Начинаются Дни Тутыра
15 марта 2016 Аналитика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1158 просмотров]
В Алании Великий пост совпадает с началом важного национального праздника — Тутыр или Стыр (большой) Тутыр. Празднование растягивалось на неделю и эти семь дней получили название — Дни Тутыра.
Согласно поверьям, слова и дела, сказанные и решенные в эти дни, имели большую магическую силу и их непременно выполняли.
Наиболее значительными в неделе Тутыра были первые три дня.
В первый день все жители села собирались на центральную площадь – «ныхас». Здесь их развлекали певцы, сказатели. Из продуктов, собранных подворно вечером устраивалось общесельское пиршество, в котором принимали участие лишь женатые мужчины. Пища и напитки, приготовленные к празднику, отличались отменным качеством. Как правило, хлебные изделия, приготовленные к празднику, состояли из тонких лепешек из незаквашенного теста.
Осетины верили в существование нечистой силы и были убежденны, что вред, приносимый ею, многократно увеличивался в период весеннее-летних полевых работ и осенней уборки урожая. Поэтому назначением обрядовых действий был оберег хозяйства с заклинанием будущего благополучия.
В первый день Тутыра очень строгий пост соблюдали пастухи. Чтобы стаду не угрожали волки (считавшиеся щенками Тутыра).
На второй день пост соблюдали в честь своих детей, братьев, близких родственников, а мужчины в честь Уастырджи. Семьи, в которых в истекшем году появлялись новорожденные мужского пола, устраивали угощения всему селению. В среду постились только женщины.
Согласно народному суеверию, лес, вырубленный в третий день Тутыра, обладает наибольшей крепостью и вдобавок к тому избавлен от сглаза и козней злых сил. Поэтому изготовление земледельческих орудий приурочивалось к этому дню.
В дни Тутыра устраивались разнообразные игры и состязания. Самым популярным из всех видов состязаний в дореволюционной Осетии были конские ристалища. Очень распространенным было состязание в стрельбе, а до появления огнестрельного оружия соревновались луком и стрелой. Также одним из излюбленных видов состязаний была борьба.
В осетинской мифологии Тутыр занимает место покровителя, «пастуха» волков. Без его ведома ни один волк не причинит вреда стаду. В народном творчестве Тутыр рисуется как добрый ходатай за людей перед богом и небожителями. В его власти были: избавление народа от болезней, покровительство в весенней пахоте, приумножении скота.
Формирование этого культа уходит в глубокую древность, когда отдаленные предки осетин вели еще кочевой образ жизни, и животноводство составляло их главное занятие. Начиная с I тысячелетия до н.э. удельный вес земледельческого труда значительно возрастает. Это отразилось и на календаре народа. В новый период скотоводческий патрон Тутыр стал и патроном земледелия.
По книге Л. А. Чибирова «Народный земледельческий календарь осетин»
Источник: http://south-ossetia.info/nachinayutsya-dni-tutyra/
Все права защищены © Официальный информационный портал Республики Южная Осетия
Согласно поверьям, слова и дела, сказанные и решенные в эти дни, имели большую магическую силу и их непременно выполняли.
Наиболее значительными в неделе Тутыра были первые три дня.
В первый день все жители села собирались на центральную площадь – «ныхас». Здесь их развлекали певцы, сказатели. Из продуктов, собранных подворно вечером устраивалось общесельское пиршество, в котором принимали участие лишь женатые мужчины. Пища и напитки, приготовленные к празднику, отличались отменным качеством. Как правило, хлебные изделия, приготовленные к празднику, состояли из тонких лепешек из незаквашенного теста.
Осетины верили в существование нечистой силы и были убежденны, что вред, приносимый ею, многократно увеличивался в период весеннее-летних полевых работ и осенней уборки урожая. Поэтому назначением обрядовых действий был оберег хозяйства с заклинанием будущего благополучия.
В первый день Тутыра очень строгий пост соблюдали пастухи. Чтобы стаду не угрожали волки (считавшиеся щенками Тутыра).
На второй день пост соблюдали в честь своих детей, братьев, близких родственников, а мужчины в честь Уастырджи. Семьи, в которых в истекшем году появлялись новорожденные мужского пола, устраивали угощения всему селению. В среду постились только женщины.
Согласно народному суеверию, лес, вырубленный в третий день Тутыра, обладает наибольшей крепостью и вдобавок к тому избавлен от сглаза и козней злых сил. Поэтому изготовление земледельческих орудий приурочивалось к этому дню.
В дни Тутыра устраивались разнообразные игры и состязания. Самым популярным из всех видов состязаний в дореволюционной Осетии были конские ристалища. Очень распространенным было состязание в стрельбе, а до появления огнестрельного оружия соревновались луком и стрелой. Также одним из излюбленных видов состязаний была борьба.
В осетинской мифологии Тутыр занимает место покровителя, «пастуха» волков. Без его ведома ни один волк не причинит вреда стаду. В народном творчестве Тутыр рисуется как добрый ходатай за людей перед богом и небожителями. В его власти были: избавление народа от болезней, покровительство в весенней пахоте, приумножении скота.
Формирование этого культа уходит в глубокую древность, когда отдаленные предки осетин вели еще кочевой образ жизни, и животноводство составляло их главное занятие. Начиная с I тысячелетия до н.э. удельный вес земледельческого труда значительно возрастает. Это отразилось и на календаре народа. В новый период скотоводческий патрон Тутыр стал и патроном земледелия.
По книге Л. А. Чибирова «Народный земледельческий календарь осетин»
Источник: http://south-ossetia.info/nachinayutsya-dni-tutyra/
Все права защищены © Официальный информационный портал Республики Южная Осетия
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.