего органа власти страны - статус Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО) был узаконен. В пределы автономной области была включена историческая территория компактного проживания осетин на южных склонах Главного Кавказского хребта. Органами управления были признаны Центральный исполнительный комитет (ЦИК), местные советы и народные комиссариаты. Первым председателем президиума ЦИК был избран А. Джаттиев, народными комиссарами: просвещения - П.Тедеев, здравоохранения - И.Хетагуров, земледелия - Г.Санакоев, продовольствия - А.Плиев, юстиции Н.Гадиев, внутренних дел - И. Завадин.
В Южной Осетии, как и по всей Стране Советов, активно шла работа по ликвидации неграмотности. В мае месяце 1924 года в газете «Заря Востока» вышла статья о преобразованиях в жизни осетинского народа. Автор писал: «В каждом селе есть школы по ликвидации безграмотности, где учатся все здоровые, дети и старики. Попы из селений изгнаны. О молодежи говорить нечего, но и старики перестали верить в бога и религию».
Развивалась и сеть учебных заведений. В учебном 1925/26 году в автономной области было 104 школы, один педтехникум, один детдом и детский сад или, как его еще назвали, «детская площадка». Всего в школах области в этот год училось 5128 учеников, среди них осетин - 3365, грузин -1391, русских - 25, армян - 222,евреев -125. В российских вузах училось 137 студентов из ЮОАО.
Если ранее выпускники школ Южной Осетии самостоятельно поступали в высшие учебные заведения России и Грузии, то в сентябре 1926 года в первый раз выпускники получили возможность выехать на учебу в Российскую Федерацию по целевым направлениям. Так появилось понятие «поступление по лимиту» В Московский институт лесной промышленности поступил Дзамбол Санакоев, а в ветеринарный институт г.Казани Степан Джиоев.
Учебный год в Южной Осетии начался 20 сентября. Это было связано с тем, что в сельских районах проводились уборочные работы. По этой же причине фактически классы полностью заполнялись только в середине октября.
30 августа 1930 года было принято постановление правительства СССР о введении в стране всеобщего начального образования. Этот год стал символом успехов в борьбе с безграмотностью. Если в 1926 году, когда началась кампания по ликвидации безграмотности, людей, умевших писать и читать, в ЮОАО было 15 %, то в 1930 году грамотность возросла до 90%. И это при том, что именно в эти годы был осуществлен переход с кириллицы на латинский шрифт, что создавало дополнительные проблемы. Ведь даже люди, которые владели грамотой, были вынуждены приспосабливаться к новому шрифту.
В 1931 году известный осетинский композитор и собиратель фольклора Б.А.Галаев переезжает в Сталинир (Цхинвал), где основывает музыкальную школу, в которой сам был и преподавателем, и первым директором. Школа в первое время располагалась в помещении городской русской школы, которая стояла на пересечении улиц Комарова и Коцоева, а позже переместилась в северное крыло педагогического института.
1 мая 1931 года начались первые занятия в Цхинвальском медицинском техникуме. В автономной области появилась возможность подготовки среднего медицинского персонала.
В этом же году был организован первый набор в аспирантуру института краеведения. Проводились экзамены на лимиты в Ленинградский финансово-экономический институт, Украинский институт востоковедения. Был проведен набор на семь мест в военные училища. На учебу посылались преимущественно желающие из «числа членов партии, комсомольцы, колхозники, батраки и середняки».
В марте 1934 года было введено в действие постановление правительства о всеобщем обязательном образовании - «Всеобуч». Согласно этому решению обучение грамоте стало обязательным. Уклоняющиеся от посещения клубов, изб-читален, отдельных курсов по овладению навыкам письма и чтения штрафовались на сто рублей или наказывались одним месяцем принудительных работ. К концу года посещаемость образовательных учреждений в Ленингорском районе составила 37%, а в Дзауском районе все 100%. С этого периода образование в Южной Осетии включается в общую систему образования СССР и региональные особенности полностью нивелируются.
Р. КУЛУМБЕГОВ, кандидат исторических наук
Вследствие монголо-татарского нашествия и особенно вторжения Тимура города и села Алании были разрушены, уцелевшее население вынуждено было укрыться в горах. Понятно, что образование было уже не актуальным, куда важнее было сохраниться как этнос в ограниченных жизненных условиях горных ущелий.
