Краснодеревщик Шота Котаев: деньги для меня на десятом месте
4 сентября 2015 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1517 просмотров]
Шота Котаев – признанный в Осетии мастер-краснодеревщик. Его работы украшают не один дом в Северной Осетии, Москве, Краснодаре. Еще одно увлечение мастера – бильярд. Он возглавляет местную федерацию по этому виду спорта и хочет привлечь в него как можно больше детей.
ЦХИНВАЛ, 4 сен — Sputnik. Андрей Тадтаев. Краснодеревщика Шота Котаева считают лучшим в Осетии — и в Южной, и в Северной. Его резные двери и окна, предметы мебели вызывают восхищение у всех, кто их видел, в том числе — у коллег по ремеслу. А вышедшие из-под его руки лестницы — это не просто способ перемещения между этажами, их можно смело назвать скульптурной композицией, украшением дома.
Его технику резьбы называют уникальной не только осетинские мастера, с этим согласны и видевшие работы Котаева краснодеревщики из Италии, Турции, Германии.
"Это конечно ни о чем не говорит, я просто делаю то, что у меня получается лучше всего, мне это интересно. Талантливых ребят вокруг много, их просто не замечают, часто потому, что люди не видели их работы, на что они способны", — рассказывает Шота корреспонденту Sputnik.
С работой по дереву он познакомился уже в раннем детстве — отец был ведущим столяром в Осетии, а тому навыки и интерес к этому занятию передал его отец — дед Шота.
"Как-то к отцу приехал академик из Тбилиси, который готовил крупную выставку. Это было в 1975 году. Гость просил отца сделать традиционное осетинское кресло, но у него тогда не было такой возможности, и он сказал, что кресло мог бы сделать я", — вспоминает мастер.
Шота тогда учился в институте. Он изготовил кресло без гвоздей и без клея. Когда гости из Тбилиси вернулись за заказом, они были в восторге и тут же предложили за кресло 300 рублей — в то время для студента это были большие деньги.
"Конечно, я сразу же отказался, на что академик сказал мне, что кресло стоит не меньше тысячи рублей, а он предлагает мне 200, потому что столько выделила бухгалтерия, а еще 100 — из своего кармана — в знак уважения к моему труду. Мне пришлось взять деньги, после того, как он сказал, что негоже молодому человеку противоречить старшему по возрасту", — рассказывает Котаев.
Лет через пять ему прислали номер журнала "Декоративное искусство", в котором была опубликована фотография этого кресла. Это было весомым доказательством признания его таланта — три работы на страницах издания автоматически давали право на членство в Союзе художников СССР.
Деньги для Котаева — "на десятом месте". Не раз ему заказывали дверь, или что-нибудь другое, и, уже выполнив работу, он принимался вырезать на нем затейливые узоры — просто для собственного удовольствия.
"Часто, когда заказчик видел резьбу, он бледнел, говорил, что ни о чем таком со мной не договаривался, имея ввиду, что это повлияет на цену. Я всегда успокаиваю их, говорю, что это бонус, подарок от меня", — рассказывает он улыбаясь.
Когда в начале 1990 годов в Южной Осетии началась война, Шота решил вывести отцовские станки и инструменты в Северную Осетию, поскольку опасался, что они могут попасть в руки грузинских вооруженных формирований.
"Эти уникальные инструменты достались мне от отца и деда. Они изготовлены из немецких и итальянских сталей. Я до сих пор не знаю вкуса "пепси" и чипсов, но могу сказать, что инструменты за границей делать умеют. Большую часть из них у меня потом украли — полный шкаф инструментов. Я неделю лежал в трансе, это огромная потеря. Вряд ли воры знали, в чем их уникальность и насколько они ценны. Может и сейчас они где-нибудь ржавеют", — говорит мастер.
В Северной Осетии он построил мастерскую, все делал собственными руками. Рядом поставил вагончик, в котором он и сейчас бывает, когда выезжает работать. В отцовском доме в Цхинвале у мастера нет ни мастерской, ни работ — большинство из них в домах заказчиков из Северной Осетии, Москвы, Краснодара.
"С 1995 года я заполнил уникальными вещами множество домов, но сам — как сапожник без сапог. Дома у меня так и нет ничего достойного внимания. Жена, конечно, недовольна", — улыбается он.
