О Коста без языка Коста (фельетон)
1 ноября 2014 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3336 просмотров]
О Коста без языка Коста (фельетон)
Смотрю я, нарт Сырдон, на своих потомков и не могу на них нарадоваться. Чтят они нас, нартов, книги издают о наших подвигах, в парках скульптуры ставят...
Приятно, что не забывают они и о тех, кто жил земной жизнью и внес большой вклад в развитие культуры и языка осетинских. Это я о Коста Хетагурове. Прожил сей достойный муж жизнь свою в добродетели, завоевал любовь народа и зависть врагов. Но ушел из жизни в бедности, в забвении люда, ради которого терпел лишения и притеснения. Наверное, поэтому сегодня, из подсознательного чувства вины, мы славим человека, которого не удостоили даже частички славы тех, кого возвеличиваем премиями его имени.
В октябре по традиции в Осетии отмечают дни Коста, приуроченные к дате его появления на свет Божий. Для одних из нас это повод снова и снова проникнуться его творчеством, для других возможность приятно провести время на застольях в его честь, а для некоторых – возможность организовать политический пиар. Впрочем, сегодня разговор не о нашей местной специфике. Я о наших южных соседях.
15 октября в день рождения Коста Хетагурова праздник его имени состоялся в грузинской провинции Кахети в селении Арешперан Лагодехского района. Это селение издавна считалось центром осетинского мира в этом удаленном уголке Грузии. Поэтому здесь и был установлен памятник Коста Хетагурову, своего рода маяк, для желающих придерживаться национальных корней в бушующем море навязывания иного языка и культуры.
В свое время сюда переселились осетины из Южной Осетии, гонимые безземельем в горах. Власти Грузии, а после и Российской империи этому не препятствовали. В этом районе проходила граница Грузии с Северным Кавказом, откуда удалые горцы совершали набеги на села и города. А после того, как здесь поселились осетины, делать это им уже было сложнее. Так, осетины стали в Кахетии одновременно и земледельцами, и пограничниками.
С «золотого периода» осетин в Кахети утекло много воды. После прихода к власти З.Гамсахурдиа и его националистов начался исход осетин из Грузии. В Кахетии сегодня остались преимущественно люди старшего поколения, очень мало молодежи. Постепенно угасает национальное самосознание под воздействием иной культуры. Если раньше в эпоху СССР ассимиляционные процессы, проходившие при активном воздействии властей Тбилиси и сдерживались из Москвы, то сегодня грузинские национал-патриоты могут праздновать в Грузии победу. Все жители страны постепенно становятся однородной в национальном плане массой – «огрузинцами».
Хорошо, что сегодня хотя бы раз в году, в день рождения Коста, осетинам дают вспомнить, что они осетины. Еще в 2004 году Михаил Саакашвили решил продемонстрировать любовь к осетинскому народу, лично приехав со своей шайкой в Арешперан. Тогда восторгам тбилисской клики не было предела. «Коста певец братства народов Кавказа», «Его любит и знает вся Грузия», «Осетинские хачапури, осетинское пиво!!!» – раздавались шаблонные лозунги. Михаил Саакашвили даже пытался что-то пролепетать на псевдо-осетинском языке. К приезду грузинского президента тогда отреставрировали памятник осетинскому поэту, взорванный ранее грузинскими националистами. Памятник, из-за которого был осужден в свое время директор школы, ставший инициатором его строительства.
В этом году президент Грузии в Арешперан не приехал. Как впрочем и премьер-министр, который свою любовь к осетинскому народу продемонстрировал, поиграв в футбол с осетинами, проживающими в г.Гори. Возможно, президент и премьер опять поспорили, кто из них главнее в Грузии и кому ехать на праздник, и, не придя к единому мнению, оба остались в Тбилиси.
Однако, в этот день грузино-осетинскую любовь продемонстрировала так называемая администрация Димы Санакоева. Тут пели и артисты из организованного администрацией ансамбля «Нарты», и актеры некоего Цхинвальского театра им. Иванэ Мачабели читали стихи Коста, и ораторы не отставали в безграничном пафосе. Были скачки и широкое застолье.
Но удивительно другое, на празднике Коста, который пропагандировал всю свою короткую жизнь осетинский язык, осетинской речи практически не было слышно. Все считали своим долгом говорить о Коста, и декламировать его поэзию исключительно на… грузинском. И особого дискомфорта от этого ни грузинские гости из Тбилиси, ни местные осетины не чувствовали. Теперь понятно, какими хотели видеть в Грузии осетин: с грузинскими фамилиями и знающих Коста, только в переводе на грузинский язык. Идеальный осетин в понимании грузин не говорит по-осетински, поет грузинские песни, стыдится своего происхождения и скрывает это, думает, что история мира – это история исключительно грузин. Вот с такими осетинами-огрузинцами в Тбилиси согласны идти в Европу, навстречу западным демократическим ценностям.
В свое время осетинам в Грузии внушали, что у них нет национальной культуры, нет своей истории. И для многих из них сквозь годы становилось открытием, что история их народа древнее, чем история грузин. Что осетины это не только милиционеры и простые рабочие на тяжелом производстве, не только футболисты и борцы, но и академики и профессора, музыканты и военные… Сегодня в Грузии снова хотят, чтобы осетины окончательно оставались растворяющейся в титульной нации этнической прослойкой. Живое воплощение тому «незабвенный» Дима Санакоев. Говорят, что во время своего выступления на празднике в Арешперан он прочитал и стихотворение Коста. Надеюсь, это было «Додой!»…
Смотрю я, нарт Сырдон, на своих потомков и не могу на них нарадоваться. Чтят они нас, нартов, книги издают о наших подвигах, в парках скульптуры ставят...
