Как обязать чиновников реагировать на критику?

24 августа 2016 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1633 просмотра]
Одной из задач журналистики является высвечивание пороков и недостатков в нашей жизни. Эта функция вменена журналистике ее социальными функциями. Критика — не прихоть журналистов, а часть их профессиональной деятельности и проблема действенности, критических выступлений в СМИ Республики по-прежнему остается актуальной.
В советское время любое критическое выступление в печати могло повергнуть в ступор недобросовестное чиновничество. Реакция власти на критические выступления в газетах была мгновенной. Журналист действительно был санитаром общества и уважаемым, влиятельным членом общества. Стоило журналисту по своим бытовым делам зайти в какое-нибудь учреждение или ведомство, к примеру, в овощной магазин с явной антисанитарией, этакую кладезь тем для критических материалов, то навстречу журналисту выбегал завмаг. Если даже в мыслях журналиста не было писать критический материал, все равно обслуживающий персонал демонстрировал чудеса обслуживания на уровне западноевропейских аналогов. А ассортимент свежих овощей и фруктов, предлагаемый представителю СМИ, поражал воображение.
В настоящее время авторитет представителя СМИ в Южной Осетии невысок. Журналисты и СМИ в целом часто сталкиваются с тем, что органы власти реагируют на их выступления недостаточно эффективно либо же полностью игнорируют выступления и даже обращения СМИ.
Простой пример: уже 13 лет СМИ пишут о проблемах здравницы республиканского и международного значения — водолечебницы «Ныфс», где нет электричества, связи и нуждается в ремонте дорога в лечебницу. В ответ на постоянные и хлесткие вопросы СМИ соответствующие чиновники и ведомства демонстрируют непонятное молчание.
Любой визит журналистов в потенциально кишащее темами для критических выступлений ведомство вызывает у руководителей ведомств и учреждений не страх и даже не опаску огласки нелицеприятных фактов. Наоборот, ведомство готовится к глубокоэшелонированной обороне для отпора представителям СМИ, осуществляющих, кстати, деятельность на совершенно законных основаниях. В этом смысле им в помощь придан даже Уголовный кодекс. Но и это не пугает чиновников, которым по душе комфортное информационное поле.
Эта проблема характерна не только для Южной Осетии, с ней сталкиваются во многих государствах.
В этой связи интересен и полезен опыт Киргизии, где в составе Информационно-координационного центра (выполнявшего функции пресс-службы) администрации президента существовал сектор мониторинга и реагирования. Сотрудники сектора отслеживали критические публикации и когда речь шла о нарушениях со стороны органов власти, готовились служебные записки. И за 5 месяцев существования сектора удалось решить многие проблемы.
Как пишет киргизский политолог Марат Кыдыралиев, «мониторингом публикаций СМИ, касающихся действия или бездействия властей, нарушения прав граждан республики, анализом текущей общественно-политической ситуации необходимо заниматься повседневно. В противном случае мы рискуем «выпасть» из реальности, потерять связь с обществом и перестать слышать людей, своих соотечественников».
Такая проблема существовала и в России, где от эмоциональных оценок перешли к правовым методам воздействия на чиновников. И в 1996 г. президент России Ельцин принял Указ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы», который можно взять за основу.
В указе, в частности, говорится, что становление российской государственности тормозится в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов России и местного самоуправления. С целью обеспечения исполнительской дисциплины в системе госслужбы один из пунктов указа гласит, что руководители федеральных органов исполнительной власти и главы исполнительной власти субъектов России обязаны рассматривать не позднее трех дней критические сообщения, опубликованные в СМИ, в том числе в теле- и радиопередачах.
Далее указ требует — не позднее двух недель с момента опубликования направлять в соответствующие средства массовой информации итоги рассмотрения сообщений, а в случаях выявления по результатам рассмотрения указанных сообщений нарушений — направлять материалы в органы прокуратуры.
Впоследствии Указ был продублирован во многих субъектах России и побудил большинство губернаторов инициировать принятие местных нормативных актов, устанавливающих обязанность чиновников реагировать на публикации в СМИ.