После вхождения Осетии в состав России для осетинского народа появилась возможность не только вернуться на свои исконные земли на предгорной равнине, но и реализовать природную склонность народа к обучению. Обретение нового статуса стало важным прогрессивным актом, оказавшим всестороннее воздействие на всю последующую политическую, социальную и экономическую жизнь горцев. Это способствовало втягиванию Осетии во всероссийский рынок, послуживший основой развития в регионе в первой половине XVII века системы народного образования, заключавшейся не только в зарождении письменности у осетин, но и восстановлении у них очагов просвещения, хотя и православно-миссионерских.
В 1745 году была образована «Осетинская духовная комиссия», возглавлял ее архимандрит Пахомий. Комиссия была на службе у православной церкви и выполняла миссионерские функции на Кавказе и в Осетии. Помимо утверждения среди горцев христианства, комиссия распространяла среди осетин грамотность и знания. «Осетинская духовная комиссия» в целом не справилась с поставленными перед ней задачами и в 1860 году ее деятельность была прекращена, чтобы возродиться в образе «Общества восстановления православного христианства на Кавказе». Эта организация приступила к созданию непосредственно учебных заведений и в Южной Осетии. Благодаря просветительской деятельности, проводимой Обществом на Кавказе, количество православно-духовных учебных заведений значительно увеличилось и продолжало расти вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Наибольшее распространение в этом крае получили приходские школы, переименованные в 1885 году в церковно-приходские. Несмотря на то, что церковные школы были предназначены для религиозного воспитания горцев в духе «православной христианской веры», сеть учебных заведений этого типа была чрезвычайно разветвленной. Помимо городов и крупных селений такого рода школы создавались при церковных приходах в самых глухих горных аулах. Священники являлись здесь зачастую единственными распространителями знаний среди местного населения, т.к. светские учителя отказывались ехать в отдаленные аулы, ссылаясь на тяжелые бытовые условия.
В 1851г. проходит обучение детей в приходской школе с.Дзау. В этом же году просветитель Фома Чочиев начинает обучать детей в с.Ортеу. Открывались в селениях и другие школы: Чесельтская в 1853 г., Рукская в 1854 г. Мсхлебская в 1862 г. Первая светская школа в Юго-Осетии была открыта в Цхинвале в 1881г. Инициаторами открытия школы были местные жители. Обучение было самое примитивное. В церковных школах изучались: Закон Божий, русский и осетинский языки, арифметика, письмо, черчение, пение и гимнастика. В учебных заведениях господствовали зубрежка и формализм, материальная база этих школ оставляла желать лучшего.
После отмены крепостного права крестьяне стали посылать в школы и своих дочерей. По инициативе местной интеллигенции женские школы были открыты в Дзау, Цхинвале, Ленингоре, Уанел. В них обучалось 135 девочек, которые изучали Закон Божий, чтение, письмо и рукоделие.
После февральской революции 1917 года образование стало более демократичным, право на открытие учебных заведений высшей ступени получили и национальные окраины бывшей российской империи. В 1919 году в Цхинвале была открыта осетинская гимназия, увеличилось и количество сельских школ. Однако летом 1920 года южные осетины оказались перед угрозой сравнимой с монголо-татарским нашествием: грузинское меньшевистское правительство устроило погром в Южной Осетии, убивая людей и выжигая населенные пункты.
Вернувшись в начале 1921 года на свою Родину, осетины нашли вместо домов пепелища. В стране не хватало даже хлеба, над жителями нависла угроза голода. Но даже в этих условиях руководство Южной Осетии думало о просвещении народа. Принимались срочные меры по восстановлению и системы образования. В 1921/22 учебном году функционировало уже 45 школ и педтехникум. И это при том, что большинство зданий школ были сожжены грузинскими меньшевиками, а учителей катастрофически не хватало. Руководство автономии пошло на непопулярные меры.
Так, было принято постановление об обязательном увольнении всех работников образования, которые к тому времени работали в других учреждениях. Таким образом, единственный выход для них оставался в возвращении на учительскую работу.
Однако материальное положение учителей оставалось тяжелым. Например, зарплату педагогам за апрель 1921 года смогли выплатить только в сентябре. Комиссариат просвещения обратился к населению сел, где располагались школы оказывать помощь учителям продуктами питания. Для каждой школы был выделен земельный участок под посевы зерна.
