Археологические памятники города Цхинвал
2 апреля 2016 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3931 просмотр]
Археологические памятники города Цхинвал
2.04.2016
Согласно историческим летописям город Цхинвал был основан в середине III века в 251 г. на берегу р. Лиахва царем Асфагуром, который прибыл он на землю Осетии в надежде на помощь осетинских воинов в борьбе с персидскими завоевателями, увидел эти места и влюбился. Это были естественно-плодородные земли, реки богаты рыбой, большие пастбища, гостеприимные люди. И решил он основать здесь город.
Увы, но Асфагур прожил недолго, неожиданно заболел и умер. А после его смерти Цхинвал стал административным центром, сюда стали стекаться купцы, ремесленники, зажиточные крестьяне: в основном это были армяне, евреи и грузины. В 1198 г. это место посетила и царица Тамара. Недалеко от Цхинвала она распорядилась построить еще один городок, так возник Тамарашени. Но просуществовал он недолго, был разрушен после очередного набега некоего Джамал-Эдина.
Выгодное географическое расположение Цхинвала привлекало население, несмотря на частые вторжения всевозможных захватчиков. Привлекало это место не только разбойников и охотников до чужого добра, но и царей. В Цхинвале часто скрывались от персов и турок грузинские цари: Вахтанг VI, Теймураз II, Ираклий II. С северо-востока (по данным Вахушти Батонишвили) город был укреплен Згудерской крепостью. Археологические раскопки, которые усилились в послевоенное время, подтверждают, что человек здесь живет со времен энеолита (каменного века).
Первые археологические раскопки в Цхинвале были произведены в 1945 г. на холме Нацаргора в окрестностях города. Холм Нацаргора содержал толстое напластование гравия и речных камней, оставленных здесь когда-то протекавшей рекой. Она постоянно меняла свое русло и в течение веков все больше и больше перемещалась на юго-восток, где протекает сегодня река Б. Лиахва. Как она называлась в древности, нам не известно. Холм Нацаргора представлял собой памятник, использовавшийся в древности не только для поселения, но и как место отправления культовых ритуалов. В свое время памятник был разрушен строительными организациями, с востока на холме был устроен карьер для вывоза гравия. На территории оставшейся части и по сей день разбросаны обломки каменных зернотерок, куски обсидиана, кости животных и даже отдельные бронзовые предметы. Раскопками памятника были выявлены материалы, составлявшие по крайней мер три культурных слоя (энеолит, бронзовый век, раннее средневековье). Нижний слой (эпоха энеолита) содержал незначительные остатки поселения в виде черепков глиняной посуды, фрагментов костей животных, обломков обсидиана, углей золы, каменные зернотерки, каменные ступки и кремниевые вкладыши и многое другое. Эти материалы свидетельствуют о том, что в V-IV тысячелетиях до н.э. этот район входил в зону, где складывалась ранняя оседло-земледельческая культура. Ее основными компонентами были вылепленная от руки керамика, каменные и медные изделия. К концу IV тысячелетия до н.э. низменная зона Южной Осетии входила в зону влияния куро-аракской культуры, памятники которой расположены на холмах, оставленных здесь древними землевладельцами, которые создали куро-аракскую культуру.
Памятники куро-аракской культуры были выявлены в основном в окрестностях Цхинвала: Нацаргора и Кулбакеби. Одним из интересных памятников куро-аракской культуры является холм Кулбакеби, расположенный в восточной окрестности города. Собранный материал содержал характерные для куро-аракской культуры предметы: кремниевые орудия, глиняная статуэтка барана, обсидиановые отщепы и глиняные передвижные очаги. По мнению известных археологов Б.А. Куфтина и Е.Г. Пчелиной, поселение было сезонной стоянкой и было связано с развитием скотоводства. О скотоводческом характере племен Кулбакебского поселения говорит глиняная посуда. Здесь не было обнаружено больших сосудов с широкими горлышками для хранения зерна, встречаемая посуда в основном предназначалась для хранения жидкости.