В желающих украсить свои жилища работами Котаева и сейчас нет недостатка, звонят даже из-за границы. Однако в последнее время за крупные работы мастер не берется — мешают больные суставы, а он не хочет подводить заказчика.
© SPUTNIK/ АЛЕКСЕЙ КОВАЛЕВ
РАБОТА ШОТА КОТАЕВА
Еще одно увлечение Котаева — бильярд. Еще в юности он заболел этой игрой. Шота дневал и ночевал в бильярдной, хотя в те времена она считалась злачным местом, а на выходившего оттуда молодого человека смотрели как на хулигана.
"До 28 лет в Советском Союзе не осталось ни одного крупного города, где бы я не играл. Ездил показать свое мастерство, посмотреть на других. С 1988 начал собирать подписи для учреждения федерации бильярда. Этому помешала война, потом решал насущные проблемы. Но я не оставлял эту идею и лет шесть назад федерация все-таки появилась", — рассказывает Котаев.
Он стал учредителем и президентом федерации, своими руками обустроил бильярдную. Большую помощь в создании федерации ему оказала благотворительная организация "Фаранк", она же предоставила Котаеву помещение для бильярдной. Шота провел здесь уже девять турниров, в том числе один — школьный.
КРАСНОДЕРЕВЩИК ШОТА КОТАЕВ
Делает он это с одной стороны из любви к этой игре, а еще потому, что считает бильярд не столько способом весело провести время, сколько серьезным видом спорта.
"В бильярдной запрещено пить и курить. Это не вяжется с расхожим мнением, что во время игры все выпивают и курят. Я выпроводил отсюда столько людей, в том числе — однокурсников и друзей, что полгорода смотрят на меня с обидой. Но бильярд — это спорт, я хочу, чтобы им занимались как можно больше людей, особенно дети", — говорит Шота.
Он хотел бы, чтобы таких заведений в Цхинвале было как можно больше. Потому что привычка проводить время за столом, выпивая и закусывая, укоренилась в городе практически повсеместно, а таких уголков для культурного отдыха практически нет.
Это трудно, иногда опускаются руки и хочется все бросить, но Шота трудности никогда не пугали, не собирается отступать он и сейчас.
http://sputnik-ossetia.ru/South_Ossetia/20150904/547806.html
ЦХИНВАЛ, 4 сен — Sputnik. Андрей Тадтаев. Краснодеревщика Шота Котаева считают лучшим в Осетии — и в Южной, и в Северной. Его резные двери и окна, предметы мебели вызывают восхищение у всех, кто их видел, в том числе — у коллег по ремеслу. А вышедшие из-под его руки лестницы — это не просто способ перемещения между этажами, их можно смело назвать скульптурной композицией, украшением дома.
Его технику резьбы называют уникальной не только осетинские мастера, с этим согласны и видевшие работы Котаева краснодеревщики из Италии, Турции, Германии.
"Это конечно ни о чем не говорит, я просто делаю то, что у меня получается лучше всего, мне это интересно. Талантливых ребят вокруг много, их просто не замечают, часто потому, что люди не видели их работы, на что они способны", — рассказывает Шота корреспонденту Sputnik.
С работой по дереву он познакомился уже в раннем детстве — отец был ведущим столяром в Осетии, а тому навыки и интерес к этому занятию передал его отец — дед Шота.
"Как-то к отцу приехал академик из Тбилиси, который готовил крупную выставку. Это было в 1975 году. Гость просил отца сделать традиционное осетинское кресло, но у него тогда не было такой возможности, и он сказал, что кресло мог бы сделать я", — вспоминает мастер.
Шота тогда учился в институте. Он изготовил кресло без гвоздей и без клея. Когда гости из Тбилиси вернулись за заказом, они были в восторге и тут же предложили за кресло 300 рублей — в то время для студента это были большие деньги.
"Конечно, я сразу же отказался, на что академик сказал мне, что кресло стоит не меньше тысячи рублей, а он предлагает мне 200, потому что столько выделила бухгалтерия, а еще 100 — из своего кармана — в знак уважения к моему труду. Мне пришлось взять деньги, после того, как он сказал, что негоже молодому человеку противоречить старшему по возрасту", — рассказывает Котаев.