Проблемы были и с учебниками. 10 мая в Тифлис был командирован ответственный работник Коста Джаттиев для приобретения типографской машины для печатания школьных учебников.
20 апреля 1922 года декретом Центрального исполнительного комитета Грузии - высшего органа власти страны - статус Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО) был узаконен. В пределы автономной области была включена историческая территория компактного проживания осетин на южных склонах Главного Кавказского хребта. Органами управления были признаны Центральный исполнительный комитет (ЦИК), местные советы и народные комиссариаты. Первым председателем президиума ЦИК был избран А. Джаттиев, народными комиссарами: просвещения - П.Тедеев, здравоохранения - И.Хетагуров, земледелия - Г.Санакоев, продовольствия - А.Плиев, юстиции Н.Гадиев, внутренних дел - И. Завадин.
В Южной Осетии, как и по всей Стране Советов, активно шла работа по ликвидации неграмотности. В мае месяце 1924 года в газете «Заря Востока» вышла статья о преобразованиях в жизни осетинского народа. Автор писал: «В каждом селе есть школы по ликвидации безграмотности, где учатся все здоровые, дети и старики. Попы из селений изгнаны. О молодежи говорить нечего, но и старики перестали верить в бога и религию».
Развивалась и сеть учебных заведений. В учебном 1925/26 году в автономной области было 104 школы, один педтехникум, один детдом и детский сад или, как его еще назвали, «детская площадка». Всего в школах области в этот год училось 5128 учеников, среди них осетин - 3365, грузин -1391, русских - 25, армян - 222,евреев -125. В российских вузах училось 137 студентов из ЮОАО.
Если ранее выпускники школ Южной Осетии самостоятельно поступали в высшие учебные заведения России и Грузии, то в сентябре 1926 года в первый раз выпускники получили возможность выехать на учебу в Российскую Федерацию по целевым направлениям. Так появилось понятие «поступление по лимиту» В Московский институт лесной промышленности поступил Дзамбол Санакоев, а в ветеринарный институт г.Казани Степан Джиоев.
Учебный год в Южной Осетии начался 20 сентября. Это было связано с тем, что в сельских районах проводились уборочные работы. По этой же причине фактически классы полностью заполнялись только в середине октября.
30 августа 1930 года было принято постановление правительства СССР о введении в стране всеобщего начального образования. Этот год стал символом успехов в борьбе с безграмотностью. Если в 1926 году, когда началась кампания по ликвидации безграмотности, людей, умевших писать и читать, в ЮОАО было 15 %, то в 1930 году грамотность возросла до 90%. И это при том, что именно в эти годы был осуществлен переход с кириллицы на латинский шрифт, что создавало дополнительные проблемы. Ведь даже люди, которые владели грамотой, были вынуждены приспосабливаться к новому шрифту.
В 1931 году известный осетинский композитор и собиратель фольклора Б.А.Галаев переезжает в Сталинир (Цхинвал), где основывает музыкальную школу, в которой сам был и преподавателем, и первым директором. Школа в первое время располагалась в помещении городской русской школы, которая стояла на пересечении улиц Комарова и Коцоева, а позже переместилась в северное крыло педагогического института.
1 мая 1931 года начались первые занятия в Цхинвальском медицинском техникуме. В автономной области появилась возможность подготовки среднего медицинского персонала.
В этом же году был организован первый набор в аспирантуру института краеведения. Проводились экзамены на лимиты в Ленинградский финансово-экономический институт, Украинский институт востоковедения. Был проведен набор на семь мест в военные училища. На учебу посылались преимущественно желающие из «числа членов партии, комсомольцы, колхозники, батраки и середняки».
В марте 1934 года было введено в действие постановление правительства о всеобщем обязательном образовании - «Всеобуч». Согласно этому решению обучение грамоте стало обязательным. Уклоняющиеся от посещения клубов, изб-читален, отдельных курсов по овладению навыкам письма и чтения штрафовались на сто рублей или наказывались одним месяцем принудительных работ. К концу года посещаемость образовательных учреждений в Ленингорском районе составила 37%, а в Дзауском районе все 100%. С этого периода образование в Южной Осетии включается в общую систему образования СССР и региональные особенности полностью нивелируются.
Р. КУЛУМБЕГОВ, кандидат исторических наук
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.