В 1952 г. в окрестностях Цхинвала было собрано свыше 120 фрагментов керамики и более 250 кремниевых и обсидиановых отщепов, на некоторых из них имелась ретушь. В 1958 г. во время рытья котлована для строительства дома по ул. 8 июня был выявлен комплекс эпохи средней бронзы. Он представлен бронзовыми булавками, височной привеской и двумя костяными бусами. Длина целой булавки 18,5 см, ширина 5,7 см. Синхронные булавки имеются в материалах квасатальского, нульского и тлийского могильников.
Из случайных находок следует также отметить и небольшой комплекс, выявленный в конце ул. Аланская, к востоку от Квайсинской базы. Здесь во время строительства жилого дома оказалось грунтовое погребение с человеческим костяком в сопровождении длинного плоского клинка.
Эпохой поздней бронзы представлен «Цхинвальский клад», хранящийся в государственном музее Грузии. Точное местоположение памятника осталось неизвестным. Клад состоит из 18 предметов: бронзовые топоры, массивные кольца и 3 предмета неизвестного назначения.
Определенный интерес вызывает погребальный комплекс эпохи поздней бронзы, обнаруженный в микрорайоне «Дыргвис» во время строительства индивидуального дома. В комплекс входили 3 бронзовых предмета и 3 чернолощеных сосуда.
Эпохой античного времени датируется Цхинвальский могильник, обнаруженный в районе пересечения ул. Героев с ул. Советской во время осмотра котлована под здание ГТРК «Ир». При разведочных работах было открыто 2 погребения. Одно с парным захоронением, с костяками в скорченном положении, второе — одинарное.
Выявленные в Цхинвале и его окрестностях памятники разных эпох констатируют факт непрерывности жизни здесь с каменного века (эпохи энеолита) и свидетельствует о заселенности города в разные исторические эпохи. А еще когда то Цхинвал называли «городом 33 храмов».
Николай Баззаев, специалист по архитектурным ценностям отдела охраны памятников при Министерстве культуры РЮО
Источник: http://south-ossetia.info/arxeologicheskie-pamyatniki-goroda-cxinval/
Все права защищены © Официальный информационный портал Республики Южная Осетия
2.04.2016
Согласно историческим летописям город Цхинвал был основан в середине III века в 251 г. на берегу р. Лиахва царем Асфагуром, который прибыл он на землю Осетии в надежде на помощь осетинских воинов в борьбе с персидскими завоевателями, увидел эти места и влюбился. Это были естественно-плодородные земли, реки богаты рыбой, большие пастбища, гостеприимные люди. И решил он основать здесь город.
Увы, но Асфагур прожил недолго, неожиданно заболел и умер. А после его смерти Цхинвал стал административным центром, сюда стали стекаться купцы, ремесленники, зажиточные крестьяне: в основном это были армяне, евреи и грузины. В 1198 г. это место посетила и царица Тамара. Недалеко от Цхинвала она распорядилась построить еще один городок, так возник Тамарашени. Но просуществовал он недолго, был разрушен после очередного набега некоего Джамал-Эдина.
Выгодное географическое расположение Цхинвала привлекало население, несмотря на частые вторжения всевозможных захватчиков. Привлекало это место не только разбойников и охотников до чужого добра, но и царей. В Цхинвале часто скрывались от персов и турок грузинские цари: Вахтанг VI, Теймураз II, Ираклий II. С северо-востока (по данным Вахушти Батонишвили) город был укреплен Згудерской крепостью. Археологические раскопки, которые усилились в послевоенное время, подтверждают, что человек здесь живет со времен энеолита (каменного века).