Лет через пять ему прислали номер журнала "Декоративное искусство", в котором была опубликована фотография этого кресла. Это было весомым доказательством признания его таланта — три работы на страницах издания автоматически давали право на членство в Союзе художников СССР.
Деньги для Котаева — "на десятом месте". Не раз ему заказывали дверь, или что-нибудь другое, и, уже выполнив работу, он принимался вырезать на нем затейливые узоры — просто для собственного удовольствия.
"Часто, когда заказчик видел резьбу, он бледнел, говорил, что ни о чем таком со мной не договаривался, имея ввиду, что это повлияет на цену. Я всегда успокаиваю их, говорю, что это бонус, подарок от меня", — рассказывает он улыбаясь.
Когда в начале 1990 годов в Южной Осетии началась война, Шота решил вывести отцовские станки и инструменты в Северную Осетию, поскольку опасался, что они могут попасть в руки грузинских вооруженных формирований.
"Эти уникальные инструменты достались мне от отца и деда. Они изготовлены из немецких и итальянских сталей. Я до сих пор не знаю вкуса "пепси" и чипсов, но могу сказать, что инструменты за границей делать умеют. Большую часть из них у меня потом украли — полный шкаф инструментов. Я неделю лежал в трансе, это огромная потеря. Вряд ли воры знали, в чем их уникальность и насколько они ценны. Может и сейчас они где-нибудь ржавеют", — говорит мастер.
В Северной Осетии он построил мастерскую, все делал собственными руками. Рядом поставил вагончик, в котором он и сейчас бывает, когда выезжает работать. В отцовском доме в Цхинвале у мастера нет ни мастерской, ни работ — большинство из них в домах заказчиков из Северной Осетии, Москвы, Краснодара.
"С 1995 года я заполнил уникальными вещами множество домов, но сам — как сапожник без сапог. Дома у меня так и нет ничего достойного внимания. Жена, конечно, недовольна", — улыбается он.
В желающих украсить свои жилища работами Котаева и сейчас нет недостатка, звонят даже из-за границы. Однако в последнее время за крупные работы мастер не берется — мешают больные суставы, а он не хочет подводить заказчика.
© SPUTNIK/ АЛЕКСЕЙ КОВАЛЕВ
РАБОТА ШОТА КОТАЕВА
Еще одно увлечение Котаева — бильярд. Еще в юности он заболел этой игрой. Шота дневал и ночевал в бильярдной, хотя в те времена она считалась злачным местом, а на выходившего оттуда молодого человека смотрели как на хулигана.
"До 28 лет в Советском Союзе не осталось ни одного крупного города, где бы я не играл. Ездил показать свое мастерство, посмотреть на других. С 1988 начал собирать подписи для учреждения федерации бильярда. Этому помешала война, потом решал насущные проблемы. Но я не оставлял эту идею и лет шесть назад федерация все-таки появилась", — рассказывает Котаев.
Он стал учредителем и президентом федерации, своими руками обустроил бильярдную. Большую помощь в создании федерации ему оказала благотворительная организация "Фаранк", она же предоставила Котаеву помещение для бильярдной. Шота провел здесь уже девять турниров, в том числе один — школьный.
КРАСНОДЕРЕВЩИК ШОТА КОТАЕВ
Делает он это с одной стороны из любви к этой игре, а еще потому, что считает бильярд не столько способом весело провести время, сколько серьезным видом спорта.
"В бильярдной запрещено пить и курить. Это не вяжется с расхожим мнением, что во время игры все выпивают и курят. Я выпроводил отсюда столько людей, в том числе — однокурсников и друзей, что полгорода смотрят на меня с обидой. Но бильярд — это спорт, я хочу, чтобы им занимались как можно больше людей, особенно дети", — говорит Шота.
Он хотел бы, чтобы таких заведений в Цхинвале было как можно больше. Потому что привычка проводить время за столом, выпивая и закусывая, укоренилась в городе практически повсеместно, а таких уголков для культурного отдыха практически нет.
Это трудно, иногда опускаются руки и хочется все бросить, но Шота трудности никогда не пугали, не собирается отступать он и сейчас.
http://sputnik-ossetia.ru/South_Ossetia/20150904/547806.html
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.