Приятно, что не забывают они и о тех, кто жил земной жизнью и внес большой вклад в развитие культуры и языка осетинских. Это я о Коста Хетагурове. Прожил сей достойный муж жизнь свою в добродетели, завоевал любовь народа и зависть врагов. Но ушел из жизни в бедности, в забвении люда, ради которого терпел лишения и притеснения. Наверное, поэтому сегодня, из подсознательного чувства вины, мы славим человека, которого не удостоили даже частички славы тех, кого возвеличиваем премиями его имени.
В октябре по традиции в Осетии отмечают дни Коста, приуроченные к дате его появления на свет Божий. Для одних из нас это повод снова и снова проникнуться его творчеством, для других возможность приятно провести время на застольях в его честь, а для некоторых – возможность организовать политический пиар. Впрочем, сегодня разговор не о нашей местной специфике. Я о наших южных соседях.
15 октября в день рождения Коста Хетагурова праздник его имени состоялся в грузинской провинции Кахети в селении Арешперан Лагодехского района. Это селение издавна считалось центром осетинского мира в этом удаленном уголке Грузии. Поэтому здесь и был установлен памятник Коста Хетагурову, своего рода маяк, для желающих придерживаться национальных корней в бушующем море навязывания иного языка и культуры.
В свое время сюда переселились осетины из Южной Осетии, гонимые безземельем в горах. Власти Грузии, а после и Российской империи этому не препятствовали. В этом районе проходила граница Грузии с Северным Кавказом, откуда удалые горцы совершали набеги на села и города. А после того, как здесь поселились осетины, делать это им уже было сложнее. Так, осетины стали в Кахетии одновременно и земледельцами, и пограничниками.
С «золотого периода» осетин в Кахети утекло много воды. После прихода к власти З.Гамсахурдиа и его националистов начался исход осетин из Грузии. В Кахетии сегодня остались преимущественно люди старшего поколения, очень мало молодежи. Постепенно угасает национальное самосознание под воздействием иной культуры. Если раньше в эпоху СССР ассимиляционные процессы, проходившие при активном воздействии властей Тбилиси и сдерживались из Москвы, то сегодня грузинские национал-патриоты могут праздновать в Грузии победу. Все жители страны постепенно становятся однородной в национальном плане массой – «огрузинцами».
Хорошо, что сегодня хотя бы раз в году, в день рождения Коста, осетинам дают вспомнить, что они осетины. Еще в 2004 году Михаил Саакашвили решил продемонстрировать любовь к осетинскому народу, лично приехав со своей шайкой в Арешперан. Тогда восторгам тбилисской клики не было предела. «Коста певец братства народов Кавказа», «Его любит и знает вся Грузия», «Осетинские хачапури, осетинское пиво!!!» – раздавались шаблонные лозунги. Михаил Саакашвили даже пытался что-то пролепетать на псевдо-осетинском языке. К приезду грузинского президента тогда отреставрировали памятник осетинскому поэту, взорванный ранее грузинскими националистами. Памятник, из-за которого был осужден в свое время директор школы, ставший инициатором его строительства.
В этом году президент Грузии в Арешперан не приехал. Как впрочем и премьер-министр, который свою любовь к осетинскому народу продемонстрировал, поиграв в футбол с осетинами, проживающими в г.Гори. Возможно, президент и премьер опять поспорили, кто из них главнее в Грузии и кому ехать на праздник, и, не придя к единому мнению, оба остались в Тбилиси.
Однако, в этот день грузино-осетинскую любовь продемонстрировала так называемая администрация Димы Санакоева. Тут пели и артисты из организованного администрацией ансамбля «Нарты», и актеры некоего Цхинвальского театра им. Иванэ Мачабели читали стихи Коста, и ораторы не отставали в безграничном пафосе. Были скачки и широкое застолье.
Но удивительно другое, на празднике Коста, который пропагандировал всю свою короткую жизнь осетинский язык, осетинской речи практически не было слышно. Все считали своим долгом говорить о Коста, и декламировать его поэзию исключительно на… грузинском. И особого дискомфорта от этого ни грузинские гости из Тбилиси, ни местные осетины не чувствовали. Теперь понятно, какими хотели видеть в Грузии осетин: с грузинскими фамилиями и знающих Коста, только в переводе на грузинский язык. Идеальный осетин в понимании грузин не говорит по-осетински, поет грузинские песни, стыдится своего происхождения и скрывает это, думает, что история мира – это история исключительно грузин. Вот с такими осетинами-огрузинцами в Тбилиси согласны идти в Европу, навстречу западным демократическим ценностям.
В свое время осетинам в Грузии внушали, что у них нет национальной культуры, нет своей истории. И для многих из них сквозь годы становилось открытием, что история их народа древнее, чем история грузин. Что осетины это не только милиционеры и простые рабочие на тяжелом производстве, не только футболисты и борцы, но и академики и профессора, музыканты и военные… Сегодня в Грузии снова хотят, чтобы осетины окончательно оставались растворяющейся в титульной нации этнической прослойкой. Живое воплощение тому «незабвенный» Дима Санакоев. Говорят, что во время своего выступления на празднике в Арешперан он прочитал и стихотворение Коста. Надеюсь, это было «Додой!»…
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.