Первые археологические раскопки в Цхинвале были произведены в 1945 г. на холме Нацаргора в окрестностях города. Холм Нацаргора содержал толстое напластование гравия и речных камней, оставленных здесь когда-то протекавшей рекой. Она постоянно меняла свое русло и в течение веков все больше и больше перемещалась на юго-восток, где протекает сегодня река Б. Лиахва. Как она называлась в древности, нам не известно. Холм Нацаргора представлял собой памятник, использовавшийся в древности не только для поселения, но и как место отправления культовых ритуалов. В свое время памятник был разрушен строительными организациями, с востока на холме был устроен карьер для вывоза гравия. На территории оставшейся части и по сей день разбросаны обломки каменных зернотерок, куски обсидиана, кости животных и даже отдельные бронзовые предметы. Раскопками памятника были выявлены материалы, составлявшие по крайней мер три культурных слоя (энеолит, бронзовый век, раннее средневековье). Нижний слой (эпоха энеолита) содержал незначительные остатки поселения в виде черепков глиняной посуды, фрагментов костей животных, обломков обсидиана, углей золы, каменные зернотерки, каменные ступки и кремниевые вкладыши и многое другое. Эти материалы свидетельствуют о том, что в V-IV тысячелетиях до н.э. этот район входил в зону, где складывалась ранняя оседло-земледельческая культура. Ее основными компонентами были вылепленная от руки керамика, каменные и медные изделия. К концу IV тысячелетия до н.э. низменная зона Южной Осетии входила в зону влияния куро-аракской культуры, памятники которой расположены на холмах, оставленных здесь древними землевладельцами, которые создали куро-аракскую культуру.
Памятники куро-аракской культуры были выявлены в основном в окрестностях Цхинвала: Нацаргора и Кулбакеби. Одним из интересных памятников куро-аракской культуры является холм Кулбакеби, расположенный в восточной окрестности города. Собранный материал содержал характерные для куро-аракской культуры предметы: кремниевые орудия, глиняная статуэтка барана, обсидиановые отщепы и глиняные передвижные очаги. По мнению известных археологов Б.А. Куфтина и Е.Г. Пчелиной, поселение было сезонной стоянкой и было связано с развитием скотоводства. О скотоводческом характере племен Кулбакебского поселения говорит глиняная посуда. Здесь не было обнаружено больших сосудов с широкими горлышками для хранения зерна, встречаемая посуда в основном предназначалась для хранения жидкости.
В 1952 г. в окрестностях Цхинвала было собрано свыше 120 фрагментов керамики и более 250 кремниевых и обсидиановых отщепов, на некоторых из них имелась ретушь. В 1958 г. во время рытья котлована для строительства дома по ул. 8 июня был выявлен комплекс эпохи средней бронзы. Он представлен бронзовыми булавками, височной привеской и двумя костяными бусами. Длина целой булавки 18,5 см, ширина 5,7 см. Синхронные булавки имеются в материалах квасатальского, нульского и тлийского могильников.
Из случайных находок следует также отметить и небольшой комплекс, выявленный в конце ул. Аланская, к востоку от Квайсинской базы. Здесь во время строительства жилого дома оказалось грунтовое погребение с человеческим костяком в сопровождении длинного плоского клинка.
Эпохой поздней бронзы представлен «Цхинвальский клад», хранящийся в государственном музее Грузии. Точное местоположение памятника осталось неизвестным. Клад состоит из 18 предметов: бронзовые топоры, массивные кольца и 3 предмета неизвестного назначения.
Определенный интерес вызывает погребальный комплекс эпохи поздней бронзы, обнаруженный в микрорайоне «Дыргвис» во время строительства индивидуального дома. В комплекс входили 3 бронзовых предмета и 3 чернолощеных сосуда.
Эпохой античного времени датируется Цхинвальский могильник, обнаруженный в районе пересечения ул. Героев с ул. Советской во время осмотра котлована под здание ГТРК «Ир». При разведочных работах было открыто 2 погребения. Одно с парным захоронением, с костяками в скорченном положении, второе — одинарное.
Выявленные в Цхинвале и его окрестностях памятники разных эпох констатируют факт непрерывности жизни здесь с каменного века (эпохи энеолита) и свидетельствует о заселенности города в разные исторические эпохи. А еще когда то Цхинвал называли «городом 33 храмов».
Николай Баззаев, специалист по архитектурным ценностям отдела охраны памятников при Министерстве культуры РЮО
Источник: http://south-ossetia.info/arxeologicheskie-pamyatniki-goroda-cxinval/
Все права защищены © Официальный информационный портал Республики Южная Осетия
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.