Свежий пример — 20 июля губернатор Ростовской области Василий Голубев призвал представителей исполнительных органов власти реагировать на критические материалы, публикуемые в СМИ.
«В чем проблема, я не пойму? Мне лично это непонятно. Есть материал, который касается конкретного органа власти, почему ему можно не реагировать? Если кому-то хочется каждый день слушать приятное, тогда не нужно выходить из кабинетов. Нужно позвать того, кто вас каждый день хвалит. Тогда у вас будет идеальная картина мира. А когда вы выглянете в окно, сядете в автобус, станете в магазине в очередь — вы увидите, что картина мира вовсе не идеальная. Чтобы мир менять, нужно знать реальную ситуацию», — обрушился с критикой губернатор на чиновников, дав указание поручить комиссии принять решение, которое бы исключило случаи, когда чиновники игнорируют «проблемные» сообщения в прессе.
К сожалению, зачастую чиновники воспринимают критику как враждебность, политический заказ или сведение личных счетов. Между тем журналисты просто выполняют свою работу. Критика — это не сведение счетов, а фактически план действий для чиновника, чтобы исправить ситуацию. В случае, если ведомство не в состоянии по объективным причинам повлиять на ситуацию, в любом случае руководитель ведомства должен прояснить ситуацию в СМИ, потому что ответа ждут не только журналисты, но и тысячи граждан. Мы понимаем, что возможности бюджета Республики не безграничны, но элементарный ответ и реакция руководителя ведомства на критику — это не такое уж и затратное усилие, это элементарное уважение к СМИ и своим гражданам. А игнорировать мнение и законные интересы граждан не позволено никому.
Как пишут опытные журналисты, со СМИ бесполезно воевать. Информационное поле боя усеяно посрамленными трупами тех, кто пытался это делать. Сотрудничество и уважение — вот слагаемые успеха.
Как писала бильд-редактор газеты «Известия» Лолита Крылова, в идеале, в демократической стране СМИ должны быть критиками власти. Не оппозиционерами, а именно критиками.
«То есть подмечать проблемы, недочеты, нестыковки даже в том случае, если СМИ поддерживает эту власть. О проблемах должны говорить не сами люди, избиратели, а СМИ — это их социальная функция. А власть, соответственно, должна реагировать на критику. Ибо если начнет критиковать народ — будет уже поздно», — подметила Крылова.
Многим чиновникам кажется, что журналисты злоупотребляют свободой слова и свободой массовой информации. Но поле деятельности журналистов очерчено рамками Закона о СМИ. Со своей стороны журналисты несут ответственность за клевету и оскорбление (по Уголовному кодексу), к СМИ могут быть предъявлены претензии по компенсации морального вреда, нанесенного публикацией.
Как отметил в своем Послании Парламенту и народу Президент Южной Осетии Леонид Тибилов, нельзя обойти молчанием и вопрос критики власти.
«Не случайно во всем мире журналистов называют санитарами общества. Именно они призваны обнародовать проблемы, их хлесткое слово должно отрезвлять тех или иных представителей власти», — подчеркнул Президент.
В этом смысле молчание чиновников, в том числе по вопросу проблем в водолечебнице «Ныфс», идет вразрез с указанием Президента, да и законностью тоже.
А как быть, если журналисты проигнорируют, к примеру, открытие какого-нибудь объекта инфраструктуры? В этом случае, со стороны чиновников сыплются обвинения в том, что журналисты не освещают положительные примеры развития и концентрируются на проблемах, предпочитая негатив. Журналисты Республиканских СМИ никогда не проходят мимо положительных явлений, но и чиновники должны набраться мужества отвечать на нелицеприятную критику со стороны СМИ.
Поэтому в Южной Осетии назрела необходимость принятия нормативно-правового акта, который бы обязывал чиновников реагировать на критические выступления журналистов.
Сармат КОЗАЕВ,
Газета Южная Осетия
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

мойка

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция. ЮОГУ

ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Сентябрь 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30  
Сдается помещение под магазин. Сдается помещение по ул. Героев, 3 ( раньше там располагалась Евросеть) площадью 33 квадрата. Имеется кондиционер и санузел. Аренда - 20 000р. в месяц.
Солнечный

Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия